Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 1 апреля
Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Палаты Сергея Дьяченко состоялся Правительственный час. С докладом "Развитие транспортной инфраструктуры" перед депутатами выступил министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев. Автомобильный транспорт. По информации А. Жумагалиева (тезисы), в прошлом году по сравнению с предыдущим годом выросла динамика ремонтных работ, в том числе по дорогам республиканского значения на 2,2 тыс.км, местного значения – на 3,6 тыс.км. В целом, состояние дорог улучшилось на 4%. В результате на 20% увеличились транзитные перевозки. В соответствии с поручением Главы государства ведутся интенсивные строительные работы по реализации мегапроекта "Западная Европа – Западный Китай". В результате проведенных работ завершено строительство 700 км дороги, для чего были привлечены 35 тыс. человек и 4 тыс.единиц техники. В 2013 году планируется построить и открыть движение на 806 км дороги. Дополнительно дорожно-строительные работы предусмотрены на 548 км новых участков. В рамках реализации данного проекта предполагается привлечение 40 тыс. человек, что даст дополнительную возможность обеспечения занятости населения. Во исполнение поручения Главы государства в 2013 году ведутся строительные работы на участке Астана-Темиртау автодороги Астана-Алматы, участке Бейнеу-Шетпе автодороги Астана-Актау, участке Семей-Калбатау автодороги Астана-Усть-Каменогорск и в ближайшее время планируем начало проведения реконструкции дороги Астана-Павлодар. Данные масштабные проекты находятся на особом контроле Министерства. В 2012 году грузовые перевозки увеличились на 10%, пассажирские перевозки на 11%, их объем составил соответственно 2,7 млрд.тонн и 18,5 млрд.человек. Правительством принят комплекс мер по развитию отрасли, утверждены национальные стандарты по услугам пассажирских перевозок (в том числе автовокзалы, автобусы, такси). В настоящее время вносятся некоторые изменения в проект закона о транспорте. На основании новых принятых стандартов все автовокзалы областных центров, гг. Астаны и Алматы оснащены Wi-Fi и видеонаблюдением. Внедряются система электронного билетирования и диспетчеризация городских маршрутов. С прошлого года установлены 2 арки автоматического измерения весогабаритных параметров автотранспорта. В этом году установлено 11 таких арок и планируется довести их общее количество до 80-ти. В свою очередь, стационарные посты транспортного контроля будут полностью закрыты. Кроме того, автоматизированы иностранные бланки разрешения перевозчикам, что даст возможность недопущения коррупционных действий в транспортном контроле. В 2013 году в целях дальнейшего повышения качества перевозок предусмотрено проведение следующих работ: – приведение услуг отрасли автотранспорта в соответствие стандартам; – совместно с акиматами организация строительства автовокзалов, центров обслуживания пассажиров, стоянок такси; – развитие единой интеллектуальной транспортной системы. Железнодорожный транспорт. В прошлом году объем грузовых перевозок составил 294,7 млн.тонн, пассажирских – 23,5 млн. чел. В прошлом году по поручению Главы Государства начата и интенсивно продолжается работа по строительству железных дорог Жезказган-Бейнеу и Аркалык-Шубаркуль. В этом году началось строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Астана-Алматы. В целях повышения качества обслуживания грузовых перевозок и обеспечения перевозками автоматизированы график движения поездов и регистрация обращений отправителей по принципу "одного окна", а также приобретены новые вагоны. Произведен капитальный ремонт 675 км железной дороги. В целях увеличения качества пассажирских перевозок прибретено 102 новых вагона, повышена комфортность 82 вагонов, а также в прошлом году были открыты скоростные поезда по маршрутам Астана–Петропавловск и Астана-Актобе. Благодаря мерам по автоматизации на 12 вокзалах республики подключен WI – Fi. Установлены терминалы по продаже электронных билетов. Посредством данных мероприятий повысится качество оказываемых услуг. Морской транспорт. В прошлом году через порт Актау было "перевалено" 11 млн. тонн нефти и сухогрузов, производственный план работ выполнен на 105 процентов. В результате оказания услуг, представленных по принципу "одного окна", время оформления документов для клиентов порта сокращено с 6 часов до 45 минут. График прибытия судов автоматизирован и переведен посредством интернета в онлайн – режим. В этом году предусмотрено завершение автоматизации производственных процессов порта, в результате которых сокращены сроки обработки грузов на 29 процентов и будет увеличена мощность на 1 млн. тонн. По поручению Главы государства продолжаются работы по развитию и расширению Актауского порта. Для увеличения пропускной способности порта на 2,5 млн. тонн планируется построить дополнительно 3 сухогрузных терминала. Также рассматривается вопрос по строительству двух паромов. Обеспечение безопасности полетов в отрасли авиации. За последние пять лет в период с 2008 по 2013 годы произошло 21 авиационное происшествие. Эти случаи связаны с выходом из строя техники (3), воздействием внешних факторов (3 – погода, птицы) и основная причина – несоблюдение правил техники безопасности полета, то есть из-за человеческого фактора (15). В этой связи, в целях сокращения случаев по причине человеческого фактора, для обеспечения безопасности полетов и контроля безопасности в прошлом году распоряжением Премьер-министра утвержден Межведомственный план мероприятий по устранению замечаний аудита ИКАО. А также заключено соглашение с Бюро технического сотрудничества ИКАО на оказание технической и консультационной помощи. По рекомендациям ИКАО в проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта" вносятся изменения в части авиации. Данные изменения позволят привести в соответствие требования безопасности полетов нашей страны с международными стандартами ИКАО. Для решения проблем по нехватке специалистов по обеспечению безопасности полетов, низкой заработной плате, низкой квалифицированности и отсутствию статуса авиационного инспектора в этом году будет создана новая структура авиационных властей. Для этого в пределах штатной численности Министерства штат Комитета гражданской авиации увеличится на 65 человек, в том числе 80% – авиационных специалистов, а количество инспекторов составит 40 человек. Будет повышена заработная плата инспекторов. На базе Академии гражданской авиации страны планируется открыть учебный Центр по авиационной безопасности ИКАО и единый учебный центр повышения квалификации специалистов данной отрасли. С 2012 года начата подготовка специалистов по программам подготовки, соответствующие международным стандартам. В настоящее время ведется работа по выделению средств на укрепление технической базы Академии, приобретение современных тренажеров и воздушных судов. В 2013 году будет проводиться ресертификация авиакомпаний и воздушных судов в соответствии со стандартами ИКАО и участием представителей этой организации. Авиакомпании, выполняющие перевозки пассажиров на регулярных рейсах также в обязательном порядке будут проходить аудит IOSA. По прогнозам ИКАО в результате ресертификации возможно некоторые авиакомпании приостановят свою деятельность. Это повлияет на обеспечение безопасности полетов и выход казахстанской авиации из "черного списка". Все перечисленные мероприятия направлены на обеспечение безопасности полетов в стране. *** В рамках Правительственного часа с содокладом выступил председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов (см.www.parlam.kz). После всех выступлений кратким заключительным словом Правительственный час подытожил вице-спикер Мажилиса Сергей Дьяченко. По предложению вице-спикера парламентарии приняли соответствующие Рекомендации с учетом депутатских замечаний.
-----
Депутатский корпус настаивает на усилении контроля над техническим состоянием воздушных судов – содоклад председателя Комитета Мажилиса
Депутатский корпус настаивает на усилении контроля над техническим состоянием воздушных судов. Перевозки должны быть безопасными. И это должно превалировать над любыми экономическими обоснованиями авиакомпаний и собственников воздушных судов. Об этом заявил сегодня на Правительственном часе в Мажилисе на тему: "Развитие траспортной инфраструктуры" председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов (тезисы): "Одним из важнейших факторов экономического роста страны является развитие транспортной инфраструктуры, как одной из крупнейших базовых отраслей экономики. В последние годы была проведена масштабная модернизация инфраструктуры, и эти темпы наращиваются. Несмотря на это все еще остаются нерешенными отдельные вопросы, которые отрицательно влияют на эффективность развития отрасли. Это: – неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры и сервиса; – несовершенство тарифной политики; – неразвитость механизмов внедрения научно-технических разработок и инновационных технологий; – дефицит квалифицированных кадров инженерно-технической специализации; – недостаточность контроля. Во-первых, в сфере автодорожной отрасли Плотность автомобильных дорог Республики Казахстан существенно различается по регионам – от 72 км на 1000 кв. км в Северо-Казахстанской области до 12 км в Кызылординской области. И, в силу территориальных особенностей страны, по показателю грузоемкости экономика Казахстана является малоэффективной. Доля транспортных затрат в стоимости конечной продукции относительно высока и находится на уровне 8% – 11% соответственно для внутренних перевозок, в то время как в развитых странах данный показатель составляет 4-4,5%. Поэтому в развитие автодорожной отрасли направляется значительный, ежегодно возрастающий объем инвестиций. За последние 12 лет построено и реконструировано более 48 тысяч км дорог общего пользования на сумму 1,5 трлн. тенге. Эти средства – в основном за счет республиканского бюджета. Вместе с тем, главная проблема отрасли остается – прогрессирующая потеря несущей способности дорожных покрытий. Для этого есть и объективные причины. Большая часть дорог – это почти 86% была построена в 60 – 80 годах прошлого века по нормативным требованиям того периода, когда допустимая нагрузка на ось не превышала 6 тонн. И сегодня мы имеем снижение скоростей движения, увеличение времени нахождения в пути пассажиров и доставки товаров, повышение транспортных эксплуатационных расходов и, самое страшное, – высокую аварийность. Так, по сравнению с 2011 годом в 2012 году возросло количество дорожно-транспортных происшествий на 18%, было зарегистрировано 14 тыс. ДТП, погибло более 3 тыс. человек. За последние 5 лет количество транспортных средств увеличилось и достигло 4 млн. единиц. Из них более 80% транспорта имеет срок эксплуатации более 7 лет. И это при том, что доля перевозок пассажиров автотранспортом составляет 99,1%. В этой связи необходимо усилить контроль за качеством выполняемых работ, применяемых дорожно-строительных материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог республиканского и местного значения. Именно здесь следует вводить институт аудита безопасности дорожного движения, а также развивать систему общественного контроля. На примере строительства международного транспортного коридора "Западная Европа-Западный Китай". Так как из года в год растет уровень загруженности автомобильных дорог. Кроме того, пора решить постоянно поднимаемую депутатами проблему транспортного обеспечения аулов и сел. Так как около двух тысяч сельских населенных пунктов или 30% (28,6%) на сегодня не имеют круглогодичного транспортного сообщения. Более того, почти девятьсот (890) из 6938 сельских населенных пунктов не имеют подъездных дорог с твердым покрытием. Поэтому в целях обеспечения населения жизненно важными социальными услугами и интеграции в общую систему региональных хозяйственных связей необходимо обеспечить отдаленные сельские населенные пункты качественной транспортной инфраструктурой. Анализ показывает, что указанные проблемы присутствуют во всех видах транспорта. И Министерству не стоит также забывать о соблюдении экономического принципа "цена – качество". Во-вторых, в сфере железнодорожного транспорта В общем грузо- и пассажирообороте страны доля железнодорожного транспорта составляет около 50%. Железнодорожный транспорт не имеет реальной альтернативы в перевозках таких массовых грузов, как зерно, уголь, руда, металлы. Вместе с тем, сегодня железнодорожная отрасль сталкивается с системными сложностями, потому что, некогда единая железнодорожная система оказалась раздроблена на отдельные предприятия – как частные, так и государственные. Однако, улучшения сервиса и развития рыночных отношений в отрасли не произошло. На сегодняшний день выбытие подвижного состава по сроку службы и техническому состоянию значительно опережает темпы обновления. Так за период с 1995 года по 2011 год существенно сократился локомотивный парк отрасли – с 3045 до 1772 штук (на 42%) или почти в два раза. Не произошло улучшения и по количеству пассажирских вагонов. В критическом положении находится и парк багажных вагонов. Их количество в 2011 году составило всего лишь – 56 единиц. При этом степень износа материальных активов составляет 70%, в отрасли используются технически и морально устаревшие модели подвижного состава, путевой техники, изношенные конструкции путей, устаревшие технологии ремонта. Наряду с этим факторами, сдерживающими развитие отрасли, являются неполное покрытие дорожной сети электротягой; недостаточность профессионального уровня технических специалистов; высокая доля перевозов порожних вагонов; отсутствие научной поддержки отрасли. Поэтому, на наш взгляд, Министерству необходимо принять действенные меры развития железнодорожного транспорта, которые позволят обеспечить потребности экономики и населения в перевозках при минимальных затратах. Поскольку от доли транспортной составляющей зависит себестоимость отечественной продукции и ее конкурентоспособность. Нужно достичь достаточного уровня доходности отрасли. Например, с учетом мировой тенденции роста контейнеризации перевозок (55% от общего объема грузовых перевозок) нужно всемерно развивать контейнерные, мультимодальные перевозки и создавать транспортно-логистические центры, обеспечивающие технологическое единство различных видов транспорта. Кроме того, злободневным вопросом остается сервис на железной дороге. Простой пример, хотя для пассажира – жизненно важный вопрос, хроническая нехватка билетов, особенно в праздничные и летние периоды. Отсутствие востребованных сообщений. Дефицит пассажирских вагонов и мест в южном направлении. Это, как следствие, отсутствие должного менеджмента и уровня логистики. Считаем, настало время решить вопросы повышения качества обслуживания пассажиров. Также необходимо начать переход пассажирских перевозок на скоростное движение, что позволит сократить дефицит вагонов за счет оптимизации маршрутов и времени нахождения пассажиров в пути. В-третьих, в сфере авиации Авиация также нуждается в особом внимании. Именно в этой сфере должна быть поставлена главная задача – задача безопасности полетов. К сожалению, стремление к либерализации привело к ослаблению и потерям в системе контроля данной отрасли. Так, на сегодняшний день осуществление основных видов сертификаций – а это сертификация авиационного персонала, летной годности, воздушного судна, технического обслуживания и ремонта авиационной техники, а также инспектирование состояния судов, в том числе иностранных, передано в ведение РГП "Центр по обеспечению безопасности полетов". Время доказало, что в целях снижения аварийности и недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан, данные функции должны были осуществляться на уровне и непосредственно уполномоченным органом в сфере гражданской авиации. Это также является одним из основных требований Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Наряду с этим, считаем необходимым учесть требование ИКАО о введении государственных авиационных инспекторов по осуществлению контроля авиационной безопасности и безопасности полетов, как важного аспекта в сфере гражданской авиации. Поэтому депутатский корпус настаивает на усилении контроля над техническим состоянием воздушных судов. Так как воздушные перевозки должны быть безопасными. И это должно превалировать над любыми экономическими обоснованиями авиакомпаний и собственников воздушных судов. На сегодняшний день в государственном реестре зарегистрировано 497 гражданских воздушных судов. И по данным экспертов износ парка воздушных судов составляет более 80%, а срок их эксплуатации превышает 20 лет, тогда как установленный срок службы судна – не более 30 лет. Устаревший парк воздушных судов, не соответствующих стандартам ИКАО, остается большим недостатком отечественной гражданской авиации. Кроме того вопросы дефицита авиационного персонала, особенно летного состава, недостатка топливной и отсутствия ремонтной баз, неразвитости аэропортовской инфраструктуры и низкого уровня авиационных услуг остаются нерешенными. Все это отрицательно сказывается на недостаточном использовании потенциала воздушных перевозок внутри страны и на пути следования международных маршрутов. Также актуальными вопросами остаются – это дороговизна авиабилетов, неразвитость конкуренции, неудовлетворительный сервис, систематические задержки рейсов и фигурирование отечественных авиакомпаний в "черных списках". В-четвертых, в сфере водного транспорта Мировая практика подтверждает, что водный транспорт традиционно ценится как наиболее дешевый и неэнергоемкий. В Казахстане в последние годы отмечается рост количества морских судов и, соответственно, перевозок грузов морским транспортом. Так, например в 2012 году перевезено 11 млн. тонн грузов морским транспортом. И этому способствовала реализация государственной программы развития морского транспорта. Вместе с тем, перевозки грузов речным транспортом в настоящее время не имеют тенденции роста. За период с 2003 по 2011 год подвижной состав речного транспорта не претерпел изменений и сохранился на уровне 148 единиц. Хотя данный вид транспорта отличается мобильностью и доступностью для внутрирегиональных перевозок. К сожалению, имеется ряд проблем развития водного транспорта, это: – неудовлетворительное состояние инфраструктуры и судоходных путей (отсутствие дноуглубительных работ, реконструкции и строительства гидротехнических сооружений); – устаревший парк судов и отсутствие судоремонтных предприятий; – нехватка квалифицированных специалистов (моряки, инженерно-технический персонал) и слабая система их подготовки; – отсутствие менеджмента. В этой связи, целесообразно пересмотреть перспективы развития водного транспорта в целях соответствия вызовам динамично развивающейся мировой экономики. Так как развитие водного транспорта будет способствовать ускоренному социально-экономическому развитию прилегающих к транспортным артериям регионов, росту занятости населения, увеличению экспортного потенциала и межрегиональному обмену внутри страны. В-пятых, развитие транзитного потенциала Казахстаном транзитный потенциал пока еще используется в минимальном объеме – в основном при обеспечении торгово-экономических связей между странами региона (региональный транзит). Развитие транспортно-коммуникационного комплекса должно в полной мере обеспечить использование преимуществ геостратегического расположения страны, являющейся транзитным мостом между Европой и Азией. Так, по данным экспертных организаций объем торговли только между ЕС и Китаем достиг в 2009 году 296,3 млрд. евро, что предполагает перевозку миллионов тонн грузов, часть из которых, при создании благоприятных условий, могут быть переключены на сухопутные и морские маршруты через Казахстан. Глава государства в историческом послании "Стратегия "Казахстан-2050" – новый политический курс состоявшегося государства" поставил задачу по "увеличению транзитных перевозок через Казахстан к 2020 году в два раза. К 2050 году эта цифра должна увеличиться в 10 раз.". Поэтому Министерству необходимо продолжить дальнейшую реализацию комплексного развития транзитных коридоров, обеспечивающих скорость доставки, сохранность грузов, информационную поддержку и снижение административных барьеров со стороны пограничных и таможенных служб при транзитных перевозках. При этом необходимо уделить особое внимание развитию придорожной инфраструктуры с учетом международного опыта. Ускоренное развитие придорожной инфраструктуры позволит обеспечить оптимальное размещение и количество сервисных предприятий на всем пути транзитного движения, их организацию в соответствии со стандартами и требованиями международных правил. Хочу отметить, депутатами внесены ряд поправок в рассматриваемый Мажилисом законопроект по вопросам транспорта, которые позволят обеспечить решение отдельных проблемных вопросов, поднятых в докладе. Также Комитетом подготовлены рекомендации Правительству для принятия действенных мер по улучшению состояния транспортной инфраструктуры в автодорожной, воздушной, железнодорожной и водной отраслях". |