minplan.gov.kz, 27 февраля
Сегодня на пленарном заседании Мажилиса Парламента Министр Ерболат Досаев ознакомил с проектом закона по трудовой миграции населения. Цель законопроекта – легализация и совершенствование порядка привлечения отдельных категорий трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, а также упорядочение уплаты иммигрантами индивидуального подоходного налога за работу у физических лиц. Сложность действующего правового механизма и длительность процедур оформления разрешения практически исключает привлечение иностранной рабочей силы физическими лицами, вследствие чего, значительная часть трудящихся-мигрантов (особенно из Центрально-Азиатского региона) работает в стране нелегально. При этом зачастую при въезде и регистрации они указывают, что прибыли по частным делам (то есть в гости), а также адрес, по которому фактически не проживают. К примеру, только за два года зарегистрировано свыше 2 млн. (2 млн. 177, 5 тыс.) прибывших в страну иностранцев, из них почти миллион (938,5 тыс.) человек – это граждане главных стран -"доноров" трудовой миграции – Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана.При этом менее 1% из них целью приезда указало трудовую деятельность, а 96% – назвали частную цель пребывания. К тому же существующий безвизовый режим позволяет иностранным гражданам легально находиться на территории Казахстан (до одного года гражданам Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана и Армении, до трех месяцев – Грузии, Молдовы, Украины и Монголии и до 1 месяца – Турции).
--------
Доклад Министра на пленарном заседании Мажилиса Парламента по проекту Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции"
Уважаемый Нурлан Зайруллаевич! Уважаемые депутаты! На Ваше рассмотрение представлен проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам трудовой миграции", разработанный в соответствии с поручением Главы государства, данным в мае 2011 года на совещании по вопросам развития г.Алматы. Целью законопроекта является легализация и совершенствование порядка привлечения отдельных категорий трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, а также упорядочение уплаты иммигрантами индивидуального подоходного налога за работу у физических лиц. Проект Закона предусматривает внесение изменений и дополнений в Трудовой, Налоговый кодексы и Закон "О миграции населения". В Закон "О миграции населения" вводятся следующие поправки: 1. Вводится выдача разрешения иностранным работникам на осуществление трудовой деятельности у физических лиц в пределах квоты, распределенной уполномоченным органом по труду. Разрешение иностранному работнику на осуществление трудовой деятельности у физических лиц будет выдаваться гражданам стран, с которыми Республикой Казахстан заключены соглашения о безвизовом порядке въезда и пребывания, предусматривающие возможность пребывания в Республике Казахстан без виз сроком не менее трех месяцев. Таким образом разрешение будет выдаваться на срок от 1 до 3 месяцев, и может быть продлено. Максимальный период непрерывного пребывания иностранного работника в Казахстане составит 1 год. 2. Разрешение на осуществление трудовой деятельности у физических лиц выдается только для осуществления двух видов деятельности: выполнение работ в домашнем хозяйстве, а также оказание услуг по ремонту недвижимого имущества у физических лиц. 3. Разрешение иностранному работнику на осуществление трудовой деятельности у физических лиц оформляется только при представлении документа, подтверждающего уплату предварительного платежа по индивидуальному подоходному налогу. В Трудовой Кодекс вносятся дополнения, предусматривающие заключение трудового договора с иностранным работником в пределах срока, установленного разрешением на осуществление трудовой деятельности у физических лиц. При этом у физического лица может одновременно работать не более пяти иностранных работников. Налоговый кодекс предлагается дополнить нормами, регулирующими порядок исчисления и уплаты иностранными работниками индивидуального подоходного налога. Иностранный работник будет вносить предварительный платеж по индивидуальному подоходному налогу в размере 2-х расчетных показателей (3462 тенге) за каждый месяц, на который оформляется разрешение. (С учетом того, что сложившийся средний доход иностранных работников, работающих у физических лиц составляет 50 тыс. тенге в месяц и налог с дохода 50 тыс. тенге составит 3134 тенге, что примерно соответствует двум месячным расчетным показателям (3462 тенге)). В случае превышения полученного дохода установленного среднего размера порядка 50 тыс. тенге, иностранный работник самостоятельно оплачивает разницу до выезда из Казахстана. Учитывая, что по оценке ежегодно в стране нелегально трудятся от 100 до 300 тыс. иностранцев, предполагаемая сумма поступлений в бюджет составит от 4 до 10 млрд. тенге в год. При разработке законопроекта нами изучена мировая практика регулирования и организации привлечения иностранной рабочей силы физическими лицами. Наиболее приемлемым является опыт Российской Федерации, где с 2010 года применяются так называемые "трудовые патенты". По схожей схеме был разработан механизм привлечения трудовых мигрантов в Республику Казахстан физическими лицами – для ремонтных и хозяйственных работ, ухода за детьми, оказания других услуг. В целом в стране з последние два года зарегистрировано свыше 2 млн. (2 млн. 177, 5 тыс.) прибывших в страну иностранцев, из них почти миллион (938,5 тыс.) человек – это граждане главных стран – "доноров" трудовой миграции – Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. При этом менее 1% из них целью приезда указало трудовую деятельность, а 96% – назвали частную цель пребывания. К тому же существующий безвизовый режим позволяет легально находиться на территории Казахстана до одного года гражданам Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана и Армении, до трех месяцев – Грузии, Молдовы, Украины и Монголии, и до 1 месяца – Турции. В результате принятие законопроекта позволит: – создать механизм легализации нелегальных трудовых мигрантов в стране и усилить контроль за их пребыванием; – увеличить поступления в бюджет за счет уплаты трудовыми мигрантами подоходного налога; – снизить коррупционную составляющую, так как труд мигрантов из теневой будет выведен в легальную сферу. – иметь достоверную информацию о структуре и динамике трудовой миграции, осуществлять анализ и прогнозирование развития рынка труда. Кроме того, граждане Казахстана – физические лица – получат возможность привлекать иностранных работников, не нарушая требований законодательства. Уважаемые депутаты! Предложенный Вашему вниманию законопроект является актуальным и может рассматриваться как первый шаг в процессе упорядочивания потока трудовых мигрантов, которые так или иначе осуществляют свою деятельность на территории нашей страны. Реализация законопроекта не потребует финансовых затрат из республиканского бюджета. Прошу поддержать. Благодарю за внимание! |