www.enbek.gov.kz, 23 июля
Сегодня в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное задачам развития социально-трудовой сферы в рамках программной статьи Главы государства "Социальная модернизация: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда". В работе коллегии приняли участие: Государственный секретарь РК М. Кул-Мухаммед, Заместитель Премьер-Министра РК Е.Т.Орынбаев, Министр труда и социальной защиты населения РК Г.Н. Абдыкаликова, руководители центральных и местных исполнительных органов, заместители акимов областей. Выступая перед участниками коллегии Государственный секретарь РК М. Кул-Мухаммед, отметил, что "Сам факт проведения сегодняшней коллегии в разгар летних отпусков говорит о необходимости скорейшей выработки действий по реализации поручений Главы государства. По существу, речь идет не только о социальной модернизации Казахстана, но и формировании новой идеологии, направленной на улучшение жизни каждого казахстанца. Забота о конкретном человеке – стержень и основа этого стратегического документа. Практически все поручения Президента, высказанные в статье, каждый социальный инспектор и каждый инспектор по труду должны стать на этот период пропагандистом и реализатором этого важнейшего стратегического документа." Стратегия занятости. В первом полугодии текущего года была начата полномасштабная реализация разработанной по поручению Главы государства Программы занятости 2020. Общий объем бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы за 2011 – 2012 годы составил 99,7 млрд. тенге, из них по состоянию на 1 июля освоено 51,7 млрд. тенге. За этот период 110 тыс. человек изъявили желание участвовать в Программе, и подписали социальный контракт. Среди подписавших социальный контракт 66,7% являются безработными, 29,2% – самостоятельно занятыми и 4,5% – из категории малообеспеченных. Более половины участников Программы (57% или 63 тыс. человек), составляет молодежь в возрасте до 29 лет. В рамках первого направления Программы "Обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения" было охвачено большинство участников Программы – 80,8 тыс. человек. На организацию их профессионального обучения из республиканского бюджета выделено 30,9 млрд. тенге. Это позволило заключить договора с 442 организациями образования и охватить 43,9 тысяч – профессиональной подготовкой, 30,7 тысяч – переподготовкой и 5,6 тысяч – повышением квалификации. По состоянию на начало второго полугодия текущего года завершили обучение 46,3 тыс. человек, из них около 75% трудоустроены. Дополнительные возможности временной занятости были созданы и за счет открытия социальных рабочих мест. Для этого на местах были активизированы механизмы социального партнерства, позволившие заключить договора более чем с 5 тыс. работодателями и трудоустроить около 38 тыс. человек. На субсидирование заработной платы участников Программы, трудоустроенных на социальные рабочие места, израсходовано 2,6 млрд. тенге. При этом средний размер месячной заработной платы трудоустроенных участников Программы составил 46 тыс. тенге. Активно использовались возможности молодежной практики. В ее формате было трудоустроено 26,7 тыс. человек. Активизация занятости осуществлялась также с помощью мер, предусмотренных вторым направлением Программы – содействие развитию предпринимательства на селе. На предоставление микрокредитов в рамках Программы за прошедший период было выделено более 15,7 млрд. тенге (3, 6 млрд. тенге в 2011 г и 11, 7 млрд. тенге – в 2012 году). Из них в первом полугодии текущего года по республике освоено 57,8%. Всего кредиты получили 4,4 тыс. участников Программы. Средний размер микрокредита составил 1950 тыс. тенге, максимальная процентная ставка для конечных заемщиков сложилась от 4,95% (ВКО) до 8,2% (Костанайская обл.). Получателями микрокредитов дополнительно создано 2595 рабочих места. Для включения безработных, самозанятых и молодежи "в реальную экономику" определенные меры были приняты в рамках третьего направления Программы – "Повышение мобильности трудовых ресурсов". Программой предусмотрено стимулирование миграции трудоспособного населения из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в пункты экономического роста, где реализация фундаментальных программ индустриального развития создает дополнительный спрос на трудовые ресурсы. За счет этого в 15 регионах республики было запланировано строительство 1158 индивидуальных и многоквартирных домов. На конец первого полугодия года завершено строительство 403 домов. Как известно, в ходе пилотной реализации в Программу было включено еще одно – четвертое направление "Развитие сельских населенных пунктов" В рамках четвертое направление "Развитие сельских населенных пунктов" в целях создания рабочих мест в сельской местности предполагается реализация проектов по ремонту (реконструкции) инфраструктуры и благоустройству сел, строительству семейных врачебных амбулаторий и медицинских пунктов. По состоянию на 1 июля на проведение данных работ выделено около 10 млрд. тенге. К реализации принято 565 проектов, за счет которых планируется создать около 7,5 тыс. рабочих мест, из них более 1 тысячи уже создано. За время реализации программы из общего числа обратившихся в органы занятости республики было трудоустроено 426,7 тыс. человек (2011 г. – 283,7 тыс. человек, 2012 г. – 143,0 тыс. человек), в том числе по Программе занятости непосредственно – 96 тыс. человек. Во втором квартале 2012 года (по предварительной оценке Агентства РК по статистике) в отраслях экономики были заняты 8,5 млн. человек. Доля самостоятельно занятых в их составе уменьшилась с 33,3% до 31,9%. Уровень безработицы снизился с 5,4 % по итогам 2011 года до 5,2 %. Развитие трудовых отношений. Формирование и развитие эффективной модели трудовых отношений в соответствии с поручениями Главы государства, Министерство осуществляет по таким направлениям, как профилактика и предупреждение трудовых конфликтов; улучшения условий труда и снижение травматизма на производстве; проведение правового всеобуча. В отчетный период приняты поправки в Трудовой кодекс РК регламентирующие взаимодействие органов внутреннего контроля предприятий и совместных комиссий по охране труда на основе социального диалога; упрощающие процедуры выдвижения требований работников к работодателям, в том числе в целях досудебного решения возникающих проблем, а также повышающие ответственность за несоблюдение норм и правил участия в забастовках. В декабре 2011 года подписано Генеральное соглашение между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей на 2012-2014 годы, в котором обозначены приоритетные направления сотрудничества в области развития социального партнерства, налаживания социального диалога и предупреждения социально-трудовых конфликтов. На заседании Республиканской трехсторонней комиссии (далее – РТК) рассмотрен и одобрен подготовленный Министерством проект Комплексного плана по предупреждению социальной напряженности и разрешению социально-трудовых конфликтов. В целях обеспечения трудовых прав работников и недопущения социального напряжения в трудовых коллективах и обществе в целом проводится мониторинг задолженности предприятий по заработной плате и принимаются меры по ее погашению. За 6 месяцев т.г выявлена задолженность по заработной плате в 393 проверенных организациях, на сумму более 3,6 млрд. тенге. В результате принятых мер на 282 предприятиях задолженность в сумме более 1,8 млрд. тенге погашены. Модернизация системы социального обеспечения и социальной поддержки населения. Современный уровень и потенциал экономического развития выдвигают на первый план обновление основных социальных стандартов с тем, чтобы они были сопоставимы с международными и соответствовали экономическому прогрессу в Казахстане. В текущем году с привлечением национальных и международных экспертов ведется работа по совершенствованию методики определения основного минимального стандарта – прожиточного минимума. С этой целью Казахской Академии питания поручено пересмотреть энергетическую ценность и состав продовольственной корзины. Уже подготовлены и согласованы с Министерством здравоохранения РК предложения по составу продовольственной корзины, определенному с учетом нужд и потребностей детей и женщин. По результатам работы будет подготовлен проект Концепции по совершенствованию системы минимальных социальных стандартов: прожиточного минимума, минимальных размеров заработной платы, пенсий и социальных пособий. В рамках рабочей группы при МЭРТ РК подготовлены предложения по совершенствованию пенсионной системы. Они направлены на усиление финансовой устойчивости системы и адекватности размеров пенсионных выплат и растущему уровню жизни в стране. С учетом особого значения социальных услуг в реабилитации инвалидов, преодолении бедности и маргинализации малообеспеченного населения, продолжается реформирование системы оказания специальных социальных услуг. В прошлом году завершен первый этап реформирования системы социального обслуживания, разработаны необходимые стандарты, введены новые альтернативные формы оказания специальных социальных услуг. На втором этапе (2012-14 гг.) будет проведена оптимизация крупных стационаров и развитие сети малокомплектных организаций, приняты меры по развитию конкурентной среды на рынке услуг и развитию государственно-частного партнерства. На подготовку условий для перехода "от социальной поддержки к социальному прогрессу" направлены предложения Министерства и принимаются меры: – по развитию накопительной пенсионной системы; – системы обязательного и добровольного страхования; – более широкому использованию мотивационных выплат (социальная поддержка в рамках Программы занятости 2020, внедрение системы обусловленных социальных выплат семьям с детьми, оптимизации оказания дополнительной социальной помощи, предоставляемой за счет средств местного бюджета). Во втором полугодии текущего года с учетом международного опыта будет разработана концепция реформирования социальной помощи населению, предусматривающая дифференциацию форм и видов социальной помощи, перенаправление средств наиболее нуждающимся гражданам. Формирование эффективной системы государственного управления социальными процессами. Вклад Министерства в реализацию данного направления – разработка новой модели системы оплаты труда гражданских служащих, направленная на обеспечение адекватности их оплаты труда, количеству и качеству жизненно важных услуг, предоставляемых населению, и сложности выполняемых работ. Согласование и утверждение новой модели будет завершено в текущем году, а ее внедрение планируется начать в 2014 году. |