NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 22:10 ast
20:10 msk

Стратегия полезного действия. Часть 2
Согласно расхожему афоризму "хороший закон тот, который работает". Мысль простая и понятная до банальности…
20.06.2013 / политика и общество

Андрей Матвеев, dialog.kz, 19 июня

Согласно расхожему афоризму "хороший закон тот, который работает". Мысль простая и понятная до банальности. Причем настолько, что зачастую при написании того или иного законодательного акта его авторы, похоже, уже вообще мало задумываются о том, кто же реально будет воплощать заложенные в нем постулаты в жизнь.
С законопроектом "О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан" ситуация прямо противоположная. Составлен он разработчиками, что называется, "под себя" и, соответственно, максимально выверен с учетом всех имеющихся возможностей и ресурсов.
Вообще, принципиальный и скрупулезный подход ко всем взятым на себя обязательствам, давно уже стал своеобразной визитной карточкой НЭПК "Атамекен". "Давши слово держись, а не давши крепись", это старинное правило исповедуемое солидным купечеством, похоже твердо взято на вооружение основателями палаты, четко отдающими себе отчет, что значит обязательность, как в самом бизнесе, так и в общественной жизни.
Буквально с момента своего основания в 2005 году членами НЭП "Атамекен" было разработано и воплощено в жизнь немало полезных инициатив, существенно облегчающих жизнь отечественным предпринимателям. А повседневная работа по оказанию различных консультационных услуг (то есть то, чем в случае принятия законопроекта предстоит заняться еще в более расширенном объеме), позволяет казахстанским бизнесменам не только повысит свой профессиональный уровень, но и в прямом смысле сэкономить время и деньги.
В общем (или иначе говоря – в виде обобщенных показателей), картина выглядит примерно следующим образом: в связи с тем, что одним из приоритетных направлений работы является экспертиза проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимательства, в настоящее время НЭПК "Атамекен" имеет аккредитацию во всех центральных государственных органах страны. Достигнутый уровень "Атамекена" сегодня обеспечивается высококлассными специалистами-практиками из сферы юриспруденции, экономики, финансов, менеджмента, грамотно и успешно работающими в интересах членов НЭП. И согласно внутренней статистике, ежедневно от различных государственных структур поступает 6–7 проектов нормативно правовых актов, по которым необходимо провести экспертизу. В итоге, только за прошлый год палатой была дано 1717 экспертное заключение, в том числе 997 заключений с замечаниями и дополнениями.
Что же касается непосредственно законотворческой работы, то еще два года тому назад председатель президиума "Атамекена" Тимур Кулибаев обозначил основные стратегические направления деятельности палаты в деле законотворчества.
– Есть острая необходимость в совершенствовании таможенного администрирования, – подчеркнул в своем выступлении Тимур Кулибаев. – Речь идет о кардинальном упрощении таможенных процедур. В связи с этим, я поручаю Правлению в течение месяца подготовить окончательный проект поправок в таможенное законодательство.
Также Кулибаев предложил рассмотреть возможность расширения практики применения упрощенного порядка налогообложения, что потенциально применимо для 120 тысяч субъектов малого бизнеса.
В итоге, только в прошлом 2012 году палатой были сформировано 107 поправок к Налоговому кодексу, их которых было принято и внесено 33 поправки.
Среди них особо следует отметить упрощение и либерализацию процедур привлечения к ответственности (отныне в качестве административного наказания по незначительным нарушениям или нарушениям совершенным впервые штраф будет заменен на предупреждение) или изменение очередности погашения налоговой задолженности. Теперь, в Налоговом кодексе четко закреплена последовательность "Недоимка – пени – штрафы". Это уже не говоря о таких экономящих средства предпринимателей мерах, как снижение налоговых ставок за размещение объектов наружной рекламы в три раза. Подобное снижение ставок стало возможным для рекламы, размещенной в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования республиканского значения. Насколько, это все облегчает работу, как самих предпринимателей, так и контролирующих ведомств, наверное, говорить не стоит – все достаточно очевидно.
То же самое касалось и совершенствования таможенного законодательства. Если быть кратким, то в 2012 году палата предоставила в Министерство экономического развития и торговли 118 поправок, из которых были приняты четыре поправки, касающиеся вопросов взаимодействия таможенного органа с бизнесом. Заодно были исключены некоторые разночтения и противоречия, имеющихся в ТК ТС при помещении товаров по таможенные процедуры временного ввоза и переработки вне таможенной территории. Надо отметить, что такой результат (всего четыре поправки) "атамекеновцев" отнюдь не удовлетворил и тогда они пошли, что называется, от обратного. А именно, инициировали направление совместного письма от Бизнес-диалога в ЕЭК об исключении из подготовленного законопроекта поправок, ухудшающих положение предпринимателей.
В течение нескольких последних лет, особое внимание уделяется и вопросам развития предпринимательства на селе и, в частности, наболевшим проблемам доступности кредитования. Далеко не секрет, что сложившаяся практика такового давно уже вызывает споры, как среди специалистов, так и многочисленные вопросы (ну, или если называть вещи своими именами, то скорее недовольство) со стороны самих фермеров. Буквально каждый год сельхозпроизводители жалуются на труднодоступность этих кредитов.
Поэтому в прошлом году руководство палаты подняло вопрос необходимости кардинального финансового оздоровления аграрного сектора. Данная инициатива была полностью поддержана и вошла одним из ключевых аспектов государственной программы "Агробизнес-2020". В настоящий момент в соответствующих документах фигурирует цифра порядка 300 миллиардов тенге, которые должны пойти через банки на рефинансирование и пролонгацию займов сроком до 15 лет под 5% годовых. Причем банки, которые будут участвовать в этой программе, берут на себя обязательство по списанию пеней и штрафов по рефинансируемым кредитам.
А вот в отношении возможного повышения земельного налога, "Атамекен" наоборот занял очень сдержанную позицию. Согласно озвученным мнениям, несмотря на то, что теоретически данная мера направлена для повышения эффективности использования земельных фондов, при этом важно не нанести ущерб работающим крестьянским фермерским хозяйствам. А значит, внедрять повышение ставок следует очень осторожно и осмотрительно.
Ощутимые результаты в сфере поддержки малого и среднего бизнеса приносит и традиционная работа общественного совета "Атамекена" по защите прав предпринимателей, проводимая опять-таки буквально с первого дня создания этой организации. Но по настоящему массовой и упорядоченной, эта деятельность стала с октября 2011 года, когда был сформирован Общественный совет по защите прав предпринимателей, состоящий из депутатов Мажилиса, руководителей объединений предпринимателей, представителей СМИ, Генеральной прокуратуры. Помимо внушительного количества выездных заседаний проведенных в регионах страны, экспертами совета было рассмотрено более 400 обращений со стороны граждан осуществляющих предпринимательскую деятельность. По всем обращениям даны необходимые разъяснения, а также направлены жалобы в центральные госорганы и прокуратуру. Был взят на вооружение и интерактивный формат. Совместно с Генеральной прокуратурой, "Атамекеновцами" регулярно проводятся видеоконференции с участием всех областных прокуроров и представителей бизнес-сообщества на местах. Уже были проведены четыре таких видеоконференции, в ходе которых были рассмотрены как жалобы бизнесменов, так и различные проблемы системного характера. И наконец, достаточно важным шагом стало организация при Генеральной прокуратуре отдельного структурного подразделения по защите прав предпринимателей, инициатором создания которого так же выступила НЭПК "Атамекен".
"Атамекеновцы" являются последовательными проводниками идеи развития казахстанского содержания. За последние годы, в республике прошел целый ряд представительных мероприятий, организованных по инициативе палаты. В их числе, можно упомянуть третий Казахстанско-британский форум по программе взаимодействия в сфере материально-технического обеспечения, который прошел в конце октября прошлого года в Атырау, и межрегиональный инвестиционный форум по вопросам развития казахстанского содержания, состоявшийся в Павлодаре. Атырауский форум ознаменовался разработкой целого ряда конкретных предложений по закреплению в контрактах на недропользование обязательства по заключению долгосрочных договоров с отечественными товаропроизводителями, установлению условных скидок, участие в капитале отечественных предприятий в целях развития местного производства. А в Павлодаре, по уже устоявшейся традиции, товаропроизводителями области были заключены комплексные соглашения на поставку в 2013 году товаров и услуг для нужд национальных компаний и предприятий региона.
Если же рассмотреть ситуацию в целом по стране, то стоит отметить, что всего пять лет тому назад, доля казахстанской продукции в бюджете крупнейших компаний не превышала 3–5 процентов, и в денежном эквиваленте составляла чуть более двух десятков миллиардов тенге. В последние же годы положение резко изменилось в лучшую сторону. Благодаря поддержке государственных органов и общественных объединений (в том числе НЭПК "Атамекен"), а также усилиям самих предпринимателей, резко повысивших конкурентоспособность своих товаров и услуг, за последние два года крупные компании республики приобрели отечественную продукцию на четыре триллиона тенге. А общий прирост местного содержания в закупках казахстанских гигантов составил почти 700 миллиардов тенге.
Другим важным направлением, по которому в настоящее время работает НЭПК "Атамекен", является коренной пересмотр подхода по развитию отечественного производства реально конкурентоспособной продукции. Здесь стратегия разработана по достаточно простому принципу – начинать с того, что мы имеем в настоящее время. То есть, пусть на первых порах это по-прежнему будут хоть те же комплектующие, но уже с высокой добавленной стоимостью, и реальным спросом на отечественном и мировом рынках.
Если же рассмотреть теоретическую сторону вопроса (точнее модернизацию действующего законодательства и нормативно правовых документов), то и в этом плане наметились определенные положительные изменения. В частности, был разработан проект по созданию при палате независимого Центра мониторинга рынка и экспертизы цен, товаров, услуг и работ. В настоящее время центр уже полностью готов к работе и идет согласование с государственными органами. Для упрощения сотрудничества с национальными компаниями, специалистами палаты были подготовлены необходимые поправки в нормативно-правовые акты по созданию системы независимой апелляционной инстанции в закупках ФНБ "Самрук- Казына" и бюджетных организаций. Внесены поправки по упрощению процедур в правила закупок ФНБ "Самрук-Казына". А в рамках развития и совершенствования интеграционных бизнес-процессов активно продолжается работа по защите интересов отечественных товаропроизводителей в Едином экономическом пространстве (устранение административных барьеров во взаимной торговле и продвижение казахстанского экспорта в страны ЕЭП и ТС)...
Как видим, объем работ проведенных (и проводимых в настоящее время) руководством и членами палаты "Атамекен" по настоящему фундаментален. А в случае принятия законопроекта "О Национальной палате предпринимателей", появляется возможность существенно расширить как непосредственно круг поставленных перед собой задач, так и увеличить охват нуждающихся в помощи представителей отечественного бизнеса. Да и в организации более эффективной экспортной торговли еще явно есть над чем поработать
– Принимая во внимание вызовы, которые стоят перед страной в целом и бизнес-сообществом в частности (я имею в виду интеграционные процессы в рамках ЕЭП, усилившуюся конкуренцию с российскими и белорусскими производителями и предстоящее вступление в ВТО), побуждают нас очень серьезно подойти к вопросу усиления национального бизнеса,. – говорит председатель правления НЭПК "Союз "Атамекен" Аблай Мырзахметов. – Правительство часто сетует, что у него нет единого конструктивного и компетентного контрпартнера, который мог бы компетентно давать отзывы на те или иные предложения исполнительной власти по улучшению бизнес-климата. А с созданием палаты, этот компетентный и хорошо финансируемый партнер появится.
Об этом, а также о перспективах и проблемах развития отечественного предпринимательства в принципе, говорил на недавнем заседании нижней палаты парламента лидер депутатской фракции "Ак жол" Азат Перуашев, который подчеркнул, что рассматривать предложенный законопроект необходимо не только исходя из его собственного содержания, но и в контексте тенденций всего экономического развития:
– Все показатели озвученные в недавнем отчете правительства говорят о спаде промышленного производства, свертывании реального сектора и возрастании импортозависимости внутреннего рынка, – подчеркнул депутат мажилиса. – Число действующих юридических лиц сократилось на 17%, ИП на 10,5%, ежегодный рост квазигосударственного сектора – 10%. Это свидетельство того, что частное предпринимательство, как социально-экономическое явление находится под прессингом.
Кстати, как человек, прекрасно разбирающийся в тонкостях взаимоотношений государства, общественных организаций и предпринимательской среды, Азат Перуашев не сомневается и в целесообразности обязательного членства, кстати, прекрасно оправдавшего себя во многих государствах Европы:
– Наличие обязательного членства – именно поддержка малого и среднего бизнеса. В этом весь смысл подобных палат в международной практике. Крупный бизнес и так себя защитит. Но именно за счет членских взносов с крупного и среднего бизнеса в подобных палатах обеспечивается защита мелких предпринимателей.
Безусловно, считать представленный законопроект панацеей, а так же палочкой-выручалочкой, по одному мановению которой жизнедеятельность казахстанских бизнесменов заиграет новыми красками, было бы слишком самонадеянно. Предстоит еще достаточно много работы по прописыванию и разработке конкретных механизмов его реализации, и в том числе регулированию деятельности самой палаты. В частности, представители депутатской фракции "Акжол" особо подчеркнули важность обеспечения прозрачности и транспарентности деятельности НПП и ее органов, открытости обществу и подотчетности отечественному бизнесу. Для этого, ими было предложено прописать в законе такой механизм деятельности, чтобы у руководства палаты твердо сформировался "иммунитет" от вируса бюрократизации. Впрочем, об этом прекрасно отдают себе отчет и в самом руководстве "Атамекена:
– Либо мы получим институт, где предприниматели будут доверять друг другу, вести работу в рамках открытости, прозрачности, понятности. Либо останемся прозябать на прежних позициях, – убежден Аблай Мырзахметов. – Но, полагаю, в новой палате соберутся люди, заинтересованные в развитии открытого и прозрачного бизнеса, поскольку для предпринимателя важно, чтобы были понятные и постоянные правила игры. И тогда ему спокойно можно развиваться…
Окончательные дебаты по законопроекту "О Национальной палате предпринимателей" еще впереди. Однако, хочется верить, что тщательно взвесив все аргументы "за "и "против", а также оценив важность этого нормативного акта для нужд предпринимательского сообщества страны, депутаты обеих палат примут правильное решение. То, которое от них ждет казахстанский бизнес, нуждающийся в эффективной поддержке и защите.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.06.2013
Состоялось заседание Сената 28.06.2013
Итоги парламентской сессии 28.06.2013
Под руководством первого вице-премьера РК обсуждены вопросы разработки Генсхемы организации территории РК 28.06.2013
В Астане прошло заседание казахстанско-германского делового совета под председательством Тимура Кулибаева 28.06.2013
Казахстанская команда переговорщиков по ТС слабо подготовлена 28.06.2013
Верховный Суд подвел итоги за первое полугодие 28.06.2013
В Казахстане в ближайшее время будет создан госорган по контролю за качеством продукции 28.06.2013
Финальное позиционирование 28.06.2013
Разработчики Кашагана заинтересованы в начале добычи нефти осенью этого года 28.06.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz