Пресс-служба Премьер-Министра РК, 30 января
Сегодня под председательством Премьер-Министра РК Серика Ахметова состоялось расширенное заседание коллегии министерства регионального развития. Глава МРР Б.Жамишев доложил об основных итогах деятельности министерства, а также озвучил задачи на текущий год. В частности, министр проинформировал о ходе реализации программ развития регионов, моногородов, модернизации ЖКХ, "Доступное жилье-2020", "Ак булак" и о планах по развитию региональных агломераций. Выступая на коллегии, Премьер-Министр отметил, что "2013 год был во многом определяющим для обеспечения динамичного развития регионов". "Создание в соответствии с Указом Главы государства отдельного Министерства регионального развития позволило систематизировать региональную политику", – добавил С.Ахметов. В своем выступлении Премьер-Министр охватил широкий спектр вопросов регионального развития. В частности, Премьер-Министр подчеркнул, что "приоритетом региональной политики должно стать дальнейшее формирование центров экономического роста". "По поручению Главы государства создаются перспективные агломерации в Астане, Алматы, Шымкенте и Актобе. Президент ставит задачу уже до конца текущего года разработать стратегии развития Астанинской и Алматинской агломераций до 2030 года. Поэтому министерству необходимо сконцентрировать свое внимание на данном вопросе", – считает С.Ахметов. В этой связи Премьер-Министр поручил минрегионразвития совместно с акимами принять дополнительные меры по полному охвату всех городов и районов мерами господдержки в рамках ключевых программ развития. "В целом министерство должно усилить мониторинг и координацию реализации всех ориентированных на региональное развитие программ", – сказал С.Ахметов. Глава Правительства также обратил внимание на необходимость исполнения поручения Президента страны по упрощению условий участия населения в программе "Доступное жилье". "Для этого необходимо предусмотреть приоритетную реализацию жилья очередникам по всем направлениям Программы, а также установить единые требования ко всем ее участникам и ускорить внесение необходимых поправок в программу", – указал С.Ахметов. Подводя итоги коллегии, Премьер-Министр отметил, что "для исполнения поручений Главы государства министерству надо сконцентрироваться на мерах господдержки по созданию долгосрочных центров экономического роста". "Министерство в целом должно обеспечить четкую координацию эффективного использования бюджетных средств, направляемых на развитие регионов. При этом принцип "одного окна" в лице минрегионразвития для областей должен стать важнейшим звеном при утверждении бюджетных инвестпроектов", – подчеркнул С.Ахметов. По итогам расширенного заседания коллегии Премьер-Министр дал комплекс поручений уполномоченным госорганам и обозначил сроки их реализации.
-----
В Минрегионразвития РК состоялось расширенное заседание коллегии Пресс-служба Министерства регионального развития РК, 30 января
Сегодня состоялось расширенное заседание коллегии Министерства регионального развития РК. В работе коллегии приняли участие Премьер-Министр РК Серик Ахметов, первый вице-премьер РК Бакытжан Сагинтаев, министр регионального развития Болат Жамишев, руководители всех структурных подразделений Минрегионразвития РК, а также заместители акимов областей, г. Астаны и Алматы. На коллегии были обсуждены итоги деятельности ведомства за 2013 год, а также предстоящие задачи на текущий год. В частности, были рассмотрены вопросы регионального развития, формирования градостроительного и земельного кадастра, ход реализации программ "Доступное жилье – 2020", "Развитие моногородов до 2020 года", "Модернизация ЖКХ до 2020 года", "Ақ бұлақ", "Дорожная карта бизнеса-2020" и другое. Согласно поручению Главы государства, озвученном в Послании народу страны, в сфере региональной политики ключевой задачей Министерства является создание условий для формирования центров экономического роста. Центрами роста в стране станут агломерации (Астана, Алматы, Шымкент, Актобе), города 2-го уровня (областные центры + г.Семей и Туркестан), города 3-го уровня (перспективные моно-/малые города), опорные сельские и приграничные территории. Именно на это сегодня нацелена работа Министерства и уже проведена определенная работа. Так, в Минрегионразвитии разработали проект единой Программы развития регионов, которая вобрала в себя все инструменты и ресурсы отраслевых программ, реализуемых МРР. Единая Программа развития регионов позволит исключить дублирование, повысит прозрачность принимаемых мер, станет прочной основой для приоритизации мер господдержки регионов. Кроме того, в рамках поручений Главы государства по усилению координирующей роли центра в региональной политике основной акцент будет сделан на повышении роли Межведомственной комиссии по региональному развитию (МВК). МВК должен стать координирующим звеном в выстраивании региональных приоритетов при утверждении бюджетных инвестпроектов. Глава государства в своем послании народу Казахстана также поручал сконцентрироваться на вопросах урбанизации и формировании агломераций в стране. Формирование и развитие агломераций в рамках общей политики регулируемой и плановой (с заданными параметрами) урбанизации является злободневной задачей региональной политики Казахстана. Министерством в этом направлении работа уже начата. Определены главные урбанистические центры страны – это города Астана, Алматы, Шымкент, Актобе. Создана Комиссия и приняты Планы мероприятий по развитию до 2020 года Астанинской и Алматинской агломераций, которые призваны стать долгосрочными полюсами роста страны. Кроме того, в рамках реализации Генеральной схемы организации территории страны в течение трех ближайших лет будут разработаны Межрегиональные схемы территориального развития, в составе которых будут созданы комплексные схемы развития территории каждой агломерации на долгосрочный период. Государство в урбанизированных районах, растущих быстрыми темпами, будет повышать уровень и эффективность своих капитальных затрат. В активную фазу реализации вступила Программа "Развития моногородов". Так, для решения накопившихся проблем в коммунальной сфере в прошлом году финансирование Программы было увеличено почти втрое (с 6 млрд. до 14,8 млрд. тенге). Это поспособствовало реализации порядка 195 проектов по развитию инженерной инфраструктуры и обустройству моногородов. В дальнейшем Программа "Развитие моногородов", а также вновь разработанная Программа "Развития малых городов" будут реализовываться в рамках Единой программы развития регионов с учетом обозначенных приоритетов развития страны. Безусловно, в фокусе внимания Министерства также остается развитие перспективных сельских и приграничных территорий. Проделана большая работа по оптимизации сельских округов, подготовке к выборам, в результате более 91 процента корпуса акимов избраны (2457 из 2513 общего количества акимов) и теперь подотчетны перед местным населением. Помимо этого, в рамках поручения Главы государства разработана Дорожная карта по возрождению села, внесены изменения в критерии определения сел с высоким, средним и низким потенциалом, а также в Методику определения опорных сел. В рамках финансовой поддержки местного самоуправления в более чем 2100 сельских населенных пунктов (СНП) реализованы порядка 2500 проектов по коммунальному хозяйству и ремонту объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Таким образом, была охвачена 1/3 населенных пунктов от общего количества СНП. При этом, задачу "что ремонтировать и на какие проекты средства будут потрачены" жители села выбирали сами на сходах местного сообщества. Вместе с этим, в прошлом году внесены изменения и дополнения в Программу "Развитие регионов", в части включения отдельного раздела, предусматривающего вопросы развития сельских территорий. Определены меры по развитию районных центров, опорных СНП, центров сельских округов, сел и поселков, а также других СНП с высоким и средним потенциалом развития путем расширения и модернизации действующих производств, развития МСБ, объектов социальной и инженерной инфраструктуры, строительства жилья, развития государственных, финансовых, сервисных и иных услуг. Сегодня Программа "Дорожная карта бизнеса-2020" является одним из самых эффективных и востребованных инструментов поддержки предпринимательства и узнаваемой среди предпринимателей Программой. В целом, на сегодня мерами поддержки по Программе охвачено более 36 тысяч предпринимателей. Каждое 5-е новое рабочее место в экономике создается в рамках этой Программы. Экономический эффект Программы заключается в поступлении налоговых сборов в бюджет государства от сектора МСБ. Данные результаты были достигнуты благодаря гибкости Программы. Так, в результате мониторинга реализации Программы, ознакомления с ходом реализации Программы на местах с участием акиматов, предпринимателей и банков вырабатывались предложения по совершенствованию механизмов и инструментов Программы. В прошлом году Министерством при активном участии бизнес-сообщества разработан проект Закона "О разрешениях и уведомлениях", через который утвержден исчерпывающий перечень разрешений для предпринимателей. Законопроект предусматривает внедрение новых принципов разрешительной системы посредством классификации разрешений в зависимости от объектов регулирования и их категоризации по степеням опасности. Благодаря данному проекту закона будет поставлен надежный барьер на пути бесконтрольного введения новых разрешений. Законопроект будет внесен на рассмотрение в Парламент РК в мае этого года. В минувшем году МРР завершил разработку и утверждение основных положений Генеральной схемы РК, которые являются кратким изложением главных проектных решений организации территории Казахстана на промежуточный (2020 год) и расчетный (2030 год) сроки. Генеральная схема и ее основные положения станут инструментом для принятия оптимальных решений в системе государственного управления, а ее рекомендации послужат базой для долгосрочного регионального и отраслевого планирования и надежным ориентиром для инвесторов. Основные проектные решения Генеральной схемы будут детализированы на уровне Межрегиональных схем территориального развития, разработка которых запланирована в 2014-2017 годах. Следующим этапом реализации градостроительного планирования территорий является разработка Комплексных схем градостроительного планирования территории областей, генеральных планов городов и населенных пунктов, разработку которых осуществляют местные исполнительные органы. Выполнение этих работ находится на постоянном контроле в Министерстве. Главой государства подписан Закон, предусматривающий формирование Единой Системы Государственного градостроительного кадастра. Полностью работу по ее формированию планируется завершить в течение трех лет. Для интеграции экономики Казахстана в европейскую и мировую экономическую систему с учетом интеграционных процессов в рамках Таможенного Союза, ЕврАзЭС и стран СНГ, а также государственной политики по вступлению во Всемирную торговую организацию, продолжается работа по реформированию системы технического регулирования строительной отрасли РК. По поручению Главы государства, данного на заседании Совета предпринимателей в 2013 году, Министерством разработана и утверждена постановлением Правительства Концепция по реформированию нормативной базы строительной сферы РК. Реализация Концепции позволит создать новую эффективную нормативную базу, гармонизированную с европейскими стандартами (еврокодами), которая станет фундаментом для развития высокой культуры строительства и повышения конкурентоспособности отрасли. Кроме того, проводится работа по усовершенствованию порядка разработки, экспертизы и утверждения проектно-сметной документации (ПСД), а также контроля при ее осуществлении. Министерством также разработана Концепция по вопросам реформирования экспертной деятельности в области проектирования и строительства. В феврале этого года соответствующий законопроект планируется внести в Правительство и в апреле – в Парламент РК. Деятельность Министерства в прошлом году в сфере законодательства по вопросам жилищного строительства была направлена на дальнейшее повышение доступности жилья для населения и выработки механизмов защиты средств дольщиков. Учитывая растущую потребность в жилье, дополнительно прорабатываются вопросы реализации строящегося жилья для очередников акиматов через АО "Жилстройсбербанк", АО "Казахстанская ипотечная компания", АО "ФН "Самрук-Казына". В прошлом году по всем источникам финансирования на жилищное строительство направлено 477,8 млрд. тенге инвестиций или 107% к 2012 году. Введено 6,8 млн. кв. м. жилья или 103% к годовому плану, из них 3,6 млн. кв.м. или 52% составляет индивидуальное жилищное строительство. За счет средств предприятий и организаций государственной собственности сдано в эксплуатацию 1,2 млн. кв. м. жилья, в том числе за счет республиканского бюджета – 703,6 тыс. кв.м. Госсектор занимает 18% от общего объема ввода жилья в республике. Практически всеми акиматами выполнен годовой план по вводу арендного жилья. Фактически построено 6680 квартир площадью 389,1 тыс. кв. метров для очередников и молодых семей или 135% к плану. На строительство и реализацию жилья через систему жилстройсбережений за счет кредитных средств из республиканского бюджета в 2013 году регионам было выделено 29,4 млрд. тенге. Освоено 28 млрд. тенге или 95% (Срок освоения кредитных средств – 2 года). Построено – 4 793 квартир площадью 314,6 тыс. кв.м. или 121% к годовому плану. На строительство инженерно-коммуникационной инфраструктурыв районах жилищной застройки в прошлом году было предусмотрены средства в сумме 40,1 млрд. тенге. Освоено – 39,6 млрд. тенге или 98,7%. В 2013 году по сравнению с предыдущими годами наметилась тенденция по улучшению эффективности освоения бюджетных средств и обеспечения своевременного ввода жилья. Так из 16 регионов, только в четырех регионах допущено неполное освоение трансфертов, выделенных на строительство арендного жилья и инженерной инфраструктуры (ВКО, Кызылординская, СКО и Павлодарская). Вместе с этим, уже начиная с этого года в случае неосвоения регионами бюджетных средств планируется их изъятие в одностороннем порядке. В текущем году предусмотрено строительство 6,9 млн. кв. метров жилья по всем источникам финансирования в рамках программы "Доступное жилье-2020". Всего же программой предусмотрено довести объемы строительства к 2020 году до 10 млн. кв. метров ежегодно. Для выполнения поставленной задачи ведется целенаправленная работа по строительству комбинатов индустриального домостроения; по типовому проектированию; принимаются и вносятся корректировки в действующие нормативно-правовые акты. Параллельно в МРР принимаются меры по снижению себестоимости строительства на основе применения передовых технологий и использования типовых проектов. В настоящее время в ряде регионов уже имеется опыт строительства жилья по типовым проектам. В текущем году планируется разработка типовых проектов 5-ти, 9-ти этажных жилых домов 3 и 4 класса комфортности по каркасной технологии с кирпичным и панельным заполнением, коридорного и башенного типа, а также одно – и двухэтажных жилых домов. Модернизация жилищного фонда получила одобрение со стороны населения. Растет количество заявок от акиматов на ремонт многоквартирных домов. Однако в связи с отсутствием финансирования из республиканского бюджета в 2013 году ремонт домов осуществлялся за счет возвратных средств населения по отремонтированным ранее домам. Так, в 10 регионах за счет повторного использования средств отремонтировано 79 домов, по 11 домам ремонтные работы еще ведутся. Глава государства неоднократно отмечал, что необходимо облегчить механизмы участия населения в Программе модернизация ЖКХ и усовершенствовать механизм ее реализации. В этой связи Министерством разработаны предложения по внесению изменений в Программу модернизации ЖКХ, которые предусматривают следующее: исключение требования о первоначальном взносе для жителей в размере 3%, 5% и 7%; определение порядка проведения ремонта многоквартирных жилых домов с использованием единого механизма; повышение энергоэффективности проектов по ремонту путем обязательной установки автоматизированных систем регулирования теплопотребления (АТП) и общедомовых приборов учета тепла; определения минимальных и максимальных пакетов работ по капитальному ремонту; упрощение порядка заключения договоров на проведение ремонта в рамках Программы; возможность проведения экспертизы проектно-сметной документации организацией по выбору жителей домов, исключая условие об обязательном прохождении государственной экспертизы; исключение условия о проведении конкурса на государственные закупки услуг по ремонту домов, предоставляя общему собранию жителей возможность выбора подрядной организации. Проект данных поправок в Программу в настоящее время уже разработан и после согласования с заинтересованными госорганами будет внесен на рассмотрение Правительства. В целом в коммунальном секторе целевые индикаторы были достигнуты. Так за 2013 год реализовано 65 проектов на сумму 14,6 млрд. тенге (по теплоснабжению – 45, газоснабжению – 13, электроснабжению – 6 и 1 проект по ТБО). По состоянию на 1 января 2014 года освоено 14,5 млрд. тенге или 99,1%. В результате было построено и реконструировано 989 км. инженерных сетей (тепло-, электро- и газоснабжения) и 14 котельных (до 100 Гкал/ч). В рамках Программы "Ақ бұлак" за счет выделенных в 2013 году 83,1 млрд. тенге реализовано 305 проектов, сумма освоения составляет 82,6 млрд.тенге или 99,4%. Реализация данных проектов позволила обеспечить доступ населения к централизованному водоснабжению по городам на 86%, по селам – 45,2%, по водоотведению по городам – 79,8%, по селам – 10%. На сегодняшний день разработаны обоснования инвестиций систем водоснабжения и водоотведения по 31 городу, в текущем году будут разработаны еще по 22 городам, которые определяют критерии отбора и приоритетность реализации проектов с учетом комплексного подхода и перспективного развития регионов. Кроме того, Главой государства поручено завершить работы по установке тепловых счетчиков в жилом фонде. Министерством разработан и утвержден План мероприятий по исполнению поручения Главы государства (дорожная карта). Разработан механизм установки приборов учета через АО "Фонд развития ЖКХ". Однако, на сегодня устанавливаются точные данные по потребности приборов учета и АТП. Что касается работы Фонда развития ЖКХ, следует отметить, что в мировой практике в развивающихся странах подобные фонды успешно выступают в качестве инструмента привлечения капитала, в том числе зарубежного, для реализации проектов на принципах ГЧП. Предложения по этому вопросу МРР внесет на рассмотрение Правительства в текущем году. Одна из основных задач Министерства – формирование и реализация государственной политики в сфере управления земельными ресурсами, геодезической и картографической деятельности. В данном направлении в прошлом году проведены работы по дальнейшему совершенствованию земельного законодательства РК. Для упрощения процедуры предоставления прав на земельные участки разработана и утверждена Концепция законопроекта, предусматривающая сокращение некоторых этапов и сроков оформления прав на земельный участок путем автоматизации подачи заявлений в черте населенных пунктов. Разработанный проект закона предусматривает упрощение процессов предоставления земельных участков по принципу "одного окна", а также сокращение сроков оформления прав на земельный участок до 30-35 дней, количества процедур от 14 до 7, при этом исключается контакт уполномоченных лиц с заявителем. Для предварительной проработки норм, указанных в данном законопроекте, разработан и утвержден совместный с Министерством транспорта и коммуникаций РК план мероприятий по оптимизации бизнес–процессов, сокращению количества документов, требуемых от населения при предоставлении земельного участка. На его основании также разработан и принят совместный приказ о введении в опытную эксплуатацию электронной услуги "Оформление и регистрация земельного участка на территории населенных пунктов", согласно которому уже в начале февраля в городах Караганды и Кызылорда начнутся работы по оказанию указанной услуги через веб-портал "электронного правительства" Министерства транспорта и коммуникаций РК в электронной форме. Для урегулирования вопросов, связанных с предоставлением земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), разработан проект постановления Правительства, предусматривающий введение единого реестра лиц, стоящих в очереди на получение участков под ИЖС, и более четко детализирует порядок предоставления прав на участок. По поручению Главы государства проводится работа по инвентаризации сельхозугодий и вовлечения в сельхозоборот неиспользуемых земель. Так, из 60 млн. сельскохозяйственных земель, которые запланированы к инвентаризации в 2013-2014 годах, в прошлом году проведена инвентаризация на площади 30,6 млн. га. Как заявил на коллегии министр регионального развития РК Болат Жамишев, Минрегионразвития РК приложит все усилия для реализации поставленных Главой государства задач и предпримет исчерпывающие меры по обеспечению стабильности и экономического роста в регионах. Подводя итоги работы коллегии, Премьер-Министр РК Серик Ахметов подчеркнул, что Министерству необходимо актуализировать План мероприятий на 2013-2020 годы по реализации второго этапа Концепции развития местного самоуправления и согласовать Комплексные планы развития районных центров и опорных сельских населенных пунктов, а также областных планов мероприятий по развитию центров сельских округов, сел и поселков. В соответствии с поручением Главы государства, в текущем году МРР необходимо разработать стратегии развития Астанинской и Алматинской агломераций до 2030 года, а также завершить разработку и обеспечить принятие Единой программы развития регионов. Перед Министерством регионального развития стоит целый комплекс серьезных задач, все поручения Главы государства и Правительства должны быть выполнены в срок и качественно, заключил Серик Ахметов. |