NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 00:31 ast
22:31 msk

"Факты неэффективного использования бюджетных средств и средств Национального фонда на общую сумму 94 364,8 млн. тенге"
Выписка из постановления Счетного комитета от 25 апреля 2013 года № 18-П "Об итогах контроля эффективности использования активов государства и управления активами субъектов квазигосударственного сектора, а также средств республиканского бюджета и Национального фонда в АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" и его дочерних организациях"
19.08.2013 / политика и общество

1. Утвердить прилагаемое Заключение, подготовленное по итогам контроля эффективности использования активов государства и управления активами субъектов квазигосударственного сектора, а также средств республиканского бюджета и Национального фонда в АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" и его дочерних организациях.
2. Обратить внимание Правительства Республики Казахстан (Ахметов С.Н.) на недостижение отдельными дочерними организациями АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" результатов бюджетных инвестиций посредством участия государства в их уставном капитале, предусмотренных в финансово-экономическом обосновании, а также целевых индикаторов Стратегического плана Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан на 2011 – 2015 годы.
3. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан (Ахметов С.Н.) рассмотреть:
1) ответственность должностных лиц Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, курирующих деятельность АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" и его дочерних организаций, не обеспечивших мониторинг и контроль за обоснованным и эффективным использованием бюджетных средств и активов государства;
2) вопросы по:
2-1) запрету пролонгации погашения бюджетных кредитов, выделенных по бюджетной программе 023, без соответствующего решения Правительства Республики Казахстан;
2-2) обязательному отражению в постановлениях Правительства Республики Казахстан об определении условий предоставления бюджетного кредита конечного заемщика, ставок вознаграждений, применяемых, как АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро", так и его дочерними организациями;
2-3) разработке нормативного правового акта по использованию свободных средств Национального фонда, оставшихся от реализации Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы, а также выработке механизма использования и возврата средств в Национальный фонд Республики Казахстан;
2-4) освоению в полном объеме остатка средств Национального фонда, числящегося на счете АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро", в сумме 17 989,1 млн. тенге, а в случае дальнейшего непринятия мер – по возврату неосвоенных средств в Национальный фонд;
2-5) инициированию внесения дополнений в пункт 65 Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 февраля 2009 года № 220, в части зачисления средств бюджетного кредита, предусмотренных на соответствующий финансовый год в законе о республиканском бюджете либо в решении маслихата о местном бюджете на контрольные счета наличности.
4. Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан (Мамытбеков А.С.) принять меры по рассмотрению до 25 мая 2013 года ответственности руководящих работников АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро", не обеспечивших соблюдение требований действующего законодательства.
5. АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" (Айтжанов Д.Н.) дo 1 августа 2013 года принять необходимые меры по:
1) устранению выявленных нарушений и рассмотрению до 25 мая 2013 года ответственности должностных лиц АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" и его дочерних организаций, не обеспечивших соблюдение требований действующего законодательства;
2) приведению количества служебных автомобилей в АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" в соответствие с утвержденными нормативами положенности и утверждению дочерним организациям норматива положенности автомобилей, использующихся в производственных целях;
3) возврату средств Национального фонда в сумме 40,0 млрд. тенге, находящихся в распоряжении у АО "Национальная компания "Продовольственная контрактная корпорация" в виде займа, выделенного в октябре 2011 года на закуп зерна продовольственной пшеницы;
4) перечислению в доход республиканского бюджета необоснованно полученного дохода в виде вознаграждения в сумме 3,2 млн. тенге;
5) внесению изменений в Условия кредитования крестьянских фермерских хозяйств на развитие животноводства по программе "Сыбага", утвержденные решением совета директоров от 15 декабря 2011 года, в части исключения приобретения основных и оборотных средств за счет средств республиканского бюджета;
6) внесению изменений в рамочное соглашение о предоставлении займа за счет средств, заимствованных из Национального фонда Республики Казахстан от 29 июня 2009 года №1075-ИП, в части финансирования строительно-монтажных работ по племенному хозяйству на 2000 голов в с.Тимофеевка Костанайской области за счет собственных средств ТОО "Тимофеевка-Агро" и уменьшения кредитной линии (630 млн. тенге) на сумму расходов, затраченных на строительно-монтажные работы.
6. АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" (Сарыбаев Н.К.) до 1 июля 2013 года принять необходимые меры по использованию или реализации пустующих в настоящее время помещений кызылординского и южно-казахстанского филиалов.
7. АО "КазАгроФинанс" (Рахимжанов Г.Т.) до 1 июля 2013 года принять необходимые меры по:
1) возмещению 33,2 тыс.долл.США поставщиком "Ехро-Trade Pty Ltd" за павшие головы КРС голштино-фризкой породы при прохождении месячного карантина и штрафных санкций за просрочку поставки;
2) внесению изменений в договор финансового лизинга от 6 августа 2012 года между АО "КазАгроФинанс" и ТОО "Садчиковское" в части снижения стоимости предмета лизинга с 308,9 млн. тенге до 305,5 млн. тенге;
3) взысканию с ТОО "Садчиковское" в пользу АО "КазАгроФинанс" не выплаченного вознаграждения и неустойки за отсутствие страхования предмета лизинга.
8. Руководителю аппарата Счетного комитета передать в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан для принятия процессуальных мер материалы контроля АО "КазАгроФинанс" по факту приобретения у австрийской фирмы "Klinger GmbH" 700 голов племенного КРС на сумму 1 989 тыс. евро с нарушением Закона "О племенном животноводстве" и технической спецификации, без анализа эпизоотической ситуации в Европе и России, впоследствии уничтоженных и списанных на расходы, а также АО "Национальная компания "Продовольственная контрактная корпорация" по факту нецелевого использования займа в сумме 23 554,5 млн. тенге.

Заключение по итогам контроля (основные положения)
Цель контроля: Контроль эффективности использования активов государства и управления активами субъектов квазигосударственного сектора, а также средств республиканского бюджета и Национального фонда.
Предмет контроля: Средства, выделенные по республиканским бюджетным программам: 023 "Кредитование АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" для проведения мероприятий по поддержке субъектов агропромышленного комплекса", 043 "Увеличение уставного капитала АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" для реализации государственной политики по стимулированию развития агропромышленного комплекса" (далее – бюджетные программы 023, 043), а также Национального фонда Республики Казахстан (далее – Национальный фонд).
Объекты контроля: Акционерные общества "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" (далее – АО "Холдинг "КазАгро" и Холдинг), "Национальная компания "Продовольственная контрактная корпорация" (далее – Продкорпорация), "Аграрная кредитная корпорация" (далее – АО "АКК"), "КазАгроФинанс", "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" (далее – Фонд), ТОО "Агрофирма NurAgro", ТОО "Агрофирма AstanaAgro", филиалы по Южно-Казахстанский области АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" и по Костанайской области АО "Аграрная кредитная корпорация".
Период, охваченный контролем: 2012 год (при необходимости предыдущие периоды).

В ходе контроля установлено:
1. Результаты контроля показывают, что из-за отсутствия должной организации, координации и контроля со стороны АО "Холдинг "КазАгро" за использованием бюджетных средств и средств Национального фонда, предусмотренных в рамках развития агропромышленного комплекса в Республике Казахстан, допущены факты нарушений бюджетного и иного законодательства на общую сумму 9 251,6 млн. тенге. Кроме того, установлены факты неэффективного использования бюджетных средств и средств Национального фонда на общую сумму 94 364,8 млн. тенге.
Министерством сельского хозяйства (далее – МСХ) как администратором бюджетных программ не на должном уровне проводится их мониторинг, эффективный механизм совместных действий с АО "Холдинг "КазАгро" отсутствует.
2. Стратегический план МСХ на 2011-2015 годы не охватывает деятельность АО "Холдинг "КазАгро" в 2012 году, хотя бюджетная программа 043 должна обеспечивать решение задач по достижению цели 1 ."Развитие конкурентоспособного аграрно-промышленного комплекса (далее – АПК) страны, обеспечивающего продовольственную безопасность и увеличение экспорта продукции", стратегического направления 1. "Устойчивое развитие отраслей АПК".
3. В 2012 году доходы АО "Холдинг "КазАгро" уменьшились по сравнению с 2011 годом на 1 100,8 млн. тенге, или на 15.3%, при этом доходы по дивидендам снизились на 577.3 млн. тенге, или на 35,3%. Расходы в отчетном году увеличились на 324,3 млн. тенге, или на 7,7%, при этом административные расходы по сравнению с 2011 годом увеличились на 118.4 млн. тенге, или на 14,5%. Коэффициенты рентабельности (активов, собственного капитала и чистой прибыли) в 2012 году уменьшились почти вдвое по сравнению с 2011 годом.
4. Реализация существующих и развитие новых экспорто-ориентированных секторов сельской отрасли за счет средств Национального фонда осуществляются при отсутствии четких механизмов управления и без должного изучения возможности их последующей реализации. На сегодняшний день не регламентирован механизм возврата в Национальный фонд средств, выделенных на стабилизацию экономики в 2009-2010 годы.
При этом уже более двух лет не исполняется протокольное поручение Правительства РК от 25 января 2011 года №3, касающееся разработки нормативного правового акта по использованию оставшихся средств от реализации Плана совместных действий и вынесению на заседание Государственной комиссии по модернизации экономики.
5. АО "Холдинг "КазАгро" в течение 2012 года не обеспечен возврат средств Национального фонда в сумме 40 000 млн. тенге, отвлеченных на закуп зерна. Средства Национального фонда в сумме 1 969,5 млн. тенге направлялись на цели, не связанные с реализацией инвестиционных проектов (кредитование конечных заемщиков на пополнение оборотных средств, рефинансирование ранее привлеченных кредитных ресурсов, кредиторской задолженности и другие), которые являются текущими расходами.
6. Средства Национального фонда осваиваются на низком уровне, при этом объем фактических инвестиций на экспорто-ориентированные сектора сельской отрасли Казахстана за счет средств Национального фонда в 2012 году составил 48,5% от прогнозного, предусмотренного Стратегией развития АО "Холдинг "КазАгро" на 2011-2020 годы и по сравнению с 2011 годом уменьшился на 1 056,2 млн. тенге. По состоянию на 1 января 2013 года остаток средств Национального фонда на расчетном счете АО "Холдинг "КазАгро" составил 17 989,1 млн. тенге.
7. Комплексный план мероприятий по реализации проекта "Развитие экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота на 2011-2015 годы" не отражает целостную систему, влияющую на развития экспортного потенциала мяса КРС, т.е. решение задач по достижению к 2016 году годового экспорта в объеме 60 тыс. тонн мяса.
За счет средств Национального фонда и бюджетной программы 043 план импорта КРС зарубежной селекции в 2012 году выполнен на 66,8%.
В рамках бюджетной программы 043 мелкими и средними фермерскими хозяйствами приобретались быки-производители, что не было предусмотрено Комплексным планом.
8. В АО "Холдинг "КазАгро" и отдельных дочерних организациях установлены факты недостижения результатов бюджетных инвестиций посредством участия государства в их уставном капитале, предусмотренных в ФЭО, а также показателей, предусмотренных бюджетной программой 043.
Так, АО "КазАгроФинанс" не достигнуты результаты бюджетных инвестиций, предусмотренные в ФЭО по приобретению сельскохозяйственной и спецтехнике на 276 единиц и 1 105 голов КРС.
Продкорпорацией не достигнут конечный результат по 2 показателям, при этом освоение земель выполнено на 58,6%, строительно-монтажные работы магистрального трубопровода и овощехранилища фактически не выполнены.
Фондом не выполнен показатель конечного результата по среднему количеству выданных микрокредитов, где фактически выдано 3 557 микрокредитов, или 94.8 % к плану.
9. Из выделенных АО "Холдинг "КазАгро" в 2012 году по бюджетной программе 043 средств в сумме 7 759,2 млн. тенге, фактически освоено 5 321,1 млн. тенге или 68,6%. Аналогично, Продкорпорацией не использованы средства бюджетного кредита в сумме 5.1 млн. тенге, зарезервированные для финансирования ТОО "Миялы Тау" под гарантию социально-предпринимательской корпорации в Актюбинской области.
10. При выдаче займов субъектам АПК, Продкорпорацией не осуществляется на этапе планирования соответствующий анализ потребности средств сельхозтоваропроизводителей (далее – СХТП) на проведение ВПР и неэффективно реализуется государственная политика по формированию доступной системы кредитования.
Так, средства в сумме 23 554,5 млн. тенге, выделенные в 2012 году по бюджетной программе 023 на кредитование СХТП, направлены на погашение займов, полученных Продкорпорацией в 2011 году в банках второго уровня на пополнение оборотных средств, что является нецелевым использованием.
11. Продкорпорацией выделенные средства по бюджетной программе 043 не осваиваются в полном объеме, что привело к срыву сроков реализации инвестиционных проектов.
Так, из выделенных средств в 2012 году на увеличение уставного капитала для реализации инвестиционных проектов в сумме 3 525,1 млн. тенге по состоянию на момент контроля неосвоенными остались 2 568,2 млн. тенге или 72,8%, которые находятся на счетах дочерних компаний Продкорпорации. Также остались неосвоенными в 2012 году средства, выделенные в конце 2011 года на реализацию проекта "Развитие производства плодоовощных культур в рамках продовольственного пояса г.Астана" на сумму 473,8 млн. тенге.
Выделенные из республиканского бюджета в 2010-2011 годах средства в общей сумме 3 ПО млн. тенге на реализацию проекта "Строительство оптового рынка сельхозпродукции (с региональными терминалами) в городе Астана" не освоены в полном объеме и находятся на расчетных счетах дочерней компании ТОО "Экспертная Аграрная компания". При этом дочерними компаниями Продкорпорации (ТОО "Агрофирма "AstanaAgro", ТОО "Агрофирма "NurAgro" и ТОО "Экспертная Аграрная компания") не достигнуты результаты, предусмотренные в финансово-экономическом обосновании.
12. Безнадежная задолженность по ранее выданным АО "АКК" и Фондом кредитам и займам увеличена в сравнении с предыдущим годом.
В нарушение условий договоров при несвоевременном представлении документов, подтверждающих целевое использование средств займа, АО "АКК" не взыскиваются с заемщиков штрафные санкции, для операций с заемными средствами не открыты отдельные счета в банке второго уровня и расходование средств займа отдельными заемщиками Костанайской области проводилось путем наличных расчетов.
В ТОО "Тимофеевка-Агро" по приобретенным в 2012 году телкам недовес составил в среднем 8 кг за голову, что в целом за 237 голов составило 1 896 кг. Из-за отсутствия утвержденной ПСД и заключения госэкспертизы на ПСД, финансирование строительно-монтажных работ племенного хозяйства на 2000 голов в с.Тимофеевка Костанайской области 2012 году не производилось, хотя срок сдачи объекта по условиям рамочного соглашения предусмотрен в 1 квартале 2013 года.
13. В Фонде слабо организован мониторинг и контроль за использованием бюджетных средств по достижению ожидаемых результатов.
Так, Фондом не достигнут ожидаемый результат бюджетной программы 043, по итогам 2012 года вместо предусмотренного создания 51 микрокредитной организации (далее – МКО) с долей участия Фонда, фактически зарегистрировано 39 МКО, 29 из которых являются убыточными. Кредитные портфели МКО почти на 50% состоят из просроченной задолженности, в результате не производится реализация своей доли Фондом в уставных капиталах МКО.
Созданный в 2010 году Центр поддержки МКО для развития деятельности МКО не достиг ожидаемого результата и в 2012 году допущен убыток в сумме 13,1 млн. тенге, остаток денежных средств по созданию Центра на 1 января 2013 года в сумме 264,8 млн. тенге размещен на депозитах в банках.
Фондом не ведется мониторинг приплода от поголовья приобретенного крупнорогатого скота по программе "Сыбаға". Из-за отсутствия учета фактического приплода, при представлении обоснования экономических расчетов по бюджетной программе 043 вместо фактических данных, ежегодно учитываются данные Агентства по статистике.
14. АО "КазАгроФинанс" не уделяет должного внимания финансовому состоянию заемщика, качеству обеспечения кредита и другим критериям при выдаче займов за счет бюджетных средств.
Так, по займам, выданным за счет бюджетных средств с суммой основного долга 27 990 млн. тенге, сформирована провизия в размере 6 420,4 млн. тенге, или 22,9%, тогда как за счет собственных средств составляет 17,3%.
Поставщиком-компанией "Ехро-TradePty Ltd" не возмещены АО "КазАгроФинанс" средства в сумме 33,2 тыс.долл.США за павшие головы КРС голштино-фризкой породы при прохождении месячного карантина и штрафные санкции за просрочку поставки.
15. При предоставлении бюджетного кредита в постановлении Правительства РК не указывается конечный заемщик, ставки вознаграждений, применяемых как Холдингом, так и его дочерними организациями.

Член Счетного комитета Александр Горяинов, "Бюллетень Счетного комитета", №36, II квартал 2013 г.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Одобрен проект республиканского бюджета на трехлетний период и Прогноз социально-экономического развития страны 29.08.2013
Предварительные итоги повторных выборов сельских акимов 29.08.2013
О создании межведомственных комиссий по вопросам долевого участия в жилищном строительстве 29.08.2013
Иссык-Кульская инициатива 29.08.2013
Холдинг "Байтерек" разрабатывает новую модель финансирования второй пятилетки ФИИР 29.08.2013
Астана встретит съезд энергетиков 29.08.2013
Бюджет Алматы увеличен на 4 млрд. 379 млн. тенге 29.08.2013
Накануне праздника 29.08.2013
С созданием Банка ядерного топлива в Казахстане никаких экологических проблем не добавится 29.08.2013
Акция "Знай Конституцию!" 29.08.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz