Астана, 05.12.2013г.
Сегодня в Министерстве регионального развития РК состоялось расширенное совещание по исполнению поручений Главы государства по вопросам использования земель города Астана и ее пригородной зоны, а также совершенствования земельного законодательства. С основным докладом выступил председатель Комитета по управлению земельными ресурсами МРР РК Бауржан Смагулов.
-----
Выступление председателя Комитета по управлению земельными ресурсами МРР РК Б.Смагулова на совещании по исполнению поручений Главы государства по вопросам использования земель города Астаны и ее пригородной зоны и совершенствование земельного законодательства
По результатам ревизии земель города Астаны установлено следующее: – выявлены 645 неиспользуемых земельных участков на площади 14,4 тыс. га, предназначенных для сельскохозяйственного использования и строительства коммерческих объектов, из них 142 участка на площади 2,2 тыс. га в текущем году. – из них возвращены в госсобственность 52 участка на площади 1,6 тыс. га в судебном порядке. – находятся на рассмотрении в судебных органах иски об изъятии еще 58 земельных участков на площади 2,9 тыс. га. – направлены письменные предупреждения собственникам и землепользователям 362 земельных участков на площади 5,7 тыс. га в соответствии со ст.94 ЗК РК о необходимости использования таких участков, по ним по истечении года с момента выдачи в случае их не освоения будут приниматься меры по принудительному изъятию. – приступили к использованию собственники 31 земельного участка на площади 2 тыс. га после получения указанных выше предупреждений. – не подошли предусмотренные законодательством сроки освоения по 142 участкам на площади 2,2 тыс. га В пригородную зону города Астаны входят три района Акмолинской области (Аршалинский, Целиноградский и Шортандинский районы), она установлена постановлением Правительства от 16 января 2012 года №71. По результатам ревизии земель пригородной зоны города Астаны установлено следующее: – выявлены 5502 неиспользуемых земельных участков на площади 222,5 тыс.га. – из них возвращены в госсобственность 599 участка на площади 98,9 тыс. га. – поставлены на учет как бесхозяйные – 3689 участков на площади – 48,4 тыс.га, по истечении одного года со дня постановки будут возвращены в госсобственность. – произведены гражданско – правовые сделки по 140 участкам на площади 14,1 тыс.га. – направлены письменные предупреждения собственникам и землепользователям 105 земельных участков на площади 23,1 тыс. га в соответствии со ст.94 ЗК РК о необходимости использования таких участков, по ним по истечении года с момента выдачи в случае их неосвоения будут приниматься меры по принудительному изъятию. – приступили к использованию собственники и землепользователи 283 земельных участков на площади 0,22 тыс. га после получения указанных выше предупреждений. – проводятся претензионно-исковая работа по 101 участку на площади 23,1 тыс.га. – контрольные проверки в 2014 году будут проведены по 585 земельным участкам на площади 14,68 тыс.га. Данная работа будет продолжена, кроме того, планируется проведение ревизий земельных участков, предоставленных под личные подсобные хозяйства, садоводческие товарищества и дачное строительство. Справочно: на сегодняшний день по республике под ЛПХ предоставлены около 1,6 млн участков на площади 254,6 тыс.га, из них: по городу Астана – 982 участков на площади – 0,5 тыс.га, в пригородной зоне – (Целиноградский район – 11781 участков, Аршалинский район – 6973 участков, Шортандинский – 8066 участков). В 2014 году будет проведена полная инвентаризация сельскохозяйственных угодий города Астаны, на ее проведение из республиканского бюджета были выделены необходимые средства. 2. Совершенствование земельного законодательства Правительством разработан и внесен на рассмотрение Мажилиса проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений". В Земельный кодекс вносятся следующие поправки: 1. Ведение Реестра недобросовестных собственников земельных участков и землепользователей. 2. Введение нормы одностороннего расторжения договора аренды земельного участка акиматом в случае неисполнения договора условий. 3. Новый порядок принудительного изъятия неиспользуемых либо используемых с нарушением законодательства земельных участков. 4. Введение поэтапного предоставления земельных участков для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства. 5. Отнесение к нарушению законодательства Республики Казахстан не соблюдение Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. 6. Расширение Перечня видов работ, направленных на совершенствование ведения государственного земельного кадастра и технологически связанных с его ведением. 1. Ведение Реестра недобросовестных собственников земельных участков и землепользователей. Создание реестра недобросовестных собственников и землепользователей и его ведение направлено на предотвращение фактов нарушения норм и требований законодательства путем введения ограничений на предоставление земельных участков в дальнейшем лицам, включенным в данный реестр, допустившим нарушения земельного законодательства, что создаст соответствующие предпосылки для потенциальных нарушителей. Указанная норма позволит в течение 3-х лет со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка не используемого по назначению или используемого с нарушением законодательства, не предоставлять новые земельные участки указанным лицам. Реестр будет вестись централизовано по аналогии с недобросовестными участниками государственных закупок. 2. Введение нормы одностороннего расторжения договора аренды земельного участка акиматом в случае неисполнения его условий. Данная норма является одним из существенных механизмов упрощения принудительного изъятия земельных участков, которая позволит местным исполнительным органам в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды в случае не исполнения обязательств, установленных земельным законодательством. При этом, устанавливается норма введения типового договора аренды, утверждаемого постановлением Правительства Республики Казахстан. В целом, гражданское законодательство позволяет односторонний отказ от исполнения договора в случае нарушения условий договора. 3. Новый порядок принудительного изъятия неиспользуемых либо используемых с нарушением законодательства земельных участков. Новый порядок принудительного изъятия предусматривает уточнение процедуры подачи исков в части сроков такой подачи, сроков исчисления момента наступления права для использования земельного участка, по применению мер административного взыскания. Также данной поправкой предусматривается отнесение письменных предупреждений о необходимости использовать земельный участок по назначению и устранить нарушения законодательства Республики Казахстан к юридическим притязаниям, подлежащим государственной регистрации, что позволит обеспечить надлежащее исполнение норм законодательства РК собственниками и землепользователями при нарушении ими норм и требований земельного законодательства. 4. Введение поэтапного предоставления земельных участков для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства. Новый подход позволит на начальной стадии использования земли выявить собственников земельных участков и землепользователей, которые способны эффективно и рационально использовать земельные участки сельскохозяйственного назначения. В случае рационального использования земель сельскохозяйственного назначения субъектам земельных правоотношений предоставляются земельные участки на более длительный срок. При этом, нововведение предлагается распространять только на вновь предоставляемые земли. 5. Отнесение к нарушению законодательства Республики Казахстан не соблюдение Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Правилами рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства РК от 4 ноября 2011 года №1297, определены критерии рационального использования земель данной категории, согласно которых существенное снижение плодородия и ухудшение мелиоративного состояния почв является нарушением рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. 6. Расширение Перечня видов работ, направленных на совершенствование ведения государственного земельного кадастра и технологически связанных с его ведением. Данной нормой включается в перечень видов деятельности по ведению государственного земельного кадастра и деятельности, технологически связанной с его ведением следующие виды работ: – проведение инвентаризации земель; – ведение автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра, включая ее сопровождение и системно-техническое обслуживание; – проведение топографо-геодезических работ для ведения земельно-кадастровых карт и установления границ земельных участков на местности. В ходе заседании по рассмотрению законопроекта были приняты решения об исключении из него норм, предусматривающих отмену бесплатной нормы по предоставлению земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городах Астана, Алматы и областных центрах и исключение института предупреждения при изъятии земель в отношении владельцев земельных участков предоставленных для жилищного и иного строительства. В целях дальнейшего совершенствования земельного законодательства проводятся следующие виды работ: оптимизация процедуры предоставления прав на земельный участок в черте населенных пунктов; разработка нового механизма предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство; введение в земельное законодательство понятия "неиспользуемые земли" и "неиспользуемые земли сельхоз назначения; разработка Правил резервирования земель. |