Аппарат Конституционного Совета, 17 мая
16 мая 2013 года оглашено итоговое решение Конституционного Совета об истолковании Нормативного постановления Конституционного Совета от 15 октября 2008 года №8 "Об официальном толковании статьи 54, подпунктов 1) и 3) пункта 3 статьи 61, а также ряда других норм Конституции Республики Казахстан по вопросам организации государственного управления", принятого по ходатайству Председателя Сената Парламента К.А.Мами. Как сообщалось ранее, Председатель Сената Парламента обратился с ходатайством в связи с вопросами, возникшими при рассмотрении Парламентом проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закрепления компетенции государственных органов на законодательном и (или) подзаконном уровнях". Данный проект Закона разработан и внесен Правительством в Парламент во исполнение указанного нормативного постановления Конституционного Совета. В своем ходатайстве Председатель Сената Парламента просил разъяснить: что следует понимать под "основами организации и деятельности государственных органов", а также, какие функции государственных органов могут регулироваться законом, а какие – подзаконными актами? Конституционный Совет, всесторонне рассмотрев данное ходатайство и изучив заключения экспертов, ведущих вузов страны, а также мнения государственных органов Республики, постановил следующее. 1. Под "основами организации и деятельности государственных органов", установленными в подпункте 3) пункта 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, следует понимать основополагающие принципы и нормы, определяющие основные подходы к содержанию деятельности (сферы руководства, миссия, основные задачи, функции и полномочия), порядку образования, упразднения, реорганизации и организации деятельности государственных органов. 2. В законах устанавливаются функции государственных органов, составляющие основу деятельности государственного органа, а также функции, реализация которых затрагивает важнейшие общественные отношения, указанные в пункте 3 статьи 61 Конституции. Это касается, в том числе, вопросов правосубъектности физических и юридических лиц, меры правоограничительного характера, а также взаимоотношений государственных органов с негосударственными организациями и физическими лицами, включая установление правоохранительных, контрольно-надзорных функций и разрешительного порядка осуществления отдельных видов деятельности. 3. На подзаконном уровне устанавливаются функции, осуществление которых не затрагивает общественные отношения, перечисленные в пункте 3 статьи 61 Конституции. Это может касаться определения механизма реализации закрепленных в законе функций, внутренней организации и деятельности государственных органов, принятия (издание) технических и технологических норм. На подзаконном уровне функции государственных органов устанавливаются только в пределах полномочий субъекта, издающего соответствующий подзаконный акт. В соответствии с нормами Конституции постановление Конституционного Совета вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики. На решение Конституционного Совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые могут быть преодолены двумя третями голосов состава Конституционного Совета. |