Виктор Майлин, www.dialog.kz, 24 июля
Как и следовало ожидать, известие о грядущем ребрендинге Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" вызвало немало вопросов практически у всех слоев населения. Специалисты по PR и маркетингу, усиленно гадают: в какую сумму может обойтись это интересное начинание, юристы оживленно обсуждают тонкости сложных взаимоотношений между головными и дочерними подразделениями ФНБ и прикидывают какие из них могут пострадать, а какие, наоборот выиграть в результате этой процедуры. Обыватели, ограничиваются ехидными шутками в духе "А вы, друзья, как не садитесь..", а экономисты и аналитики пытаются найти ответ на наверное основной вопрос – каковы истинные цели этой реорганизации? ...Итак, согласно определению бизнес-словарей, ребрендинг – это "комплекс мероприятий по изменению либо общей информации о компании, либо ее отдельных составляющих".Так же, ребрендинг подразумевает, что в компании произошли довольно сильные изменения. Для чего обычно проводится ребрендинг? В первую очередь для того, для того чтобы устранить некие проблемные моменты. Например, в случае если компания, согласно опросам потребителей или экспертов, ассоциируется с чем-то негативным – скажем, некачественной продукцией, нарушениями законодательства, или громкими скандалами. Основной продукт ФНБ "Самрук-Казына" это, как известно, менеджмент со всеми его производными. Или, если точнее, повышение конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, повышение эффективности управления госактивами, совершенствование системы корпоративного управления, и осуществление инвестиционной деятельности. По крайней мере, именно эти формулировки заложены в его учредительных документах. И если следовать простейшей логике, то получается, что все вышеперечисленное оказалось весьма посредственного качества? Мда.. Тут, пожалуй, можно будет договориться до откровенной крамолы. Поэтому, временно абстрагируемся от элементарной логике с ее скоропалительными выводами и попробуем взглянуть на происходящее, так сказать, с другой стороны. Разговоры о масштабных реформах Фонда национального благосостояния, ведутся с февраля этого года, когда новый председатель правления Умирзак Шукеев сначала на расширенной коллегии АО "Самрук-Казына", а затем в пространном интервью российской газете "Коммерсант" поделился своим видением дальнейшей жизнедеятельности вверенной ему структуры. Озвученные в те дни проекты реформ, условно говоря, делились на две категории – административные и функциональные. С первой категорией, в общем то, все было ясно- посетовав на медлительность управленческого процесса, Умирзак Естаевич пригрозил масштабной оптимизацией, кадровой реорганизацией и общей "разбюрократизацией". То есть, тем, чем в нашей державе занимается на новой должности любой новоиспеченный руководитель, и чем, соответственно, с большим или меньшим успехом занимались и предшественники самого Умирзака Шукеева на посту главы ФНБ. А вот со вторым направлением, все оказалось далеко не так просто. В числе прозвучавших тогда предложений, особое внимание наблюдателей привлек озвученный план оптимизации структуры холдинга. Среди прочего он включает в себя не только сокращение управленческого персонала и разделение фонда на четыре блока (финансово-экономический, стратегический, операционно-производственный и обеспечивающий), но и модернизацию основных подразделений. В частности, рассматривается вопрос слияния дочернего АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" и головного предприятия АО "КазМунайГаз" в виде обратного поглощения. Правда, и сама идея принципиально новой не является, впервые была озвучена в 2010 году еще Кайратом Келимбетовым и не была реализована из-за целого ряда возникших юридических противоречий. Не вдаваясь в долгие и утомительные нюансы можно сказать, что особенно это касалось интересов акционеров этих компаний (в том числе – миноритарных и иностранных) и отсутствия прямой регламентации подобных сделок в казахстанском законодательстве. С тех пор, в отечественной юриспруденции общем то ничего особо не изменилось, и почему Умирзак Естаевич решил, что то, что забуксовало тогда, удастся разрешить сейчас, причем, без каких либо дополнительных процедур, увы, так и осталось загадкой. Не совсем ясными получились и некоторые другие ключевые моменты продекларированной модернизации. Например, так и осталось не до конца расшифрованной мысль о том, на чем собственно базируется звучный тезис о "повышении рыночной стоимости входящих в холдинг кампаний". Ведь с одной стороны, рыночная стоимость той или иной компании прямо пропорциональна котировкам ее акций на биржах, а поскольку акционер у "Самрук-Казыны" один – государство, то ориентиром должно быть что-то иное, ведь компании, которые входят в "Самрук", существуют на особом режиме, и это не тот бизнес, в его традиционном понимании, когда владелец изобретает все новые и новые способы для зарабатывания каждой теньгушки – здесь все налажено и обеспечено либо госзаказом, либо прямыми государственными вливаниями. Но с другой стороны, рыночная стоимость все равно напрямую зависит от прибыльности компании, что собственно я является конечной целью любой коммерческой организации. Так что без дополнительной расшифровки и этот тезис, (а точнее, по словам Умирзака Естаевича- "базовый постулат будущей стратегии деятельности ФНБ "Самрук-Казына"), опять таки смотрится лишь теоретической, абсолютно размытой фразой, не несущей никакой конкретики. А в результате, у малоподготовленного наблюдателя вообще может сложится впечатление о том, что все задумывается либо по принципу "реформа ради реформы", либо начинается "на авось", с последующей надеждой, что "кривая хоть как то, да вывезет".А если даже "не вывезет", то же не беда –главное, что рапорт о начале модернизации был отдан, и на самом верху принят. Не знаю почему, но все, это мне напомнило одну историю, которая приключилась несколько лет тому назад, в бытность Умирзака Шукеева акимом Южно-Казахстанской области. Тогда областным начальством было решено в предельно короткие сроки возвести в центре Шымкента некий архитектурный шедевр, куда входили бы комплекс офисных и жилых зданий, а также комфортабельная зона отдыха. Под это дело, в спешном порядке площадь разворотили настолько, насколько это было возможно – снесли гранитный постамент с главными городскими часами, демонтировали скульптуру Золотого человека, и под корень выкорчевав старый сквер с голубыми елями, вырыли огромный котлован. На этом, преобразования, собственно говоря, и закончились – как выяснилось впоследствии, то денег не хватает, то у самого проекта выявлялись серьезные недоработки.. Сам Умирзак Шукеев через некоторое время благополучно переместился в кресло первого вице-премьера, а заброшенный котлован еще несколько лет напоминал горожанам о справедливости поговорки насчет того, что прежде чем что либо обещать, сначала стоит крепко подумать. Но, впрочем это дела давние и поросшие быльем точно так же, как и пресловутый котлован. А вот, что касается более позднего периода, то здесь пожалуй будет нелишним вспомнить вице- премьерский этап деятельности Умирзака Шукеева в ходе которого, он осуществлял непосредственное кураторство как целого ряда государственных программ и "прорывных проектов" общереспубликанского значения, так, и в качестве представителя государства приглядывал за деятельностью все того же ФНБ "Самрук-Казына". Если вспомнить все госпрограммы находившиеся в непосредственно кураторстве вице-премьера Шукеева, начиная от многоэтапных "Питьевых вод" и кластерной модели экономики, кончая "Доступным жильем", а затем проанализировать – сколько их них были доведены до логического конца, то получим поистине удивительный результат. На деле выяснится, что практически каждая программа, (а все они рекламировались с большой помпой и мастерством) впоследствии как бы поглощает в себя нереализованную предыдущую, и в них включаются практически одни и те же проекты. Здесь, например, достаточно выстроить цепочку "Тридцать корпоративных лидеров" – кластеры – и ПФИИР и посчитать сколько проектов последовательно побывало сразу в трех из них, (причем, почему то уже непременно на стадии завершения). Злые языки, и некоторые особо вольнодумные экономисты, правда, предполагали, что таким образом на каждый проект "выбивалось", по сути, тройное финансирование, но здесь мы что либо однозначно утверждать не будем, тем более, что подобную информацию с завидной регулярностью выдает тот же Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. Можно вспомнить и то, как тогдашнее руководство ФНБ "Самрук-Казына" в лице Кайрата Келимбетова, под непосредственным патронажем вице-премьера Шукеева, довели до банкротства Иртышский химико-металлургический завод – уникальное производство по выпуску редких металлов, крайне востребованных сейчас на мировом рынке, так как не смогли изыскать на поддержку производства необходимую сумму в 10-12 миллионов долларов, зато легко изыскали аж 115 миллионов американских единиц на несколько сомнительный с точки зрения практической пользы инновационный проект "Биохим". А еще были не менее печально знаменитые "Силициум Казахстан" и Илийский картонно-бумажный комбинат, расходование средств по которым, впоследствии так же было признано крайне неэффективным... В отдельную главу можно выделять и бесконечную эпопею с сельскохозяйственными "дочками" ФНБ, типа той же "КазАгро", из года в год становившуюся героями скандальных расследований со стороны Счетного комитета, а периодически и Генеральной прокуратуры. Так что, на самом деле, проблем у ФНБ было накоплено немало, и что немаловажно, практически все они должны были быть прекрасно известны Умирзаку Шукееву и ранее, а не открыться перед ним в одночасье, после того, как он занял кресло председателя правления. В общем, как бы там ни было, но в течении последних полгода, из всех озвученного в феврале масштабных планов, на деле во вверенном бывшему вице-премьеру ФНБ, осуществлялась лишь масштабная кадровая реорганизация, и некоторое сокращение административных расходов. Остальное либо так и осталось абстрактными прожектами, либо потихоньку заглохло само по себе. Катализировать процессы похоже не смогла даже принятая в начале года новая редакция Закона "О Фонде национального благосостояния", который не только определяет новые цели и задачи ФНБ "Самрук-Казына", но и модернизирует весь процесс его деятельности. А заодно и существенно расширяет и без того немалые полномочия, так что по словам сенатора Светланы Джалмагамбетовой: "Когда мы сегодня отдаем в руки передовых менеджеров "Самрук–Казыны" активы страны, куда входят крупные национальные компании, занимающие значительную долю в отраслях экономики и ВВП, получается, что создается государство в государстве: сам планирую, сам проверяю, никто не вмешивайся.." Примерно аналогичным вопросом задался в июне этого года и депутат мажилиса Мухтар Тиникеев : "Сейчас вы выросли вместе с "дочками" до 538 компаний и теперь вы государство в государстве. Мало того, внешний долг компании входящий в "Самрук Казына" разросся настолько, что уже составляет три триллиона 194 миллиарда 424 миллиона тенге. Как образовалась такая сумма? На мой вопрос – почему на депозитах банков второго уровня "Самрук Казына" держит 99 миллиардов тенге, – мне отвечает, что указанные средства являются временными свободными денежными средствами и не являются бюджетными средствами. Как это не являются?" Ответ тогда пришлось держать заместителю председателя правления "Самрук Казына" Ирине Бахмутовой, которая информацию о росте долга в принципе подтвердила, но по поводу происхождения выразилась несколько туманно: "Эти средства образовались за счет привлечения внешних займов компаниями, входящими в группу фонда "Самрук-Казына". Для того, чтобы обеспечить контроль за финансовой устойчивостью компании в рамках холдинга существуют специальные политики, утвержденные советом директоров фонда для того, чтобы контролировать привлечение внешнего долга." И очевидно чтобы успокоить растревожившихся народных избранников добавила что " В настоящее время в Фонде готовятся поправки и уточнения в политике. В ближайшее время, ориентировочно в конце в июле, предполагается вынести этот вопрос на совет директоров Фонда. А заодно, разрешить еще целый ряд вопросов". И вот, похоже, "ряд вопросов" было решено разрешить путем ребрендинга. А заодно, удастся освоить и некоторые, явно лишние средства, перебросив их на рекламный бюджет. По крайней мере, по прикидкам наиболее авторитетных специалистов в этой области обычно на такие процедуры тратится не менее десяти процентов от прибыли компании. Так что, если взять за основу то, что доход "Самрук-Казыны" в 2011 году составил 20 миллиардов тенге, то получается, что он может потратить на новое имя, логотипы и их раскрутку порядка двух миллиардов единиц национальной валюты, или свыше тринадцати миллионов долларов США. То, что это даст возможность кому- то неплохо заработать, (неважно будет это иностранная РR-фирма или приглянувшееся местное агентство), конечно же бесспорно. Но поможет, ли все это успешному реформированию холдинга в целом, и реальному, а не декларативному выполнению поставленных перед ним задач, сказать пока трудно. Ведь если до этого в основном озвучивались лишь благие намерения и исправно ходили по кругу одни и те же идеи, то от различных ошибок, просчетов и недоделок ФНБ "Самрук-Казына" будет не застрахован и впредь, даже с новым, еще более звучным именем |