Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 23 января
Сегодня в Мажилисе под председательством Александра Милютина состоялось заседание Комитета по вопросам экологии и природопользованию, на котором презентованы поправки по вопросам организации контроля и надзора за работой объектов электроэнергетики. Законодательные нововведения представил и ответил на вопросы депутатов вице-министр индустрии и новых технологий Бахытжан Джаксалиев (тезисы): Законопроект разработан во исполнение поручения Главы государства от 28 января 2011 года и направлен на совершенствование системы государственного энергетического надзора и контроля, а также на регулирование ряда других актуальных вопросов в сфере электроэнергетики. Законопроект состоит из двух статей. Первая содержит нормы об изменениях и дополнениях в законы Республики Казахстан "Об электроэнергетике" и "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан, а также в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях и Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан. Вторая предусматривает порядок введения закона в действие. Одним из ключевых аспектов регулирования является введение государственного надзора в области электроэнергетики. В этой связи, Приложение 2 ЗРК "О государственном контроле и надзоре в РК" предлагается дополнить новым подпунктом 18). Соответственно и ЗРК "Об электроэнергетике" дополняется нормами по осуществлению государственного энергетического надзора. На слайде Вашему вниманию предоставлена информация о действующем положении – есть функция контроля, которая недостаточно эффективна, так как исполнение выдаваемого по результатам проверки предписания обеспечивается административным штрафом. Функция надзора позволит в случаях угрозы аварии, жизни и здоровью людей принять меры оперативного реагирования. В первую очередь это запрет или приостановка эксплуатации энергетического оборудования, представляющего угрозу жизни и здоровью людей, на период до устранения неисправностей. Кроме того, в Закон РК "Об электроэнергетике" предлагаются: 1) нормы об организации и порядке проведения проверок за соблюдением требований по эксплуатации и техническому состоянию энергетического оборудования электрических станций единой электроэнергетической системы Республики Казахстан, электрических сетей свыше 0,4 киловольта, магистральных тепловых сетей и котельных с установленной мощностью более 100 Гкал/час, на контроль и надзор за которыми не распространяются нормы главы 2 Закона Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан". 2) введение новых НПА: – Правила подготовки и прохождения энергопроизводящими и энергопередающими организациями ОЗП. Это позволит систематизировать в одном НПА на уровне постановления Правительства все законодательные требования к подготовке и прохождению ОЗП, которые в настоящее время содержатся в различных НПА различного уровня. – Правила установления охранных зон объектов электрических сетей до 1000 и свыше 1000 вольт, тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Это решает серьезную проблему охранных зон, так как в ЗРК "Об электроэнергетике" такое НПА отсутствует. Действующие Правила охранных зон от 1999 года практически не легитимны, так как разработаны в соответствии со старым ЗРК "Об электроэнергетике" 1995 года. – Правил аккредитации организаций, экспертов на проведение энергетической экспертизы. В настоящее время аккредитация производится по НПА на уровне приказа уполномоченного органа. Что противоречит требованиям статьи 33 ЗРК "О частном предпринимательстве". 3) нормы о регламентации импорта/экспорта электрической энергии. (реализация электрической энергии за пределы страны осуществляется энергопроизводящей организацией только в случае ее профицита в ЕЭС РК и по цене не ниже реализуемой для потребителей Республики Казахстан, а приобретение электроэнергии, производимой за пределами РК, исключительно в случае дефицита электроэнергии в ЕЭС РК). 4) нормы об обязанности персонала энергетических организаций проходить в установленном порядке квалификационную проверку знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности и (или) иметь соответствующий доступ к эксплуатации энергетического оборудования; 5) нормы об основаниях, порядке введения и отмены временного управления энергетическим предприятием, (СПРАВОЧНО: Временное управление – представляющим собой комплекс административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий и процедур, направленных на бесперебойное обеспечение потребителей электрической и тепловой энергией в осенне-зимний период. Вводится только в случаях приостановки эксплуатации основного энергетического оборудования, повлекшей прекращение поставки электрической или тепловой энергии для потребителей, а также непринятия надлежащих мер по предотвращению аварий или ликвидации ее последствий в течение пяти суток и более). Порядок введения временного управления предлагается осуществлять в судебном порядке, в связи с чем, в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан предлагается ввести новую главу 34-2. Данные нормы согласованы с Верховным судом РК. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях в связи с введением в 2011 – 2013 годах в законодательство требований касательно надежности и безопасности производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии дополняется новыми составами административных правонарушений: – нарушение требований к паспорту готовности для работы в ОЗП; – нарушение норм эксплуатационных запасов топлива; – нарушение установленных правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций, тепловых и электрических сетей, а также порядка вывода и сроков ремонта энергетического оборудования; – нарушение установленных требований к выдаче технических условий; – нарушение установленных требований к проведению энергетической экспертизы. Кроме этого, рассмотрение дел по новым составам административных правонарушений, предусматривающим наказание в виде штрафа, возлагается на орган по государственному энергетическому надзору и контролю. * * * Дальнейшее обсуждение законопроекта решено продолжить в рабочей группе, возглавляемой депутатом Избаком Умурзаковым.
----
МИНТ РК разработало законопроект, позволяющий запрещать и приостанавливать эксплуатацию опасных объектов электроэнергетики АСТАНА. 23 января. КАЗИНФОРМ
Министерство индустрии и новых технологий РК разработало законопроект, позволяющий запрещать и приостанавливать эксплуатацию объектов электроэнергетики, представляющих угрозу жизни и здоровью людей. Об этом сообщил вице-министр индустрии и новых технологий РК Бахытжан Жаксалиев в ходе презентации проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам организации контроля и надзора за работой объектов электроэнергетики" в Мажилисе Парламента РК. "Законопроект разработан Министерством в исполнение поручения Главы государства от 28 января 2011 года и направлен на совершенствование системы государственного технического надзора и контроля, а также на регулирование ряда других актуальных вопросов в сфере электроэнергетики", – сказал Б.Жаксалиев. По его словам, законопроект состоит из двух статей. Первая содержит норму об изменениях и дополнениях в законы "Об электроэнергетике", "О государственном контроле и надзоре в РК", а также в Кодекс РК об административных правонарушениях и Гражданский процессуальный кодекс РК. Вторая статья предусматривает порядок введения Закона в действие. Вице-министр отметил, что приложение 2 Закона "О государственном контроле и надзоре в РК" предлагается дополнить новым подпунктом 18, а Закон "Об электроэнергетике" – нормой по осуществлению государственного энергетического надзора. По словам Б.Жаксалиева, существующая функция контроля недостаточно эффективна, так как исполнение выдаваемых по результатам проверки предписаний обеспечивается административным штрафом. Функция надзора позволит в случае угрозы аварии, жизни и здоровью людей, принять меры оперативного воздействия. В первую очередь это запрет или приостановка эксплуатации электрического оборудования, представляющего угрозу жизни и здоровью людей на период до устранения всех неисправностей. Кроме того, в Закон "Об электроэнергетике" предлагается ввести норму об организации и порядке проведения проверок, норму о соблюдении требований по эксплуатации, техническому состоянию электрического оборудования, электрических станций, Единой энергетической системы РК, электрической сети свыше 0,4 киловольт, магистральных тепловых сетей и котельных с установленной мощностью более 100 гигакалорий, на контроль и надзор за которыми не распространяются нормы главы 2 Закона "О государственном контроле и надзоре". |