Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 15 января
Сегодня Мажилис на пленарном заседании под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина одобрил проекты ряда новых актов и принял в работу большой пакет законопроектов. После обсуждения Палата одобрила законопроект "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о поощрении и взаимной защите инвестиций". Как отметила в своем содокладе депутат Оразкуль Асангазы, настоящее Соглашение не применяется к налогообложению, государственным закупкам, субсидиям или грантам, выданным договаривающейся стороной и услугам, поставляемым для осуществления государственных функций соответствующим органом или ведомством договаривающейся стороны. Каждая договаривающаяся сторона поощряет и создает благоприятные условия на территории своего государства для инвестиций инвесторов государства другой договаривающейся стороны и признает такие инвестиции в соответствии с национальным законодательством своего государства. И в этот день Мажилис дал "добро" законопроекту "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности от 6 октября 2007 года". Протоколом предусматривается внесение в Соглашение поправок, направленных на расширение форм расчетов при осуществлении поставок специальной техники и специальных средств на льготных условиях с возможностью оплаты расходов как в свободно конвертируемой валюте, так и в рублях Российской Федерации, пояснил депутат Еркин Шпанов. На состоявшемся пленарном заседании Палата направила в производство профильных комитетов ряд новых документов для подготовки заключений. Так, сегодня Мажилис принял в работу законопроект относительно ратификации казахстанско-вьетнамского Соглашения о взаимной правовой помощи по гражданским делам. Целью подписания настоящего Соглашения является необходимость развития сотрудничества в области правовых отношений, оказания друг другу правовой помощи по гражданским делам на основе взаимности и уважения суверенитета, отметил на пленарном заседании председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев. В рамках Соглашения граждане и юридические лица каждого из государств-участников Соглашения будут пользоваться на территории другого государства-участника Соглашения правовой защитой своих личных и имущественных прав, что и граждане другого государства-участника Соглашения. В законодательное производство направлен также проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правового регулирования сферы интеллектуальной собственности". В настоящее время имеют место факты, когда организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, оставляют большую часть собранного вознаграждения на покрытие своих собственных расходов. Внесение поправок будет способствовать обеспечению прозрачности и эффективности деятельности таких организаций, а также своевременной выплате причитающегося авторского вознаграждения. В целях гармонизации патентного законодательства Казахстана и стран Организации экономического сотрудничества и развития представляется целесообразным исключить инновационный патент из перечня инструментов охраны прав на объекты промышленной собственности в Казахстане, пояснил председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев. Законопроект предусматривает также отмену выдачи свидетельства на товарный знак. Данное предложение вносится в целях упразднения свидетельств на бумажных носителях и перехода на автоматизированную систему получения подтверждения охраны товарного знака, что приведет к снижению административных барьеров при выдаче свидетельств на товарные знаки и к упрощению процедуры регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, путем выдачи по просьбе заявителя только выписок из государственных реестров. И сегодня Мажилис принял в работу законопроект "О государственной молодежной политике в Республике Казахстан". Выступая на пленарном заседании, председатель Комитета по социально-культурному развитию Дарига Назарбаева подчеркнула, что законопроект соответствует основным стратегическим программным документам страны. И его принятие позволит укрепить законодательную базу, направленную на реализацию прав и гарантий молодежи. Законопроектом предусматривается решение таких социальных проблем молодежи, как обеспечение доступности жилья для молодых семей, обеспечение доступного и качественного образования, занятости молодежи. На пленарном заседании для подготовки заключения направлен в профильный комитет законопроект "О внесении изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Казахстан". Данные поправки разработаны в реализацию Закона "О государственной молодежной политике в Республике Казахстан", к рассмотрению проекта которого приступил сегодня Мажилис, отметила в своем содокладе председатель Комитета по социально-культурному развитию Дарига Назарбаева. В этой связи предлагается внести дополнения в Трудовой кодекс Республики Казахстан, в части: исключения при приеме на работу испытательного срока для лиц, не достигших возраста восемнадцати лет; определения срока заключения трудового договора не менее двух лет с молодым специалистом, впервые поступившим на работу. На пленарном заседании Палатой принят в работу законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса". Одной из основных целей законопроекта является устранение правовых пробелов в законодательстве об игорном бизнесе. Сегодня они позволяют букмекерским конторам уклоняться от налогообложения, заключать пари, принимать ставки, выплачивать выигрыши вне игорных заведений (касс тотализаторов или букмекерских контор), а также лицами, не являющимися организаторами игорного бизнеса, осуществляющими деятельность тотализатора или букмекерской конторы, пояснил, выступая перед Палатой, председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов. Кроме того, законопроектом предлагается: установить запрет на расположение игорных заведений, касс тотализатора или букмекерской конторы в нежилых помещениях жилых зданий (домов); закрепить механизм регулирования деятельности интернет-ресурсов, осуществляющих деятельность интернет-казино с момента выявления до их блокирования; урегулировать вопрос хранения игорного оборудования; увеличить ставки налогообложения и суммы обеспечения на каждое игорное заведение в виде обязательных резервов; компетенцию Правительства дополнить утверждением Типовых правил работы игорных заведений, а также утверждением формы представления отчетности организатора игорного бизнеса, правил осуществления сбора и анализа отчетности; установить типовые правила работы игорных заведений. "О внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях". Такой законопроект принят также в работу на сегодняшнем пленарном заседании. При разработке и принятии поправок в сфере государственного регулирования выбросов парниковых газов не были учтены экономические последствия развития индустриализации страны. Реализация индустриальной политики страны, успешное выполнение предприятиями данной Программы, автоматически предусматривают значительное превышение объемов выбросов парниковых газов. Целью поправок является поэтапное введение механизма ответственности за превышение установленного объема квоты на выбросы парниковых газов. За превышение выбросов парниковых газов сверхустановленных квот в соответствии со статьей 243-1 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 10 МРП за каждую превышенную тонну. На сегодняшний день это 17 310 тенге за каждую тонну СО2, пояснил, выступая перед Палатой, председатель Комитета по вопросам экологии и природопользованию Александр Милютин.
-----
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: миграция – регулирование процессов
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Николай Логутов: "Ситуация, складывающаяся вследствие значительного роста миграционных процессов происходящих в республике, особенно в южных областях, требует срочного принятия на региональном уровне нормативных правовых актов, предусматривающих упорядочение процесса регистрации граждан по месту жительства, в том числе в дачных массивах, аналогично тому как это было сделано в городе Алматы, где решением маслихата города Алматы от 12 апреля 2010 года, на основании Закона Республики Казахстан "Об особом статусе города Алматы", был утвержден Порядок регулирования миграционных процессов на территории города с учетом норм предоставления жилища в размере не менее 15 квадратных метров полезной площади на одного человека. Это позволило пресечь случаи бесконтрольной, носящей стихийный характер прописки граждан, прибывающих для работы либо временного проживания в городе Алматы, так как имелись реальные факты прописки 10 и более граждан в однокомнатной квартире либо даче. В настоящее время подобная, имеющая негативный характер, тенденция стала иметь место уже почти во всех регионах страны, что, в свою очередь, стало способствовать росту количества правонарушений и преступлений в регионах, ухудшению санитарного состояния, социальной напряженности вследствие значительности объемов мигрирования населения в крупные города в поисках заработка. Решением данного вопроса является внесение изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования миграционных процессов, а именно: – в Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года "О миграции населения", который необходимо дополнить компетенцией местных представительных органов областей, городов республиканского значения, столицы утверждением по представлению местных исполнительных органов областей правил регулирования миграционных процессов на территории областей, городов республиканского значения, столицы; – в Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", где компетенцию маслихатов дополнить утверждением правил регулирования миграционных процессов, а компетенцию акиматов областей, города республиканского значения, столицы разработкой данных правил; – в постановление Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 года "Об утверждении Правил регистрации внутренних мигрантов и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" и приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 28 ноября 2011 года "О некоторых вопросах документирования и регистрации населения Республики Казахстан". В связи с чем, просим Вас, уважаемый Серик Ныгметович, рассмотреть вопрос необходимости внесения изменений и дополнений в законодательные и подзаконные акты по вопросам регулирования миграционных процессов". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса С.Дьяченко, С. Умбетов, Р. Сарпеков, У. Медеуов, А. Тойбаев, Т.Асанов, А. Маковский, С. Нургисаев, С. Жылкайдаров.
-----
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: о причинах ухудшения показателей при увеличении финансирования программы "Жасыл даму"
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратилась депутат Парламента Айткуль Самакова: В Концепции экологической безопасности, утвержденной Указом Президента в 2003 году, предусматривалось до 2015 года поэтапное снижение уровня загрязнения, стабилизация качества окружающей среды с последующим его улучшением. После принятия отраслевой Программы "Жасыл даму" Концепция экологической безопасности была поставлена на утрату, но основные ее показатели перешли в программу "Жасыл даму" и другие государственные и отраслевые программы. Так программой "Жасыл даму" предусматривалось обеспечить: – процент снижения выбросов в атмосферу вредных веществ по сравнению с 2009 годом к 2014 году не менее 5,9%; – уровень уменьшения сбросов загрязняющих веществ по сравнению с 2009 годом к 2014 году не менее 3,5%. Надо сказать, до настоящего времени эти показатели выполнялись. Начиная с 2003 года, вредные выбросы были стабилизированы на уровне 3,3 – 3,5 млн. тонн, а затем происходило их ежегодное снижение на 1 – 2%, несмотря на значительный рост ВВП в нашей стране. Однако буквально в 2013 году Правительство "испугалось" таких напряженных показателей и постановлением от 07.08.2013 №804 установило в данной программе новые показатели: – объемы установленных значений нормативов валового выброса загрязняющих веществ не превысят 5 млн. тонн; – объемы установленных значений нормативов сбросов загрязняющих веществ не превысят 5 млн. тонн. Это значительно хуже уже достигнутых результатов. Соответственно фактически запланировано ухудшение экологической ситуации. Исключен также показатель по лесопосадкам (65 тыс. гектаров), который заменен значительно меньшим показателем по переводу земель в лесопокрытые (6,5 тыс. га). Ежегодный объем лесопосадок, согласно программы, к 2014 году составит только 54 тыс. га. Снижение лесопосадок предусмотрено в Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, увеличение – в Южно-Казахстанской областях. При этом общие средства на программу изменились немного, но все-таки в большую сторону с 172267,7 млн. тенге до 176969,98 млн. тенге. Прошу сообщить причины ухудшения показателей при увеличении финансирования программы "Жасыл даму". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А.Милютин, Ш. Утемисов, В. Киянский, А. Мурадов.
----
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: 15 февраля – памятная дата
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Бахытжан Ертаев: "Поводом нашего депутатского запроса послужило следующее обстоятельство. В следующем месяце, 15 февраля будет отмечаться знаменательная дата для меня и многих соратников воинов-интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях в Республике Афганистан. В этот день, 25 лет назад, последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. Это событие ознаменовало для бывшего Советского Союза окончание афганской войны, которая продлилась десять лет и унесла жизни более 15 тысяч советских граждан, десятки тысяч молодых ребят вернулись домой инвалидами и калеками. В афганскую войну было испытано все, на что способен человек, все, что он в состоянии выдержать. Это знают и помнят наши "афганцы": им полной чашей пришлось хлебнуть и страданий, и горя, и отчаянья, и трудностей. Когда во всей стране была мирная жизнь, они воевали в чужой стране, а дома, матери и отцы, братья и сестры, жены, сыновья и дочери просили у Всевышнего о благополучном возвращении сына, брата, мужа, отца. Но война есть война и многие не вернулись домой живыми, а собственный народ практически ничего не знал ни о ее причинах, ни о целях, ни даже в полной мере, об отваге и подвигах наших солдат и офицеров. В боевых действиях в Афганистане принимали участие 22 296 казахстанцев, из них 924 погибли, 20 пропали без вести, более тысячи вернулись инвалидами. В настоящее время в республике проживают около 18 тысяч ветеранов – афганцев, государством данной категории граждан уделяется определенное внимание. Назначены льготы – они ежемесячно получают 5,8 МРП (10 742 тн.), освобождены от уплаты земельного, имущественного, индивидуального, подоходного и транспортного налогов. По мере возможности местные исполнительные органы стараются обеспечивать ветеранов афганской войны жильем, оказывают материальную помощь для прохождения в медучреждениях реабилитации после ранений. Это наглядно свидетельствует о переменах в лучшую сторону, в сознании власть имущих, по отношению к своим соотечественникам -участникам зарубежных войн. На сегодняшний день в республике насчитывается 137 общественных объединений и организаций ветеранов войны в Афганистане, которыми проводится большая работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи. В Алматы и ряде областей созданы и действуют военно-патриотические клубы воинов-интернационалистов. Считаю, что потенциал наших людей прошедших через горнило войны, знающих цену смерти, жизни и мира не задействован в полную силу, особенно в деле военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В ознаменование этой знаменательной даты повсеместно по республике будут проводиться мероприятия по чествованию ветеранов – афганцев, матерей и вдов, погибших офицеров и солдат. Ассоциацией ветеранов афганской войны к памятной дате изготовлены медали, которыми будут награждены все ветераны воины-интернационалисты. В связи с изложенным, хотел бы обратиться к Вам, уважаемый Серик Ныгметович, с просьбой рассмотреть вопрос об учреждении 15 февраля ежегодной памятной даты – "День чествования казахстанцев, исполнявших воинский долг на территории других государств". Потому что этот день является днем, когда прекратились боевые потери советских солдат, а потому должен отмечаться, как день памяти и большой радости, за который воины-интернационалисты заплатили огромную цену. Подобные памятные даты учреждены в России, Украине, Беларуси". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса О.Асангазы, Т. Асанов, М. Ашимбаев, З. Балиева, Е. Бектурганов, Т.Досмухамбетов, Ж. Джарасов, В. Косарев, У. Медеуов, В. Рогалев, К.Султанов, К. Сулейменов, А. Тасболатов, Ю. Тимощенко, Е. Шпанов, Б. Смагул, А. Мурадов, А. Базарбаев, К. Бурханов, Ж. Дуйсебаев, Ж.Дюсенгалиев, Т. Ергалиев.
-----
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС МИНЗДРАВУ: ЗОЖ – НПО – эффективность
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к министру здравоохранения Каирбековой С.З. обратилась депутат Парламента Надежда Петухова: Поводом для нашего депутатского запроса послужила проблема эффективного и рационального использования бюджетных средств, выделяемых НПО, осуществляющих пропаганду здорового образа жизни, профилактику наркомании и табакокурения. В Государственной программе развития здравоохранения "Саламатты Қазақстан" на 2011-2015 годы особая роль отведена повышению информированности населения о ЗОЖ, путем консолидации усилий медицинских и социальных работников, СМИ, НПО и бизнес-сообществ. Для этой цели Министерством здравоохранения ежегодно выделяется государственный социальный заказ, объемы которого составили в 2012 году – 137 млн. тенге, в 2013 году – 93 млн. тенге, в 2014 году планируется – 151 млн. тенге. Кроме того, немалые средства на эти цели выделяются и из местных бюджетов. По данным независимых экспертов ежегодно от 500 до 600 млн. тенге выделяется неправительственным организациям для пропаганды ЗОЖ. В самой системе здравоохранения функционирует 14 областных, 2 городских и 136 районных центров ЗОЖ, 70 молодежных центров на уровне первичной медико-санитарной помощи и 90 антитабачных центров. На содержание всех этих структур также выделяются бюджетные средства. Выезжая в регионы, встречаясь с медицинскими работниками и руководителями государственных органов здравоохранения, убеждаешься в том, что реальная помощь от деятельности НПО, призванных пропагандировать ЗОЖ, профилактику наркомании и табакокурения, не существенна. Зачастую их работа носит формальный характер и сводится к организации круглых столов, конференций, которые фактически проводятся самими же медицинскими учреждениями или государственными органами. А проводимые акции и флешмобы носят разовый характер, не оказывая при этом действенного влияния на формирование ЗОЖ. Телевизионная продукция (сюжеты, видеоролики, реклама, ток-шоу и др.), пропагандирующие ЗОЖ, не носят системного характера, а креативное качество материала, оставляет желать лучшего. При социологических исследованиях, проводимых НПО, используются недостоверные данные, так как они проводятся в ограниченном масштабе и не могут служить основой для правильных выводов. Министерство здравоохранения не размещает на своем сайте творческие и финансовые отчеты НПО по реализуемым ими проектам и результаты научных исследований относительно негативных последствий наркомании и табакокурения. А ведь эти проекты реализуются за счет средств налогоплательщиков. Нет данных о реальном влиянии этих материалов на отказ от вредных привычек у населения. Тем самым достоверного анализа работы по выполнению государственного социального заказа не имеется. Уважаемая Салидат Зекеновна! Просим Вас провести детальный анализ деятельности НПО, осуществляющих государственный социальный заказ по ЗОЖ, профилактике наркомании и табакокурения и предоставить результаты в установленные законодательством сроки". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Д. Назарбаева, Г. Иксанова.
-----
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: государство взяло на себя кредитную функцию, замещая коммерческие банки
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н., Председателю Национального Банка РК Келимбетову К.Н. обратился депутат Парламента Айкын Конуров: "Доля кредитов, выданных коммерческими банками в 2013 году промышленности, составила 11%, сельскому хозяйству – 3%, строительной сфере – 12%. Это ничтожно мало и связано с недоступностью кредитных ресурсов банков второго уровня для реального сектора экономики. Так же условия кредитования являются экономически невыгодными для предприятий. В то же время в Казахстане продолжается рост государственного присутствия в финансово-кредитной сфере. Данная проблема неоднократно поднималась, но так и не нашла своего нормального решения и государство взяло на себя кредитную функцию, замещая коммерческие банки. Государственная финансово-кредитная поддержка экономики осуществляется в настоящее время в рамках ряда комплексных программ, где фактически, охвачены все основные сферы экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство, малое и среднее предпринимательство. Фондирование осуществляется через различные квазигосударственные структуры. Таким образом, наряду с банковским, создан параллельный кредитный рынок, через который, по оценкам экспертов, проходит от 20 до 30% кредитных ресурсов, и который не регулируется ни банковским, ни каким-либо иным законодательством. Мы согласны, что его работа, дает определенный эффект, но в долгосрочной перспективе приводит к росту зависимости от государственного финансирования и дальнейшему ослаблению кредитных возможностей банковской системы. Банки, утрачивая свою макроэкономическую функцию, все больше специализируются на потребительском кредитовании, торговых кредитах и обслуживании тех же государственных программ. Это может привести к необратимой деградации финансового сектора, что негативно впоследствие скажется на всей экономике. Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период предусматривает снижение роли государства в банковской системе. Однако этому не соответствуют реалии сегодняшнего дня. В этой связи просим сообщить следующее: 1. Почему до сих пор отсутствует программа комплексного развития финансового сектора? 2. Какие системные меры будут предприняты для восстановления кредитной функции банков второго уровня, обеспечения кредитования ими реального сектора экономики на приемлемых условиях без субсидирования со стороны государства? Так же фракция "Народные коммунисты" заявляет, что не приветствует отвлечение государственных или гарантированных государством средств от развития социальной сферы в угоду непрозрачного фондирования различных сомнительных проектов и низкоэффективных производств, с большой долей риска невозврата кредитов и инвестиций и просит ответить на следующие вопросы: 1. Какой положительный экономический эффект принесла государственная финансово-кредитная поддержка, оказываемая через квазигосударственные институты? 2. Кем, как рассчитываются и оцениваются риски при фондировании через институты квазигосударственного сектора? 3. Какова ответственность субъектов принятия решений о выделении государственных средств, при неправильном планировании, оценке рисков, приведших к низкой эффективности проектов их провалу или не возврату заемных средств? В соответствии с действующим законодательством просим Вас о результатах рассмотрения настоящего депутатского запроса ответить письменно". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Ж.Ахметбеков, Г.Баймаханова, Т.Кенжин, В.Косарев, Т.Омурзаков, Б.Сорокин.
-----
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: в Казахстане нет концепции развития особо охраняемых природных территорий
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Виктор Киянский: "C 1 января 2014 г. на Каспийском море устанавливается мораторий на вылов осетровых, которого будут придерживаться все прикаспийские государства в течение года. Это, безусловно, важное достижение дипломатии, что поможет уменьшить деградацию популяции осетровых и восстановления численности краснокнижных видов. Сегодня в Красную книгу Казахстана занесено 18видов рыб, находящихся на грани исчезновения, в том числе, и на Каспии. Однако, как показывает практика последних лет, природоохранным ведомствам не удалось реализовать даже режим особо охраняемой природной территории "Акжаик", где отмечается регулярное браконьерство, в том числе, с участием тех, кто должен охранять. Положение осложняется тем, что в настоящее время в Казахстане нет концепции развития особо охраняемых природных территорий. Проект до 2015 г. не был утвержден, а до 2020 г. так и не разработан. И это несмотря на то, что наша республика по объему особо охраняемых территорий находится далеко не на ведущих позициях, а экономические механизмы и государственно-частное партнерство не вошли в активную практику природоохранной деятельности. В связи с этим возникают вполне обоснованные вопросы: 1. Как Правительство предполагает поддерживать мораторий на вылов осетровых на Каспийском море, какое министерство будет выполнять координирующую функцию и какие санкции предусмотрены за неисполнение этого режима? 2. На какой стадии находится разработка Концепции по развитию особо охраняемых природных территорий? 3. Насколько изменились приоритеты природоохранного ведомства в вопросах охраны животного и растительного мира в связи с реорганизацией и исчезновением в названии Министерства окружающей среды и водных ресурсов слова "охрана"?". Под этим запросом подписались также депутаты А. Милютин, АСамакова, Н. Ашим, Ш. Утемисов, А. Бегенеев, Ж. Дюсенгалиев, А.Пепенин, И. Умурзаков, О. Шишигина, Е. Каппель, А. Мурадов.
------
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: к 70-летию Великой Победы
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Виктор Рогалев: "Осталось немного времени, когда страна будет отмечать 70-летие Великой Победы. Наверно нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война. С пожелтевших от времени фотографий на нас глядят наши отцы и деды, герои, сломавшие хребет фашизму и отстоявшие мир для всего человечества. На фронты Великой Отечественной войны из Казахстана были мобилизованы 1,2 млн. человек. В годы войны на территории республики были сформированы более 50 воинских частей и 25 соединений, а девять пуль из десяти, выпущенных по врагу, были отлиты из нашего свинца. Около полумиллиона казахстанцев отдали свою жизнь за Родину. В настоящее время у нас в стране проживают свыше 6300 участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Многие из них участвуют в общественной жизни районов, городов и областей. В ходе поездок в регионы депутаты Мажилиса Парламента постоянно встречаются с ветеранами, советуются с ними, узнают и решают их вопросы и проблемы. Отдавая дань памяти великому подвигу, полагаем целесообразным разработать и принять комплексный план мероприятий по подготовке и проведению празднования в Республике Казахстан 70-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в котором предусмотреть: – награждение ветеранов юбилейными медалями; – определение размеров единовременной материальной помощи; – оказание дополнительной социальной поддержки ветеранам войны и труженикам тыла; – принятие мер по льготному обеспечению лекарственными препаратами; – организацию ремонта жилья ветеранов; – обеспечение бесплатного проезда ветеранов и сопровождающих их лиц на юбилейные мероприятия, по местам боевой славы, а также весь комплекс мер, связанный с этими поездками; – обеспечение широкого освещения в СМИ подготовки и празднования 70-летия Победы, выпуск книг Памяти, фильмов, спектаклей, видеороликов, цикла радио и телепередач, оформление плакатов и билбордов; – проведение в учебных заведениях "Уроков мужества", памятных вечеров и других воспитательно-пропагандистских патриотических мероприятий; – проведение ремонта и благоустройства воинских захоронений, обелисков, мемориалов и памятников; – организацию возложения венков и гирлянд; – проведение парадов и шествий в День Победы; – организацию других значимых мероприятий. Кроме того, считаем, что за оставшееся время акимы и местные исполнительные органы должны взять под строгий контроль все вопросы, касающиеся подготовки празднования юбилея Победы". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса М.Ашимбаев, О. Асанғазы, Т. Асанов, З. Балиева, Е. Бектурганов, Ж.Джарасов, Т. Досмухамбетов, Б. Ертаев, В. Косарев, У. Медеуов, К.Сулейменов, К. Султанов, А. Тасбулатов, Ю. Тимощенко, Е. Шпанов, С.Канаев, А. Пепенин, Н. Абдиров, М. Пшембаев.
-----
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: КНПК: МЫ ВНОВЬ НАСТАИВАЕМ НА ПРИОСТАНОВЛЕНИИ РОСТА ЦЕН НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Владислав Косарев: "Несмотря на многочисленные требования населения о наложении моратория на рост цен за коммунальные услуги и наш прошлый депутатский запрос во многих областях и городах приняты решения о росте цен на электричество, воду и тепло. Так в Павлодаре стоимость киловатт-часа возросла на 5% для населения и на 15% для предприятий. Тепловая энергия здесь подорожала на 5%. В Караганде за последние 23 года заработная плата увеличилась в 345 раз, тогда как цены на воду выросли более чем в 1900 раз, горячая вода поднялась в цене в 5500 раз. Коммунальные услуги для частных лиц возросли в среднем в 2300 раз, а для юридических лиц они оказались в 2,2 раза выше. В Усть-Каменогорске суд удовлетворил иск жильцов, поскольку потребителям выставлялись счета за тепловую энергию, вышедшую из котлов без учета потерь в сетях. Тепловики присвоили огромные средства и только после суда каждой семье вернули от 2-х до 3,5 тыс. тенге. Энергетики на повышении тарифов получают колоссальные средства, но на развитие материально-технической базы направляется лишь незначительная их часть. Остальные средства беззастенчиво используются по личному усмотрению операторов. В нашей стране укоренилась практика, когда стоимость передача электроэнергии во много раз выше, чем ее производство. К этому приводят многочисленные энергопередающие предприятия, созданные исключительно для наживы. Только на конечном этапе передачи электроэнергии (РЭКи, РЭСы) изымается до 50% от стоимости реализации, что в 2,5 раза больше чем в странах Европы. Рост цен монополистов подтолкнул к увеличению цен на уголь, перевалив 10 тыс. тенге за тонну при себестоимости в 4-5 раз меньше. Инженерные коммуникации, являясь государственной собственностью, повсеместно без конкурсов и тендеров переданы в управление частным формированиям. В стране разрушена система прямых поставок топлива и других расходных материалов. Все они проходят через целую сеть дочерних предприятий, нередко сидящих в одном офисе. Эта ситуация давно известна даже обывателям, но госорганы, включая фискальные, умышленно не замечают этого. Широкое и длительное изучение ценообразования в коммунальной сфере подтверждает, что рост цен направлен не на совершенствование материально-технической базы, а для наживы. Наши требования о моратории на стоимость коммунальных услуг не привели к заметным действиям Правительства в этой части. Поэтому мы вновь настаиваем на приостановлении роста цен на коммунальные услуги. Необоснованные поборы с населения стали модным явлением, не находят осуждения в органах власти, а у народа порождают недоверие к правящим структурам, чувства протеста по поводу иных руководящих установок. На этом фоне пробудить гражданский патриотизм, любовь к отечеству становится непросто. В случае, если этот вопрос останется без рассмотрения, фракция "Народные коммунисты" в Мажилисе Парламента Республики Казахстан перейдет к активным формам защиты интересов населения. Правительству следует непрерывно искать пути повышения благосостояния людей, оберегать их от паразитирующих происков и вымогательств. Надеемся, что Правительство наконец-то встанет на защиту населения. Ответ прошу дать письменно в установленный законодательством срок". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Ж.Ахметбеков, Г. Баймаханова, Т. Кенжин, А. Коныров, Т. Омурзаков, Б. Сорокин.
-----
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: ОБА ОТВЕТА ПРАВИТЕЛЬСТВА СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ФОРМАЛИЗМЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕПУТАТСКИХ ЗАПРОСОВ
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Азат Перуашев: "Наш депутатский запрос связан с неудовлетворительным реагированием Правительства и министерств на проблемы, поднимавшиеся в запросах депутатов партии "Ак жол" в течение прошедшего, 2013 года. Согласно ст.27 Конституционного закона РК "О Парламенте и статусе его депутатов", должностные лица, к которым обращен депутатский запрос, обязаны дать мотивированный ответ, обоснованное разъяснение или изложить позицию по поднимаемым вопросам. Однако, как показывает анализ ответов Правительства на депутатские запросы членов фракции ДПК "Ак жол" за 2013 год, данные ответы нередко носили формальный и бюрократический характер, неадекватный серьезности, а порой – даже тематике поднимавшихся нами проблем, более того, были случаи прямого игнорирования приводимой депутатами "Ак жола" информации. При этом совершенно не учитывалось, что депутатские запросы являются не частными ходатайствами и просьбами, а продиктованы общественно-значимыми причинами, затрагивающими масштабные, а нередко – и системные темы. Так, на депутатский запрос "Ак жола" от 2 февраля 2013 года о недостатках в деятельности Жилстройсбербанка из Правительства нами был получен абсолютно неудовлетворительный ответ, в связи с чем, 21 июня 2013 фракция была вынуждена повторить запрос. Однако и из повторного ответа Правительства от 16 сентября 2013 года следовало, что поставленные вопросы оставлены без внимания, оценка работе Жилстройсбербанка была дана самая благодушная. Оба ответа Правительства свидетельствуют о формализме при рассмотрении депутатских запросов фракции, хотя на тот момент уже требовалось в корне пересмотреть все существующие внутренние правила банка. Поднимавшиеся проблемные вопросы стали решаться лишь после вмешательства Главы государства, а оценку деятельности банка Правительство дало только вчера, т.е. через 11 месяцев после нашего первого обращения. В ответе на запрос депутатов фракции "Ак жол" от 15 мая 2013 года о целесообразности прекращения отражения тиынов в платежных документах при осуществлении безналичных платежей, Правительством дан формальный ответ о том, что реализация предлагаемых норм потребует внесения изменений в действующее законодательство страны о национальной валюте и Национальном Банке. Однако никаких мер по изучению этого вопроса и прекращению ненужных начислений денежной единицы, которой уже несколько лет не существует в природе, предпринято не было. 11 сентября 2013 года был озвучен депутатский запрос касательно введения в нашей стране дифференцированных отраслевых ставок НДС для ряда приоритетных отраслей, с учетом положительного мирового опыта. В ответе Правительства сообщается, что вопрос по рассмотрению вариантов по дифференцированию ставки НДС планируется рассмотреть на рабочей группе по совершенствованию налогового законодательства при Министерстве экономики и бюджетного планирования. О результатах рассмотрения данного вопроса ничего не сообщается. 25 сентября 2013 года в депутатском запросе было озвучено предложение об обращении в зарубежные банки по поводу наличия у них персональных счетов членов правительства и руководителей государственных предприятий Казахстана. Однако Правительство в своем ответе сослалось на конфиденциальность получаемой информации. О какой конфиденциальности может идти речь, если мы говорим о зарубежных счетах и доходах должностных лиц, в распоряжении которых находятся огромные государственные средства? Партия "Ак жол" уверена, что эти данные должны быть известны рядовым гражданам. 2 октября 2013 был озвучен депутатский запрос по вопросам дальнейшей реализации программы "Дорожная карта бизнеса 2020". Одной из тем, поднимаемых в данном депутатском запросе, был вопрос о необходимости прекращения финансирования тех проектов, которые оказались несостоятельными, на примере завода "КазАвиаСпектр" в Караганде. Однако в ответе Правительства РК от 4 ноября 2013 года по данному вопросу какая-либо информация предоставлена не была, хотя данный проект прозвучал и в критике Главы государства в ходе заседания правительства 9 октября 2013 г. 7 ноября 2013 года был оглашен депутатский запрос о нарушениях норм законодательства о государственных закупках со стороны ТОО "СК Фармация" при приобретении вакцины для лечения вирусного гепатита. 4 декабря 2013 года Правительство дало ответ, который содержал лишь констатацию статистических данных, приводившихся в самом же нашем запросе. Более полную информацию об указанных фактах фракция смогла получить только из ответа Генеральной прокуратуры. 22 ноября в депутатском запросе ставился вопрос о принятии мер по обеспечению безопасности автомобильных пассажирских перевозок путем противодействия деятельности нелегальных перевозчиков и стимулирования рынка легальных услуг предпринимателей в данной сфере. Согласно полученному ответу, вместо этого уполномоченные органы намерены ужесточить требования к добросовестным легальным предпринимателям, наоборот – создавая условия для их перехода в нелегальный бизнес, об опасности и необходимости сокращения которого и говорилось в нашем запросе. Это говорит или о непонимании сути проблем, или о формальном отношении исполнителей, когда ответы пишутся без какой-либо связи, а в данном случае – в прямо противоположном смысле поставленным вопросам. И таким примеров более чем достаточно. Из почти 60 депутатских запросов, направленных депутатами "Ак жола" за прошлый год в правительство и другие госорганы, более чем к половине полученных ответов у депутатов имеются аналогичные претензии. Между тем, депутатские запросы – одна из важнейших форм парламентского взаимодействия с правительством, инструмент обратной связи государства с нуждами и потребностями граждан. Подобное бюрократическое отношение к вопросам, поднимаемым депутатами парламента, считаем недопустимым. Учитывая вышеизложенное, просим Вас: 1) Разобраться в приведенных примерах формальной подготовки ответов на депутатские запросы; 2) Сообщить, какие меры намерено принять правительство по недопустимости подобного отношения к запросам депутатов парламента в дальнейшем. Под этим запросом подписались также депутаты Е. Никитинская, А.Абильдаев, Т. Ергалиев, Н. Жазылбеков, С. Кадралиева, М. Казбекова, А. Туртаев. |