Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 4 февраля
Сегодня Комитет Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе рассмотрел проект Кодекса об административных правонарушениях. В документе, как отметила вице-министр юстиции Зауреш Баймолдина (тезисы): сохранены проверенные временем основные положения действующего Кодекса об административных правонарушениях и структура с делением на Общую, Особенную и Процедурную части. "Сопутствующий" законопроект предусматривает внесение поправок в 5 кодексов (Бюджетный, Гражданский процессуальный, О таможенном деле, О здоровье народа и системе здравоохранения и в Уголовно-исполнительный), а также в 13 законов. Проект нацелен на реформирование административного законодательства. Первое. Гуманизация, заключающаяся в расширении применения предупреждения как вида административного взыскания, а также уменьшение размеров штрафов для субъектов малого предпринимательства и физических лиц; Второе. Снижение нагрузки на суды, что обеспечено за счет пересмотра компетенций судов, органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В частности, к подведомственности уполномоченных государственных органов отнесены дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взыскание в виде штрафа. Таким образом, изменена подведомственность по 91 статье полностью и 52 статьям частично. Третье. Модернизация процедуры привлечения к административной ответственности. Вводится сокращенное производство по делу об административном правонарушении в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции, которую лицо получает вместе с протоколом об административном правонарушении (лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину и готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий). При этом для сокращенного порядка будет предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения лицу протокола оплатить 50% от общей суммы штрафа. В случае, когда лицо не согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину и готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий). Предусмотрен абсолютно определенный размер штрафа. Все остальные виды взыскания сохранены как относительно-определенные "вилки". Тенденция увеличения количества фиксированных размеров штрафов наблюдается в действующем Кодексе с 2002 года. К примеру, если в 2004 году из 936 состав Кодекса фиксированный размер штрафа составлял всего в 161 составе (17%), то в 2013 году из 1383 составов фиксированный размер штрафа уже составляет 716, это более 50%. Вводится норма, позволяющая судье, органу (должностному лицу) при установлении смягчающих обстоятельств, сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, до 30% от общей суммы. Данное новшество введено в связи с тем, что в действующем Кодексе и в проекте предусматривается норма, которая позволяет смягчить административную ответственность в случае наличия таких обстоятельств (ст. 60 дейст. Кодекса, ст. 53 проекта Кодекса). В проекте Кодекса расширены основания пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях. В действующем Кодексе основанием пересмотра в Верховном Суде было только внесение протеста Генерального Прокурора и его заместителей. В проекте Кодекса предлагается осуществлять пересмотр также по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности, потерпевшего или их законных представителей. (статья 834 проекта). Введен институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам по аналогии с ГПК (глава 44) и УПК (ст. 472), что обеспечит возможность более полной реализации защиты прав физических и юридических лиц путем подачи заявления (глава 47 проекта). Основаниями пересмотра в проекте Кодекса закреплены: существенные обстоятельства, которые ранее не были известны правонарушителю; установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заключение эксперта; признание Конституционным Советом РК неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен в данном деле об административном правонарушении и так далее. В проекте предлагается систематизировать административно-процессуальные нормы путем исключения: – главы 26 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан" и переноса ее положений в главу 45 проекта Кодекса по пересмотру не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях; – ряд норм с главы 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан в самостоятельную главу 44 проекта Кодекса по обжалованию действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении". Каждая статья проекта Кодекса была проработана членами рабочей группы с соответствующими госорганами, по результатам которого поправки затронули 760 статей из 966 статей действующего Кодекса. Руководитель рабочей группы Арман Кожахметов сообщил, что уже поступило более 350 предложений и замечаний. Данный интерес не случаен. Кодекс об административных правонарушениях затрагивает интересы практически всех представителей нашего общества: государственные органы, граждан, бизнес и общественные объединения. Отдельные положения и новеллы Кодекса вызвали у депутатов бурное обсуждение. В частности, введение нормы, позволяющей судье, уполномоченному органу при установлении смягчающих обстоятельств, сократить сумму административного штрафа до 30% от общей суммы только для физических лиц. Действующий Кодекс такого исключения не содержит. По мнению депутатов, предлагаемым ограничением нарушаются принципы равенства субъектов перед законом, индивидуализации наказания. Введение дифференцированной процедуры привлечения лиц к административной ответственности (сокращенный и общий порядок). По сокращенному – лицо, признающее нарушение, за которое предусмотрен штраф, вправе в семидневный срок оплатить штраф в размере 50%. Здесь возникают сомнения, не повлечет ли такой порядок снижение авторитета государства и рост коррупционных нарушений. Неоднозначно оценивается перенос большого количества составов административных правонарушений (58) из КоАП в Уголовный кодекс в виде уголовных проступков. Этот вопрос обсуждается нашими коллегами и в рабочей группе по УК, поднимался в нашем Комитете. Мы проводим анализ составов, переданных в УК, и планируем провести совместное обсуждение данного вопроса с рабочей группой по проекту Уголовного кодекса. Проект сохраняет действующий порядок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя либо юридического лица (если это обусловлено необходимостью предотвращения аварий, угрозы жизни и здоровью граждан, нанесению вреда окружающей среде). Уполномоченный орган подает исковое заявление, которое рассматривается в гражданском производстве. Вместе с тем, запрет, как мера взыскания, предусматривается в КоАП, т.е. сохраняется противоречие, когда санкция содержится в КоАП, но рассмотрение заявления осуществляется в суде общей юрисдикции, а не в административном суде. Депутатами предлагается устранить такое противоречие. Поднят и вопрос о методике исчисления размеров административных штрафов и соответствующей несоразмерности предусмотренных штрафов степени правонарушения. Отмеченные замечания будут обсуждаться и дорабатываться. *** Комитетом решено внести законопроект на пленарное заседание Мажилиса в первом чтении. |