1. Утвердить заключение, подготовленное по итогам оценки хода реализации Программы занятости 2020. 2. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан (Ахметов С.Н.) разработать механизм определения потребности в кадрах для отраслей экономики на краткосрочную и долгосрочную перспективы, в разрезе специальностей для реализации инвестиционных проектов, предусмотренных в Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию. 3. Министерству индустрии и новых технологий Республики Казахстан (Исекешев А.О.) совместно с акимами областей, городов Астаны и Алматы до 1 августа 2013 года, в целях трудоустройства участников Программы, разработать механизм отбора лиц, прошедших профессиональное обучение, с указанием основных критериев их приема при включении проектов в региональную Карту индустриализации (введении в эксплуатацию). 4. Министерству финансов Республики Казахстан (Жамишев Б.Б.) совместно с акимом Южно-Казахстанской области (Мырзахметов А.И.) и акимом Кызылординской области (Кушербаев К.Е.) до 1 августа 2013 года принять меры по возврату в доход республиканского бюджета средств целевых трансфертов на сумму 25,2 млн. тенге, отвлеченных на строительство автопаркингов в г. Шымкент Южно-Казахстанской области, а также 265,3 млн. тенге, доиспользованных в Кызылординской области в 2012 году при отсутствии соответствующего постановления Правительства Республики Казахстан. 5. Министерству экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (Досаев Е.А.) до 1 августа 2013 года, в целях определения ответственности администратора бюджетных программ на республиканском уровне, обеспечения полноты и достоверности расчетов бюджетных заявок, предоставляемых регионами, обеспечить принятие нормативного правового акта, предусматривающего детализированный порядок формирования расходов при планировании мероприятий, финансируемых в рамках бюджетной программы. 6. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (Абденов С.С.) совместно с Агентством Республики Казахстан по статистике (Смаилов А.А.) до 1 августа 2013 года разработать механизм учета данных об имеющемся дефиците кадров по соответствующим отраслям экономики. 7. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (Абденов С.С.) совместно с Министерством регионального развития Республики Казахстан (Сагинтаев Б.А.) до 1 августа 2013 года привести в соответствие с требованиями бюджетного законодательства документы по планированию средств по третьему и четвертому направлению Программы за 2011-2012 годы, подкрепив необходимыми расчетами и обоснованиями местных исполнительных органов. 8. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (Абденов С.С), Министерству регионального развития Республики Казахстан (Сагинтаев Б.А.) и Министерству образования и науки Республики Казахстан (Жумагулов Б.Т.) принять меры по рассмотрению до 1 июня 2013 года ответственности должностных лиц, допустивших нарушения бюджетного и иного законодательства на общую сумму 17 618,2 млн. тенге, 13 317,7 млн. тенге и 4 484,7млн. тенге соответственно. 9. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (Абденов С.С.) до 1 августа 2013 года принять меры по: 1) внесению соответствующих изменений и дополнений в Правила кредитования, регулирующие порядок и условия предоставления кредитных ресурсов по единым требованиям со стороны микрокредитных организаций, в целях унификации условий и требований к участникам Программы; 2) предоставлению совместно с соисполнителями на республиканском уровне объективной и достоверной информации об исполнении мероприятий Программы, а также проведению качественного и полноценного мониторинга хода реализации Программы, инвентаризации отчетных данных с обеспечением полноты и правильности их отражения в информационной системе "Занятость"; 3) разработке порядка предоставления местными исполнительными органами отчетности о реализации проектов в несырьевых секторах экономики в соответствии с приоритетами Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию. 10. Акимам Карагандинской (Абдишев Б.Т.), Кызылординской (Кушербаев К.Е.), Южно-Казахстанской (Мырзахметов А.И.) областей и города Алматы (Есимов А.С.) до 1 июня 2013 года рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения бюджетного и иного законодательства на общую сумму 3 645,5 млн. тенге. 11. Акимам областей, городов Астаны и Алматы в целях совершенствования реализации мероприятий по трудоустройству безработных, самозанятых, до 1 августа 2013 года провести и в дальнейшем проводить на системной основе мониторинг потребности в специальностях для различных отраслей экономики во взаимодействии с предприятиями, организациями, а также с учетом специфики занятости населения региона, при этом обучение и подготовку кадров осуществлять в соответствии с имеющимися вакансиями на социальные рабочие места по заявкам организаций и предприятий. 12. Учесть, что по итогам контрольных мероприятий, проведенных ревизионными комиссиями областей, городов Астаны и Алматы по данному вопросу в местных исполнительных органах, приняты постановления, содержащие соответствующие рекомендации и предложения, направленные на повышение эффективности использования средств, выделяемых в рамках Программы.
Заключение по итогам контроля (основные положения) Цель контроля: Оценка хода реализации Программы занятости 2020. Предмет контроля: Программа занятости 2020 и средства республиканского бюджета, выделенные по бюджетным программам: 019 "Кредитование областных бюджетов, бюджетов городов Астаны и Алматы на содействие развитию предпринимательства на селе в рамках Программы занятости 2020 (далее – Программа 019) и 129 "Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на реализацию мероприятий Программы занятости 2020 (далее – Программа 129). Объекты контроля: Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее – МТСЗН), Министерство образования и науки Республики Казахстан далее – МОН). Министерство регионального развития Республики Казахстан (далее – МРР), Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Республики Казахстан (далее – Комитет) и акиматы областей, городов Астаны и Алматы. Период, охваченный контролем: 2011-2012 годы.
В ходе контроля установлено: 1. Отсутствие должного мониторинга результативности и эффективности реализации Программы со стороны МТСЗН привело к тому, что отдельные мероприятия осуществлялись без соответствующего анализа текущей ситуации и необходимости достижения заданных результатов с обеспечением финансовых ресурсов. 2. В реализацию Программы Правительством РК не был принят ряд нормативных правовых актов. Отсутствие системности и последовательности привело к тому, что нормы отдельных постановлений разработаны без учета условий Программы, что отразилось на неполном достижении в регионах показателей, предусмотренных в Соглашениях о результатах по целевым трансфертам. 3. В связи с отсутствием документа, определяющего потребности развитие кадрового потенциала на краткосрочную и долгосрочную перспективы, процесс профессионального обучения в рамках Программы не увязан с данными о потребностях по отраслям экономики, а также количестве специалистов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, предусмотренных в Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы (далее – ГПФИИР). 4. Должный уровень взаимодействия государственных органов, ответственных за реализацию отраслевых программ социальной направленности, а также местных исполнительных органов всех уровней с работодателями, предприятиями, в том числе включенными в Карту индустриализации в рамках ГПФИИР, отсутствует. 5. В МТСЗН на начало реализации Программы сведения о потребности в обучении, подготовке, переподготовке и трудоустройству в разрезе специальностей отсутствуют, соответствующий анализ состояния рынка труда в разрезе всех регионов не проведен. 6. МТСЗН порядок предоставления регионами информации о реализации проектов в не сырьевых секторах экономики в соответствии с приоритетами ГПФИИР по срокам и формам отчетности не разработан, соответствующий мониторинг не осуществляется. 7. Из-за отсутствия коррелированности и взаимосвязанности с другими отраслевыми программами, принятыми в реализацию ГПФИИР, а также механизма, регулирующего рациональное размещение производительных и трудовых сил, проводимые в рамках Программы мероприятия по обеспечению спроса и предложения квалифицированными кадрами, не сбалансированы. На уровне учета государственной и ведомственной статистики данные об имеющемся дефиците кадров по соответствующим отраслям и сферам отсутствуют. 8. В Правилах кредитования единые требования, регулирующие порядок и условия предоставления кредитных ресурсов микрокредитными организациями, не предусмотрены. В результате, ставка вознаграждения по предоставленным кредитам на одни и те же цели варьируется в регионах от 3,80% (Западно-Казахстанская область) до 8,0% (Кызылординская область). 9. Программой предусмотрен охват в качестве участников до 1,5 млн. человек. При запланированных показателях увеличения рабочих мест в рамках ГПФИИР, Дорожной карты бизнеса – 2020, обеспечения рабочими местами в рамках Программы. Карт индустриализации и т. д., указанное количество, подлежащее охвату Программой, необходимыми расчетами не подкреплено, существующая тенденция роста показателя по трудоустройству и созданию новых рабочих мест не учтена. 10. Планирование расходов по направлениям Программы осуществлялось при отсутствии предложений местных исполнительных органов, согласованных с соисполнителями – администраторами бюджетных программ, и соответствующих заключений, основанных на технических документациях и необходимых для подтверждения расчетов и обоснований к бюджетным заявкам. 11. Результаты контроля показали невыполнение отдельных мероприятий в 2011-2012 годах, что повлияло на реализацию Программы в целом. При этом, многократные изменения и дополнения по объемам финансирования явились одной из основных причин недостижения запланированных показателей Соглашений о результатах по целевым трансфертам. 12. Несмотря на значительное неосвоение средств и не достижение местными исполнительными органами показателей, предусмотренных в Соглашениях, основные параметры по целевым индикаторам по уменьшению уровня безработицы, бедности, безработных и увеличению удельного веса самостоятельно занятых в составе занятого населения, трудоспособных членов малообеспеченных семей, достигнуты, так как предусмотренные показатели и индикаторы являются заниженными. 13. При достижении показателей по снижению уровня безработицы и трудоустройству в 2012 году по сравнению с предыдущим годом наблюдается резкий рост количества безработных (увеличение на 32424 человека, или на 192%), самостоятельно занятых (на 7084 человек, или 134%), из числа малообеспеченных (на 3419 человек, или 218%). 14. В отчетные данные МТСЗН в 2011-2012 годах включено 6340 лиц, охваченных Программой, которые фактически не участвовали в ее реализации, поскольку социальные контракты с ними были расторгнуты. 15. По данным местных исполнительных органов, предоставляемых в МТСЗН, из 31 491 участника первого направления Программы, прошедших обучение в 2011 году, трудоустроены 16 200, что составляет 51,4%. По состоянию на 1 января 2012 года 20619 человек не трудоустроены. В 2012 году из 28 024 участников первого направления Программы трудоустроены 22 287, что составляет 79,6%. В то же время, согласно информации МОН, основанным на данных местных исполнительных органов, количество прошедших обучение меньше на 4047 человек, а трудоустроенных на 7 424 человека. При этом, в информационной базе "Занятость" количество трудоустроенных составляет 18873 человека. 16. Установлены факты расхождений данных МТСЗН и АО "ИАЦ". Информационная система "Занятость" функции по автоматизации бизнес-процессов в рамках Программы в полном объеме не выполняет. При сопоставлении данных ИС и отчетных данных, предоставляемых местными исполнительными органами, установлены отклонения, неточности и некорректность заполнения данных, что отражается на достоверности предоставляемой информации. 17. В нарушение пункта 12 статьи 67 Бюджетного кодекса РК, МТСЗН как администратором распределяемой бюджетной программы, полнота и достоверность информации и расчетов, представленных администраторами бюджетных программ на республиканском уровне, не обеспечена. В результате, при планировании на 2012 год расходы на профессиональное обучение участников Программы, МОН были завышены на 4 484,7 млн. тенге. Несмотря на то, что плановый охват контингента в 2012 году по сравнению с 2011 уменьшен на 15%, расходы на профессиональную подготовку специалистов увеличились на 40%. Так, в 2011 году объем расходов на подготовку 72 112 человек составлял 13 081,6 млн. тенге, в 2012 году при охвате 62 083 человек расходы составили 18 049,5 млн. тенге. 18. В результате отсутствия единой политики по внедрению практических инструментов по итогам 2012 года остались неосвоенными 1 549,7 млн. тенге. 19. Согласно отчетным данным МТСЗН, основанным на информации АО "ИАЦ" о реализации Программы, из 26123 лиц, обучавшихся в рамках Дорожной карты в 2009-2010 годах, 7015 завершили обучение, из них 5521 человек был трудоустроен. Однако указанная информация в ИС отделов занятости местных исполнительных органов отсутствует, то есть достоверность указанных сведений не подтверждена. 20. Имеет место разночтение действующих законодательных актов по выплате стипендии и Правил организации и финансирования обучения, принятых в целях реализации Программы занятости: стипендия выплачивается всем участникам Программы занятости, прошедшим аттестацию, тогда как должна являться мотивирующим фактором для получения высоких баллов при прохождении аттестации, что влияет на качество получаемого образования. 21. В целях увеличения отчетных данных по количеству охваченных Программой лиц, в состав участников Программы занятости были включены выпускники 9-11 класса текущего года. 22. В соглашениях о результатах по целевым трансфертам, заключенных администраторами республиканских бюджетных программ с местными исполнительными органами, конкретные показатели не отражены. Итоговые отчеты о результатах использования целевых трансфертов не содержат конкретную информацию об обеспечении отраслей экономики регионов квалифицированными кадрами, в том числе для реализации проектов ГПФИИР, а также об оказании эффекта достигнутых прямых результатов на отрасль.
Член Счетного комитета Ерлан Турлыбеков, "Бюллетень Счетного комитета", №36, II квартал 2013 г. |