Пресс-служба Сената Парламента, 24 января
Сегодня под председательством Кайрата Мами состоялось заседание Сената Парламента Республики Казахстан. В соответствии с Конституцией и Конституционным Законом "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" на заседании были досрочно прекращены полномочия депутата Сената Самата Ескендирова в связи с переходом на другую работу. Председатель Сената К.Мами от имени Палаты поздравил С.Ескендирова с назначением на должность акима Северо-Казахстанской области. На заседании депутаты рассмотрели и приняли Закон "О ратификации Соглашения о займе (Обычные операции) (ЦАРЭС Коридор 1 [Обход города Тараз] [Международный транзитный коридор Западная Европа – Западная Китайская Народная Республика] Проект) между Республикой Казахстан и Азиатским Банком Развития". В рамках Соглашения о займе предусмотрена реконструкция существующего участка дороги протяженностью 7,7 км., а также строительство нового участка обхода города Тараз протяженностью 57,4 км. В соответствии с Соглашением заем в сумме 95 млн. долларов США предоставляется Казахстану Азиатским Банком Развития. Срок погашения займа – 20 лет, включая 4-летний льготный период. Софинансирование Правительства Казахстана не превысит 17 млн. долларов США. Средства республиканского бюджета будут направлены на софинансирование строительных работы, а также оплату налогов. Кроме того, на заседании Палаты рассмотрен и одобрен в первом чтении проект Закона, вносящий изменения в законодательство по вопросам конкуренции. Также депутаты Сената приняли Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам социального обеспечения". Указанным документом предусматривается: уточнение компетенции Правительства и уполномоченных органов; урегулирование вопросов, касающихся погашения задолженности по обязательным пенсионным взносам бывших работников, местонахождение которых не установлено, а также пенсионного обеспечения граждан, проработавших на комплексе "Байконур"; определение процедуры возврата обязательных пенсионных взносов судей, уволенных по отрицательным мотивам. Наряду с этим, предлагается создание условий привлекательности аннуитетного страхования; установления дифференцированной схемы единовременных выплат из страховой компании, совершенствование параметров социальных выплат. Также предусматриваются особенности оплаты отпуска по беременности и родам, отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденных детей. В ходе заседания озвучены депутатские запросы Гарифоллы Есима, Гани Касымова, Александра Савченко, Анатолия Башмакова, Куаныша Айтаханова.
-----
Депутатский запрос А. Башмакова
Премьер-министру Республики Казахстан Ахметову С.Н. Глубокоуважаемый Серик Ныгметович! В рабочей командировке по разъяснению Послания Президента Н.Назарбаева народу Казахстана состоялись встречи депутатов Парламента с депутатами районных маслихатов Уалихановского и Акжарского районов Северо-Казахстанской области. Среди вопросов и проблем, поставленных нам на этих встречах, был и вопрос, связанный с восстановлением разрушенного полотна железной дороги "Кокшетау – Барнаул" от станции Кзыл-ту до границы с Омской областью. В настоящее время движение грузовых и пассажирских поездов прекращено. Сейчас, когда активность бизнеса растет, потребность в восстановлении этой дороги требует незамедлительного вмешательства нашего Правительства. Без этого просто невозможно строить планы углубления сотрудничества приграничных регионов нашей страны с Омской, Новосибирской областями и Алтайским краем. А ведь это огромный резерв интеграции экономик Казахстана и России. Во время рабочей поездки 8 сентября 2011 года в Северо-Казахстанскую область Глава государства Н.А. Назарбаев ознакомился с экспонатами и перспективами развития предприятий по добыче строительного камня (щебня) в Акжарском районе и восстановлению железной дороги и поддержал эту инициативу. (Омская область не имеет собственных запасов этого камня и завозит щебень из Урала и Алтайского края за 700-900км.). Восстановление данного участка и его ввод в эксплуатацию позволит: – сократить расстояние от станции Даут (СКО) до Омска с 663 км до 287 км, а время поставки грузов с 5 суток до 14 часов; – использовать данный участок для пассажирских и грузовых перевозок из Караганды, Астаны, Костаная, Кокшетау Республики Казахстан на города Российской Федераций: Омск, Новосибирск, Тюмень, Томск; – открыть транспортный коридор на Южный Урал и Юг Западной Сибири через железнодорожную транспортную линию Северного Казахстана (Оренбург – Орск Российской Федерацией – Костанай – Кокшетау – Кзылту Республики Казахстан – Омск – Барнаул – Новокузнецк – Абакан Российской Федерацией). Акиматом Северо-Казахстанской области работы по изготовлению технико-экономического обоснования проекта "Реконструкция участка железной дороги от станции "Кзылту" Северо-Казахстанской области до станции "Граничная" Российской Федерации завершены. Просим Вас, Серик Ныгметович, рассмотреть этот вопрос и создать специальную рабочую группу по изучению этой проблемы. Просим поддержать. С уважением, депутат Сената А. Башмаков депутат Мажилиса А. Тасбулатов
-----
Депутатский запрос А. Савченко
Премьер-Министру Республики Казахстан Ахметову С.Н. Уважаемый Серик Ныгметович! "О квотах на выбросы парниковых газов" С 1 января 2013 года введен в действие Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов на 2013 год, утвержденный постановлением Правительства РК №1588 от 13.12.2012г., который предусматривает квотирование 178 предприятий различных отраслей экономики с суммарным объемом выделяемых квот – 147 190 092 тыс.тонн, в том числе 55 предприятий энергетической отрасли с общим объемом квот – 84 002 773 тыс.тонн. Учитывая, что Национальный план сформирован на основе фактических значений выбросов парниковых газов за 2010 год, т.е. в самом начале посткризисного периода, становится очевидным, что для многих предприятий, и особенно для энергопроизводящих организаций, объем выбросов парниковых газов в 2013 году значительно превысит установленные квоты. Это неизбежно приведет, во-первых, к значительным платежам предприятий за превышение установленных квот, и, во-вторых, к существенным экологическим штрафам. Подобный сценарий может негативно сказаться на темпах роста и конкурентоспособности отечественной экономики, реализации проектов в рамках Государственной программы форсированного индустриально- инновационного развития и приведет к сокращению инвестиций. Например, Национальным планом предусмотрено выделение для Жамбылской ГРЭС, входящей в число электрических станций национального значения и являющейся стратегическим энергоисточником, обеспечивающим надежность и бесперебойность энергообеспечения южных регионов Республики и работы Единой энергетической системы Казахстана в целом, особенно в периоды зимнего максимума нагрузок, а при необходимости, и энергетическую независимость от энергосистем сопредельных государств, всего 204 258 единиц квот (тонн двуокиси углерода). При этом в 2010 году, который явился основой для разработки Национального плана, фактический объем генерации Жамбылской ГРЭС составил всего 457 849 тыс.кВтч, а загрузка ее производственных мощностей составила лишь порядка 8% от номинала. С неизбежным ростом энергопотребления происходит и ежегодное увеличение объемов генерации Жамбылской ГРЭС. Так, если в 2010 году фактический объем генерации электроэнергии составил всего 457,9 млн.кВтч, то уже в 2011 году – 868 млн.кВтч, а за 2012 год достиг 1 377,9 млн.кВтч. При планируемых на 2013 год объемах генерации в размере 3 075 млн.кВтч годовой объем выбросов парниковых газов оценивается в 2 062,5 тыс.тонн; при этом превышение объема выделенных на 2013 год квот на выбросы может достичь 1 858,2 тыс.тонн, а сумма законодательно установленных штрафных санкций за превышение квот (10 МРП за каждую тонну превышения квот) – 32,2 млрд.тенге. Затраты же на приобретение в 2013 году недостающего объема квот в размере 1 858,2 тыс.тонн на внутреннем углеродном рынке даже при самой минимально приемлемой прогнозируемой рыночной стоимости углеродных единиц могут исчисляться сотнями миллионов тенге. При этом, утвержденные постановлением Правительства РК №392 от 25.03.2009г. предельные тарифы на отпускаемую электроэнергию не содержат данную составляющую затрат энергопроизводящих организаций. Превышение объема выделенных Национальным планом квот неизбежно приведет Жамбылскую ГРЭС к вынужденному снижению объемов генерации вплоть до полного останова станции уже в первые месяцы 2013 года с аналогичным повторением ситуации в последующие годы. По запросу Жамбылской ГРЭС со ссылкой на пункт 1 статьи 94-4 Экологического кодекса Министерством охраны окружающей среды РК были даны разъяснения о том, что в случаях изменений, планируемых в характере или функционировании установок, природопользователь вправе обратиться в уполномоченный орган для пересмотра объема выданных квот и получения дополнительного объема квот из резерва после получения предусмотренной Национальным планом квоты. Однако, согласно пункта 4 статьи 94-5 Кодекса, резерв объема квот Национального плана предназначен лишь для его распределения в случае введения в эксплуатацию новых установок в приоритетных секторах экономики и передается в управление подведомственной организации уполномоченного органа в области охраны окружающей среды для продажи на условиях опциона. В условиях ежегодного увеличения объемов генерации, в данном случае без введения в эксплуатацию новых установок на Жамбылской ГРЭС, не усматривается законодательно установленного гарантированного выделения ей на безвозмездной основе недостающего объема квот из резерва Национального плана. В связи с чем возникает вопрос, предполагается ли выделение недостающего объема квот Жамбылской ГРЭС, как безальтернативному энергоисточнику южных регионов Казахстана из резерва Национального плана на безвозмездной основе и в необходимом объеме (1,8 млн.тонн), как исключительная мера обеспечения энергетической безопасности, и каким образом предусматривается покрытие дефицита мощности электроэнергии по Югу Казахстана в случае вынужденного остановки Жамбылской ГРЭС при исчерпании выделенных ей Национальным планом квот на выбросы парниковых газов в 2013 году. В связи с этим, уважаемый Серик Ныгметович, просим Вас рассмотреть данный вопрос и о принятом решении проинформировать письменно. С уважением, А. Савченко Е. Астаев Е. Нигматулин |