Данияр Ашимбаев, vlast.kz, 28 декабря
Подводить итоги очередного заканчивающегося года – довольно-таки сложное занятие. Первым делом хочется вспомнить то, чего не было в предыдущих, чем минувший год был уникален. А череда постоянных административных реформ, кадровых перестановок, выборных кампаний, коррупционных скандалов и политических разборок не всегда дает возможность эту самую уникальность увидеть. Создание корпуса "А" (близкое по своей "эпохальности" к созданию института ответсеков), косвенные выборы местных акимов, очередной развал оппозиции, очередная пенсионная реформа, очередные программные заявления, очередные громкие отставки. Складывается впечатление, что новейшая история замкнулась в кольцо и повторяется, повторяется, повторяется... С другой стороны, есть определенные успехи, дающие шанс на умеренный оптимизм. Заработала программа индустриально-инновационного развития, видимо, все-таки накопилась критическая масса и сверху и снизу, обеспечив строительство новых предприятий и создание новых рабочих мест. Институты развития впервые показали, что они могут заниматься не только разбазариванием бюджетных средств, но и серьезно работать по реализации крупных инвестиционных проектов. Более или менее начали двигаться профсоюзы, проснувшиеся после долгой спячки. Казалось бы карманные "Ак Жол" и КНПК начали показывать зубы, да и нижняя палата в целом стала намного более серьезным институтом, нежели ее привыкли считать. Возникла после долгих споров и Национальная палата предпринимателей, структура, которой предстоит решать массу давно наболевших проблем и цементировавшая наконец разрозненные бизнес-ассоциации страны. Государство наконец начало трезво смотреть на миграционную политику и, аккуратно избегая сомнительные дискуссии, начало выстраивать реалистичную политику в этом направлении. Приятно удивили вооруженные силы, показавшие в ходе прошедшего "боевого парада", что они, во-первых, в принципе есть, а во-вторых, что производят достаточно серьезное впечатление. Естественно, есть шанс, что не все позитивные начинания смогут стать долгосрочными: с одной стороны, есть мировая конъюнктура, не самым лучшим образом влияющая на нашу экономику, с другой стороны – наши не самые лучшие традиции в плане самомобилизации, дисциплины, постоянства и воздержанности в финансовых вопросах... Говоря об итогах года, хотелось бы скорее отметить людей, которые в минувшем году показали себя на высоте. Хотя, все-таки, формулировка "оказались на своем месте" будет более адекватной, поскольку грамотное сочетание личностного потенциала с возложенными обязанностями и ответственностью у нас все-таки является большой редкостью. Если идти по пресловутому протокольному старшинству, то прежде всего нужно назвать премьер-министра Серика Ахметова, чей спокойный и деловой стиль работы консолидировал правительство и направил его потенциал на решение реальных проблем, прежде всего региональных. Кроме того, он показал себя опытным аппаратчиком и сильным политиком, постепенно наращивая свой контроль над правительственными структурами и умело разводя потенциальные проблемные зоны. Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин высоко поднял качество работы возглавляемой им палаты путем достаточно жестких мер по отношению к исполнительной власти и повышения уровня обсуждения государственных, экономических и социальных проблем. Марат Тажин, ставший в 2013 году государственным секретарем, объединил свой опыт главного аналитика и стратега страны с возможностью серьезным образом повысить интеллектуальный уровень государственной политики в целом, обеспечивая синтез всего комплекса стоящих перед страной проблем. Руководитель президентской администрации Карим Масимов за минувший год собрал вокруг себя лояльную и эффективную команду, усилил аппаратный вес администрации, убрав заодно ненужную конфронтацию с другими структурами исполнительной власти. Кроме того, АП удалось выстроить систему, при которой все потенциальные конфликты были вынесены на периферию ее ответственности с сохранением за собой функций по их "разводке". Вице-премьер и глава МИНТ Асет Исекешев показал, что государственная программа в стране – это не просто идиома, означающая "бессмысленное разбазаривание и расхищение", но и реально работающий механизм, плоды которого видны не только на графике (чем грешили многие его предшественники). На заместителе руководителя Администрации Президента Баглане Майлыбаеве оказалась не только тяжесть проведения государственной внутренней политики и идеологической работы, но и обеспечение эффективного и бесконфликтного взаимодействия того сложного механизма, который у нас выстроен в данной сфере, включая не только ведомственные, но и личностные аспекты. И задачи эти были вполне успешно выполнены. Председатель КНБ Нуртай Абыкаев лишний раз продемонстрировал, что руководимое им ведомство может без лишнего шума обеспечивать возложенный на него фронт работ, а его руководитель четко держать и контролировать баланс в силовом блоке, да и не только в нем. Министр обороны Адильбек Джаксыбеков, не будучи профессиональным военным, смог сделать для имиджа казахстанской армии больше, чем большинство его предшественников, причем так, что даже коррупционные скандалы в этот раз не сильно сказались на его ведомстве. К тому же он смог укрепить свое личное влияние за счет вовлечения в него других силовиков и менеджмента ВПК. Министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед лишний раз показал себя опытным управленцем, который третий раз вернувшись к руководству своего министерства, продолжил работу по повышения уровня культурной политики и совершенствованию информационных каналов. Из акимского корпуса можно назвать главу Мангистауской области Алика Айдарбаева, который не имея того опыта работы в госструктурах, которым были богаты его предшественники, тем не менее смог обеспечить эффективную работу по решению проблем своего региона, который уже давно не давал столько повода для осторожного оптимизма, как в этом году. Находится на своем месте и столичный аким Имангали Тасмагамбетов. Не умаляя его незаурядные административных талантов нельзя не заметить, что с учетом заключенной в нем энергии пребывание его в стабильном режиме достаточно важно для спокойствия в стране в целом. Из числа лиц, не занимающих посты на госслужбе, можно отметить Тимура Кулибаева, который помимо удачного завершения расследования швейцарской прокуратурой его мнимых финансовых нарушений, в этом году успешно отметился во всех своих ипостасях – руководителя ассоциации КазЭнерджи, Национальной палаты предпринимателей, Федерации бокса, Конфедерации силовых видов спорта и негласного лидера казахстанской нефтянки. Боксеры приносили медали, НПП (правопреемник "Атамекена" и ТПП) наконец была создана и уже заработала, ТЭК же остался главной отраслью национальной экономики (а недавние перестановки в КазМунайГазе лишний раз подчеркнули, кто сохранил фактический контроль). К сожалению, значительная часть государственного аппарата, партийного пространства и бизнеса проявила себя не так заметно, если вообще проявила. Конечно, большая часть отмеченных в этом списке проявили себя прежде всего на аппаратном поприще, но с учетом наших реалий, во-первых, это единственное поприще, где можно себя проявить (и которое идеально соответствует менталитету страны), а во-вторых, другого у нас попросту нет – ибо концепция "Большого государства" при росте патерналистских настроений в обществе все больше и больше укореняется. Вместе с тем ожидать, что провозглашенная меритократия цветет и пахнет на наших лугах было бы чересчур наивно. Принципы ГЧП (государственно-частного партнерства), на которых, так сказать, построено наше государство вкупе с приоритетом неформальных каналов управления, ограниченностью ресурсов и свободного места в высших эшелонах создают перманентные конфликтные зоны, которые обеспечивают своего рода жесткую политическую конкуренцию в борьбе за право сохранить хотя статус-кво. В 2014 год переходят такие незавершенные скандалы, как "Хоргосское дело", дело братьев Рыскали, пересмотр "Рахатгейта". Наверняка продолжится конфликт вокруг раздела полномочий в вопросах "зеленой экономики" и выставки "Астана-Экспо". Концентрация полномочий в некоторых ведомствах (например, МОСВХе) уже привела к информационным завихрениям, и вряд ли быстро закончится. Передел сфер влияния в банковской сфере и ухудшение качества кредитного портфеля также окажут влияние на ситуацию во власти, особенно с учетом трогательных отношений между членами правительства и банками, зачастую им же принадлежащими. Кроме того, традиция, по которой обладатели чересчур хорошей репутации попытаются (сами или с помощью коллег) ее испортить, обещает и еще сюрпризы... |