NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 05:23 ast
03:23 msk

"Сохраняется зависимость доходной части республиканского бюджета от поступлений, обеспечиваемых сырьевым сектором экономики"
Выписка из постановления Счетного комитета от 18 апреля 2013 года № 15-П "Об итогах контроля за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет налогов и других обязательных платежей, эффективности налогового и таможенного администрирования, использования средств по отдельным бюджетным программам и финансовой отчетности об исполнении республиканского бюджета за 2012 год в Министерстве финансов РК"
19.08.2013 / политика и общество

1. Утвердить заключение, подготовленное по итогам контроля за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет налогов и других обязательных платежей, эффективности налогового и таможенного администрирования, использования средств по отдельным бюджетным программам и финансовой отчетности об исполнении республиканского бюджета за 2012 год в Министерстве финансов Республики Казахстан.
2. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан (Ахметов С.Н.) рассмотреть вопрос внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты в части:
определения критериев отнесения расходов к неотложным затратам, перечня необходимых документов и расчетов по обоснованию объема средств, выделяемых из резерва Правительства Республики Казахстан;
осуществления процедуры реорганизации юридических лиц при условии проверки исполнения ими налоговых обязательств.
3. Министерству финансов Республики Казахстан (Жамишев Б.Б.) принять необходимые меры по:
1) устранению нарушений, выявленных в ходе контроля, и рассмотрению до 1 июня 2013 года ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований действующего законодательства;
2) внедрению до 1 января 2015 года в промышленную эксплуатацию ИС "Казначейство-клиент" с интеграцией с ИАИС "Е-Минфин" во всех регионах республики;
3) внесению изменений в Правила применения системы управления рисками, в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату, в части их распространения на налогоплательщиков, к которым применяется упрощенный порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость;
4) проведению оценки достоверности и обоснованности финансовой отчетности отдельных администраторов бюджетных программ за отчетный финансовый год с учетом освоения бюджетных средств, эффективности использования целевых трансфертов и их возврата, а также образования дебиторской и кредиторской задолженностей.
4. Министерству индустрии и новых технологий Республики Казахстан (Исекешев А.О.) до 1 июня 2013 года представить подробный отчет об использовании средств, выделенных из резерва Правительства Республики Казахстан на приобретение мазута в 2011 -2012 годах. 5. Министерству нефти и газа Республики Казахстан (Мынбаев С.М.) совместно с Министерством финансов Республики Казахстан (Жамишев Б.Б.) в срок до 1 января 2014 года разработать регламенты и стандарты для нефти и нефтепродуктов в целях идентификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешне-экономической деятельности Таможенного союза (ТНВЭД ТС) для исключения фактов вывоза нефти под видом нефтепродуктов.
6. Министерству экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (Досаев Е.А.) до 1 июля 2013 года внести на рассмотрение Коллегии Евразийской экономической комиссии предложения по унификации ставок ввозных таможенных пошлин Единого Таможенного Тарифа Таможенного союза по деталям обуви и яблокам.
7. Налоговому комитету Министерства финансов Республики Казахстан (Джумадилъдаев А.С.) до 1 июля 2013 года:
1) провести внеплановые проверки ТОО "Коммунальщик 2004", ТОО "Автомир-Казахстан";
2) совместно с органами прокуратуры обратиться в суды по признанию сделок недействительными в отношении взаиморасчетов ТОО "КРСК" и ТОО "КазРосБилдинг" с ТОО "ЦИТО", ТОО "ТехМашСервис", ТОО "Вест-Сервис", ТОО "Либерти-Транскомторг" с ТОО "Архонт";
3) завершить комплексную налоговую проверку ТОО "Достык Девелопмент" и представить информацию о результатах проверки;
4) усилить мониторинг крупных налогоплательщиков, контроль за качеством налоговых проверок.
8. Комитету таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (Есенбаев М.Т.):
1) до 1 октября 2013 года разработать дополнительные показатели оценки таможенного администрирования импорта товаров из КНР, в том числе с использованием показателя по сокращению удельного веса товаров прикрытия в общем объеме импорта из КНР;
2) до 1 сентября 2013 года разработать план мероприятий по введению автоматизированной системы учета товаров, используемых резидентами свободных экономических зон;
3) до 1 января 2014 года внести предложения по изменениям и дополнениям в Кодекс о таможенном деле в Республике Казахстан в части взаимодействия между таможенными и налоговыми органами по взысканию задолженности с расчетных счетов дебиторов;
4) принять меры для исключения уклонений от уплаты вывозных таможенных пошлин при использовании схемы лжеэкспорта лома черных металлов в страны Европейского Союза;
5) до 1 июля 2013 года провести проверку на предмет полноты взыскания пени с ТОО "TGC";
6) до 1 января 2014 года провести проверки пост-таможенного контроля: таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
организаций, осуществивших временный ввоз морских судов и владельцев казахстанских морских судов, на предмет декларирования расходов (ремонт), произведенных вне таможенной территории, за 2008 – 2013 годы;
соблюдения целевого назначения товаров "лифты пассажирские", ввезенных ТОО "ӘЛЕМ ҚҰРЫЛЫС LTD" и ТОО "WEST STROY";
правильности классификации 87 автотранспортных средств (Департаментами таможенного контроля по г. Астана и по Мангистауской области) в соответствии с ТНВЭД ТС;
по фактам декларирования железнодорожных контейнеров (Департаментом таможенного контроля по Мангистауской области), в которых осуществлялся ввоз легковых автомашин;
на предмет полноты уплаты ввозных таможенных пошлин при декларировании комбайнов ТОО "Turkuaz Маchinегу".
7) до 1 июля 2013 года принять необходимые меры с указанием конкретных сроков по вводу в промышленную эксплуатацию ИС "ТАИС" и "Электронная таможня".

Заключение по итогам контроля (основные положения)
Цель контроля: Контроль за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет налогов и других обязательных платежей, эффективности налогового и таможенного администрирования, использованием бюджетных средств по отдельным бюджетным программам и финансовой отчетности об исполнении республиканского бюджета за 2012 год.
Предмет контроля: Полнота и своевременность поступлений в республиканский бюджет; возврат сумм поступлений из республиканского бюджета; налоговое и таможенное администрирование; республиканские бюджетные программы 014 "Модернизация Таможенной службы", 021 "Капитальные расходы Министерства финансов Республики Казахстан", 031 "Создание ИС "ТАИС" и "Электронная таможня", 040 "Строительство Центров приема и обработки информации налоговых органов, 109 "Проведение мероприятий за счет резерва Правительства Республики Казахстан на неотложные затраты"; финансовая отчетность об исполнении республиканского бюджета за 2012 год.
Объекты контроля: Государственные учреждения: 1) Министерство финансов Республики Казахстан (далее – МФ РК); 2) Налоговый комитет МФ РК (далее – НК МФ РК); 3) Комитет таможенного контроля МФ РК (далее – КТК МФ РК); 4) Комитет казначейства МФ РК; 5) Комитет по работе с несостоятельными должниками МФ РК; 6)Комитет финансового контроля МФ РК; 7) Налоговый департамент (далее – НД) по г. Астана; 8) Налоговое управление по Сарыаркинскому району г. Астана; 9) Налоговое управление по Алматинскому району г. Астана; 10) Налоговое управление по Есильскому району г. Астана; 11) Департамент таможенного контроля (далее – ДТК) по г.Астана; 12) ДТК по Мангистауской области; 13) НД по Южно-Казахстанской области; 14) НД по Акмолинской области; 15) НД по Западно-Казахстанской области; 16) Департамент казначейства по Атырауской области; 17) Департамент казначейства по Южно-Казахстанской области; 18) Инспекция финансового контроля по Южно-Казахстанской области.
Период, охваченный контролем: 2011 – 2012 год.

В ходе контроля установлено:
1. В 2012 году налоговые поступления составили 2 975,6 млрд. тенге и по сравнению с 2011 годом уменьшились на 25,6 млрд. тенге. При этом, несмотря на рост налоговой базы, план поступления корпоративного подоходного налога (далее – КПН) не исполнен на 40.0 млрд. тенге. Поступление налога на добавленную стоимость (далее – НДС) на произведенные товары, выполненные работы, оказанные услуги составило 134,1 млрд. тенге и по сравнению с 2011 голом снизилось на 74,5 млрд. тенге.
В 2012 году по сравнению с предыдущим годом доля налогов, связанная с внутренним производством товаров, работ, услуг, снизилась на 4,3 процента.
Более 90% таможенных платежей и налогов (далее – ТПиН) составляют таможенные пошлины на импорт, распределенные ввозные таможенные пошлины, вывозная пошлина на сырую нефть.
Указанная тенденция свидетельствует о том, что государственная поддержка отечественных товаропроизводителей с использованием налогово-бюджетных инструментов не дает ожидаемых результатов. Внутренние резервы увеличения налоговых поступлений недостаточно мобилизованы, эффективность налогового администрирования не повышается.
В результате сохраняется зависимость доходной части республиканского бюджета от поступлений, обеспечиваемых сырьевым сектором экономики, доля которых за 2012 год составила 52,8%, в том числе от добычи сырой нефти – 49,7 процента.
2. Наблюдается снижение налоговых поступлений от крупных налогоплательщиков. При этом по 12 плательщикам в 2012 году сложилось отрицательное сальдо по уплаченным налогам в консолидированный бюджет.
3. В 2012 году налоговые льготы и преференции по КПН предоставлены 6241 юридическому лицу на сумму 1 707,8 млрд. тенге по 16 статьям Налогового кодекса. При этом сумма дивидендов, по которым произведена корректировка доходов, составила 885,8 млрд. тенге, или 51,8% от всех льгот. Обороты по реализации 4040 налогоплательщиков, освобожденные от НДС, составили 4 955,8 млрд. тенге. Из них финансовые услуги 79 банков и финансовых организаций составили 3 908,9 млрд. тенге, или 78,8% от всех льгот.
Приведенные данные дают основания полагать, что предоставляемые налоговые льготы и преференции недостаточно направлены на поддержку хозяйствующих субъектов, производящих товары с добавленной стоимостью.
4. Отбор налогоплательщиков для проведения плановых проверок с учетом применения системы управления рисками (далее – СУР) не отвечает целям сосредоточения внимания на сферах повышенного риска и обеспечения более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов. Из 1516 проверок, отнесенных к высокой степени риска, 481 проверка, или 31,7% завершена с незначительными доначислениями, более того, по отдельным налогоплательщикам начисленные налоги были уменьшены.
5. Возврат превышения НДС крупным налогоплательщикам, находящимся на мониторинге, производится в упрощенном порядке, при этом последующие проверки обоснованности возвратов осуществляются без применения СУР, что приводит к потерям бюджета. Контролем выявлены факты возврата превышения НДС указанной категории налогоплательщиков (АО "ИнтерГаз Центральная Азия" – 462,4 млн. тенге, ТОО "Казцинк" -1 133,8 млн. тенге), поставщики поставщиков которых являлись юридическими лицами, не исполнявшими свои налоговые обязательства (банкроты, бездействующие).
6. Контролем выявлены факты проведения налоговых проверок по заявлениям налогоплательщиков на ликвидацию без отражения имевшихся нарушений налогового законодательства, сумма потерь бюджета по 9 проверкам составила 19 655,1 тыс. тенге (Налоговый департамент по г. Астана – 13 109,6 тыс. тенге, Налоговый департамент по г. Алматы – 5 178,6 тыс. тенге, Налоговый департамент по Костанайской области – 1 366,9 тыс. тенге).
7. В статье 607 Налогового кодекса не предусмотрены конкретные сроки направления налогоплательщику уведомления о погашении налоговой задолженности, что приводит к снижению эффективности налогового администрирования и риску служебных злоупотреблений. Так, в Налоговый департамент (далее – НД) по г. Астана по 4 налогоплательщикам, признанных банкротами, принятие мер по взысканию налоговой задолженности производилось по истечении длительных сроков после ее образования (от 37 до 81 календарного дня).
8. Действующие нормы законодательства в отношении реорганизации юридических лиц, а также неэффективное налоговое администрирование создали условия для применения схем уклонения от исполнения налоговых обязательств путем реорганизации. Контролем установлены потери бюджета в сумме 10 520,3 млн. тенге по 6 случаям, из них в результате некачественного администрирования -3291,5 млн. тенге. При этом по состоянию на 1 январи 2013 года реорганизацию путем слияния и присоединения произвели 2801 юридическое лицо, в том числе указанная схема, начиная с 2009 года, использована крупным налогоплательщиком, состоящим на мониторинге (ТОО "Прима"), что свидетельствует о неэффективном контроле и анализе финансово-хозяйственной деятельности крупного налогоплательщика с целью определения его реальной налогооблагаемой базы.
9. В нарушение подпункта 2) пункта 3 статьи 613 Налогового кодекса налоговыми органами не приняты решения об ограничении в распоряжении имуществом 114 налогоплательщиков, подавших жалобы на уведомления по результатам налоговых проверок, по которым доначислено 49 935,4 млн. тенге.
10. НД по г. Астана без достаточных оснований при рассмотрении жалоб ТОО "Техникал" и ТОО "Автомир-Казахстан" уменьшены доначисленные по результатам налоговых проверок налоги на сумму 73 185,6 и 11 106,3 тыс. тенге соответственно.
11. В результате неисполнения 5 налогоплательщиками уведомлений об устранении расхождений в декларациях по НДС сумма недопоступления НДС в бюджет составила 48 807,4 тыс. тенге; уменьшения налоговых обязательств ТОО "КазТрансСтрой-07" по КПН и НДС по операциям с лжепредприятиями – 137 901,2 тыс. тенге.
12. Импортеры, используя существующие меры таможенно-тарифной политики, осуществляют ввоз на территорию Республики Казахстан готовой обуви в разукомплектованном виде, предполагаемые потери по таможенной пошлине в связи с ростом импорта деталей обуви за 2010-2012 годы составляют более 400 млн. тенге.
13. Применение сезонных ставок экспортных пошлин на мазут и дизельное топливо влечет потери поступлений в республиканский бюджет, составившие за 2011 год 26 059, млн. тенге, в 2012 году – 19 957,3 млн. тенге.
14. Отсутствует взаимодействие КТК МФ РК с Министерством нефти и газа Республики Казахстан в части администрирования экспорта темных нефтепродуктов. Так, по одному факту экспорта нефти под видом компонента битумных смесей "Composite Grude Oil" расчетные потери по неуплате рентного налога составляют 77,4 млн. тенге.
15. Нормы Таможенного кодекса не предусматривают осуществление контроля за правомерностью предоставления тарифных преференций за пределами таможенной территории Таможенного союза, что приводит к использованию схемы лжеэкспорта лома черных металлов в Грецию и Кипр через территорию Турции. Общая сумма предоставленных преференций по вывозным таможенным пошлинам при экспорте лома черных металлов за 2009-2012 годы составила 1,9 млрд. тенге.
16. В ДТК по г. Астана при наличии отклонения заявленной таможенной стоимости от контрольных ценовых показателей стоимостные профили риска срабатывают не во всех случаях. Предполагаемые потери по ТПиН по этой причине при ввозе автотранспортных средств составили 11,8 млн. тенге.
17. ДТК по г. Астана не используются сведения по участникам ВЭД, уплачивающим КПН с юридических лиц-нерезидентов по доходам, удерживаемым у источника выплаты (роялти), в целях контроля таможенной стоимости товаров, в которых содержатся объекты интеллектуальной собственности.
18. Действующий критерий оценки эффективности таможенного администрирования импорта товаров из КНР (сумма взысканий с одного транспортного средства) не отражает его реальный уровень и создает условия импортерам для искажения сведений о товарах.
19. В ДТК по Мангистауской области оформление вывоза лома в качестве изделия для вторичного пользования привело к уклонению от уплаты вывозных таможенных пошлин, предполагаемая сумма недопоступлений – 65,0 млн. тенге.
20. Отсутствие требования предоставления отчетности по целевому использованию товаров в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса негативно отражается на своевременном выявлении фактов нецелевого использования товаров. Недопоступление НДС на импорт в ДТК по Мангистауской области при нецелевом использовании пассажирских лифтов составило 7,7 млн. тенге.
21. Несмотря на единичные случаи таможенного оформления ремонта морских судов вне таможенной территории при эксплуатации порядка 500 казахстанских морских судов, ДТК по Мангистауской области не принимались меры по выявлению данных фактов, предполагаемые недопоступления ТПиН за 2008-2012 годы составляет 7 900,0 млн. тенге.
22. Установлены факты применения упрощенного порядка таможенного оформления, утвержденного постановлением Правительства РК от 1 июля 2010 года №682 "О вопросах перемещения легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования" по 86 микроавтобусам и 1 пикапу (из них 18 – в ДТК по г.Астана), заявленных как легковые автомобили, при предоставлении неполной подтверждающей информации. Отсутствует информация по таможенному оформлению железнодорожных контейнеров, в которых осуществлялся ввоз 218 легковых автомашин.
23. ДТК по Мангистауской области и по г. Астана допускается несвоевременное начисление в лицевых счетах результатов пост-таможенного контроля, контроль за их поступлением не производится. Контролем дополнительно начислены пени на сумму 7,9 млн. тенге, из них не подлежит взысканию в связи с истечением срока исковой давности – 0,08 млн. тенге. Действующие нормы таможенного законодательства по взысканию в бюджет задолженности по ТПиН с дебиторов не эффективны.
24. ДТК по г.Астана не обеспечено своевременное взыскание в республиканский бюджет суммы обеспечения уплаты ТПиН по договору страхования на сумму 93,5 млн. тенге. Выявлены факты неэффективного таможенного администрирования, повлекшие недопоступление ТПиН на общую сумму 37,1 млн. тенге.
25. Порядок организации таможенного контроля и системы учета на территории Свободной экономической зоны г. Астана не позволяет произвести объективный аудит соблюдения целевого назначения ввозимых товаров при предоставлении льгот (за 2011 год – 4 658,1 млн. тенге, за 2012 год – 15 800,1 млн. тенге), что приводит к низким результатам выявления данных нарушений (за 2011-2012 годы доначислено ТПиН на 7 млн. тенге).
26. Сверхнормативные площади были установлены в Департаменте казначейства Атырауской области, районных управлениях казначейства и в Инспекции финансового контроля по Южно-Казахстанской области.
27. Несмотря на значительные бюджетные средства, выделенные в 2009-2012 гг. на разработку ИС "ТАИС" и "Электронная таможня", информационные системы не введены в промышленную эксплуатацию. КТК МФ РК не установлены конкретные сроки тестирования, ввода в опытную и промышленную эксплуатацию информационных систем. Кроме того, имеются нарушения процедурных вопросов по финансированию и не соблюдение отдельных норм по государственным закупкам. Показатель прямого результата "Приобретение нематериальных активов для модернизации существующих информационных систем" в количестве 2 единиц ("Развитие Центра оперативного управления" и "Разработка интегрированного таможенного тарифа") Стратегического плана Министерства финансов РК, не достигнут.
28. Из резерва Правительства РК выделяются значительные средства на неотложные затраты Результаты контроля Счетного комитета показывают, что в отдельных случаях администраторы бюджетных программ представляют недостаточно обоснованные расчеты на выделение средств из резерва Правительства РК на неотложные затраты. В результате в 2012 году был осуществлен возврат неиспользованных средств в сумму 558,9 млн. тенге, выделенных АО "ЖГРЭС" на приобретение мазута. В 2012 году не обеспечен своевременный возврат неиспользованных средств пятью регионами республики на сумму 141,8 млн. тенге. В свою очередь администраторы бюджетных программ и местные исполнительные органы осуществляют недостаточный контроль и мониторинг за использованием средств, выделенных из резерва по целевым трансфертам. В 2012 году Министерством индустрии и новых технологий РК целевые трансферты в сумме 4 400,0 млн. тенге выделены из резерва и перечислены без заключения соглашения о результатах по целевым трансфертам, что в свою очередь не позволяет оценить эффективность использования бюджетных средств.
Указанные факты свидетельствуют о том, что в нормативно-правовых актах об исполнении бюджета и использовании резервов отсутствуют четкие критерии отнесения расходов к неотложным затратам, а также перечень необходимых документов и расчетов для обоснования неотложных затрат по экономическим характеристикам.
29. Не осуществляется полномасштабное внедрение информационной системы "Казначейство – клиент". В начале внедрения этой системы были определены шесть пилотных зон, в 2012 году пилотной зоной остался только г. Астана, фактически работают по этой системе 212 учреждений, что составляет 66% государственных учреждений, обслуживающихся в г.Астана. Основными причинами неподключения к ИС "Казначейство – клиент" являются техническая неоснащенность некоторых министерств, отсутствие Интернет-связи и соглашений об использовании электронно-цифровой подписи. Таким образом, вопросы разработки и внедрения ИС "Казначейство – клиент" системно не проработаны. По оценке Счетного комитета, внедрение этой информационной системы в регионах может выявить новые проблемы программного, информационного и технического обеспечения ИС "Казначейство – клиент".
30. Контроль финансовой отчетности об исполнении республиканского бюджета показывает, что в кассовых расходах республиканского бюджета в целом и у девяти администраторов бюджетных программ средства на приобретение долей участия, ценных бумаг юридических лиц в сумме 60 797,1 млн. тенге указаны как освоенные в полном объеме. Однако, на контрольном счете наличности для зачисления денег на увеличение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора по семи администраторам бюджетных программ находятся неиспользованные средства в сумме 21 782,4 млн. тенге.
В 2012 году местными исполнительными органами не использованы целевые трансферты в сумме 17 841,2 млн. тенге, а также бюджетные кредиты 8 567,1 млн. тенге. В течение финансового года были возвращены в республиканский бюджет 23 547,3 млн. тенге.
Пятью областями республики несвоевременно возвращены неиспользованные трансферты на сумму 794,5 млн. тенге.
Указанное является результатом того, что отдельные администраторы бюджетных программ недостаточно эффективно управляют бюджетными средствами. В свою очередь в финансовой отчетности, представленной в Комитет казначейства Министерства финансов РК, ими указывается более 99% освоения бюджетных средств.
В этой связи, по оценке Счетного комитета, достоверность и обоснованность финансовой отчетности об освоении бюджетных средств за отчетный финансовый год по отдельным администраторам бюджетных программ вызывают сомнения и требуют комплексной оценки со стороны Министерства финансов РК.

Член Счетного комитета Алтай Зейнельгабдин, "Бюллетень Счетного комитета", №36, II квартал 2013 г.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Одобрен проект республиканского бюджета на трехлетний период и Прогноз социально-экономического развития страны 29.08.2013
Предварительные итоги повторных выборов сельских акимов 29.08.2013
О создании межведомственных комиссий по вопросам долевого участия в жилищном строительстве 29.08.2013
Иссык-Кульская инициатива 29.08.2013
Холдинг "Байтерек" разрабатывает новую модель финансирования второй пятилетки ФИИР 29.08.2013
Астана встретит съезд энергетиков 29.08.2013
Бюджет Алматы увеличен на 4 млрд. 379 млн. тенге 29.08.2013
Накануне праздника 29.08.2013
С созданием Банка ядерного топлива в Казахстане никаких экологических проблем не добавится 29.08.2013
Акция "Знай Конституцию!" 29.08.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz