"Ак Орда", 24 декабря
Встреча с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным На встрече был рассмотрен широкий спектр вопросов развития двустороннего сотрудничества, а также аспекты экономического взаимодействия в рамках интеграционных объединений. Нурсултан Назарбаев отметил, что завершающийся год стал успешным для укрепления двусторонних отношений. – Мы подписали договор о сотрудничестве в XXI веке, достигли ряда других договоренностей. Также отмечу планируемое подписание двусторонних документов, в частности, Договора о военно-техническом сотрудничестве, Дорожной карты по совместному использованию космодрома Байконур, а также Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов, – сказал Президент Казахстана. Глава государства подчеркнул важность процесса создания Евразийского экономического союза, который поддерживается Казахстаном. Кроме того, Нурсултан Назарбаев пожелал удачного проведения зимних Олимпийских игр в Сочи. В свою очередь, В.Путин отметил важность визита Президента Казахстана и плодотворность проведенных переговоров. – Наши стороны активно поработали, подготовили ряд документов. Со времени нашей последней встречи проделана большая работа по конкретным вопросам, связанным с углублением и расширением нашего двустороннего сотрудничества в достаточно чувствительных областях, в том числе в энергетике, а также по совместному использованию комплекса "Байконур", – отметил Президент России. *** По итогам встречи был подписан ряд двусторонних документов, среди которых: – Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о военно-техническом сотрудничестве; – Дорожная карта по совместному использованию комплекса "Байконур" на 2014–2016 гг.; – Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области транспортировки российской нефти через территорию Республики Казахстан в Китайскую Народную Республику; – Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о транзите нефти от 7 июня 2002 года; – Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 года. Кроме того, за вклад в развитие и углубление двусторонних отношений между Казахстаном и Россией руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Иванов и председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер были награждены орденом "Достык".
-----
Участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета
На заседании был рассмотрен ход работы над проектом Договора о Евразийском экономическом союзе, дорожной картой присоединения Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству, а также ряд других текущих вопросов экономической интеграции. Нурсултан Назарбаев отметил, что уже стало доброй традицией встречаться в конце года и подводить итоги проведенной работе в рамках евразийского интеграционного процесса. – Уходящий год был насыщен встречами, благодаря которым мы успешно продвигаемся в нашем общем интеграционном деле. Уже через неделю мы встретим 2014 год – очень важный год. Мы поставили задачу подписать в следующем году Договор о Евразийском экономическом союзе и целенаправленно двигаемся к ее реализации, – сказал Глава государства. Вместе с тем, Президент Казахстана подчеркнул, что, несмотря на октябрьские договоренности в Минске, все еще сохраняются разногласия, как по институциональной, так и по функциональной частям проекта Договора о Евразийском экономическом союзе. – К сожалению, имели место факты изменения текстов отдельных статей Договора, авральный режим их рассмотрения экспертами сторон и т.д. Все это затягивает сроки подготовки проекта Договора к подписанию. Необходимо приложить максимум усилий для завершения работы над документом. Так, до сих пор эксперты не выработали единый терминологический словарь. Нет общего понимания ключевых терминов Договора – "единая", "согласованная", "скоординированная" политики. Пока эксперты не могут договориться по терминологии, не может быть разговора обо всем Договоре. Чтобы не уходить в детализацию и полемику по этим вопросам, предлагаю поручить нашим Правительствам, Совету ЕЭК и внешнеполитическим ведомствам обеспечить согласование Договора до марта следующего года, – отметил Нурсултан Назарбаев. Глава государства обратил внимание на соблюдение принципа поэтапности, учитывая необходимость вначале подготовить фундамент для интеграции, а затем переходить на более глубокие формы взаимодействия. – В этой связи, на текущем этапе было бы более полезным сконцентрироваться на скоординированной или согласованной политике, на формировании общего рынка в тех сферам, которые интересны всем участникам. В направлениях, где мы достигли уровня единой политики, например, торговая политика в отношении третьих стран, это должно, безусловно, сохраняться. Но в других сферах считаю излишним фиксировать всеобъемлющий характер применения понятий "единая политика" и "единый рынок", – подчеркнул Нурсултан Назарбаев. Президент Казахстана особо подчеркнул недопустимость политизации создаваемого Союза. – Мы строим экономический союз. Поэтому задача Комиссии – не включать в Договор положений, выходящих за пределы экономической интеграции. Такие направления, как охрана границ, миграционная политика, система обороны и безопасности, а также вопросы здравоохранения, образования, науки, культуры, правовой помощи по гражданским, уголовным и административным делам, не относятся к экономической интеграции и не могут быть перенесены в формат Экономического Союза. Все эти вопросы прекрасно урегулированы в формате многосторонних соглашений в рамках ОДКБ, СНГ и в двустороннем формате. Поднимается вопрос об унификации ответственности по уголовным и административным нарушениям, однако эти сферы являются сугубо национальными, предметом внутренней политики государства и должны быть исключены из кодифицированного договора, – сказал Глава государства. Кроме того, Нурсултан Назарбаев отметил неприемлемость наделения Высшего совета на уровне глав государств и правительств наднациональными полномочиями. – Комиссия – наднациональный орган. Мы на это пошли, чтобы продвинуться в интеграции. Ее полномочия четко регулируются подписанными договорами и соглашениями и относятся исключительно к экономической сфере. Мы с Вами, как главы государств, назначаем членов Комиссии, наши решения носят стратегический и организующий характер. Мы поручаем что-то сделать, одобряем действия Комиссии и подписываем договоры. И Комиссия их выполняет, так как это поручение Высшего органа. Необходимо сохранить эту структуру, – отметил Президент Казахстана. Глава государства подчеркнул, что Договор о Союзе не должен затрагивать международные договоры государств-членов с другими странами и организациями. Также Президент Казахстана обратил внимание на выстраивание еще более эффективной работы Комиссии и решение вопроса о равной представленности наших граждан в департаментах ЕЭК. – Еще один вопрос, который постоянно обсуждается, – это наделение Комиссии новыми полномочиями. Сейчас нет необходимости чрезмерно расширять полномочия ЕЭК. Об этом мы разговаривали и в мае в Астане, и в октябре в Минске. Вместе с тем, в процессе работы над проектом Договора прослеживается множество моментов, где Комиссия пытается взять на себя дополнительные полномочия. Думаю, было бы более полезным поставить вопрос о механизмах оценки деятельности Комиссии. Системы оценки госорганов внедрены в Казахстане и России. Можно на их основе выработать общую методику и применить ее к оценке деятельности Комиссии, – отметил Нурсултан Назарбаев. Также Глава государства предложил закрепить персональную ответственность членов Коллегии за принимаемые решения, что заставит международных чиновников взвешивать каждый свой шаг, объективно подходить к любому вопросу. – Эти нормы следует включить в проект Договора уже сейчас или поручить правительствам совместно разработать отдельный документ и представить к нашему очередному заседанию. В целом, еще раз подтверждаю приверженность Казахстана построению крепкого, сильного и при этом гибкого к различным изменениям Экономического союза. Такой союз может быть сформирован только на основе учета интересов всех его участников. Экспертами проделана значительная работа, и с учетом высказанных замечаний необходимо продолжить совместную деятельность, – подчеркнул Президент Казахстана. В завершении Нурсултан Назарбаев отметил, что следующий год будет не менее насыщенным, поскольку поставлена масштабная задача – к маю подготовить Договор о Евразийском экономическом союзе к подписанию.
-----
Совместное заявление для прессы по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета
Обращаясь к присутствующим, Нурсултан Назарбаев еще раз подчеркнул важность уходящего 2013 года, в котором были проведены 3 заседания Высшего Евразийского экономического совета на высшем уровне, отметив, что вся эта деятельность направлена на то, чтобы с 1 января 2015 года заработал Евразийский экономический союз. – Сегодня нам подробно доложили о ходе разработки учредительной и отраслевой частей Договора. Хотел бы отметить положительный сдвиг в этой большой работе. Каждая из сторон прилагает максимум усилий, чтобы к маю 2014 года мы могли подписать итоговый вариант Договора о Евразийском экономическом союзе. Важно, чтобы при таком режиме работы мы не забывали о качественной составляющей основного документа нашего будущего Союза. Евразийскую экономическую комиссию следует реформировать для ее соответствия новому уровню интеграции и обеспечения баланса интересов всех участников, – подчеркнул Президент Казахстана. Глава государства отметил, что интерес к евразийскому интеграционному процессу повышается. – Сегодня, без преувеличения, делается история наших государств, и создание Евразийского экономического союза – это в подлинном смысле инновационный проект, который не является попыткой реставрации рухнувшего СССР. Возврата в прошлое нет и не будет – это наша единая и однозначная позиция. Мы идем не назад, а вперед. Туда, куда ведут мир интеграционные объединения, – отметил Нурсултан Назарбаев. Президент Казахстана обратил внимание, что интеграционный процесс осуществляется на добровольной основе и реализуется во благо наших народов, не преследуя политических целей. – Еще раз отмечу, что политический суверенитет в нашем интеграционном объединении незыблем, и это аксиома. Более того, экономическая интеграция позволяет укрепить национальную государственность, сделать ее более устойчивой через развитие экономики. Суверенитет каждой из стран союза будет только укрепляться и развиваться в полной мере, в том числе в международном плане, – сказал Глава государства. Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что в основе интеграционных объединений лежат такие основополагающие принципы, как экономический прагматизм, уважение, добровольность, равенство при принятии всех решений и открытость. – Мы создаем Евразийской экономический союз не для того, чтобы отгородиться от всех, а, наоборот, максимально сотрудничать с другими партнерами. В заключение хочу подчеркнуть, что Казахстан, Беларусь и Россия ведут работу по созданию союза в духе стратегического партнерства и дружбы. Убежден, что экономическая интеграция существенно усилит экономические возможности всех стран, – сказал Президент Казахстана. В завершении Глава государства напомнил, что Казахстан является инициатором идеи интеграции на евразийском пространстве. В своей речи Президент Российской Федерации В.Путин отметил, что заседание прошло в деловой и конструктивной атмосфере. – Мы с президентами Казахстана и Беларуси обсудили актуальные вопросы развития евразийской экономической кооперации. Подвели итоги значительной большой совместной работы, проделанной после нашей октябрьской встречи в Минске. Прежде всего, удалось существенно продвинуться в подготовке проекта договора о Евразийском экономическом союзе. Наши эксперты в целом согласовали основную институциональную часть договора, в ней определен международно-правовой статус, задачи и механизмы действия будущего союза, – сказал В.Путин. *** По итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета были подписаны следующие документы: – Решение "О ходе работы над проектом Договора о Евразийском экономическом союзе с учетом положений, направленных на дальнейшее развитие интеграции"; – Решение "О бюджете Евразийской экономической комиссии на 2014 год"; – Решение "О плане мероприятий ("дорожной карте") по присоединению Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"; – Заявление о плане мероприятий ("дорожной карте") по присоединению Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации; – Решение "О формировании в рамках Суда Евразийского экономического сообщества состава по рассмотрению дел о нарушениях правил конкуренции"; – Решение "О передаче Евразийской экономической комиссии полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства"; – Решение "О внесении изменений в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом Евразийской экономической комиссии"; – Решение "О результатах работы по реализации Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от 9 декабря 2010 года"; – Решение "Об итоговом отчете по исполнению Поэтапного плана формирования Единого экономического пространства в отношении сфер естественных монополий (в секторальном (отраслевом) разрезе)"; – Решение "О перечне нормативных правовых актов государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий, которые подлежат сближению, с определением последовательности осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства в этой сфере".
------
Заявления для прессы по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета kremlin.ru, 24 декабря
В.ПУТИН: Уважаемые коллеги! Дамы и господа! Заседание Высшего Евразийского экономического совета прошло в деловой и конструктивной атмосфере. Вместе с президентами Беларуси и Казахстана мы обсудили актуальные вопросы развития евразийской экономической интеграции, подвели итоги значительной, большой совместной работы, проделанной после нашей октябрьской встречи в Минске. Прежде всего, удалось существенно продвинуться в подготовке проекта договора о Евразийском экономическом союзе. Наши эксперты в целом согласовали основную – институциональную часть договора. В ней определен международно-правовой статус, задачи, механизмы деятельности будущего союза, отражены базовые принципы евразийского интеграционного процесса. В их числе – приверженность справедливому и взаимовыгодному сотрудничеству на равноправной, я хочу это подчеркнуть, основе, стремление к всемерному развитию экономик стран-участниц, укреплению их конкурентоспособности и самое главное – нацеленность на повышение благосостояния наших граждан. Следующий шаг – разработка функциональной, или отраслевой, части проекта договора о Евразийском экономическом союзе. В этой части должны быть зафиксированы конкретные обязательства стран "тройки" по обеспечению свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Активизирована работа по остающейся части изъятий из общего торгово-инвестиционного режима. Мы договорились о том, что мы будем сокращать их и сведем их в конце концов к минимуму или к нулю. Смотрите также: Заседание Высшего Евразийского экономического совета 24 декабря 2013 года, 17:15 → Новости Экспертам поручено активизировать усилия и завершить работу над отраслевой частью договора к марту будущего года. Подчеркну, государства Таможенного союза намерены четко выдерживать установленный график, чтобы подписать договор не позднее мая 2014 года и затем передать его на ратификацию в парламенты наших стран. Таким образом, у законодателей будет достаточно времени, чтобы до конца следующего года провести все необходимые ратификационные процедуры. И Евразийский экономический союз, как мы и планировали, может уже начать работу в полномасштабном формате с 1 января 2015 года. Во всяком случае, мы будем к этому стремиться. Важное направление совместной работы стран "тройки" – улучшение условий для ведения бизнеса на всем интеграционном пространстве. В целях оптимизации обмена данными по внешней и взаимной торговле создается специализированная информационная система. Сегодня приняты решения, направленные на защиту честной и добросовестной конкуренции. Контролирующие полномочия в этой области передаются наднациональному органу – Евразийской экономической комиссии, а нарушения единых правил конкуренции будут рассматриваться отдельным составом Суда ЕврАзЭС. Подчеркну, наш интеграционный проект приносит конкретные практические результаты. За последние три года товарооборот Таможенного союза вырос более чем на 30 процентов (21 миллиард). Вместе Казахстан и Белоруссия вышли на третье место во внешнеторговом балансе России после ЕС – в целом ЕС – и Китая. Улучшается структура взаимной торговли за счет повышения доли товаров с высокой добавленной стоимостью. Я сегодня уже пару раз упоминал об этом. Мы считаем, что это очень серьезный показатель качества наших отношений. При этом мы не отгораживаемся от других рынков, наоборот – стремимся к развитию многопланового сотрудничества как с отдельными государствами, так и с интеграционными объединениями, в том числе и с Евросоюзом. Исходим из того, что европейская и евразийская интеграции способны эффективно дополнять друг друга. Кстати говоря, у нас намечается саммит Россия – ЕС в ближайшее время в новом году. Надеюсь, что и на эту тему нам с коллегами удастся поговорить, с европейскими коллегами. В заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном формате приняли участие президенты Армении и Кыргызстана, а также Премьер-министр Украины. Мы приветствуем их стремление к более тесному сотрудничеству. Утверждена "дорожная карта" по присоединению Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Практически готов и проект аналогичного документа для Киргизии. Мы договорились, что на экспертном уровне продолжим над ним работу прямо сейчас, не откладывая это дело в долгий ящик. В заключение повторю: Россия настроена на дальнейшее слаженное взаимодействие с белорусской и казахстанской сторонами в развитии масштабного евразийского экономического проекта. Мы договорились с Александром Григорьевичем Лукашенко и Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым продолжить практику ежегодного проведения не менее трех заседаний Высшего Евразийского экономического совета. Таким образом, мы сохраним набранный высокий темп интеграционной работы и в следующем году. Благодарю вас за внимание. А.ЛУКАШЕНКО: Уважаемые друзья! Как уже сказал председатель, состоялся действительно конструктивный и полезный обмен мнениями по самым актуальным темам дальнейшего развития евразийской интеграции, и не только этой интеграции. Мы обсудили очень многие вопросы, которые сейчас актуальны для развития наших государств. Важнейшая задача на этом пути – конечно же, подготовка договора о Евразийском экономическом союзе. Владимир Владимирович тоже сказал, что он должен заработать и заработает с первого января 2015 года, и добавил, что мы к этому будем, по крайней мере, стремиться. Я скажу больше, выразив позицию Беларуси: если мы не добьемся того, чтобы этот экономический союз заработал в определенные нами сроки, это будет позором для нас троих и наших государств. Мы об этом также говорили, и это говорит о том, что мы полны решимости за этот короткий промежуток времени создать и подписать очень сложный документ. Беларусь исходит из того, что новый документ должен также стать значимым шагом вперед в интеграционном строительстве. При этом необходимо в полном объеме реализовать договоренности, которые уже были достигнуты при формировании Единого экономического пространства, взять из Таможенного союза и ЕЭП все лучшее, создать такую правовую систему и структуру будущего союза, которая обеспечит его высокую эффективность. Хотел бы отметить, что договор в целом приобретает конкретные очертания, однако работа, и мы это констатировали единогласно, предстоит огромная. Ряд наиболее чувствительных позиций требует уточнений. В частности, речь идет о разграничении компетенции союза и государств – членов этого союза, иерархии актов будущего объединения и так далее. Обсуждая вопрос соотношения договора с иными международными документами, мы заявили, что он не должен препятствовать заключению или применению ранее принятых соглашений, не противоречащих целям договора или создающих более благоприятные условия для сотрудничества. Необходимо сохранить действия наших соглашений, к примеру, в рамках Союзного государства с Россией, наших договоров – Беларуси и России – с Казахстаном. Это, безусловно, будет способствовать дальнейшему развитию интеграции. Мы рассмотрели подготовку и функциональной части договора. Здесь Евразийской экономической комиссии совместно со сторонами предстоит сделать еще достаточно много в весьма сжатые сроки. Надо честно сказать, что примерно только треть этого договора, функциональной его части, на сегодняшний день готова. Некоторые разделы требуют тщательной проработки. Речь идет о санитарных, ветеринарных, фитосанитарных мерах, торговле услугами и инвестициях, конкретной политике и государственных закупках. По нашему мнению, важнейшим вопросом, связанным с дальнейшим развитием интеграции, является создание нового объединения на базе Таможенного союза, в котором нет никаких изъятий и ограничений в торговле товарами между странами-участницами, ведь именно в свободе движения товаров мы шагнули сегодня максимально далеко. Исходя из этого, белорусская сторона предложила зафиксировать национальный режим в отношении перемещения всех товаров, то есть рассматривать товары друг друга как свои собственные. Для этого необходимо в первую очередь устранить изъятие из режима свободной торговли по таким, к примеру, проблемным позициям, как алкогольная и табачная продукция, лекарственные средства, автомобили, медицинские изделия, газ, нефть, нефтепродукты и прочее. Ведь принципиальная договоренность об этом уже была достигнута и подтверждена сегодня в процессе заседания совета. Полноценная свобода движения товаров должна стать примером для реализации остальных свобод в сфере услуг, капитала, рабочей силы, зафиксированных в базовых соглашениях ЕЭП. Именно такой подход, по мнению белорусской стороны, позволит в кратчайшие сроки решить амбициозную задачу по созданию Евразийского экономического союза. Сегодняшнее совместное обсуждение в очередной раз подтвердило нашу готовность к продолжению интеграции. Нам под силу прийти к консенсусу по всем, даже самым чувствительным, вопросам. Существующие между сторонами доверительные партнерские отношения являются залогом дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества. Благодарю вас. Н.НАЗАРБАЕВ: Уважаемые коллеги, представители средств массовой информации! До Нового года остается неделя. 2013 год был очень важным для нашего интеграционного объединения. Как мы договаривались, мы провели три встречи: в мае – в Астане, в октябре – в Минске и сегодня – в Москве. Главная задача – чтобы с 1 января 2015 года заработал Евразийский экономический союз. Главной темой сегодня была работа над этим договором. Главы государств подробно доложили о разработке отраслевых и учредительных документов. Хотел бы отметить положительный сдвиг в этой не большой, а огромной работе, которую проводят наши эксперты. Каждая из сторон прилагает максимум усилий, чтобы к маю 2014 года проект договора был у нас на столе. Очень важно при таком интенсивном режиме все же подготовить документ высокого класса. Также следует реформировать Евразийскую экономическую комиссию, мы об этом говорили, она должна в полной мере соответствовать новому уровню интеграции, обеспечивать баланс интересов всех участников. Сегодня на нас внимательно смотрят все страны, мы это знаем. Без преувеличения, за круглым столом Евразийского экономического союза делается история для наших государств. Эту ответственность мы понимаем. Создание Евразийского экономического союза – это в подлинном смысле инновационный проект современности, и он не является попыткой реставрации распавшегося СССР, как нам хотят это навязать. Возврата в прошлое нет и не будет. Это наша общая, однозначная позиция всех государств. Мы идем не назад, а вперед, туда, куда ведут сегодня весь мир доминирующие интеграционные тренды. Сегодня глобализация и регионализация – это мейнстрим XXI века. Но мы не плывем по течению, и наше объединение не является повторением ни ЕС, ни каких-то других. Мы строим на базе своих традиций, своей истории свое объединение. Интеграция, в то же время хочу сказать, никому бесплатных конфет не дает, как некоторые думают, и ничего не выделяет. Мы идем туда добровольно, в интересах наших государств. Страны-участницы стремятся на полную катушку использовать консолидированную энергию этого взаимодействия. Спортсмены знают: тройка сильных гребцов всегда опережает одиночек, правильно? А если будет восьмерка – ведь наши двери открыты, – была бы вообще скорость большая. Если серьезно, то в мире уже действует немало таких объединений, и вы это знаете. Это Евросоюз, это НАФТА, это МЕРКОСУР, Африканский союз, АСЕАН, АТЭС и другие. И еще раз хочу отметить: в нашем объединении политический суверенитет государств прочен и незыблем, это аксиома. Более того, экономические интеграции развиваются именно для того, чтобы укрепить национальную государственность, сделать ее более устойчивой через устойчивую экономику. Вот посмотрите: чтобы любой продукт, не только инновационный, который создается в какой-то стране, чтобы он развился и стал действительно такой продукцией, нужно, чтобы было 200 миллионов покупателей. Мы к этому и приближаемся. И никакое государство в закрытых границах развивать экономику не может. Да мы уже и сегодня знаем, ни у кого не должно быть сомнений, беспокойств: суверенная субъективность стран, участвующих в этом союзе, сохраняется, укрепляется в полной мере и во внутриполитическом, и во внешнеполитическом, международном планах. Глобальный опыт интеграции показывает: объединение усилий, во-первых, приносит долгосрочные экономические дивиденды всем государствам, обеспечивает более прочную безопасность (это видно невооруженным глазом) и повышает благосостояние народов, которые работают в этом объединении. Из-за этих трех пунктов все государства добровольно участвуют [в интеграционных процессах], именно поэтому мы создаем Евразийский экономический союз. В его основе – понятные всем принципы. Первое – экономический прагматизм; второе – уважение суверенитета; третье – добровольность интеграции; четвертое – равноправие при принятии всех решений; пятое – эволюционность развития, открытость евразийского пространства. При этом евразийская интеграция не направлена против каких-либо стран или других объединений и интересов. Мы создаем экономический союз не для того, чтобы отгородиться от глобального мира, а наоборот – чтобы максимально успешно сотрудничать с ним. Интерес к евразийскому интеграционному процессу в мире и регионе повышается. И в заключение хочу подчеркнуть: Казахстан, Россия, Беларусь ведут работу по созданию Евразийского экономического союза в духе стратегического партнерства, доверия и дружбы. Убежден, экономическая интеграция существенно усилит возможности каждого из наших государств. Как вы знаете, именно Казахстан является инициатором экономической интеграции на евразийском пространстве. В марте следующего года исполнится ровно 20 лет, как я в стенах Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова выступил с модельным проектом Евразийского экономического союза. И вот это двадцатилетие, надеюсь, мы отметим. 20 лет – хороший возраст для принятия очень ответственных решений. Все эти годы мы последовательно продвигали инициативу евразийской интеграции, и сегодня можно сказать определенно: интеграционная "тройка" наших стран уверенно идет вперед. Благодарю за внимание. |