Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 13 февраля
Проект новой редакции Закона "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" представил сегодня в Мажилисе вице-министр МВД Ерлик Кененбаев. Презентация этого и сопутствующих поправок состоялась с участием председателя Комитета по международным делам, обороне и безопаности Маулена Ашимбаева в Комитете Палаты по законодательству и судебно-правовой реформе под председательством Рахмета Мукашева (тезисы): В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года обозначены главные задачи органов внутренних дел. Ими являются охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, борьба с преступлениями против личности, собственности и другими общеуголовными преступлениями. Особую значимость рассматриваемая проблематика приобретает в свете выступления Президента Республики на расширенном заседании коллегии МВД РК, состоявшейся 17 января 2011 года. В своем выступлении Глава государства отметил необходимость в 2011 году серьезно поработать над содержанием нового Закона "Об органах внутренних дел" и не позднее 2012 года принять его. Это особенно актуально, так как действующий Закон "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", принятый в 1995 году, работает уже 17 лет. Для принятия концептуально нового закона необходимо отработать четкую и эффективную технологию всего законотворческого процесса, связанного с ним. При этом представляется целесообразным учитывать нижеследующие обстоятельства. Первое. Повышенную социальную значимость деятельности органов внутренних дел, определяемую более тесными, чем у других правоохранительных органов, связями со всеми без исключения слоями населения. Непосредственные – лицом к лицу – контакты с населением постоянны, круглосуточны и затрагивают интересы людей почти во всех сферах жизнедеятельности. Второе. Необходимость научной обоснованности предлагаемых правовых новелл. В первую очередь это потребует проведения соответствующих научно-практических исследований, экспертных опросов, позволяющих изучить рассматриваемую проблему системно и комплексно. Третье. Соответствие предлагаемого законопроекта социально-политической и правовой ситуации в обществе. В этой связи следует тщательно изучить эффективность действующего Закона РК "Об органах внутренних дел", поскольку важнейшим показателем социальной полезности и необходимости закона является именно его эффективность. Четвертое. Возможность имплементации в содержание нового закона, норм международных правовых актов, в частности, межгосударственных объединений. К примеру, Модельного закона "О полиции (милиции)", принятого на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление №20-12 от 7 декабря 2002 г.). Пятое. Последние годы характеризуются заметным усилением влияния общественного мнения на законодательную сферу. Следует акцентировать внимание на исследовании отношения общественного мнения к действующему закону, наличию социальных помех, препятствующих эффективной его реализации. Полагаем, что при учете вышеизложенных обстоятельств, принятия нового закона об органах внутренних дел будет обеспечена такими важными составляющими, определяющими в дальнейшем его эффективность, как актуальность, комплексность, научная обоснованность и целесообразность. Надеемся на то, что принятие законопроекта позволит решить проблемы, сложившиеся в этой сфере. Сегодня мы готовы выслушать все мнения, для того чтобы из стен Парламента вышел качественный, грамотный закон. – Казахстанцы приняли активное участие в разработке законопроекта, – сообщил, в свою очередь, вице-министр Е. Кененбаев. Для изучения и учета общественного мнения проект закона был размещен на сайтах Министерства и Объединения юридических лиц "Интернет-ассоциация Казахстана". Законопроект состоит из 9 глав и 32 статей. Первым направлением, которое проходит "красной" нитью в законопроекте определена защита прав и свобод граждан, а также общественный контроль за деятельностью ОВД. При каждом региональном ДВД, как и при МВД предусматривается создание общественных советов и общественных наблюдательных комиссий. Законопроектом в отдельной главе устанавливаются принципы деятельности ОВД, основанные на принципах государственной и правоохранительной служб. Определены такие специальные принципы, как соблюдение и уважение прав человека и гражданина, открытость и публичность, взаимодействие с институтами гражданского общества и СМИ, единство системы ОВД. В сравнении с действующим Законом, законопроектом существенно изменена система ОВД, которая представлена тремя основными структурами: 1) внутренние войска, имеющие статус вооруженного формирования; 2) уголовно-исполнительная система, сохранившая в соответствии с международными требованиями обособленную самостоятельность; 3) полиция в виде всех остальных служб ОВД. Также, в системе ОВД отдельно обозначены подразделения специального назначения, относящиеся к полиции. Таким образом, впервые на законодательном уровне заложено понятие "полиция". Проект Закона предусматривает разделение полномочий между Министерством внутренних дел и органами внутренних дел в целом, а также разграничение прав и обязанностей ОВД и сотрудников. При этом конкретизируются действия сотрудников при исполнении служебных обязанностей. Так, в законопроекте четко и однозначно прописано, что органы внутренних дел обязаны принимать, регистрировать и рассматривать заявления или сообщения граждан. Именно в такой последовательности реализуются полномочия полиции в сфере работы с обращениями. К числу норм, устраняющих противоречия в законодательных актах можно отнести то, что на сегодняшний день основные структурные единицы ОВД уже установлены действующим Законом. В тоже время, согласно законодательству, структура Министерства определяется министром. В этой связи, в новой редакции законопроекта исключены подобные структурообразующие нормы. В законопроекте большое внимание уделено нормам, определяющим обязательные для сотрудников стандарты поведения. Ранее они находили свое отражение в различных ведомственных нормативных документах и воспринимались зачастую как пожелания. В обязанности органов внутренних дел включены практически осуществляемые функции в соответствии с отраслевыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, но не закрепленные в действующем Законе. Исключены нормы, не имеющие четкого правового содержания и касающиеся несвойственных функций. Законопроектом предлагается урегулировать трудовую деятельность сотрудников Государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан, распространив на них отдельные нормы Закона "О правоохранительной службе". В рамках настоящего законопроекта мы предусмотрели отдельные нормы, направленные на решение социальных проблем сотрудников, а также стимулирование их работы. Это возможность выплаты увеличенного выходного пособия сотрудникам, имеющим государственные награды, предоставление вне очереди мест в государственных общеобразовательных и дошкольных учреждениях детям сотрудников, погибших или получивших инвалидность при исполнении служебных обязанностей. Учитывая опыт привлечения сил при ликвидации чрезвычайного положения, законопроект дополнен нормой о привлечении сотрудников к выполнению обязанностей в отрыве от пунктов постоянной дислокации. В таких случаях исчисляется льготный срок службы (1 месяц за 3) и выплачивается повышенное денежное содержание. Сопутствующим законопроектом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел" вносятся поправки в 5 законов. Так, закрепляется право правоохранительных органов на приобретение оружия, а также право применения сотрудниками органов внутренних дел наряду с огнестрельным оружием и иного оружия, в частности, газового, травматического и электрического. На сегодня иное оружие выпало из правового поля. Для обеспечения безопасности граждан в период организации и проведения зрелищных и культурно-массовых мероприятий закрепляются полномочия акимов на ограничение реализации в этих местах продукции в стеклянной таре. В целях совершенствования дисциплинарной практики вносятся дополнения в Закон "О правоохранительной службе", позволяющие применять взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии и освобождения от занимаемой должности в отношении сотрудников по решению коллегии Министерства. * * * Рассмотрение законопроектов продолжится на заседаниях рабочей группы под руководством депутата Нурлана Абдирова. |