NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Среда 2.12.2020 03:23 ast
00:23 msk

Перед решающим рывком
Казахстан готовится к подтверждению соответствия международным стандартам ИПДО
29.07.2013 / политика и общество

Батыр АЛЕКПЕРОВ, contur.kz, 26 июля

Добывающие отрасли нашей страны вполне возможно ждет новый инвестиционный бум. Как стало известно, целый ряд достаточно крупных инвесторов планируют вложить значительные средства в экономику Казахстана. К примеру, большой интерес к развитию минерально-сырьевой базы республики проявляет Германия. В настоящее время в стадии рассмотрения находятся несколько межправительственных соглашений, в случае практических реализаций которых германский бизнес начнет активное развитие казахстанской минерально-сырьевой базы. Продекларировала свой интерес Южная Корея и еще несколько государств, заинтересованных в плодотворном сотрудничестве в этой области. В свою очередь, наша республика намерена провести некоторую модернизацию своего законодательства и расширить применение нескольких международных стандартов, среди которых особо стоит упомянуть Инициативу прозрачности добывающих отраслей (ИПДО).
Впервые озвученная в ходе проведения в 2002 году ежегодного форума по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, Инициатива прозрачности добывающих отраслей представляет новый мировой стандарт, который поддерживает совершенствование управления в странах, богатых полезными ископаемыми. Основная суть методики заключается в тщательной сверке и опубликовании всех данных о платежах компаний и доходах правительств от добычи нефти, газа и полезных ископаемых. То есть, если выразится проще, недропользователи раскрывает свои данные, правительство – свои, затем их сверяют и полученные данные предоставляют открытому пользованию. Нетрудно понять, что подобная прозрачность способствует повышению инвестиционного имиджа стран участников, с одной стороны, демонстрируя прозрачную деятельностью добывающего сектора, а с другой – эффективную систему государственного управления и контроля в этой сфере.
По инициативе Президента Нурсултана Назарбаева, в 2005 году правительство Казахстана приняло на себя обязательства по реализации Инициативы. Был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством РК, компаниями добывающей отрасли промышленности, группой депутатов парламента, а также коалицией неправительственных организаций Казахстана "Нефтяные доходы – под контроль общества!".

Принципы ИПДО
Мы признаем тот факт, что понимание обществом схемы движения государственных прибылей и расходов может со временем вызвать широкую общественную дискуссию, и позволит избрать правильный, рациональный путь экономического развития, ориентированный на устойчивое развитие.
2. Мы подчеркиваем важность прозрачности со стороны правительств и компаний в добывающих отраслях промышленности и осознаем необходимость усиления контроля над финансовыми потоками и повышения роли отчетности перед общественностью.
3. Мы признаем, что стремиться к более высокой степени прозрачности следует в контексте соблюдения соглашений и законодательства.
4. Мы согласны с тем, что достижение прозрачности в сфере финансов должно привести к улучшению условий для внутренних и внешних прямых инвестиций.
5. Мы верим в принцип и практику отчетности правительств перед своим народом в вопросах управления финансовыми потоками и бюджетными расходами.
6. Мы намерены стремиться к повышению уровня прозрачности и отчетности в жизни государства, в программах, осуществляемых правительством, и в частном предпринимательстве.
7. Мы считаем, что необходимо выработать такой подход к прозрачности осуществления платежей и получения доходов, который был бы удобным в применении и мог бы широко использоваться.
8. Мы считаем, что открытость в вопросах осуществления платежей в той или иной стране должна быть внедрена на всех предприятиях добывающей отрасли промышленности данной страны.
9. Мы считаем, что все заинтересованные лица, включая правительства и их структуры, предприятия добывающей промышленности и сферы обслуживания, международные организации, финансовые организации, инвесторов и неправительственные организации должны внести свой достойный и весомый вклад в дело поиска необходимых решений.
* * *
На первом этапе Казахстан был включен в список стран-кандидатов по приверженности к ИПДО, а для подтверждения статуса постоянного участника (или по-другому – последователя) встал вопрос о прохождении специальной процедуры подтверждения соответствия всем выдвигаемым требованиям под названием – валидация. И в свою очередь, для прохождения этой процедуры было необходимо осуществить целый ряд комплексных мероприятий, о которых (особенно, в свете возникших в тот период проблем) явно стоит поговорить более подробно.
То, что необходимость присоединения к ИПДО являлось крайне актуальным шагом, показали первые же шаги по практической подготовке годовых отчетов. Так,привлеченная для работы над первым отчетом аудиторская компания Deloitte выявила ряд серьезных расхождений в данных о поступлении средствах в бюджет 2005 года. Согласно отчету аудиторов, общий размер налоговых платежей компаний в бюджет за 2005 финансовый год составил 287 миллиардов 796 миллионов тенге. Между тем, размер поступлений, согласно полученным от Министерства финансов РК данным, составил 345 миллиардов 186 миллионов тенге. В те дни, в своих пояснениях по расхождению данных, вице-министр финансов Даулет Ергожин указал, что основными причинами несовпадения размеров платежей и поступлений явились "неправильное отражение отдельными компаниями сумм по уплате налогов и курсовая разница". В целом же, по его словам, результаты первого отчета подтвердили наличие определенных трудностей налогового администрирования, помогли выявить недостатки и слабые стороны самих органов Минфина.
В ходе работы над вторым отчетом существенно возросло количество компаний участников. В результате, если первый отчет за 2005 год охватил лишь 39 компаний нефтегазового сектора, то второй отчет за 2006 год предоставлял данные по 106 компаниям нефтегазового и горнодобывающего сектора страны.
Сверку отчетов государства и недропользователей за 2007 и 2008 годы выполняла крупная аудиторская компания "Сапа-консалтинг". По сообщению аудитора, для составления отчетов и сверки был представлен список из 123 компаний, которые подписали Меморандум о взаимопонимании по ИПДО. Из них отчетность за 2007 год представили 108 недропользователей, а за 2008-й – 109.
И опять были выявлены расхождения между данными отчетов компаний и суммами, представленными Минфином. Разночтения возникли из-за технических ошибок, которые в процессе работы пришлось устранять. Так, некоторые компании не учитывали уплаченные суммы штрафов и пени по налогам, возвраты излишне уплаченных сумм, а данные по таможенным платежам были предоставлены без сверок с Таможенным комитетом. В этом случае аудиторы требовали предоставления первичной бухгалтерской документации, и далеко не все компании шли им навстречу.
Также выяснилось, что имеются более десяти подписантов, которые передали право на недропользование другим компаниям и, соответственно, в отчетах за 2007–2008 годы не участвовали. Кроме того, некоторые недропользователи не согласились с тем, чтобы данные были доступны общественности, то есть апеллировали к пункту своих регламентов, по которым запрещалось передача данных третьим лицам.
Возникли определенные проблемы с охватом участников. Дело в том, что в Казахстане в общей сложности в добывающем секторе ведут свою деятельность свыше 900 компаний, и только 123 из них присоединились к меморандуму. И если о представителях нефтегазового сектора можно было говорить как о практически стопроцентном охвате, то с горнорудными предприятиями вопросов было гораздо больше.
Итогом недостаточного охвата участников, допущенных ошибок в составлении первых отчетов, отсутствия единой позиции и слаженных действий со стороны некоторых НПО, несвоевременному переходу к стандартам МСФО целого ряда добывающих компаний, стало отсрочка принятия Казахстана в число стран последователей ИПДО в 2009 году и перенос решения этого вопроса на август текущего года. Кстати, примерно в аналогичной ситуации оказались и многие другие страны (при этом следует учитывать, что каждая из них проводит валидацию впервые). По данным, оглашенным региональным директором Международного секретариата ИПДО по Европе и Центральной Азии Сэмом Бартлеттом, на тот период времени к ИПДО присоединилась 31 страна, но лишь две из них смогли успешно пройти валидацию с первого раза.
Тем не менее, стремясь максимально ускорить процесс, председатель Ассоциации ""KAZENERGY" Тимур Кулибаев (которая, в свою очередь входит в состав Национального совета заинтересованных сторон – НСЗС) предложил активизировать работу в данном направлении и выработать консолидированную позицию энергетического сектора.
Также были проведены целая серия представительных мероприятий как в рамках VII Евразийского форума KAZENERGY, так и различных конференций и семинаров созванных по инициативе Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
Среди них можно отметить Национальную конференцию по реализации в Казахстане Инициативы прозрачности добывающих отраслей, которая прошла в рамках Международного симпозиума по интенсификации добычи нефти и газа, а так же целый ряд семинаров по новым стандартам ИПДО и их применению непосредственно в Казахстане. Кроме того, казахстанская делегация, возглавляемая вице-министром индустрии и новых технологии Нурланом Сауранбаевым приняла самое активное участие в работе Шестой глобальной конференции ИДПО в Австралийском городе Сидней.
По отчетам ИПДО в 2008 году, была отмечена положительная динамика роста поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет году в сравнении с прошлыми годами.
– доля поступлений в Нацфонд РК в налоговых поступлениях по отчету ИПДДО выросла в 2008 году с 2006 года на 28,2 процентных пункта (68,4% – 40,2%),
– доля поступлений от компаний ИПДО в налоговых поступлениях РК в формате отчета ИПДО выросла на 8,6 процентных пункта с 2006 года (57,2% – 48,6%), а с 2007 года на 10,2 процентных пункта (57,2% – 46,9%);
Отчеты ИПДО Казахстана за 2010 и 2011 года, указывают на устойчивый рост доходов от нефти, газа и других полезных ископаемых.
Общий доход 2011 года составил 27, 8 миллиардов долларов США по сравнению с 20 миллиардами долларов США в 2010 году и 12 миллиардами долларов США в 2009 году. Корпоративный подоходный налог составил 58% от всех поступлений и отчислений на 25%.
* * *
Продолжилась и работа над подготовкой очередных годовых отчетов, результаты которых показывали уже гораздо меньше погрешностей. Параллельно с этим процессом было утверждено новое техническое задание по сверке налоговых платежей за 2010 и 2011 годы. Следует отметить, что в отличие от технического задания по составлению Национального отчета за 2009 год техническое задание для сверки отчетов за 2010 и 2011 годы включало более расширенный охват данных, а именно: сбор данных по социальным отчислениям и дивидендам от компаний с государственной долей участия. А в дальнейшем, в период 2013–2015 годов планируется еще более расширенный охват данных с учетом замечаний и предложений членов рабочих групп НСЗС, представителей НПО, консультантов Всемирного банка и всех других заинтересованных органов.
Итогом выполненной работы и целого ряда успешных встреч и переговоров стало решение о проведении нового этапа валидации, который как уже говорилось выше, был назначен на август текущего года.
По мнению председателя Комитета геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий Базарбая Нурабаева, озвученного недавно на страницах республиканских СМИ, республикой проведена большая работа по достижению и поддержанию соответствий стандартам ИПДО и можно надеется, что предстоящая валидация будет проведена успешно:
– Сейчас то, что мы от себя должны были сделать, мы сделали. Мы не пытались казаться лучше, мы не пытались казаться хуже. То, что есть, мы открыто показали, и их задача теперь – оценить прогресс. А прогресс у нас однозначно на лицо...
А значит, в случае подтверждения всех необходимых соответствий требованиям и включения нашей страны в число стран-последователей, республика выйдет не только на принципиально новый этап в деле достижения прозрачности и контроля за бюджетом страны. Перед добывающей отраслью Казахстана открываются и новые инвестиционные перспективы, которые, без всякого сомнения, дадут мощнейший импульс для развития всего промышленного потенциала в целом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр РК провел встречу с Генеральным секретарем Международного бюро выставок Висенте Лоссерталесом 31.07.2013
В августе 2013 г. будут разработаны "зеркальные" меры для дискриминирующих казахстанскую продукцию стран 31.07.2013
Коллегия Агентства финансовой полиции 31.07.2013
Казахстан – Венгрия: возвращение на связь 31.07.2013
Сафин построит в Турате мечеть в честь героев войны 31.07.2013
Президентом Пакистана стал текстильный магнат 31.07.2013
Информация 30.07.2013
Все теракты проданы 30.07.2013
Палату пишем, взносы в уме 30.07.2013
Казахстанская оппозиция в тисках вторичности и убогости 30.07.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
02.12.20 Среда
82. ТЕТЕРКИН Иван
73. РАЕВА Софья
68. АРДАЕВ Владимир
67. КАЗБАЕВА Нина
67. СЫРТАНБЕКОВ Серикбай
66. УСКИМБАЕВ Кожамурат
65. БАЙЖОМАРТОВ Абай
65. ЛАРИОНОВ Олег
65. ЛИТВИНОВ Александр
63. НУРГАЛИЕВА Халила
61. УРАЗБАЕВ Кайрат
60. ОРАЗБАЙ Асхат
59. ЖАНГАЗИН Ербол
58. МЕЙРБЕКОВ Бердибек
57. ВОЛОШИН Владимир
...>>>
03.12.20 Четверг
90. ГРИГОРЬЕВ Владислав
87. ЮНУСОВ Бахит-Жан
74. ОМАРОВ Кайсар
72. КАЛТАЕВ Ануарбек
71. СУЕРБАЕВ Роберт
69. САРСЕМБАЕВ Зейнулла
66. БИСЕМБАЕВ Кадр
63. ЗВОНАРЕВ Олег
61. ТИЛЕШЕВ Изетали
60. ДАРИМБЕТОВ Байдалы
60. КАМБАРОВА Халида
60. ТИЛЕУБЕКОВ Гани
58. ЧИЛЯН Бо
56. АХАБАЕВ Зеин
51. БЕКЖАНОВ Сакен
...>>>
04.12.20 Пятница
82. ГУСЕВА Галина
81. АБУТАЛИПОВ Чапай
74. ТОРЕГОЖИН Оралды
72. НУРГАЖИН Сармантай
70. НУРБАТУРОВ Канапия
67. ТУНГЫШБЕКОВ Санат
64. АРТЫКАЛИЕВ Берали
64. ТУРБЕКОВ Серик
62. АЛЕСКОВСКИЙ Сергей
60. КИРГИЗБАЕВ Ербол
59. ОСПАНОВ Ермек
58. ИСАБАЕВ Бейбит
56. БИСЕМБАЕВА Багила
56. ДЖАРАСОВА Шолпан
50. ПОТЛОВ Дмитрий
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz