Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 28 января
Проект Уголовно-исполнительного кодекса рассмотрели сегодня в Мажилисе. – Прежде всего, совершенствуется механизм исполнения наказания в виде лишения свободы по прогрессивной системе исполнения наказаний,- пояснил депутатам заместитель министра внутренних дел Амантай Куренбеков (тезисы): Осужденный к лишению свободы начинает отбывать наказание в обычных условиях. А в дальнейшем, в зависимости от его поведения, он может быть переведен на строгие, либо облегченные условия. Проектом регламентируется порядок исполнения наказаний в виде ареста, выдворения за пределы страны иностранцев и лиц без гражданства. Отдельной главой проекта Кодекса определяется порядок отбывания наказания в виде лишения свободы с камерным условием содержания. Проектом Уголовного кодекса расширяется перечень лиц, в отношении которых будет устанавливаться пробационный контроль. Помимо осужденных условно он будет устанавливаться за осужденными к ограничению свободы и условно-досрочно освобожденными лицами. В соответствии с международной практикой в проекте Кодекса прописаны права и обязанности осужденных, которые ранее определялись ведомственными нормативными актами. Новым является и то, что в проекте УИК заметно усиливается роль общественности, как в воспитательном процессе с осужденными, так и в обеспечении защиты их прав (Попечительские советы, консультативно-совещательные органы). Отдельной главой предусмотрены положения о национальном превентивном механизме. В проекте Кодекса предусмотрен также ряд мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений со стороны администрации колоний. Отменяются посылки в адрес осужденных, при этом увеличивается размер месячного расчетного показателя для приобретения ими продуктов первой необходимости в магазинах учреждений. Особое внимание уделено блокам, касающимся правового положения, медицинского обеспечения, образования, питания, материально-бытового обеспечения, труда осужденных, а также осуществлению пробационного контроля. В ходе работы в Мажилисе Парламента предложения, замечания и рекомендации депутатов по проекту отрабатывались совместно с представителями заинтересованных государственных органов, общественных организаций и учеными юристами. Принимались во внимание рекомендации, изложенные в стандартных минимальных правилах ООН по обращению с заключенными (Европейские, Бангкокские, Гаванские, Пекинские, Токийские, Сиракузские). Всего проведено 18 заседаний рабочей группы. Депутатами инициировано более 300 поправок (из них 10 поправок концептуального характера, около 40 поправок, касающихся юридической техники, свыше 200 поправок редакционного характера). Принято 156 поправок. В результате работы проект УИК дополнен положениями о правах осужденных на охрану здоровья и личную безопасность, на социальное и пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Республики Казахстан, на участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Перечень обязанностей осужденных дополнен обязанностью проходить медицинские осмотры и необходимое обследование с целью своевременного выявления инфекционных заболеваний, а также медицинское освидетельствование для выявления фактов употребления алкогольных, наркотических, сильнодействующих (токсических) веществ, получения телесных повреждений В проекте зафиксировано, что осужденный не должен подвергаться наказанию за просьбы или жалобы. Ряд поправок внесено в нормы об общественном контроле. Кроме того, предусмотрена возможность осужденных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, обучаться в высших и средних специальных учебных заведениях, расположенных в ином месте (области), с обязательной постановкой на учет в службу пробации по месту нахождения учебного заведения. По проекту имеется ряд положений концептуального характера, которые необходимо решить. В частности, это нормы, касающиеся: новых наименований учреждений; отмены осужденным права на получение посылок и передач; сокращения количества длительных свиданий; водворения осужденных несовершеннолетних в дисциплинарные изоляторы; обязывания операторов связи и владельцев сетей связи приостанавливать оказание услуг своей сети на территории учреждений УИС, а также на границе территорий, прилегающих к ним. Полагаем, есть вопрос, который требует скорейшего решения – это место исполнения уголовного ареста с учетом принятого решения о сохранении административного ареста. Поскольку проектами УК, УИК и сопутствующими к ним законами, местом для исполнения уголовного ареста определены специальные приемники и изоляторы временного содержания. *** Обсуждение состоялось в рамках Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе под председательством Рахмета Мукашева. По итогам обсуждения Комитетом принято соответствующее заключение. |