Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 21 января
Проект новой редакции Уголовно-процессуального кодекса обсудили сегодня в Мажилисе. Обсуждение состоялось в рамках Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе под председательством Рахмета Мукашева. В пакете с Кодексом рассмотрены проекты конституционных поправок и законодательных нововведений по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства. – Главной целью подготовки проекта Кодекса является повышение эффективности, упрощение и ускорение процесса, а также приведение уголовно-процессуального законодательства в соответствие с международными стандартам и усиление защиты конституционных прав граждан, – отметил, выступая перед депутатами, первый заместитель Генерального прокурора Иоган Меркель (тезисы): В проекте реализованы следующие новеллы: Кардинально изменена первоначальная стадия уголовного процесса путем исключения из нее процедуры возбуждения уголовного дела и доследственной проверки. Началом расследования будет являться регистрация заявления и сообщения об уголовном правонарушении либо первое неотложное следственной действие. В настоящее время стадия доследственной проверки несет в себе значительный коррупциогенный потенциал. Дело еще не возбуждено, но уже проводятся осмотры, изымаются документы, арестовываются счета и имущество, назначаются экспертизы и т.д. Т.е. ведется расследование, но лица, в отношении которых проводятся "доследственные мероприятия", не имеют процессуального статуса, и соответственно прав и гарантий. После таких доследственных проверок и возбуждения дела иногда остается только предъявить обвинение и направить дело в суд. Поэтому материалы доследственных проверок нередко по объему превышают материалы, собранные после возбуждения дела. Еще одной существенной издержкой доследственной проверки является то, что граждане сначала письменно опрашиваются, а после возбуждения дела по тем же вопросам допрашиваются. Это дополнительно отнимает время и вызывает недовольство граждан работой правоохранительных органов. Учтены замечания Конституционного Совета, касающиеся понятия "фактическое задержание". По аналогии американских "Правил Миранды" введена норма, обязывающая при задержании устно объявлять лицу его права и обязанности. Предусмотрено, что доказательства, добытые в результате незаконного задержания, признаются недопустимыми. В целях экономии процесса исключается предъявление органами следствия обвинения, а также такой процессуальный акт, как "обвинительное заключение". На практике по сложным делам составление этого документа занимает много времени, он может состоять из нескольких томов, 500 и более листов, т.к. излагает содержание всех материалов дела. Между тем, суд обязан самостоятельно исследовать собранные в ходе предварительного следствия доказательства и дать им оценку. Вместо этого будет составляться краткий обвинительный акт, содержащий сведения о подозреваемом, совершенном им деянии, квалификации, а также документах, содержащих доказательства, и процессуальных издержках. После утверждения данного акта прокурором лицо будет считаться обвиняемым. В уголовный процесс вводятся две формы процессуального соглашения; 1) о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом расследования; 2) сделка о признании вины. По ним значительно упрощены и ускорены досудебное и судебное производство, что снизит нагрузку на бюджет. Как новый элемент восстановительного правосудия для заключения "сделки о признании вины" обязательно необходимо согласие потерпевшего и подозреваемого, обвиняемого, в том числе и с суммой гражданского иска. Это защищает права пострадавших. Второй формой процессуального соглашения является сделка о сотрудничестве. Указанная сделка заключается по всем категориям преступлений и на любой стадии уголовного процесса, в том числе в стадии исполнения наказания. Она предназначена для раскрытия преступлений, совершенных преступной группой, особо тяжких преступлений, совершенных иными лицами, а также экстремистских и террористических преступлений. Сделка о сотрудничестве утверждается судом, затем суд повторно рассматривает результаты сделки с целью вынесения окончательного решения о мере наказания. Мы уверены, что имплементация института сделки в УПК повысит в целом правоохранительный потенциал государства, в т.ч. в борьбе с организованной преступностью, и снизит индекс "тюремного населения". В уголовный процесс вводится институт ускоренного производства, которое будет завершаться в течение 10 суток с момента регистрации заявления. Он предусматривает сокращенные следственные процедуры по очевидным преступлениям и наказание назначается не выше половины от максимальной санкции за содеянное. Обязательными основаниями для его применения является полное признание подозреваемым своей вины и согласие с размером причиненного ущерба. Оперативно-розыскные мероприятия по уголовному делу переведены в категорию "негласных следственных действий". В УПК многих зарубежных стран используется понятие "тайные следственные действия", и это правильно, поскольку целью проведения оперативных мероприятий по уголовному делу также является собирание доказательств для раскрытия преступлений и изобличения виновных лиц. С целью расширения судебного контроля за досудебным производством вводится фигура следственного судьи, что наряду с прокурорским надзором обеспечит эффективный двухступенчатый механизм государственной защиты конституционных прав и свобод граждан в ходе досудебного производства. В полномочия следственного судьи будет отнесено рассмотрение ходатайств о санкционировании мер пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста и продлении их сроков, принудительном помещении, не содержащегося под стражей лица в медицинское учреждение для производства судебно-психиатрической экспертизы, эксгумации трупа, аресте имущества, международном розыске, помещении несовершеннолетнего лица в спецучреждение. В Проекте закреплена норма, обязывающая следственного судью при санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей, за исключением дел об особо тяжких преступлениях, определять размер залога, который может быть внесен в любое время, для освобождения лица из под стражи без нового решения суда. Следственный судья не должен применять залог к лицам, совершившим деяния, повлекшие смерть, деяния в составе преступной группы; террористические и экстремистские преступления, к лицам нарушившим залог, а также и если есть достоверные данные о том, что они повлияют на ход следствия и суда или намерены скрыться. В целях обеспечения состязательности, равноправия участников уголовного процесса, недопущения волокиты расследования предложено исключение института возврата судом уголовного дела для производства дополнительного расследования. Только за последние пять лет судами возвращены дела в отношении около 4,5 тыс. лиц. Каждый раз их судебное рассмотрение начинается вновь, лица, участвующие в деле, вынуждены повторно являться в суд для дачи показаний, что вызывает порой их недовольство. Отсутствие доследования позволит суду сразу выносить окончательное решение в виде обвинительного либо оправдательного приговора. В том случае, если в суде возникнет необходимость предъявления более тяжкого обвинения или привлечения к уголовной ответственности других лиц по данному уголовному делу, когда отдельное судопроизводство по нему невозможно, суд дает прокурору время для проведения соответствующего расследования. Введены нормы о депонировании следственным судьей показаний свидетеля и потерпевшего. Это обеспечит судебное закрепление доказательств, в случаях, когда указанных лиц невозможно будет позже допросить в главном судебном разбирательстве (проживание за границей, болезнь, возможная смерть и т.п.). Проект также предусматривает процедуру дистанционного допроса с использованием средств видеосвязи. Это позволит с учетом огромных территорий нашей страны, быстро и эффективно допросить свидетелей, потерпевших и.т.д. Расширены полномочия защитника по оказанию юридической помощи. Адвокат будет вправе заявлять ходатайство следственному судье: 1) о депонировании показаний; 2) об истребовании любых сведений в случае отказа должностных лиц в исполнении его запроса; 3) об экспертизе, если органом уголовного преследования в удовлетворении такого ходатайства необоснованно отказано; Закреплено право стороны защиты по окончании расследования на получение любых сведений из дела, в том числе путем снятия копий (за исключением сведений составляющих государственные секреты). В целях защиты интересов адвокатов Проектом запрещено проведение в отношении них негласных следственных действий, за исключением случаев, когда они сами совершили тяжкое или особо тяжкое преступление. Постановление о квалификации деяний адвоката будет утверждаться только прокурором. В Проекте предусмотрено введение во всех районных и приравненных к ним прокуратурах фигуры "процессуального прокурора" (на базе штатной единицы помощника прокурора). Процессуальный прокурор будет осуществлять надзор за соблюдением законов по уголовному делу с момента начала досудебного расследования до принятия окончательного решения по делу и поддерживать государственное обвинение. Процессуальный прокурор несменяем. Это позволит упростить процедуры согласования следователями и дознавателями процессуальных решений по уголовным делам. К примеру, в полномочия процессуального прокурора наряду с иными обязанностями будет входить утверждение протокола об уголовном проступке, направление дел в суд и др. Предполагается создание специального фонда помощи потерпевшим, который будет формироваться за счет обязательного платежа, взысканного с виновных лиц, а также от конфискации имущества. Вводится запрет на приближение подозреваемого к потерпевшему при совершении уголовных правонарушений, связанных с применением насилия в отношении несовершеннолетних. В Кодекс включено понятие "разумный срок расследования". Это не предполагает исключение из уголовного процесса контроля и надзора за сроками следствия и содержания граждан под стражей, которые сохранены в прежних интервалах. Указанная новелла даст возможность гражданам обжаловать в суд волокиту в расследовании дела и потребовать завершение его в конкретные минимальные сроки, а также получить моральную компенсацию. Переработан Раздел 12 Проекта "Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства". Он расширен с 2-х до 5 глав и состоит из 55 статей вместо 22-х в действующей редакции. В нем: 1) конкретизирован порядок взаимодействия с компетентными институтами иностранных государств; 2) детализирован порядок запросов на основе принципа взаимности; 3) предусмотрено создание международных следственно-оперативных групп для расследования транснациональных преступлений. В Проект также имплементированы отдельные положения действующих международных договоров. Доработана норма, касающаяся начала досудебного расследования в отношении лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования. Она предусматривает продолжение досудебного расследования после регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении только с согласия Генерального Прокурора. Предусмотрены основания применения конфискации как меры процессуального принуждения, когда подозреваемый, обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо его место пребывание не установлено, либо уголовное преследование в отношении него прекращено в связи с актом амнистии, истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности и в связи со смертью. Введена норма, предусматривающая взаимное "открытие" сторонами материалов, которые они намерены использовать в суде в качестве доказательств, в противном случае, суд не вправе будет использовать их в качестве таковых. Указанная норма призвана сбалансировать равенство сторон и нашла поддержку в Республиканской коллегии адвокатов. Досудебное расследование по делам об уголовных проступках будет проводиться по аналогии с КоАП по протокольной форме, но как выше указано, в суд их будет направлять процессуальный прокурор. Проектом сокращено количества уголовных дел, рассматриваемых судом с участием присяжных. Установлено ограничение на обжалование судебных актов в кассационном порядке без предварительного их рассмотрения в апелляционной инстанции и соответственно судебный акт не может быть обжалован в надзорную инстанцию без предварительного его рассмотрения в кассационной инстанции. Наряду с увеличением примирительных и медиативных процедур, предусмотренных проектом нового Уголовного кодекса, в проекте УПК расширены основания для примирения путем увеличения категорий преступлений частного и частно-публичного обвинения. – с 10 до 14 преступлений увеличено количество преступлений, обвинение по которым осуществляется в частном порядке; – почти в два раза или с 20 до 39 увеличено количество правонарушений частно – публичного обвинения. В целом ожидаемым эффектом принятия нового УПК является повышении эффективности, ускорение и упрощение судопроизводства, процессуальная экономия, повышение уровня доверия граждан, расширение полномочий суда и снижения индекса тюремного населения. *** – Работа в целом по проекту продолжается, поэтому считаю проект УПК РК возможным внести на пленарное заседание Палаты для первого концептуального обсуждения, – заявил в содокладе руководитель рабочей группы Рамазан Сарпеков. – Проведено 18 заседаний рабочей группы, положения проекта также обсуждались с выездом в суде и прокуратуре, Коллегии адвокатов и ДВД г. Астаны. |