NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 7.12.2024 03:37 ast
01:37 msk

Серик Ахметов провел заседание Правительства, на котором рассмотрены вопросы модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами
Н.Каппаров: Настоящая программа позволит достичь высокого уровня управления ТБО, сделает данный сектор привлекательным для бизнеса и частных структур, сохранив при этом принципы и основы курса "зеленой" экономики
29.01.2014 / политика и общество

Пресс-служба Премьер-Министра РК, 28 января

Сегодня Премьер-Министр РК Серик Ахметов провел заседание Правительства, на котором рассмотрены вопросы модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами (ТБО).
Министр окружающей среды и водных ресурсов (МОСВР) Н.Каппаров представил проект Программы модернизации системы управления ТБО.
Как сообщил глава МОСВР, "настоящая программа позволит достичь высокого уровня управления ТБО, сделает данный сектор привлекательным для бизнеса и частных структур, сохранив при этом принципы и основы курса "зеленой" экономики".
Н.Каппаров озвучил основные целевые индикаторы программы.
"Это увеличение процента охвата населения услугами путем обновления парка контейнеров и мусоровозов для обеспечения своевременного вывоза ТБО. Также планируется внедрить раздельный сбор биологически разлагаемых отходов, сбор отходов упаковочных материалов, систему сбора и утилизации опасных бытовых отходов, увеличить долю санитарных полигонов до 100% к 2050 год, а также повысить уровень выработки "зеленой" энергии из отходов", – пояснил министр.
Касаясь вопроса перспективы переработки материальных ресурсов, Н.Каппаров отметил, что "объем ТБО ежегодно составляет около 500 тыс. тонн бумаги и картона, 300 тыс. тонн стекла, 200 тыс. тонн металлов, 500 тыс. тонн пластмасс и говорит о большом потенциале вторичного использования данных ресурсов".
Реализация программы поделена на три этапа и продлится до 2050 года. "Данный период выбран неслучайно. Этот срок указан в Концепции по переходу Республики Казахстан на "зеленую экономику", а также в Стратегии "Казахстан-2050", – добавил министр.
По итогам обсуждения проект программы одобрен Правительством. В этой связи С.Ахметов поручил МОСВР внести в Канцелярию Премьер-Министра проект постановления Правительства.
В ходе заседания члены Правительства также обсудили меры сокращения документооборота и оптимизации информационных потоков.
С отчетными докладами выступили руководитель Канцелярии Премьер-Министра Е.Кошанов, министр транспорта и коммуникаций А.Жумагалиев.
Участники заседания рассмотрели конкретные предложения по повышению эффективности деятельности госорганов, созданию единой системы электронных архивов, совершенствованию систем государственного управления и планирования.
По итогам обсуждения Премьер-Министр дал ряд указаний уполномоченным органам.
"Наша общая задача – исполнить поручение Главы государства по максимальному сокращению документооборота", – подчеркнул С.Ахметов. Премьер-Министр поручил госорганам до 1 марта провести ревизию всех контрольных поручений на предмет дублирования и внести предложения по снятию их с контроля.

-----

Правительство Казахстана одобрило проект программы модернизации системы управления твердо-бытовыми отходами
Пресс-служба МОСВР РК, 28 января

28 января 2014 года в Астане под председательством Премьер-министра Республики Казахстан Серика Ахметова прошло заседание Правительства, в ходе которого был рассмотрен проект Программы модернизации системы управления твердо-бытовыми отходами до 2050 года.
В октябре 2013 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поручил Правительству заняться вопросами модернизации системы управления твердо-бытовыми отходами. Планом мероприятий Правительства по реализации Концепции по переходу страны на "зеленую" экономику, разработка Программы модернизации системы управления ТБО была поручена Министерству окружающей среды и водных ресурсов РК.
Разработанный проект программы представил министр окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан Нурлан Каппаров.
Проведенный анализ показал предполагаемый рост объемов образования ТБО в стране. В настоящее время в секторе ТБО сложилась ситуация, при которой образующиеся объемы отходов размещаются на полигонах без предварительной сортировки и обезвреживания. Большинство полигонов исчерпали свой срок действия, не отвечают санитарным требованиям, требуется их рекультивация, а также сбор свалочного газа – при условии его экономической целесообразности.
В настоящее время в Казахстане отсутствует система раздельного сбора ТБО "у источника" образования отходов. Исходя из усредненного морфологического состава, количество вторичных материальных ресурсов, содержащихся в образующемся объеме ТБО, составляет ежегодно порядка 500 тыс. тонн бумаги и картона, 300 тыс. тонн стекла, 200 тыс. тонн металлов, 500 тыс. тонн пластмасс, что говорит о большом потенциале вторичного использования данных ресурсов.
В своем Послании народу Казахстана Глава государства поставил задачу по внедрению ряда принципов и стандартов, соответствующих действующим в странах Организации по Экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) параметрам.
К странам, достигшим высоких стандартов в области управления ТБО, прежде всего, относятся страны Европейского Союза. Настоящая программа, внедряя основные принципы и опыт стран ОЭСР в данном секторе, позволит достичь высокого уровня управления ТБО, сделает данный сектор привлекательным для бизнеса и частных структур, следуя при этом принципам и основам курса "зеленой" экономики.
Так, в странах Европейского Союза принята директива об иерархии управления отходами, согласно которой использование отходов для производства изделий, материалов или веществ имеет больший приоритет перед использованием отходов для производства энергии или топлива. Это принцип так называемой "циркулярной экономики", который направлен на стимулирование максимального вовлечения вторичных ресурсов в экономику.
Некоторые страны за период многолетнего развития сектора ТБО достигли такого уровня, что в них введен полный запрет на захоронение не переработанных отходов на полигонах.
Программа разбита на три этапа:
2014-2020 гг. (пилотный этап);
2021-2035 гг. (закрепление результатов и проверка устойчивости системы);
2036-2050 гг. (завершающий).
Также, опыт стран ОЭСР был учтен при разработке целевых индикаторов Программы. Примеры ключевых целевых индикаторов Программы таковы:
Во-первых, планируется повысить процент охвата населения услугами по вывозу ТБО до 90% к 2020 году с последующим достижением 100% охвата уже к 2035 году.
Во-вторых, ставится цель, начав с 10% доли сбора биологических отходов довести процент их раздельного сбора до 80% к 2050 году.
В-третьих, Программа ставит цель раздельного сбора отходов упаковки от 10% в 2020 году с последующим доведением его до 80% к 2050 году.
В-четвертых, Программа ставит цель внедрить систему сбора и утилизации опасных бытовых отходов, а также увеличить долю их раздельного сбора от 35% в 2020 году до 80% к 2050 году.
В-пятых, Программой предусматривается увеличение доли санитарных полигонов до 100% к 2050 году. При этом, уже к 2020 году ставится цель доведения доли санитарных полигонов до 50%.
В-шестых, важным показателем является увеличение доли выработки "зеленой" энергии из отходов – получения газа для производства тепла и электрической энергии при переработке биологически разлагаемой фракции.
В данном случае, начав с консервативного показателя, равного 5% в 2020 году, к 2050 году планируется довести объем отходов, используемых для выработки "зеленой" энергии до 30%.
Мировой опыт был также учтен при постановке задач программы, которые являются частью механизма ее реализации. Схематично комплекс задач для достижения целевых индикаторов включает:
1. Повышение качества сбора отходов у населения и предприятий и их транспортировки. Предполагается расширить охват путем модернизации контейнерного парка, мусоровозов, а также внедрения системы сбора крупногабаритных отходов и строительного мусора, транспортировку которых население не может осуществлять самостоятельно.
2. Мероприятия Программы включают в себя строительство централизованных объектов переработки отходов как с извлечением вторичного сырья, так и с обработкой биологически разлагаемой фракции ТБО для производства энергии.
Важным моментом является потенциальная возможность обработки биологически разлагаемой фракции ТБО совместно с илом канализационно-очистных сооружений. Данный комплексный подход позволит обеспечить синергию и повысить выработку "зеленой" энергии. Данный подход применен при разработке пилотного проекта в г. Актау.
На мусороперерабатывающих заводах также возможно производство топлива, получаемого из неперерабатываемой части ТБО – для использования на цементных заводах и ТЭЦ с целью минимизации захоронения отходов.
Опасные виды бытовых отходов будут утилизироваться в специализированных сооружениях для промышленных опасных отходов.
Кроме того, захоронение не перерабатываемой части отходов будет производиться с помощью самых современных технологий, а также методом поэтапной рекультивации и восстановления земель, занятых свалками/полигонами ТБО. Работа будет вестись по следующим направлениям:
• строительство региональных полигонов ТБО;
• строительство мини-полигонов для обслуживания сельских территорий;
• борьбы с несанкционированными свалками.
Как уже упоминалось выше, Программа предусматривает внедрение раздельного сбора ТБО у источника. Безусловно, это нужный, хотя и долгий процесс. В Германии, например, первый Закон об отходах вышел в 1972 году, а процесс обязательного внедрения раздельного сбора отходов занял более 30 лет. В Казахстане этот процесс надо начинать сейчас. С учетом мирового опыта внедрение раздельного сбора у "источника" будет осуществлено пошаговым методом, успешно зарекомендовавшим себя в различных странах мира.
Особым звеном Программы является внедрение понятия расширенной ответственности производителя (РОП). Необходимо законодательно закрепить за производителями либо импортерами товаров и упаковки обязанность осуществлять сбор и переработку отходов, образовавшихся после использования их товаров и упаковки.
Следует отметить, что принципы РОП распространяется не на все виды отходов. В мировой практике РОП обычно применяется к старым автомобилям, использованным шинам; аккумуляторам и батареям, упаковке.
Планируется, что производители товаров, на которые распространяется РОП, создадут свои ассоциации и фонды для аккумулирования пула денежных средств. Средства, полученные в рамках реализации РОП, будут направлены данными ассоциациями на создание пунктов сбора упаковки и товаров, а также объектов по их переработке и/или утилизации. Это позволит также развить малый и средний бизнес, который в мировой практике активно задействован для реализации принципов РОП.
Также, введение принципов РОП поможет решить проблему уже существующего астанинского завода по утилизации шин, который в настоящее время загружен менее чем на 30%. При этом, в дальнейшем для Казахстана возможно строительство еще нескольких таких заводов.
Как говорилось ранее, реализация задач без мер поддержки является невозможной. Для успешной реализации программы и вовлечения частного сектора в ней предусмотрены следующие меры поддержки:
• Проведение реформы нормативно-правовой базы для установления единых правил для всех участников рынка. Проведение реформы тарифообразования и создание условий для экономического стимулирования и привлечения частных инвесторов.
• Проведение реформы структурной и институциональной организации сектора. С целью повышения эффективности работы в сфере ТБО планируется создание инфраструктуры обращения с ТБО на основе регионального (кластерного) подхода с широким вовлечением населения и частного бизнеса. Инвентаризация и создание информационно-аналитической базы Программы путем создания системы мониторинга и контроля в сфере обращения ТБО.
• Для успешной реализации программы необходимо внедрение единых государственных стандартов технологий и уровня услуг для оборудования и технологий для сектора обращения ТБО.
• Создание образовательной базы и кадрового обеспечения, что необходимо для фактической реализации задач Программы.
• Взаимодействие и коммуникация с населением играет немаловажную роль в управлении ТБО и также является важным компонентом для внедрения раздельного сбора и утилизации отходов.
В целях координации деятельности и тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон (как государственных, так и частных) предлагается создание единого Центра по управлению ТБО на базе существующей подведомственной компании Министерства – АО "Жасыл Даму".
В настоящее время в Казахстане складывается ситуация, когда мусороперерабатывающие заводы останавливаются ввиду не проработанной структуры контрактных взаимоотношений между местным исполнительным органом, инвестором и мусоровывозящей компанией. Центр позволит решить данные проблемы, выступая помощником, как для акиматов, так и для инвесторов и будет выполнять следующие функции:
Информационная:
Аккумулировать информацию по сбору и переработке ТБО, разрабатывать информационные материалы, а также привлекать к данной работе общественные организации.
Координационная:
Контроль за единым подходом, в том числе в части технологических решений при реализации проектов в сфере управления ТБО. Координация деятельности между Правительством, международными финансовыми институтами, местными исполнительными органами и инвесторами.
Государственная поддержка:
Аккумулирование и оперирование грантовыми средствами для поддержки реализации проектов ТБО путем привлечения инвесторов и структурирования контрактов.
По сути, АО "Жасыл Даму" будет представлять собой институт развития в данном секторе, но не будет непосредственно участвовать в проектах.
Безусловно, государство должно взять на себя ключевую роль при реализации Программы. Однако, для ее успешной реализации необходимо привлечение частного сектора. Анализ мировой статистики по вовлечению частного сектора в деятельность по сбору и переработке мусора показывает его высокую долю участия.
Использование механизмов ГЧП позволяет:
– расширить участие частного сектора в предоставлении услуг, в которых частный сектор оказался более эффективным, чем государственные структуры;
– создать механизмы, где рентабельность проектов гарантирует заинтересованность частных компаний в участии;
– произвести реформирование организационной структуры и совершенствовать механизмы координации между государственными и частными инвестициями;
– реализовать проекты, включающие строительство, финансирование, эксплуатацию и последующую передачу имущества по завершении проекта ГЧП государству.
При этом, реализацию пилотных проектов по управлению отходами с использованием механизмов ГЧП необходимо производить в крупных городах и агломерациях с населением более 300 тысяч человек.
Данные проекты будут включать в себя создание единого оператора – частного инвестора, ответственного за полную модернизацию сектора ТБО в выбранном регионе, а именно:
– за проведение модернизации системы сбора и транспортировки отходов;
– за строительство мусороперерабатывающего завода;
– за строительство нового полигона.
Такая интегрированная система поддерживается Экологической Программой ООН, разработавшей соответствующее руководство.
Ключевым моментом реализации проектов является подписание долгосрочного (от 15 до 30 лет) интегрированного контракта по всем вышеуказанным мероприятиям, реализуемым на основе ГЧП, гарантирующего инвестору стабильный денежный поток, складывающийся из тарифов на загрязнители (которые на начальном этапе можно поддерживать на низком уровне), а также из концессионных обязательств государства.
В последующем, с ростом благосостояния населения, возможен планомерный рост тарифов для выполнения общемирового принципа "загрязнитель платит".
Безусловно, помимо указанных выше мер поддержки на начальном этапе реализация программы потребует выделения бюджетных средств. Так, для пилотного этапа Программы (до 2020 года) планируется выделение 52 млрд. тенге бюджетных средств. Данная сумма уже была поддержана РБК. Следует отметить, что до 2020 года также планируется привлечение частных инвестиций в размере почти 75 млрд. тенге, что составит 60% от общих затрат.
Эти средства (127 млрд. тенге) будут использованы на 4 категории расходов:
– на внедрение раздельного сбора биологически разлагаемых отходов;
– на обновление парка контейнеров и мусоровозов для обеспечения своевременного вывоза ТБО;
– на строительство новых полигонов (пилотные проекты)
– на строительство заводов по переработке ТБО (пилотные проекты).
Необходимо отметить, что фактические суммы будут определяться по мере разработки проектов по бюджетным заявкам, включая проекты рекультивации и реабилитации полигонов.
С ростом рентабельности сектора ТБО, а также развитием механизмов ГЧП, доля бюджетного финансирования будет снижаться, а доля частного финансирования – увеличиваться.
Что касается уже проведенной работы, то необходимо отметить, что в 2012 году Агентство РК по делам строительства и ЖКХ начало работу по обоснованию инвестиций в проекты по управлению ТБО в ряде городов: Актобе, Атырау, Караганды (Абай, Сарань, Темиртау, Шахтинск), Кокшетау (Бурабай, Щучинск), Костанай, Павлодар, Талдыкорган, Тараз, Усть-Каменогорск. В настоящее время данную работу завершает МОСВР РК.
В г.г. Актау и Караганды реализация проектов уже началась.
Проект Программы модернизации системы управления ТБО, разработанный министерством, согласован со всеми заинтересованными госорганами, в том числе с акиматами областей и городов Астана и Алматы, все требуемые законодательством экспертизы проведены.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Концепция по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира 31.01.2014
Премьер-Министр РК Серик Ахметов провел встречу с руководством Национальной палаты предпринимателей и представителями бизнес-сообщества 31.01.2014
Состоялось заседание Сената Парламента РК 31.01.2014
Под председательством Премьер-Министра РК Серика Ахметова состоялось расширенное заседание коллегии министерства регионального развития 31.01.2014
Глава МИД РК Е.Идрисов завершил европейское турне визитом в Латвию 31.01.2014
Национальная палата предпринимателей и Агентство финансовой полиции договорились о сотрудничестве 31.01.2014
Противодействие теневым доходам и терроризму 31.01.2014
Тимур Кулибаев: в Нацпалате предпринимателей работают энтузиасты 31.01.2014
Члены НЭПК "Союз "Атамекен" приняли единогласное решение присоединиться к Национальной палате предпринимателей РК 31.01.2014
После серии ЧП на Артемьевском руднике ВКО рабочие устроили забастовку 31.01.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
07.12.24 Суббота
83. ЖУРИНОВ Мурат
75. КИИНОВ Ляззат
72. СУНТАЕВ Тлеген
72. СУХОТИН Александр
66. НАЖИМЕДЕНОВА Айкен
66. ОТАРБАЕВ Шаймурат
64. ТОКСАНОВА Айгуль
58. ДУДИН Иван
56. ТАБАНОВ Эльдар
53. ЖУСУПОВ Эрик
53. МАГЕРРАМОВ Магеррам
47. ДЖАКУПОВ Аслан
47. ЖУНУСОВА Асель
38. ИСАТАЕВ Рустам
...>>>
08.12.24 Воскресенье
89. УРАЗАЛИЕВ Рахим
84. ЖУРСИМБАЕВ Сагиндык
83. БАШАРИМОВА Людмила
79. РАИМБАЕВ Сансызбек
73. ИБРАЕВ Болат
69. АЛДЕРЗИН Мухамбеткали
69. САУРАНБАЕВ Болат
69. ШАМУРАТОВ Ермек
65. НУРГАЗИЕВА Бану
64. ТАТКЕЕВ Малгаждар
63. МУКАЕВ Ербулат
63. ШАЛАБАЕВ Гинияткали
61. АЙДАРХАНОВ Арман
59. ИЗМАЙЛОВ Нурлан
58. АХМЕТЖАНОВ Ахмедбек
...>>>
09.12.24 Понедельник
86. БЕЙСЕБАЕВ Кенес
77. КАЗБЕКОВ Жасулан
77. РЕУТОВ Николай
74. КАМЕНОВ Саин
74. САГЫНДЫКОВ Ержан
73. ДАЛМАГАМБЕТОВ Оразбек
70. АХМЕТОВ Батырбек
69. УЗБЕКГАЛИЕВ Раимхан
68. КАЛИЕВ Едил
68. ТАСМАГАМБЕТОВ Имангали
66. АН Евгений
63. МАКЕНОВА Аяш
60. КУЗДЕКОВА Мальвира
59. АРХАРОВА Жанылсын
58. ЕСПЕНБЕТОВ Эрнест
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz