Гульмира Илеуова, руководитель ОФ "Центр социальных и политических исследований "Стратегия", camonitor.com, 8 ноября
Если использовать прозвучавший в вашем вопросе обвинительный уклон, конечно, ни к чему хорошему это привести не может. Я совершенно согласна с тем, что социальная сфера в Казахстане на сегодняшний день находится в неудовлетворительном состоянии и что нужно сделать еще очень и очень много для того, чтобы вывести качество жизни большинства нашего населения на более высокий уровень. Поскольку это основная наша работа – изучать социальные настроения – я могу привести кучу данных, которые наглядно проиллюстрируют то, как недостаточно хорошо и правильно, используя ваши же слова, обустроена наша страна. Как человек, закончивший сельскую школу, не могу спокойно реагировать на то, в каком состоянии разрухи – и с точки зрения материальной базы, и с точки зрения качества обучения – находится система среднего образования в нашем селе. Половина населения испытывает проблемы с жильем. Плохие дороги, некачественная питьевая вода и даже ее отсутствие, неудовлетворительное состояние медицины, бедность значительной части населения, то есть недостаток средств на товары жизненной необходимости, – об этом можно и нужно говорить. Следует отметить, что длительная нереализация (особенно в первое десятилетие независимости) социальных потребностей привела к еще большему их накоплению. К сожалению, это всем известная реальность. Но я не согласна с тем аспектом в вашем вопросе, что в нашей стране якобы ничего не делается, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Мы привыкли все сравнивать с советским периодом. Да, там были свои социальные стандарты, и это хорошо, что мы (особенно старшее и среднее поколения) имеем представление, что именно может предоставляться в государстве с точки зрения социальных услуг и, соответственно, требовать этого. В то же время жизнь не стоит на месте, меняются стандарты и подходы к оценке качества жизни. Например, с каждым годом все более важным показателем становится уровень охвата населения интернет-услугами, в том числе предоставление с помощью этого вида коммуникаций государственных услуг. В то же время посмотрите, какие происходят изменения с уровнем телефонизации населенных пунктов: он вырос и существенно, в том числе и в сельской местности. В настоящее время идет активный процесс газификации населенных пунктов, практически решены и решаются вопросы подачи газа в Мангистауской, Кызылординской, Жамбылской, Актюбинской, Южно-Казахстанской, Алматинской областях и г.Алматы. Что касается здравоохранения, то, безусловно, в этой сфере проблемы накоплены значительные, а по некоторым направлениям, можно сказать, потеряно почти все, что было наработано в советские годы, в частности касательно сельской медицины. Но вместе с тем принята программа развития здравоохранения "Саламатты Казахстан". При всей амбициозности поставленных целей и задач, в стране есть потенциал для их реализации (например, доля в ВВП от 2,7% в 2004 г. до 4% в 2010 г.), а по некоторым индикаторам уже есть значимые результаты (существенное снижение показателей детской и материнской смертности). Кстати, о социальном государстве и Конституции. Одним из признаков такого государства является "социальная направленность государства, выражающаяся в выдвижении государственных социальных программ". В Казахстане принимаются государственные программы, направленные на решение различных социальных вопросов, например, программа "Питьевая вода" или уже названная выше "Саламатты Казахстан". То есть почему-то же государство ставит перед собой задачи по решению проблем населения? Значит, ему эта тема небезразлична? Но совсем другой вопрос в том, как оно выполняет то, что запланировано. И вот здесь со всей очевидностью встает проблема качества государственного управления и коррупции в государственных органах. Неразрешенность этой проблемы может поставить крест на всех инициативах, как мы это можем наблюдать на вопросах водообеспечения или выполнения программы "100 школ, 100 больниц". Далеко ходить не буду, приведу пример, который имеет место в с.Шамалган, на родине президента. Там открытие новой школы, планируемое на декабрь, не состоится, потому что бюджет на строительство разворован, объект не закончен, и теперь старую школу, в которой учился Назарбаев, отбирают под другие нужды, а учащихся распределяют по другим заведениям. Таких примеров очень и очень много. Так что вопрос не в том, что у нас не социально ориентированное государство, а в том, как обеспечить эффективный контроль над увеличивающимся с каждым годом финансированием социальной сферы. |