Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 30 января
Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Законодательные поправки по этим вопросам представил сегодня в Мажилисе и ответил на вопросы парламентариев вице-министр финансов Ардак Тенгебаев. Как отметил докладчик, законопроект разработан в целях реализации замечаний отчета взаимной оценки Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и дальнейшего совершенствования национальной системы в этой сфере. Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в 34 законодательных акта Республики Казахстан. В целях реализации международных стандартов и отчета взаимной оценки вносятся изменения и дополнения по 7 направлениям. С целью однозначного толкования при реализации норм Закона, расширяется понятийный аппарат, путем включения ряда понятий. К ним относятся: – выгодоприобретатель (бенефициарный собственник); (Справочно: выгодоприобретатель (бенефициарный собственник) – физическое лицо, которому прямо или косвенно принадлежат двадцать пять и более процентов долей участия в уставном капитале, или иным образом контролирующее клиента и (или) в интересах которого клиентом совершаются операции с деньгами и (или) иным имуществом, в целях получения выгоды). – компетентный орган иностранного государства; (Справочно: компетентный орган иностранного государства – орган иностранного государства, осуществляющий в соответствии с его законодательством противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;). – банк-ширма (Справочно: банк-ширма – банк-нерезидент, который не имеет физического присутствия в государстве (территории), в котором он зарегистрирован в качестве банка и (или) получил лицензию на осуществление банковской деятельности, за исключением нахождения такого банка в прямом или косвенном владении банковского холдинга, подлежащего консолидированному надзору в государстве (территории), в котором он зарегистрирован;). – и другие. Расширяется компетенция Уполномоченного органа в части: 1. составления перечня стран с высоким риском легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма. (Справочно: перечень формируется ФАТФ, который состоит из стран не соблюдающих (черный список) или не достаточно соблюдающих (серый список) международные стандарты в сфере ПОД/ФТ). 2. утверждения требований к подготовке и обучению кадров субъектов финансового мониторинга. (Справочно: Согласно рекомендаций ЕАГ следует установить требования к обучению и повышению квалификации сотрудников субъектов финансового мониторинга в части обязательной подготовки, частоты и формы обучения по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) 3. участия в деятельности международных объединений и иных рабочих групп в сфере ПОД/ФТ. (Справочно: Казахстан 2004 года является членом ЕАГ (с 2011 года межправительственная организация), с 2011 Уполномоченный орган является членом группы подразделений финансовой разведки ЭГМОНТ (международное объединение), с 2012 года член Совета руководителей подразделений финансовой разведки СНГ (межгосударственная организация). В законопроекте из рекомендованных ЕАГ субъектов финансового мониторинга, в перечень включены фактически 3 субъекта финансового мониторинга. Это: – бухгалтерские организации и профессиональные бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность; – микрофинансовые организации; – операторы систем электронных денег, не являющиеся банками. Устанавливаются дополнительные требования для субъектов финансового мониторинга: · По надлежащей проверке клиентов; (Справочно: включены. – выявление выгодоприобретателя (бенефициарного собственника) и фиксирование данных для его идентификации; – проверка достоверности и актуализация сведений. Меры надлежащей проверки клиентов не будут применяться при осуществлении: – операции по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет, если транзакция не превышает 1 500 000 тенге; – операции по покупке, продаже или обмену наличной иностранной валюты в обменном пункте на сумму не превышающую 100 МРП; – операции по зачислению денег на банковский счет посредством оборудования, предназначенного для приема наличных денег, на сумму не превышающую 100 МРП). · По ведению внутреннего контроля. (Справочно: включены. – меры по контролю и изучению всех сложных и необычных сделок – меры по ведению системы управления рисками – усиленные меры надлежащей проверки по отношению клиентам, из категории высокого риска). Устанавливаются дополнительные условия по приостановлению подозрительных операций: · субъектам финансового мониторинга запрещаются проводить расходные операции по банковским счетам организаций и лиц, которые входят в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма; (Справочно: Согласно действующему законодательству уполномоченный орган может приостановить только подозрительную операцию, а не все расходные операции по банковскому счету. Таким образом, лица из перечня организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, могут выбрать другую операцию (поменять назначение платежа), на которую не распространяется приостановление уполномоченного органа). · уполномоченный орган по решению специальных и правоохранительных органов выносит решение о приостановлении подозрительной операции, по которым имеются основания полагать, что данная операция направлена на финансирование терроризма и (или) экстремизма, на срок до 30 календарных дней. (Справочно: Согласно действующему законодательству уполномоченный орган может принимать решение о приостановлении подозрительной операции до 3 календарных дней. Согласно данной поправке, уполномоченному органу дается право выносить решение о приостановлении подозрительной операции, по которой имеются основания полагать, что данная операция направлена на финансирование терроризма и (или) экстремизма до 30 дней дополнительно к этим 3-м дням). · В Кодекс об административных правонарушениях вносятся поправки по установлению административной ответственности субъектов финансового мониторинга в случаях несоблюдения требований законодательства. (Справочно: в части: – хранения информации об операциях; – приостановления и отказа от проведения операций; – защиты документов, полученных в процессе своей деятельности.) · В Уголовном Кодексе в соответствии с ратифицированными Венской и Палермской Конвенциями изложена в новой редакции статья 193 УК РК (Легализация (отмывание) денег и (или) иного имущества, полученные преступным путем). · Введены новые статьи по установлению уголовной ответственности за деяния по манипулированию на рынке ценных бумаг и незаконное использование инсайдерской информации. · Вносятся поправки в статью 51 УК РК, части конфискации имущества. (Справочно: – за совершение преступления предусмотренного статьей 193 УК РК, конфискации подлежит имущество, добытое преступным путем либо приобретенное на средства, добытые преступным путем и переданное осужденным в собственность других лиц; – за совершение террористических преступлений конфискации подлежит, помимо собственности осужденного, имущество, добытое преступным путем, использованное либо предназначавшееся для использования в финансировании террористической деятельности.) Вносятся поправки в Законы "О платежах и переводах денег", "О почте" и "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций" согласно которым контроль за соблюдением Национальным оператором почты законодательства о ПОД/ФТ будут осуществлять: – при осуществлении им финансовой деятельности и предоставлении финансовых услуг – Национальный Банк – при осуществлении им услуг почтовой связи – Министерство транспорта и коммуникаций. *** Рассмотрение прогресса Республики Казахстан запланировано на совместном пленарном заседании ЕАГ и ФАТФ в июне 2014 года. * * * Презентация проведена под председательством Гульжаны Карагусовой в Комитете Мажилиса по финансам и бюджету, где рабочую группу по законопроекту возглавил депутат Мажилиса Серик Оспанов. После обсуждения и ответов на депутатские вопросы решено продолжить дальнейшее рассмотрение законопроекта в рамках рабочей группы с учетом высказанных сегодня замечаний и предложений. |