Сергей ХАРЧЕНКО, "Казахстанская правда", 12 февраля
У общества есть духовная потребность в личностях, которые бы являли собой собирательный и яркий образ эпохи. Для моего поколения таким был Василий Иванович Чапаев.
Культовый персонаж Реальный герой Гражданской войны, а в годы моей комсомольской юности – культовый персонаж классики советского кино – фильма "Чапаев". Пересказывать сюжет нет смысла. Старшее поколение его знает назубок, а младшее – разве что по анекдотам про Василь Иваныча, Петьку и Анку-пулеметчицу. Но и в таком жанре, похоже, эти персонажи уже потихоньку сходят на нет – иные времена, другие песни. И вряд ли бы я стал возвращаться к теме давно минувших лет. Но меня к ней вернул своим неожиданным появлением вышедший на DVD российско-украинский 12-серийный фильм "Страсти по Чапаю". Не скрою: он не оставил меня равнодушным. Художественная реставрация событий прошлого столетия – на мой взгляд, это попытка напомнить всем нам, насколько важно иметь в обществе высокие духовные ориентиры. Поэтому я не буду обсуждать здесь достоинства и просчеты киноленты, поскольку вовсе не рецензирование подвигло меня на эти заметки, а лишь кое-какие вопросы, неизбежно встающие перед каждым, кто пытается осмыслить прошлое и настоящее в человеческой истории.
Сказка – ложь, да в ней намек Когда героев недоставало в обычной жизни, люди придумывали сказки. Про Ивана-дурака, Микки-Мауса, Алдара Косе... На первый взгляд простоватые, вечно попадающие в какие-то истории, не сулящие им ничего хорошего, герои эти тем не менее при жизненном форс-мажоре блистательно выигрывали битву у всевозможных темных сил. "Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Говоря сегодняшним прагматическим языком, это была своеобразная инструкция с нехитрой установкой: "делай, как я". Соображай быстро, бей врагов, уважай близких, помогай слабым. Государство охотно подхватывало приемы этого мифотворчества, вплетая в свою идеологию, как девица в косу, разноцветье человеческих биографий и поступков. Советским же идеологам повезло: им и придумывать ничего не надо было. Жизнь и смерть Василия Чапаева напоминали собой сюжет, написанный рукой талантливого и беспощадного к своему герою драматурга. Кстати, через два дня этому персонажу, похожему на героя русской сказки, исполнится 126 лет. Фильм "Страсти по Чапаю" (главную роль в нем играет киевский актер Сергей Стрельников) почти хронологически выписывает официальную биографию героя. Тяжелое бедное детство, страстная юношеская любовь, окопы Первой мировой войны, с которой Васька Чепай (это его подлинная фамилия) вернулся с тремя георгиевскими крестами – высшей солдатской наградой... Он красив, обаятелен, эксцентричен в поступках, и эта художественная версия вполне адекватна биографическим данным – достаточно посмотреть на немногие архивные фотографии, чтобы в этом усатом бойце с упрямым взором увидеть отражение его характера и поступков. Во время Гражданской войны он становится командиром дивизии, показывает себя талантливым организатором сражений. Василий Иванович погибает от пуль белогвардейцев в сентябре 1919 года в холодных водах реки Урал. Ему было 32 года. Однако легенды не дадут умереть комдиву еще несколько десятилетий. По одной из них он переплыл реку, и его спас казахский пастух. Во времена Великой Отечественной войны ходили упорные слухи, что Чапая видели на разных фронтах. А чуть раньше, в 1937–1939 годах, например, в испанской народной армии был организован интернациональный батальон имени Чапаева, геройски сражавшийся с фашистскими захватчиками. В этом батальоне была сложена песня: "Франко и Гитлер, погибель вас ждет,/Здесь мы – Испании верный оплот!/Сын ведь Чапаева – каждый из нас!" Наверное, даже мифический образ этого человека внушал живущим какую-то мощную надежду.
Любовь, страсть и война Советские хроники тщательно избегали показывать личную жизнь Чапаева. А ведь у любого человека она всегда есть и будет. Упущенное сполна наверстывает фильм "Страсти по Чапаю". Любовь, предательство, душевные метания. Писательница Вероника Чернышева в одной из своих статей задолго до фильма написала: "У воина Василия не было земной судьбы. У живого Чапаева не было тыла. Его личная жизнь почти карикатурна. Трагична в своей пародийности. Любимая жена-красавица Пелагея, бросив детей и мужа, бежала с кондуктором. Нелюбимая, Пелагея-вторая, доставшаяся Василию Ивановичу в наследство от погибшего товарища, тоже предала его". Но фильм не о неверных женщинах. Он о любви, человеческой страсти и суровом времени войны и страданий. Но даже в драматические периоды жизни люди остаются людьми. И отраженная в фильме личная жизнь Чапаева – лучшая тому иллюстрация. Рассказывают, что Живоложинов соблазнил жену Чапаева, мучимый завистью к его легендарной славе. Чапаев застал любовников, вернувшись домой на побывку. Непрощенная вероломная жена отправилась выяснять отношения на фронт, куда на следующий же день отбыл оскорбленный муж. Ее не пустили к Чапаеву, хотя для успешного примирения она захватила с собой младшего сына Аркадия. Раздосадованная Пелагея вынуждена была уйти восвояси, только на обратном пути она якобы заехала в расположение белых и доложила, что штаб Чапаева не прикрыт, а винтовки у бойцов учебные...
Смена караула Комдив Чапаев не был лишен амбиций и даже авантюризма, исходя из принципа "какой воин не мечтает о жезле маршала", но то, что это был человек из гущи народной, сомнений не вызывает. Когда в 1923 году появилась книга Д. Фурмана (именно так было подписано первое издание романа "Чапаев"), комиссара, прослужившего бок о бок с Василием Ивановичем всего полгода, то критики не переставали удивляться, как образ реального человека столь органично вошел в литературное произведение. В 1934 году на основе повести Дмитрия Фурманова режиссерами Георгием и Сергеем Васильевыми был создан фильм о Чапаеве. Киноленту называли прорывом в мировом кинематографе. Вот так одна книга и один фильм стали на многие годы для нескольких поколений знаковыми. А в наше время только постмодернистский Пелевин обратился к этому герою, написав повесть "Чапаев и Пустота", но неподготовленному читателю трудно уловить ее дзен-буддистский смысл. Елена Ильина, исследователь чапаевской темы, пишет, как она случайно наткнулась на школьный учебник за 2005 год и поразилась, насколько все, что писали о Д. Фурманове и Чапаеве в советские годы, не стыкуется с новым содержанием. Например, анализируя эпизод про то, как Чапаев отчитывал солдата за воровство, автор сравнивает его с "крестьянским Христом". Это еще раз подтверждает, что идеология, политика власти влияют не только на искусство, но и на мнение об этом искусстве. Это, конечно, идеологический подход к искусству. Но есть еще и профессиональный, который предполагает говорить правду о человеке-герое. Чапаев был верующим человеком, новая власть, свобода и необузданный характер изменили только его поведение, а вот порядочность, доброта и вера остались в его душе. Как можно относиться к подобным метаморфозам с высоты нынешних дней? Думаю, подгонять под новые исторические реалии героев былых сражений все же не стоит. Гражданская война разделила народ на две противоборствующие силы, но не лишила его стержневых духовных убеждений. Понятия Родины, храбрости, самоотдачи ради высоких целей были одинаково свойственны и белым, и красным, с той лишь разницей, что наполнялись разным содержанием. Так что политические страсти, приводящие к кровавым междоусобицам, – горькое, но неизбежное предупреждение последующим поколениям.
Вместо послесловия Есть ли в нашем современном обществе необходимость в героях, подобных Чапаеву, или же им место в архивах? Безусловно, такая необходимость есть. Иначе мы рискуем стать бездуховным обществом, без объективной истории, без талантливых людей прошлого времени. Гибельность такой социальной перспективы очевидна. Не случайно западное массовое кино и литература безостановочно выдают на-гора главных героев, которые всегда нацелены на победу, на успех, на то, что добрые парни всегда побеждают злых парней. Но бесконечно воскрешаемый Джеймс Бонд нам не нужен. У казахов, русских и других народов есть хоть и полузабытые, но свои герои былых времен. О них и надо снимать фильмы. Свои герои всегда ближе и понятнее для примера и подражания. Хорошо бы показать их нашему "юноше, обдумывающему житье", чтобы ему захотелось стать похожим на тех, кто составлял цвет поколения отцов. Пусть это будет не Чапаев. Но пусть он будет похож на него. P.S. Первый канал российского телевидения и телеканал "Евразия" начинают показ сериала "Страсти по Чапаю" в среду, 13 февраля. |