Талгат Ибраев
Нынешний глава Фонда нацблагосостояния "Самрук-Казына" Умирзак Шукеев любит делать широкие заявления, что называется, смотрящие в будущее, а заодно очерняющие "проклятое прошлое" вверенного ему учреждения. Послушать Умирзака Естаевича, так выяснится, что до его пришествия на пост "Самрук-Казына" жил как Аллах на душу положит, без программной стратегии и всяческого планирования, да еще и под бетонной плитой бюрократии. Это зло новый председатель правления обещал искоренить, стратегию сочинить и в кратчайшие сроки представить – в результате борьба с засильем бюрократов обросла аппаратной казуистикой, а пресловутая стратегия вынашивалась почти девять месяцев. Напомним, что в начале года глава ФНБ обещал гражданам великие свершения, судя по всему, теперь придется удовольствоваться парой-тройкой довольно мутных "достижений". В конце августа пресловутый стратегический документ, наконец, был утвержден правительством, теперь предстоит отыскать в нем то, что в действительности придумали Шукеев и его команда, и что не было перекалькировано с предыдущих "несуществующих" проектов. Одно из первых интервью в качестве председателя правления "Самрук-Казыны" Умирзак Шукеев дал российскому "Коммерсанту", в нем он и озвучил знаменитый "разоблачительный" тезис – Фонд до сих пор, вот уже семь лет функционирует без стратегии, а мужики-то и не знали! "Я сам удивлен, что стратегии до сих пор нет. В новом законе (Закон "О фонде национального благосостояния" – ред.) прямо предусмотрено, что должна существовать стратегия развития компаний холдинга на десятилетний период. Пятилетний план существует, он неплохой. Но стратегии нет. В первом квартале этого года мы будем уже иметь проект стратегии и выносить его на рассмотрение совета директоров". Вот как дословно звучало судьбоносное заявление. Здесь сразу обращают на себя внимание несколько немаловажных обстоятельств. Во-первых, некую стратегию "Самрук-Казыны" уже разрабатывали и даже представляли премьер-министру Кариму Масимову еще летом 2010 года, то есть при председательстве Кайрата Келимбетова. Никакой критике глава правительства тот документ не подверг, к слову, и сроки реализации, и основные задачи в той благополучно "забытой" стратегии вполне совпадают с озвученными уже Умирзаком Шукеевым. Был ли предыдущий документ положен под сукно или Фонд работал на его основе, остается неизвестным. Однако тот факт, что программные стратегии, как общие, так и локальные, в частности, касающиеся деятельности "Самрук-Энерго" и других дочерних организаций фонда, разрабатывались и использовались как при Келимбетове, так и при Тимуре Кулибаеве, не подлежит сомнению. Об этих программах имеются отчеты ведомственных структур, а также информация в различных СМИ, но Умирзак Естаевич о плановой работе предшественников предпочел умолчать. Добавить сюда стратегии нефтегазового сектора, атомной промышленности, многочисленные программы развития бизнеса, социального партнерства, и заявления Шукеева об отсутствии системной организации становятся еще более странными. Идем далее и не забудем отметить, что интервью "Коммерсанту" с "сенсационным и разоблачительным" заявлением появилось в середине февраля, и сроки реализации стратегии – по версии Шукеева, первой и единственной – были указаны самые четкие. Кстати, не ясно, почему столь глобальные тезисы политики ФНБ Умирзак Шукеев предпочел озвучивать в иностранной прессе. Неужели опасался, что в местных СМИ они прозвучат недостаточно широко, да и более осведомленные о работе Фонда казахстанские журналисты начнут задавать неудобные уточняющие вопросы? Так или иначе, а сроки были названы – первый квартал 2012 года. Но прошла зима, затем весна, миновало лето, и только к концу августа появилось сообщение о том, что великая Стратегия Фонда, наконец, принята правительством. Что же содержится в этом вынашиваемом почти девять месяцев документе, и в чем Умирзак Естаевич и его новая команда проявили себя действительными новаторами? "В целом стратегия вытекает из нового закона о фонде. Стратегия должна отвечать на два ключевых вопроса. Как нам увеличивать рыночную стоимость наших компаний? И как нам вводить лучшую практику корпоративного управления?" Это цитата все из того же интервью "Коммерсанту", в котором Умирзак Шукеев сетует на головотяпство предшественников. В последних числах августа, когда правительство Казахстана все же дождалось обещанную еще в феврале стратегию развития и одобрило ее, Шукеев вновь озвучил кардинальные задачи. Документ рассчитан на 2012-2022 годы, и вот что, по мнению главы Фонда, "Самрук-Казыне" предстоит свершить за следующие 10 лет. "Это повышение уровня корпоративного управления, реализация единой инвестиционной политики, реструктуризация и вывод компании на IPO, улучшение систем управления эффективностью компании, развитие человеческого капитала и проведение сравнительного анализа как внутри фонда, так и с внешним миром". Позвольте еще одну "новаторскую" цитату из последнего выступления Умирзака Естаевича. "До 2022 года мы хотим стать стратегическим холдингом, объединяющим компании, достигшие лучших мировых практик, и основой поддержания устойчивого функционирования страны. Став стратегическим холдингом, Фонд не будет вмешиваться в операционные дела компаний и полностью наладит управление исключительно через Советы Директоров по стратегически важным вопросам и направлениям". Как мы увидим, цели повторяются, однако они идентичны и целям, указанным в выступлениях предшественников Шукеева – К.Келимбетова и Т.Кулибаева. Например, вот что заявлял Кайрат Келимбетов в 2010 году, рассказывая о том, что уже в сентябре единая стратегия развития "Самрук-Казыны" будет вынесена на рассмотрение. "Прежде чем вести речь о направлениях, хочу отметить, что, согласно новой корпоративной стратегии, фонд "Самрук-Казына" не намерен вмешиваться в деятельность национальных компаний. Мы делегируем как можно больше суверенитета советам директоров. Но в то же время фонд будет отслеживать, как реализуется в нацкомпаниях корпоративная политика, бюджет, а также кадровая политика. Что касается направлений, то, учитывая, что основным активом фонда "Самрук-Казына" является нефть и газ, мы будем создавать нефтехимическую промышленность, модернизировать нефтепереработку, строить интегрированные газохимические комплексы. А еще у нас есть горнорудная промышленность. Мы будем и дальше ее развивать, то есть следующие ее переделы. Третье направление – это атомная промышленность. Думаю, что через 10 лет атом будет такой же важной темой, как нефть и газ. Получается, что первые пять лет мы занимаемся этими стратегическими проектами, а дальше – действуют сами национальные компании". Неправда ли, похожего много, видимо, какое-то представление о корпоративной политике, реструктуризации и эффективности компании Келимбетов все же имел. А вот что говорит о корпоративном управлении Тимур Кулибаев весной 2011 года. "Не менее важны для Фонда задачи внутреннего порядка. Имею в виду совершенствование системы управления дочерними компаниями. "Самрук-Қазына" – не хозяйствующая структура, фонд не вмешивается в операционную деятельность дочерних компаний, не может и не должен подменять собой экспертный персонал компаний. Мы управляем активами. А это значит, что во главу угла должны быть поставлены принципы корпоративного управления. Создавая корпоративные документы и регламенты, формируя процедуры разработки, принятия и реализации стратегических решений, внедряя точные критерии оценки, мы сможем добиваться гораздо большей эффективности дочерних компаний, чем, если будем глубоко погружаться в конкретную экономику тех или иных проектов". Надо же, оказывается, и до Умирзака Естаевича в Фонде корпоративные реформы шли полным ходом. Или, скажем, возьмем модернизацию и реструктуризацию экономики. "Развитие инноваций Глава государства назвал основой для модернизации Казахстана. И эта задача является нашим приоритетом. Фонд как основной акционер и единый корпоративный центр управления национальными компаниями должен играть ключевую роль. Мы приступили к разработке корпоративной инновационно-технологической стратегии – как в целом по группе, так и в отношении самых крупных компаний. Создан Инновационный совет фонда, а в дочерних компаниях – Научно-технические советы. Ключ к успеху мы видим во внедрении современных методов управления инноватикой, обеспечивающих в комплексе реализацию всего процесса – от идеи до конечного продукта. Особое внимание мы должны обратить на некоторые отраслевые программы. В частности, речь идет об атомной промышленности. В этой отрасли мы можем занять ведущие позиции в мире, в то же время сейчас, после японских событий, обозначились определенные риски относительно будущего ядерной энергетики. Нам нужна безошибочная стратегия развития. Другое направление – геология, разведка недр, в которой Казахстан за два десятилетия серьезно отстал. И это отставание мы обязаны быстро ликвидировать". Это, опять же, говорит не Шукеев, а Тимур Кулибаев в том же 2011 году. И даже в вопросе народного IPO г-н новый председатель отнюдь не первопроходец. "Вторая важная задача – провести "народное IPO" ряда госкомпаний, с тем, чтобы привлечь казахстанцев к фондовому рынку, предоставив им возможность приумножить свои доходы. Здесь мы уже начали активную работу совместно с правительством по разработке концепции и механизмов вывода нацкомпаний на казахстанский фондовый рынок", – заявлял ранее Тимур Кулибаев. "Программа "народного IPO" даст казахстанцам возможность участия в акционерном капитале ведущих компаний страны. Она улучшит инвестиционный климат, даст толчок развитию фондового рынка и диверсификации экономики страны в целом. Мы настроены провести программу IPO максимально прозрачно, на принципах справедливости и доступности всем слоям населения. Мы провели конкурс и назначили консультантов, продемонстрировавших наилучшую квалификацию и конкурентоспособные ценовые предложения. В июле текущего года совместно с ними мы планируем завершить разработку подробного плана программы. Будет вестись широкая разъяснительная работа, и население Казахстана будет получать самую полную информацию о ключевых этапах "народного IPO", – подобных цитат из выступлений прежнего председателя Фонда насчитывается множество. Напрашивается вывод: Умирзак Естаевич не только не предложил ФНБ ничего принципиально нового, но и "реконструировал" идеи предшественников в собственную "стратегию развития". Тот же кадровый вопрос "Самрук-Казыны", пресловутая бюрократизация аппарата также неоднократно поднимался в различных источниках – от выступлений президента Назарбаева до рабочих совещаний ФНБ. К тому же, в заявлениях о кадровых сокращениях у Шукеева имеются странные противоречия. "После прихода в фонд я внимательно проанализировал деятельность компаний. Стало ясно, что процесс принятия решений носит неоправданно долгий характер – от трех до шести месяцев. Что возможно в чиновничьем аппарате (хотя и там нежелательно), но это недопустимо в компании, работающей на конкурентном рынке" – пожаловался Умирзак Естаевич в одном из интервью, пообещав значительно сократить аппарат. "Метлу чистки" новый глава действительно запустил, приведя в Фонд своих ставленников, в том числе, из известного многочисленными провалами в работе "КазАгро". Тем не менее, тот же Кайрат Келимбетов выдвигал претензии в медлительности принятия решений… правда, адресовал их правительству, и не в последнюю очередь секретариату тогдашнего вице-премьера Умирзака Шукеева. Очевидно, с тех пор, как экс-вице-премьер смотрит на "торможения" в работе с другой стороны баррикад, процесс пойдет быстрее, вот только с момента получения Шукеевым поста никаких особо кардинальных или прорывных решений в Фонде принято не было. Экономические аналитики поймали г-на Шукеева еще на одном противоречии, связанном с увеличением рыночной стоимости компаний, входящих в Фонд и повышении их конкуренции. Конкуренция и увеличение стоимости активов Фонда – один из ключевых постулатов "новой" стратегии, эти факторы Шукеев упоминает во многих своих выступлениях. Дошло до того, что страх перед конкурентами – у "Самрук-Казыны", сосредоточившей в себе наиболее прибыльные активы государства, должен быть воистину мощнейший конкурент! – послужил объяснением секретности упомянутой стратегии развития. "Есть какие-то вещи, которые конфиденциальные, есть вообще секретная информация. Например, такие компании, как "Казатомпром". Поэтому нельзя буквально это понимать. Все, что возможно, – будет открыто, в том числе и стратегия. Стратегия фонда – это важнейший документ, который очень внимательно смотрит наш конкурент, поэтому открытой будет только та часть стратегии, которая требует публичного обсуждения", – пояснял Шукеев прессе. Однако, как подчеркивали аналитики, акционером "Самрук-Казыны" является государство, и радения о прибыли, повышении стоимости акций, погоня за конкуренцией явно нуждаются в прояснении. Кроме того, одной из причин нахождения Умирзака Естаевича на нынешнем посту послужили трагические события в Жанаозене, а таких объектов, как практически полностью находящийся на содержании АО "Разведка Добыча КМГ" город, у "Самрук-Казыны" предостаточно. Если уж гнаться за прибылью, то от подобных "активов" следует избавляться в первую очередь, что в корне противоречит социальной политике Фонда. О ней председатель правления также неоднократно высказывался, вольно или невольно провоцируя конфликт в умах. "Внедрение практики составления ежегодного рейтинга социальной стабильности для каждой компании. Наряду с ключевыми показателями деятельности, отныне руководитель ДЗО фонда дочерних организаций будет оценивать не только по результатам деятельности компаний, но и по рейтингу социальной стабильности", – заверял Шукеев, создавая очередное противоречие в целевых установках. В сущности, появляется ощущение, что ожидаемая девять месяцев стратегия развития "Самрук-Казыны" – документ весьма туманный, и кроме повторения предшествующих программных заявлений содержащий многие системные неувязки. Кроме того, весьма сомнительна и ее реализация на практике, коль скоро за время руководства Умирзака Шукеева единственным законченным деянием Фонда стала кадровая реформа, тут же подвергшаяся вполне заслуженной критике. Досталось г-ну председателю и за кумовство, и за разгон прежней команды, и за пестование сомнительных кандидатур. К тому же, внедрение в жизнь такого сложнейшего плана, как развитие ключевого экономического рычага Казахстана, каким является "Самрук-Казына", предполагает куда более серьезную работу, чем разделение аппарата на сектора и увольнение проверенных работников. Тут одними обещаниями и наигранным удивлением не обойдешься. |