Астана, 20.01.2014г.
Министр регионального развития РК Болат Жамишев принял участие в брифинге Службы Центральных Коммуникаций Казахстана, где рассказал о принимаемых мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана "Казахстанский путь-2050 – единая цель, единые интересы, единое будущее" от 17 января 2014 года. В работе брифинга приняли участие первый вице-министр Кайрбек Ускенбаев и вице-министр Серик Жумангарин. На брифинге министр рассказал о перспективах создания агломераций, коснулся вопросов развития земельных отношений и бизнеса в стране.
* * *
Тезисы Б.Жамишева на брифинге в СЦК
РАЗВИТИЕ МСБ Создание благоприятного бизнес климата – основная задача всех госорганов. В Парламент внесен проект Закона "О разрешениях и уведомлениях", которым вносятся изменения и дополнения в 9 Кодексов и 74 Закона РК. Закон поставит надежный барьер на пути бесконтрольного введения новых разрешений, все процедуры и требования будут устанавливаться на уровне Постановлений Правительства. В Администрацию Президента внесен проект Указа Главы Государства об утверждении Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года. В ней будут внедрены процедуры анализа регуляторного воздействия, посредством которого будет проведена полномасштабная ревизия законодательства. Все вышесказанное будет реализовано совместно с Национальной палатой предпринимателей, которая является полноправным партнером Правительства. Будет обеспечено дальнейшее улучшение позиций Казахстана в рейтинге Всемирного банка Doing Business. При этом по каждому из 10 индикаторов будут расписаны бизнес-процессы и планы мероприятий с конкретными сроками исполнения. Основной целью будет не только занятие высоких мест в рейтинге, а реальное улучшение условий ведения бизнеса. Будет продолжена работа по совершенствованию государственного контроля и надзора, информационных инструментов, развитию саморегулирования. В 2015 году будет разработана Концепция реформы информационных инструментов, что позволит полностью завершить реформу регуляторных инструментов. В отношении проверок По результатам анализа проверок органов МЧС и МЗ проведенного в 2013 году выявлены системные нарушения, характерные для всей контрольно-надзорной деятельности в целом. В этой связи предлагается внесение изменений в Закон "О государственном контроле и надзоре в РК" в части необходимости: 1. полного охвата плановыми проверками субъектов высокой степени риска; 2. планирования субъектов средней степени риска по остаточному принципу (в случае 100% охвата субъектов высокой степени риска); 3. отказа от плановых проверок в отношении субъектов незначительной степени риска; 4. реализации принципа минимальной достаточности при включении требований в проверочный лист. Следующим направлением совершенствования контрольной и надзорной деятельности госорганов является Автоматизация СУР. Во всех 16 крупных городах и г.Семей созданы центры обслуживания предпринимателей. Во всех 27 моногородах уже функционируют центры поддержки предпринимателей. В 2014 году будут открыты ЦПП во всех 160 районных центрах. Таким образом, будет создана сеть информационно-консультационных центров, приближенных к населению. Будет активизирована работа по программам обучения. В частности, помимо программы "Бизнес-советник" для начинающего бизнеса, будет запущен проект "Бизнес-рост" для субъектов уже ведущих свой бизнес. В каждом ЦОПе будет работать постоянно действующая Школа молодого предпринимателя. Мы планируем внедрить целый ряд визуальных программ на телевидении и в интернете (видеоролики и телепрограммы). Мы покажем истории успеха предпринимателей, добившихся всего своим трудом, а также видеофильмы по созданию стартового бизнеса в различных сферах. Фондом "Даму" уже разработаны цикл передач "Истории успеха", "Специальный репортаж" и "Территория бизнеса". В соответствии с поручением Главы Государства будет широко распространяться сборник бизнес идей, содержащих 100 модельных проектов стартапов. Это позволит поднять престиж предпринимательства, преодолеть стереотип о том, что бизнес можно делать только на тендерах, в дальнейшем закрепить и развить традиции бизнеса в стране, расширить его специализацию. Главе государства 20 декабря был презентован Единый бизнес-портал, на котором сосредоточена практически вся информация, необходимая как начинающим, так и действующим предпринимателям. На портале внедрена услуга онлайн консультанта, когда в течение 24 часов бизнесмен гарантированно получит ответ на любой свой запрос. Эта площадка позволит систематизировать основные проблемные вопросы. Касательно совершенствования Программы "Дорожная карта бизнеса 2020". В данный момент МРР подготовлен очередной пакет изменений, куда дополнительно включены инструменты поддержки бизнеса из Программы развития моногородов, проекта программы развития малых городов и развития регионов, которую мы планируем принять в первом квартале 2014 года. В нее будут интегрированы Поручения Главы государства по поддержке начинающих предпринимателей, молодежи, женщин-предпринимателей, инвалидов, пожилых людей, желающих вести свой бизнес. В частности, планируется предусмотреть отдельные условия субсидирования и гарантирования проектов предпринимателей моно, малых городов, поселков и сел. Касательно координации программ ГПФИИР и ДКБ 2020. В соответствии с поручением Главы Государства нами, будет обеспечена координация Программы ДКБ с будущим ГПФИИР-2. В частности, предполагается сконцентрировать программу ДКБ на поддержке небольших проектов в соответствии с приоритетами каждого региона и территориальных кластеров, в то время как, программу "Производительность-2020" – на поддержку крупных проектов в рамках конкретных секторов и национальных кластеров. Это позволит не только скоординировать отраслевую и региональные политики, но также и повысить эффективность освоения бюджетных средств.
АГЛОМЕРАЦИИ И УРБАНИЗАЦИЯ В сфере территориальной политики Казахстана необходимо увеличить к 2050 году долю городского населения до 70% (факт 2012 года – 55%), т.е. до уровня таких развитых стран со схожими географическими характеристиками, как Австралия и Канада. При этом более 35% населения страны должно жить в городах с численностью населения более 2 млн. человек. Для Казахстана наступил значимый поворотный момент: то, как будет протекать процесс урбанизации в стране в течение следующих 15-20 лет, имеет решающее долгосрочное значение для социально-экономического развития страны. Урбанизация открывает новые возможности для Казахстана. Урбанизированные территории способствуют росту нефтяного ВВП и являются его главными двигателями. Наиболее важной задачей является обеспечение соответствия и правильной последовательности создания исходных условий, поскольку данные условия будут либо существенно способствовать, либо сдерживать будущий рост данного города и его экономики. Формирование и развитие агломераций в рамках общей политики регулируемой и плановой (с заданными параметрами) урбанизации является злободневной задачей региональной политики Казахстана. В республике продолжается процесс стягивания населения в пригороды крупных городов, и агломерации формируются естественным путем. Задачей государства является нивелирование негативных последствий стихийного агломерационного развития и содействие формированию агломераций с заданными свойствами, помочь в определении таких их параметров, которые способствуют достижению как экономических, так и социальных, экологических целей. С точки зрения регулирующих механизмов агломерация – это стратегический инструмент комплексного развития территории, от которого выигрывает и город-ядро (решение городских проблем: вынос части производства, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.), и пригородное окружение (более высокий уровень инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни). Главными урбанистическими центрами страны станут города Астана, Алматы, Шымкент. Определенным потенциалом агломерирования в долгосрочном периоде обладает также город Актобе. Учитывая необходимость выбора наиболее приемлемого для условий Казахстана варианта модели управления агломерациями, в настоящее время при сохранении существующих административно-территориального деления и основных функций местных исполнительных органов создана Комиссия по развитию Астанинской и Алматинской агломераций (ППРК РК от 19.12.2012г. №1617). Аналогичные комиссии для Шымкентской и Актюбинской агломераций создаются в соответствующих регионах на уровне областных акиматов. Важнейшей задачей данной Комиссии является рассмотрение вопросов и выработка предложений по формированию модели развития агломераций. Также, в рамках реализации Генеральной схемы организации территории страны в 2014 году будут разработаны комплексные схемы градостроительного планирования территории каждой агломерации на долгосрочный период. В целом по региональной политике Правительство будет добиваться повышения уровня согласованности между территориальными планами и инвестициями. При этом агломерации представляют собой территории экономической активности, которые государство будет поддерживать в целях стимулирования регионального роста. Государство в урбанизированных районах, растущих быстрыми темпами, будет повышать уровень и эффективность своих капитальных затрат. В противном случае, в будущем данные территории рискуют столкнуться с серьезными ограничениями для экономического роста. Капитальные затраты государства в сфере инфраструктуры оказывают существенное и положительное влияние на экономический рост региона. Данные положения уже учтены в разработанной Министерством единой Программе развития регионов, которая будет принята Правительством в 2014 году. Вместе с тем, в соответствии с поручением Главы государства в 2014 году будут разработаны стратегии развития Астанинской и Алматинской агломераций до 2030 года. Перспективы развития Шымкентской и Актюбинской, агломераций будут реализовываться в рамках единой Программы развития регионов и соответствующих планах развития этих агломераций.
УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Основой формирования рынка земли является возможность свободно осуществлять на нем сделки купли-продажи. Рынок земли в Казахстане формируется по двум направлениям: (1)продажа государством земельных участков из государственной собственности в частную собственность по нормативной стоимости – первичный рынок земли; (2) осуществление различных сделок с земельными участками, находящимися в частной собственности граждан и юрлиц – вторичный рынок. В Казахстане в качестве нормативной цены выступает кадастровая (оценочная) стоимость земельного участка. На основе кадастровой стоимости исчисляется плата за продажу и аренду государством земельного участка. По состоянию на 1 декабря 2013 года в республике было продано 1115,6 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения на сумму 17,6 млрд. тенге. Из общей площади проданных земель сельскохозяйственного назначения, гражданами республики было приобретено 704,5 тыс. га, стоимостью 13,7 млрд. тенге при средней цене 19,4 тыс. тенге за гектар, юридическими лицами – 411,1 тыс. га, стоимостью 3,9 млрд. тенге по цене 9,5 тыс. тенге за гектар. В отчетном году из общего объема продажи земель сельскохозяйственного назначения (119,5 тыс. га) гражданами было приобретено 109,5 тыс. га (91,6%), юридическими лицами – 10,0 тыс. га (8,4%). Формирование рынка сельскохозяйственных земель происходит крайне медленными темпами. С ведением института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, за прошедшие 10 лет было всего продано государством чуть более 1% от общей их площади. Вторичный рынок. В отчетном году по результатам совершения различных сделок были оформлены 78,2 тыс. земельных участков, что составляет около 29,3% от их общего количества, изготовленных в 2013 году. Наибольшее количество документов на землю оформлено по результатам сделок в Алматинской 13,4 тыс., (17,1%) и Восточно-Казахстанской – 13,5 тыс. (17,3%) областях. В 2014 году будут приняты изменения в законодательство сокращающие общий срок оформления земельных участков до 37 дней, причем от заявителя потребуется только один документ – Заявление, которое подается на выбор в ЦОН или через веб портал электронного Правительства. Количество внутренних процедур будет сокращено с 35 до 7.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ НА МЕСТАХ С целью развития местного самоуправления и децентрализации государственного управления была утверждена Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан, предусматривающая реформирование системы местного самоуправления в два этапа. Первый этап. В стране впервые были проведены выборы 2457 акимов городов районного значения, сельских округов, сел и поселков на альтернативной основе. Во всех регионах страны (в т.ч. посредством СМИ) проведена работа по разъяснению основных положений принятых Законов по вопросам разграничения полномочий и развития местного самоуправления, а также об новых функциях и ответственности вновь избранных акимов. В октябре прошлого года впервые избранные акимы провели 4826 отчетных встреч, в которых приняли участие более 400 тысяч человек. Для расширения финансовой самостоятельности нижних уровней управления, в территориальных органах казначейства открыты 2457 специальных внебюджетных счетов (контрольные счета наличности). В целях наделения сельских акимов дополнительными полномочиями, приняты поправки в законодательство по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления. На сегодня многие вопросы требуют еще отработки на практике: проведение сходов и собраний, формирование доходных источников местного самоуправления, управление коммунальной собственностью, проведение мониторинга за расходованием средств. В этой связи, в текущем году предстоит актуализация Плана мероприятий на 2013-2020 годы для начала реализации второго этапа Концепции развития местного самоуправления. Второй этап. Будут рассмотрены вопросы дальнейшего разграничения функций местного государственного управления, проработаны вопросы формирования бюджета и собственности органов самоуправления, а также оптимизации административно-территориальных единиц на уровне сельских округов. |