NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Пятница 17.09.2021 02:55 ast
23:55 msk

"Установлены нарушения требований законодательства на общую сумму 2 277,4 млн. тенге"
Выписка из постановления Счетного комитета от 4 апреля 2013 года № 12-П "Об итогах контроля эффективности реализации и оценки отраслевых программ по тарифной политике и развитию конкуренции на 2010-2014 годы, соответствия использования активов государства законодательству Республики Казахстан"
19.08.2013 / политика и общество

1. Утвердить прилагаемое Заключение, составленное по итогам контроля эффективности реализации и оценки отраслевых программ по тарифной политике и развитию конкуренции на 2010-2014 годы, соответствия использования активов государства законодательству Республики Казахстан.
2. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан (Ахметов С.Н.):
1) обратить внимание на низкую эффективность реализации Программы по тарифной политике, а также отсутствие межведомственного взаимодействия при реализации Программы по защите конкуренции;
2) рассмотреть целесообразность дальнейшей реализации Программы по тарифной политике с постановкой на утрату данного программного документа,
3. Генеральной прокуратуре Республики Казахстан (Даулбаев А.К) рекомендовать провести проверку соблюдения законодательства о естественных монополиях при утверждении тарифов на услуги естественных монополий в сферах электро-, теплоэнергетики и железнодорожного транспорта за период с 2010 по 2012 год.
4. Министерству юстиции Республики Казахстан (Имашев Б.М.) до 1 августа 2013 года обеспечить проведение мониторинга законодательства о естественных монополиях на предмет наличия норм коррупциогенного характера и по его результатам принять соответствующие меры.
5. Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Оспанов М.М.) в срок до 1 сентября 2013 года принять меры по:
1) устранению выявленных нарушений при утверждении тарифных смет и реализации инвестиционных программ субъектами естественных монополий;
2) оптимизации нормативных правовых актов и методик для субъектов естественных монополий в части конкретизации определения сроков и статей затрат, уровня прибыли, корректировки и утверждения инвестиционных программ, тарифных смет, упрощения процедур подачи заявок на изменение тарифа субъектов естественных монополий;
3) проведению анализа исполнения всех инвестиционных программ субъектами естественных монополий в республике и, в случае их неисполнения, принять соответствующие меры;
4) обеспечению установки приборов учета, а также рассмотрению ответственности субъектов естественных монополий, не исполняющих данные обязанности.
6. Агентству Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) (Куандыков Б.Б.) до 1 мая 2013 года принять меры по устранению выявленных нарушений и рассмотрению ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства.

Заключение по итогам контроля (основные положения)
Цель контроля: Контроль эффективности реализации и оценка отраслевых программ тарифной политики и развития конкуренции на 2010-2014 годы, соответствия использования активов государства законодательству Республики Казахстан.
Предмет контроля: 1) Программа по тарифной политике в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы (далее – Программа по тарифной политике); 2) Программа по развитию конкуренции в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы (далее – Программа по развитию конкуренции), Стратегический план Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) на 2011 – 2015 годы, республиканские бюджетные программы: 001 "Услуги по обеспечению защиты конкуренции, ограничению монополистической деятельности и недопущению недобросовестной конкуренции"; 002 "Капитальные расходы Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции"; 101 "Проведение мероприятий за счет средств на представительские затраты"; 3) активы государства АО "Центр развития и защиты конкурентной политики".
Объекты контроля: Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (далее – АРЕМ РК), департаменты по регулированию естественных монополий по Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Карагандинской областям и городам Астана, Алматы, Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) (далее – Антимонопольное агентство), АО "Центр развития и защиты конкурентной политики" Антимонопольного агентства (далее – Общество).
Период, охваченный контролем: январь 2011 года – декабрь 2012 года.

В ходе контроля установлено:
1. В ходе контроля установлены нарушения требований бюджетного и иного законодательства при реализации программ по тарифной политике и развитию конкуренции в Республике Казахстан на 2010-2014 годы на общую сумму 2 277,4 млн. тенге.
2. При разработке Программы по тарифной политике не определены в достаточном объеме целевые индикаторы, мероприятия и механизмы реализации, направленные на достижение программных целей. Отсутствует взаимодействие с другими государственными органами. Из охваченных контролем 6 пунктов Плана мероприятий Программы по тарифной политике не выполнен 1 пункт.
3. Действующий Стратегический план АРЕМ РК на 2011-2015 годы по поставленным целям, задачам, и целевым индикаторам является более функциональным и информативным. Производится дублирование основных целей, задач и мероприятий между стратегическими планами (первоначальным и действующим) и Программой по тарифной политике.
4. В нарушение пункта 14 Правил разработки и мониторинга отраслевых программ, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2010 года №218 (далее – Правила), целевые индикаторы Программы по тарифной политике не отражают в полной мере достижение поставленной цели, как следствие, недостижение поставленных задач. Констатирующая часть Программы по тарифной политике не увязана с целевыми индикаторами, планом мероприятий и задачами.
5. В Программе по тарифной политике в соответствии с поставленными задачами не определены показатели объема инвестиций в модернизацию и обновление активов субъектов естественных монополий (далее – СЕМ), также отсутствует средневыведенный процент состояния основных средств в период реализации программы, целевые индикаторы в процентном выражение обновления, модернизация основных средств и соответственно несопоставимость единиц измерения показателей ожидаемых результатов, применяемых в Программе от объема реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий. АРЕМ РК не располагает сведениями о текущем состоянии активов СЕМ, соответственно не ведется мониторинг одного из основных показателей всей отрасли.
6. Несмотря на реализацию инвестиционных и производственных программ СЕМ, основным источником финансирования которых являются тарифы, процент нормативных потерь не снижается, что свидетельствует о неэффективном исполнении инвестиционных программ и недостаточном контроле за ходом их исполнения уполномоченными органами.
7. Используемая система показателей и индикаторов Программы не позволяет оценить эффективность исполнения инвестиционного тарифа.
8. Формированием цен и тарифов в разных сферах без должного согласования и координации занимаются различные государственные органы: Министерство экономики и бюджетного планирования (общая тарифная политика), Министерство индустрии и новых технологий (предельные тарифы на электроэнергию и инвестиционные обязательства), АРЕМ РК – тарифы и инвестиционные обязательства СЕМ.
9. В результате в Программе по тарифной политике в единый комплекс не увязана тарифная политика:
– роста цен на перевозку грузов железнодорожным транспортом и на электроэнергию в рамках предельных тарифов с объемом инвестиционных обязательств СЕМ и их соответствие уровню тарифного дохода;
– влияние проводимой политики повышения предельных тарифов для групп энергопроизводящих предприятий на уровень тарифов на услуги энергоснабжающих, теплоснабжающих и водоснабжающих организаций, что в свою очередь является мультипликатором роста себестоимости продукции в экономике республики.
10. Пунктом 4 Плана мероприятий Программы по тарифной политике, предусмотрена выработка предложений по совершенствованию тарифообразования в сфере транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам, при этом представлено предложение только одного участника регулируемого рынка – АО "КазТрансОйл", тем самым полнота охвата данного вопроса не достигнута, и фактически предложения АРЕМ РК не выработаны. Таким образом, в нарушение пункта 18 Правил не исполнен пункт 4 Плана мероприятий.
11. Количественные и качественные показатели размыты и не точны, что в конечном итоге приведет к невозможности оценки реализации Программы по тарифной политике.
12. Действующая модель тарифного регулирования в Республике Казахстан основана на затратном ценообразовании, которая снижает интерес к повышению производительности, эффективности капиталовложения и сокращению затрат.
13. Правовая база АРЕМ РК включает 74 нормативных правовых акта и более 70 методик, что вызывает определенные сложности соблюдения всех параметров как для СЕМ, так и для самого регулятора. Ряд документов характеризует отсутствие четких критериев принятия решений по ряду основных процедур.
14. Помимо процедур утверждения тарифа АРЕМ РК осуществляет более 30 функций согласования и выдачи разрешений. Избыточное нормирование деятельности СЕМ допускает формализацию действующих процедур. Трудоемкость действующего метода тарифообразования затрагивает деятельность не только регулятора, но и СЕМ. Так, по заключению международной консалтинговой организации "Ernst & Young" от 5 ноября 2012 года расходы на оплату труда персонала СЕМ, входящих в ФНБ "Самрук-Казына", занятого в процессе утверждения тарифа составляет около 600,0 млн. тенге.
15. Реализация инвестиционных программ не всегда ведет к снижению нормативных технических потерь СЕМ. По АО "КазТрансГаз Аймак" (Жамбылский филиал) – инвестиционная программа утверждена на сумму 14 340,8 млн. тенге, при этом уровень технических потерь остается неизменным на всем протяжении ее реализации – 16 377,6 тыс. м3 или 4%. Аналогично, по АО "КазТрансГаз Аймак" (Кызылординский филиал), АО "КазТрансГаз Аймак" (Южно-Казахстанский филиал).
16. По РГП "Актауский международный морской торговый порт" утверждена инвестиционная программа на 2012 год с учетом корректировки на 2 474,2 млн. тенге. Фактический объем капитальных вложений за отчетный период составил 963,4 млн. тенге, или 39%.
17. Инвестиционная программа РГП "Казаэронавигация" на 2012 год утверждена на общую сумму 10 890,9 млн. тенге. Согласно оперативной отчетности за 2012 год, общее освоение составило 1 438,4 млн. тенге при плане 10 890,9 млн. тенге, или 13%.
18. В нарушение пункта 28 "Правил об особом порядке формирования затрат" в тарифную смету АО "НК "Қазақстан тeмip жолы" за период 2011-2012 годов включены затраты на строительство жилых помещений для работников СЕМ на общую сумму 1 242,7 млн. тенге.
19. В инвестиционной программе АО "Астана-Теплотранзит" при общей сумме инвестиций 3 188,2 млн. тенге, 1 347,0 млн. тенге направлены на реконструкцию бесхозных тепловых сетей, принятых на баланс согласно решению суда. При этом реконструкция бесхозных сетей происходит за счет повышения тарифа, то есть за счет других потребителей, что соответственно снижает привлекательность СЕМ для инвестиций.
20. Департаментом по г.Алматы утверждены 7 инвестиционных программ СЕМ, или 20,6% от общего количества СЕМ на общую сумму 32 645,2 млн. тенге, фактически исполнено 6 программам на сумму 24 328,7 млн. тенге, или 74,5%. Также, Департаментом по Алматинской области утверждена инвестиционная программа ГГКП "Талдыкоргантеплосервис" на общую сумму 3 521,6 млн. тенге, фактически исполнено на 1 666,2 млн. тенге, или 47,3%.
21. В Карагандинской области и г.Алматы имеют место факты невыполнения базовыми СЕМ обязательств по инвестиционным программам на общую сумму 47,4 млн. тенге. Также в Карагандинской области одним базовым СЕМ реализована инвестиционная программа без согласованного и утвержденного с уполномоченным органом приказа на сумму 985,5 млн. тенге.
22. В 2012 году в Карагандинской области по 27 СЕМ утверждено 43 компенсирующих тарифа, по которым сумма возврата потребителям в результате снижения тарифов составила 1 485,0 млн. тенге. Департаментом по г. Алматы за 2011 год введены компенсирующие тарифы по 4 СЕМ, сумма возврата потребителям с учетом ставки рефинансирования составила 18,8 млн. тенге и в 2012 году по одному СЕМ – 1,6 млн. тенге. В Алматинской области в результате введения компенсирующих тарифов 46 СЕМ за 2011 год сумма возврата потребителям составила 166,4 млн. тенге и в 2012 году – 158,6 млн. тенге.
23. В 2011-2012 годах из 7 базовых СЕМ по Карагандинской области объем сверхнормативных потерь составил у двух СЕМ в общей сумме 2 121,9 млн. тенге. В Карагандинской области оснащенность приборами учета тепловой энергии составило всего 39Д% от общей потребности, в Алматинской области – 29,7% и в г. Алматы – 43,3%. Соответственно со стороны АРЕМ РК и его территориальных департаментов отсутствует должный контроль по вопросу исполнения обязанностей СЕМ по установке приборов учета и принятия соответствующих мер реагирования.
24. Исчерпывающая информация по выполнению 4 пунктов Плана мероприятий Программы по развитию конкуренции отсутствует.
25. В нарушение пункта 18 Правил, не исполнено мероприятие по внесению предложений по привлечению частных инвестиций к управлению коммунальной собственностью, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства. По предусмотренным показателям программы количество ходатайств государственных предприятий, АО и ТОО с участием государства на 2011 год предусмотрено в количестве 6100. По отчетным данным, Антимонопольным агентством принято к рассмотрению лишь 5477 ходатайств.
26. Основные причины неполного исполнения предусмотренных мероприятий Плана Программы по развитию конкуренции заключаются в отсутствии согласованности действий государственных органов в лице разработчика Программы и соисполнителей по мерам сокращения участия государства в экономике, повышению прозрачности деятельности местных исполнительных органов, сокращению административных барьеров и созданию необходимой инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательской деятельности.
27. В нарушение пункта 22 Правил выявлены случаи, когда Антимонопольным агентством не проводился анализ и обобщение отчетов соисполнителей о ходе реализации, а также отсутствия документов по форме завершения мероприятия ответственных государственных органов – соисполнителей, однако по отчетным данным Антимонопольного агентства мероприятие считается исполненным.
28. В нарушение норм постановления Правительства Республики Казахстан от 27 мая 1999 года №663, в Антимонопольном агентстве выявлены нарушения по лимиту пробега автомашин за второе полугодие 2012 года в количестве 16,7 тыс. километров на общую сумму 0,6 млн. тенге. Также, в нарушение пункта 6 статьи 97 Бюджетного кодекса Антимонопольным агентством РГП "Автохозяйство УДП РК" без проверки достоверности выполненных работ необоснованно перечислены 1,3 млн. тенге.

Член Счетного комитета Совхозбек Кулмаганбетов, "Бюллетень Счетного комитета", №36, II квартал 2013 г.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Одобрен проект республиканского бюджета на трехлетний период и Прогноз социально-экономического развития страны 29.08.2013
Предварительные итоги повторных выборов сельских акимов 29.08.2013
О создании межведомственных комиссий по вопросам долевого участия в жилищном строительстве 29.08.2013
Иссык-Кульская инициатива 29.08.2013
Холдинг "Байтерек" разрабатывает новую модель финансирования второй пятилетки ФИИР 29.08.2013
Астана встретит съезд энергетиков 29.08.2013
Бюджет Алматы увеличен на 4 млрд. 379 млн. тенге 29.08.2013
Накануне праздника 29.08.2013
С созданием Банка ядерного топлива в Казахстане никаких экологических проблем не добавится 29.08.2013
Акция "Знай Конституцию!" 29.08.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.09.21 Пятница
90. ЕРЕМЕНКО Анатолий
82. ТОКПАКБАЕВ Сат
77. БАЙНАЗАРОВ Галым
75. БЕРДИНОВА Жакен
73. ЛУКПАНОВ Таумурат
73. ПРИМБЕТОВ Сеpик
73. СКАКОВ Амангельды
71. ТАСМАГАМБЕТОВА Нурсулу
68. ЕЛЕВФЕРИЙ
66. АШИРБАЕВ Бауржан
64. ЖЫЛКЫШИЕВ Болат
64. ЧУДРОВ Яхия
62. АПСАЛИКОВ Серик
57. АЙДАРБЕКОВ Зейнабил
53. ЖАКСЫЛЫКОВ Тимур
...>>>
18.09.21 Суббота
81. ДАВЛЕТОВА Людмила
73. ШНЕЙДМЮЛЛЕР Владимир
69. НАКАНОВ Болат
67. КАСЫМОВ Алибек
66. САГАЛИЕВА Наслизат
65. АБИЛЬДИН Танжарык
64. АРТЫКБАЕВ Марат
61. БЕКБАСАРОВ Шакир
57. АЛИПБЕРГЕНОВ Махмут
56. БЕКТАНОВ Мурат
54. ТОРТАЕВ Бауржан
51. АЙСАРИЕВА Мадина
50. АБДЫГАЛИЕВ Берик
50. КАЗИЕВ Ильяс
48. АБИЛ Ерлан
...>>>
19.09.21 Воскресенье
84. БЕЛЯКОВ Владимир
71. АКИЯНОВА Фарида
68. ТОРТАЕВ Ильяс
67. ЛОБАНОВ Александр
64. ДЕМИН Иван
64. ОТЕМУРАТОВ Акимжан
64. СЕЙДУАЛИЕВ Нурмухан
61. САЙДЕНОВ Анвар
59. САГДИЕВА Раушан
58. ДИЛЬМУХАМБЕТОВ Туремурат
56. ЯШИН Сергей
53. АЛДОНГАРОВ Куаныш
53. БЕК Арыс
50. ТУРГАНОВ Тимур
48. БАЛЛО Елена
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz