Талгат Ибраев
Прежде чем обратиться к текущим казахстанским делам, бросим один взгляд на советское прошлое, а точнее, на одно письмо, совсем недавно рассекреченное. Его автор – советский диверсант, подполковник госбезопасности Кирилл Орловский, который много лет занимался диверсиями против поляков во время советско-польской войны, против франкистов в Испании, ну и конечно, против немцев во время Великой Отечественной войны. 8 лет в тылу врага, 70 переходов границы и линии фронта, звание Героя Советского Союза, два ордена Ленина и бессчетное количество уничтоженных врагов. В феврале 1943 года его отряд совершил дерзкое нападение на немецкий отряд в Белоруссии, и уничтожил комиссара трех областей Белоруссии Фридриха Фенса, обергруппенфюрера СС Захариуса, много офицеров и солдат. От диверсантов удрал только генеральный комиссар Белоруссии Вильгельм Кубе. Победа далась Орловскому очень дорого. Он потерял правую руку, четыре пальца на левой руке, наполовину оглох. И вот фактически безрукий и оглохший диверсант пишет письмо товарищу Сталину, в которой поражает всего одна фраза: "все ли я отдал для Родины и партии Ленина – Сталина?". И пишет, что отдал не все. Подполковник госбезопасности, уже не способный взять в руки оружие, предлагает Сталину создать колхоз в своей родной деревне на Могилевщине и просит отпустить ему ссуду. Ссуда им была получена, Орловский сдал московскую квартиру и отбыл в деревню, разрушенную оккупантами до основания. Он вложил в свое детище свои сбережения – 200 тысяч рублей. После войны этот колхоз стал первым в СССР колхозом-миллионером, за свои трудовые подвиги Орловский получил еще три ордена Ленина, Звезду Героя Социалистического труда и пять раз избирался депутатом Верховного Совета СССР. "Все ли я отдал для Родины и партии Ленина – Сталина?". Что тут еще можно к этому добавить? К сожалению, в Казахстане сейчас очень мало людей, способных на такой же трудовой подвиг, в такой же степени скромных и самоотверженных. Гораздо больше людей, которые мало чего добившись, впадают в самовосхваление, в самолюбование, начинающих рассказывать о "великих свершениях". Вот, к примеру, в журнале "Центр Азии" в номере за май-июнь 2012 года появилась статья "Самрук-Казына" в экономике Казахстана", в которой расписываются без тени скромности успехи фонда. С нашей же точки зрения, успехи фонда куда меньшие, чем там описывается, и пока что решающих достижений фонд достигнуть не сумел. Во что фонд инвестирует? Точно не в индустриализацию. Статья пиарит достижения фонда в области форсированной индустриализации. "Его дочерние компании реализуют основную часть крупнейших проектов программы ФИИР в нефтегазовом секторе, инфраструктуре, металлургии и нефтехимии", утверждается в статье. Правда, чуть выше говорится: "Непосредственно в рамках программы форсированной индустриализации "Самрук-Казына" реализует 24 инвестиционных проекта общей стоимостью 15,3 млрд. долларов". Между тем, вся карта индустриализации состоит из 706 проектов с инвестициями в размере 77 млрд. долларов. Нетрудно увидеть, что по числу проектов фонд занимается всего 3% от титульного списка, а размер инвестиций составляет 19,8% от общего объема инвестиций в индустриализацию. Таким образом, сказать, что фонд реализует "основную часть" проектов в программе форсированной индустриализации – это значит сильно приукрасить положение. К тому же, утверждается: "Фондом "Самрук-Казына" и его дочерними организациями реализуется и планируется к реализации 164 крупных и стратегических инвестиционных проекта общей стоимостью 126 млрд. долларов". То есть, из всех инвестпроектов фонда, только 12% приходится на программу форсированной индустриализации. Встают интересные вопросы. Чем же занимается ФНБ "Самрук-Казына" при такой небольшой доле инвестпроектов, приходящихся на программу форсированной индустриализации? И в какой степени эти инвестиционные проекты соответствуют задаче форсированной индустриализации, объявленной пару лет назад важнейшей государственной программой развития? Почему такой огромный объем инвестиций направляется мимо программы ФИИР? Из этого надо сделать вывод, что программа форсированной индустриализации вовсе не является основным и профильным занятием для фонда, и совершенно непонятно, почему в статье утверждается, что фонд якобы реализует "основную часть" проектов по программе индустриализации. Это очень серьезное дело. Если руководство фонда считает, что в программу индустриализации инвестировать не надо, и фактически не собирается инвестировать в него основную часть своих ресурсов, то надо им открыто заявить об этом, заявить, что они вовсе не считают программу ФИИР удачной, и вообще, фонд сам может обеспечить индустриальное развитие Казахстана. Их планы в полтора раза больше всей Карты индустриализации, следовательно, фонд вполне может претендовать на роль главного индустриализатора в республике. Но вместо этого мы видим, что фонд усиленно пытается создать впечатление, что он трудится в поте лица над выполнением программы ФИИР.
Социальное издевательство В статье многословно говорится о социальной ответственности фонда и о том, что в Казахстане была избрана самая лучшая программа экономического развития. Причем, в приступе самолюбования утверждаются весьма интересные вещи. Например: "В Казахстане тактика "золотой середины" оказалась единственно верной. Удалось последовательно и быстро провести рыночные реформы, внедрить новую пенсионную систему. Все это позволило снять с государства огромную социальную нагрузку по дотированию ЖКХ, социальной сферы и перераспределить ресурсы в развитие". Между тем, именно накопительная пенсионная система в Казахстане, скопированная с известной системы индивидуальной накопительной пенсионной системы в Чили, очень сильно критикуется, причем самими представителями пенсионных фондов и финансистами. По словам председателя Ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдара Алибаева, пенсионные фонды имеют крайне низкую доходность и он не видит способов ее повышения. Система же дает набольшие выгоды для агентов, которые привлекают новых вкладчиков и имеют с этого хорошие комиссионные. То же самое выходит по словам заместителя председателя Агентства РК по регулированию деятельности Регионального финансового центра (РФЦА) Алматы Чингиза Канапьянова. Заместитель председателя правления АО "НПФ Народного банка Казахстана" Кантар Орынбаев говорит, что агенты иной раз зарабатывают комиссионные по три-четыре раза, водя вкладчика из фонда в фонд. Они не считают пенсионную систему в Казахстане достаточно хорошей и способной обеспечить пенсии. В самой Чили эксперимент по накопительной системе, проводившийся с 1981 года, в 2008 году был отменен по причине провала. Вместо 70% зарплаты, мужчины получали 39% зарплаты, а женщины – 14%. Достигнутый уровень оказался таким же, какой была прежняя гарантированная пенсия по старости. Половина участников не смогла накопить средств даже на уровне минимальной пенсии. Чили вернулась к солидарной пенсии. Так что, гордость за "лучшую пенсионную систему Казахстана" выглядит просто издевательством. Фонд "Самрук-Казына" просто соловьем поет, как создаются новые рабочие места. как привлекается местная рабочая сила и так далее. Но при этом во всей статье нет ни одной цифры, сколько все же рабочих мест было создано. Что же, эти цифры стоит указать. Вся карта индустриализации предусматривает создание 218 тысяч рабочих мест на период строительства, то есть на несколько лет, и 191 тысяч рабочих мест на период эксплуатации проектов. За время реализации программы создано 46 тысяч постоянных рабочих мест. Между тем, только официально зарегистрированных безработных в середине 2012 года – 470 тысяч человек, в 2,5 раза больше, чем создается постоянных рабочих мест по всей программе индустриализации. К тому же, в Казахстане около 2,5 млн. т.н. "самозанятого населения", то есть людей, перебивающихся случайными заработками. Вместе с семьями это около 5 млн. человек, то есть около трети населения всей республики. В статье упомянута новая программа: "В 2011 году новая госпрограмма "Занятость-2020" была испытана в пилотном режиме с участием почти 60 тысяч человек. В этом проекте были обширно задействованы структуры фонда "Самрук-Казына", и нужно отметить, что эффективность предлагаемых решений подтвердилась". Самодовольство фонда невероятное, только это весьма убогая попытка прикрыть тот факт, что эта программа запоздала как минимум на пятилетку, поскольку еще в 2006 году была совершенно очевидна острота проблемы занятости и ее взрывной потенциал. Самопиаром не прикрывается и тот факт, что 60 тысяч человек – крайне недостаточно и никаких проблем не решает. Наконец: "К концу реализации новой программы, то есть к 2020 году, в Казахстане через программу "Занятость-2020" рассчитывают трудоустроить на качественную работу порядка 1,5 млн. человек, которые сегодня составляют "проблемную" прослойку на рынке труда". Это хорошо выглядит, если не считать. А если подсчитать, то среднегодовой темп предоставления работы будет составлять всего лишь около 170 тысяч человек в год, примерно в два раза больше, тем в "пилотном режиме". Фонд и дальше рассчитывает работать в этом направлении потихоньку-полегоньку. Люди должны 10 лет ждать, пока до них дойдет очередь, а население республики растет, и за эти десять лет на рынок труда выйдут новые контингенты молодежи. За эти десять лет часть из тех, кто был переобучен, может лишиться работы и снова нуждаться в переобучении. И к тому же, эта программа охватывает только около 60% "самозанятых", то есть каждый третий просто не дождется своего шанса получить новую профессию и новую работу. За эти десять лет безработные и "самозанятые" с гораздо большей легкостью могут стать преступниками и террористами, чем стать новыми работниками. Чтобы проблему решить, нужна годовая переподготовка 600 тысяч человек, и тогда в течение пятилетки проблема занятости может быть в основном решена. По сравнению с безработицей и безбрежным морем "самозанятости", самопиар "социальной ответственности", "создания рабочих мест" и "значительного снижения напряженности на местном рынке труда", как сказал управляющий директор ФНБ "Самрук-Казына" Дархан Калетаев, выглядит просто чистым издевательством. ФИИР не может решить проблемы занятости и не может даже несколько снизить остроту проблемы, хотя бы потому что население растет быстрее, чем создаются новые рабочие места и республика принимает оралманов. Потому фонду следовало бы помалкивать насчет своих успехов в этой области. Этих успехов нет. Задача коренного решения проблемы занятости в Казахстане еще ждет своего решения.
Регионы: крутое пике В статье много говорится о развитии регионов. Дархан Калетаев вспомнил, что в Послании-2012 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о приоритетном развитии регионов, и что фонд стал разрабатывать программы социально-экономической модернизации. Тут не знаешь, смеяться или плакать. Это, по существу, завуалированное признание того, что без указания президента руководство фонда не может понять, что Казахстан – это страна больших расстояний и неравномерного развития регионов. Вот указал президент – и они стали работать. А то, что до этого с 2006 года действовала Стратегия территориального развития Казахстана, в рамках которой было ликвидировано к 2009 году 540 сельских населенных пунктов и все внимание уделялось развитию "опорных городов национального уровня", руководство фонда нимало не беспокоило. Где было их "многоуровневое планирование"? Не беспокоило их и ухудшение ситуации. Если в 2006 году депрессивных городов было 10, то в 2012 году их стало намного больше. В статье говорится: "Недавно в рамках специальной программы были отобраны 27 моногородов, зависимых от одного местного предприятия, которые в правительстве отнесли к депрессивным в социально-экономическом плане. Если оставить все как есть, то здесь создаются предпосылки для роста социальной напряженности". А чем раньше занимался фонд, как не оставлением, "все как есть"? И результатом этого было почти трехкратное увеличение депрессивных городов. Интересно узнать, чем же занимались все эти годы в золотистых "ведрах" напротив Ак-Орды, что проспали такое ухудшение ситуации? Кстати, в прошлом году, где–то в сентябре, когда при Фонде заработал "Эксперт-клуб", новая дискуссионная площадка. Так вот, первой повесткой рассматривалась именно проблема малого города – ныне печально знаменитого Жанаозеня. Что-то никаких умных статей от функционера "Самрука" Д.Калетаева и других, ныне распинающихся про Жанаозен тогда нигде видно не было. А хотя, на том заседании, предупреждалось, что это стояние на площади ничем хорошим не закончится, более того, были указаны все болевые точки, начиная от перенасыщенности города неквалифицированной рабочей силой, до, мягко говоря, самодовлеющей и не подчиняющейся ни местной власти, ни работодателям оралманской массе... Кстати, по оралманскому вопросу тогда высказался вышедший к журналистам и экспертам прежний глава Фонда, однако, когда деструктивные (как теперь уже выясняется) силы через оппозиционную и пр. печать стали третировать источник и накручивать вокруг реальной проблемы страсти политического (хотя корень проблемы абсолютно экономический!) и, даже, экстремистского характера, опять же, ныне бойких на перо функционеров окопавшихся в Фонде что то не было видать. Вообще – ни в защите, ни в пропаганде. Зато, когда новое руководство стало на всех углах повторять зады прежней политики, плохо по всей видимости осмыслив вообще ранее пройденный путь в этом направлении, более того, совершенно тупо став вдруг платить (разумеется, не из своего кармана!) вновь нанятым забастовщикам, умудряясь при этом бурчать, что оказывается никакой стратегии развития малых городов нет… Вот именно на таком бледном фоне вдруг и ожила ранее неприметная высокопоставленная синекура Самрука. Умирзак Шукеев весной много распинался о некоей программе посвященной малым городам. Уже осень на пороге – о программе ни слуху, ни духу. Ну хорошо, фонд "отобрал" моногорода. Только вопрос: что в них будет сделано? Чем разливать в статье подсахаренную "воду", лучше бы составили табличку с названиями моногородов и планируемыми там производствами, с указанием количества создаваемых рабочих мест. Опять же, Фонд калетаевскими устами, как выше уже указывалось, спокойно, взвешенно обсуждает новые подходы социальной политики, а тем временем в Актау вновь сильны забастовочные интенции… Куда честнее и полезнее было бы поговорить именно об этом! Статья самым наглядным образом показывает тот факт, что фонд провалился в своей политике регионального развития, ничего в этой области не сделал и вряд ли сможет сделать. И нечего пинать либералов – этим отсутствие собственных успехов не закрыть. Пока что крутое пике депрессивных регионов не остановлено. Если подводить итоги рассмотрения приступа самолюбования фонда "Самрук-Казына", то приходится признать, что крайне далеко им до Кирилла Орловского, который сумел поднять сожженую дотла немцами родную деревню до уровня колхоза-миллионера. В первую очередь им стоило бы подтянуть скромность и самоотверженность, и начать на деле руководствоваться лозунгом: "Все ли мы отдали для Родины?". |