Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 19 ноября
В Комитете Мажилиса по социально-культурному развитию обсуждены вопросы развития цифрового образовательного контента (e-Content) в сфере казахстанского образования. – Именно такую задачу ставит перед педагогами страны Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в "Стратегии Казахстана-2050": "Нам предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования". Об этом заявила, выступая перед депутатами, председатель Совета директоров АО "Национальный центр информатизации" Гуль Нургалиева (тезисы): Согласно данным исследования 2010-2012 гг., Южная Корея является самой передовой страной мира по индексу развития ИКТ, а за ней следует Швеция. Казахстан поднялся с 56 места до 49. Россия – с 40 до 38 места. В Казахстане наибольшее распространение получили электронные учебники, которые разработаны по всем школьным предметам с 1 по 11 классы на казахском и русском языках. Эффективность ЭУ, разработанных АО НЦИ, была доказана исследованиями в 11 школах Восточно-Казахстанской области и в 16 малокомплектных школах Северо-Казахстанской области. Обучение по электронным учебникам позволило повысить успеваемость школьников от 3 до 25% (ВКО) и обеспечить переход 200 школьников из категории "троечников" в категорию "хорошистов" и "отличников" (СКО). Проблемой является то, что разработанные электронные учебники не имеют широкого распространения. Оснащенность школ электронными учебниками, рекомендованными МОН РК, составляет не более 36%. Другим видом е-контента являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), которые разрабатывались по госзаказу в рамках проекта "e-Learning". Они разработаны по 39 школьным программам по классам и 38 программам ТиПО в количестве 7511 единиц. В 2013 году разработано еще 7040 ЦОР, однако их финансирование в настоящее время прекращено. Потребность в е-контенте для школ остается еще высокой. В связи с утверждением новых типовых учебных планов 2013 года необходимо автоматизировать более 48 тысяч тем по школьным предметам, а по учебным программам с углубленным изучением школьных предметов, что важно для профильного обучения, еще 90 тысяч тем. Всего потребность в е-контенте, как и в России, составляет более 1 млн единиц. Потребность ТиПО только по предметам профессионального и специального циклов для колледжей составляет свыше 7 тысяч единиц на казахском и русском языках. Еще одна важная проблема в связи с продвижением в сферу образования е-контента зарубежного производства. Все современные ИКТ, разрабатываемые в мире, сегодня одновременно доступны всем производителям, в том числе нам, казахстанцам. Акцент при выборе производителей делается на контент, соответствующий Государственным общеобязательным стандартам образования РК и на обеспечение условий для развития потенциала отечественных компаний. Как отмечала выступающая на съезде учителей-филологов Казахстана, профессор Российского университета дружбы народов Бактыгереева Улданай Максутовна, разработка учебников, в том числе электронных, должна осуществляться только самими казахстанцами с учетом ментальности своего народа. О ходе реализации проекта по разработке цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) 2013 года рассказал директор ТОО "Bilim Media Group" Рауан Кенжеханулы (тезисы): Согласно планам МОН РК разработка контента по всем предметам школьной программы, а также специальностям технического и профессионального образования (ТиПО) была разбита на 3 года. В этом году идет разработка ЦОР по 8-ми школьным предметам и 5-ти специальностям ТиПО (подробный список представлен на слайде). Исполнителями работ являются несколько организаций, в частности, это НИИ механики и математики КазНУ им. аль-Фараби, компания "Cheesnology", консорциум во главе с компанией "Bilim Media Group", в составе АО "Национальный центр информатизации", финской издательской группы "SANOMA", британской образовательной компании "TWIG", а также IT департамент университета Колорадо (США). Так, к примеру, ЦОРы по английскому языку, которые охватывают программу с 1 по 11 классы, разрабатываются на основе аутентичных текстов и мультимедийных файлов, созданных издательством Кембриджского университета. Все аудио-визуальные материалы озвучиваются носителями языка на студиях зарубежных партнеров. При разработке ЦОРов по биологии, информатики, географии и всемирной истории используются материалы издательств Pearson, Macmillan и студии BBC, а также электронные симуляции и тренажеры американских разработчиков. В рамках разработки ЦОР по предмету география создано около 100 оригинальных электронных карт по физической и экономической географии Казахстана, создаются видео-гиды по географическим и природоохранным зонам, а также видео-туры в крупные населенные пункты и живописные уголки страны. Предметом нашей особой гордости являются оригинальные материалы, разрабатываемые по предмету казахская литература. В рамках этой работы коллективом художников и аниматоров впервые создаются образы многих литературных героев и иллюстрации к произведениям. Воссоздаются тексты, утраченных сказок и легенд (сказка "Жұпар қорығы"). В качестве дополнительного материала к ЦОРам – создана аудиохрестоматия казахской литературы, состоящая из полных аудиоверсий более чем 1500 произведений 130 авторов, вошедших в школьную программу. Это более чем 1000 часов качественных аудио записей, озвученных голосами известных мастеров сцены и дикторов. Среди них Нурлан Онербаев, Тыныс Отебаев, Дана Нуржигит и др. В целом до конца текущего года будет разработано и представлено для экспертизы МОН РК 7040 цифровых образовательных ресурсов. Более 5 тысяч из них разрабатываются компанией "Bilim Media Group" совместно с нашими партнерами. Учитывая, что практически 100% работ по проекту уже выполнены, а также отсутствие каких-либо претензий к подрядчикам услуг по разработке цифровых образовательных ресурсов, мы обращаемся к Вам с просьбой оказать содействие в исполнении МОН РК условий соглашений 2013 года в полном объеме. |