enbek.gov.kz, 10 февраля
Сегодня на расширенном заседании Коллегии Министерства труда и социальной защиты населения РК подведены итоги работы ведомства в 2013 году и обсуждены основные задачи развития социально-трудовой сферы в свете Послания Главы государства народу Казахстана "Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее". В работе Коллегии приняли участие заместитель Премьер-Министра РК Г. Абдыкаликова, Министр труда и социальной защиты населения РК Т. Дуйсенова, депутаты Парламента РК, представители Администрации Президента, Национального банка РК, Единого накопительного пенсионного фонда, руководители государственных органов, заместители акимов областей, представители финансовых и международных институтов, неправительственных и профсоюзных организаций и др. Коллегию открыла Министр труда и социальной защиты Тамара Дуйсенова с докладом на тему "Социально-трудовая сфера: итоги 2013 года и задачи на 2014 год". В своем выступлении глава ведомства отметила, что в 2013 году по большинству базовых показателей социального развития удалось обеспечить положительные результаты: повысился уровень занятости населения, работу сегодня имеют около 95% трудоспособных казахстанцев, продолжается реализация программы "Дорожная карта занятости-2020", в рамках которой трудоустроено более 250 тыс. человек. Проводится планомерная работа по повышению заработной платы, социальных выплат и пособий. Среднемесячная заработная плата по всем видам экономической деятельности составила 108 640 тенге и превысила уровень 2012 года на 7,5%. Около 4-х млн. человек получают различные виды социальных выплат. Поддержка семей с детьми позитивно повлияло на рост рождаемости. Так, за последние 10 лет в полтора раза выросла рождаемость. Около двухсот тысяч семей воспитывают 4-х и более детей. Принимаются меры по созданию доступной среды, реабилитации и созданию необходимых условий для жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями. Повышение денежных доходов населения в 2013 году позволило достичь самых низких за все годы независимости показателей по численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. В 3 квартале прошлого года она составила 533 тыс. человек, или 3,1% населения. В целях социальной поддержки малообеспеченного населения принимаются меры содействия занятости и выплачиваются социальные пособия. Более 90 тыс. человек бесплатно получают специальные социальные услуги. В результате реформирования системы социального обслуживания создано 35 отделений дневного пребывания, с охватом более 3-х тыс. получателей услуг, которые стали альтернативной формой действующим МСУ. В семьи вернулись 343 детей-инвалидов из детских психоневрологических МСУ. Трудоустроено 410 родителей, дети которых получают услуги в отделениях дневного пребывания. Министр Т. Дуйсенова обозначила основные задачи на 2014 год, исходя из поручений Главы государства Послания народу Казахстана "Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее". I. Повышение эффективности Дорожной карты занятости 2020. В этих целях в текущем году: а) в Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Павлодарской областях будут апробированы механизмы введения профориентации среди претендентов на участие в Программе. б) в Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Павлодарской областях будут определены сельские населенные пункты, в которых в пилотном режиме будут апробированы механизмы комплексного развития опорных сел. В отличие от ранее действоваших условий, когда осуществлялась точечная поддержка граждан в открытии собственного бизнеса, государственная поддержка будет сконцентрирована на развитии сел с высоким потенциалом для обеспечения целевой продуктивной занятости граждан. в) внедряется новый подход к финансированию Программы. Со следующего года бюджетные средства будут распределяться: 80% – пропорционально численности населения; 20% – в зависимости от результатов работы за истекший период. II. Формирование трудовых ресурсов новой генерации для соответствовия современным потребностям работодателей. Для этого: а) в текущем году будет разработан прогноз потребности в кадрах на 2015-2017 годы. б) будет продолжена работа по разработке профессиональных стандартов в связи с растущим со стороны работодателей требованиям к уровню подготовки и практическим навыкам. К настоящему времени с непосредственным участием социальных партнеров разработано 257 профессиональных стандартов. До конца второй пятилетки индустриально-инновационного развития профессиональные стандарты будут внедрены во все основные сферы деятельности. С учетом новых требований к работнику будет перестраиваться и система образования; в) в текущем году будет начата работа по актуализации квалификационной системы, результатом которой станет новый классификатор занятий, который в будущем заменит действующие КС и ЕТКС. Он будет содержать в себе перечень современных профессий и тех, которые станут востребованными в ближайшей перспективе. III. Трудовая мотивация и создание достойных и безопасных условий труда. Ключевой задачей в сфере трудовых отношений будет являться выполнение поручения Главы государства по переходу к новой модели оплаты труда гражданских служащих. С 1 июля 2015 года будет внедрена новая модель, за основу которой будет взято установление зависимости оплаты труда от образования, квалификации, сложности и степени ответственности выполняемых работ. Предлагается: – ввести распределение действующих должностей работников в зависимости от вышеуказанных критериев на четыре категории: управленческий персонал, основной персонал, административно-хозяйственный персонал и технический персонал; – дифференцировать сетку коэффициентов, используемую для расчета должностного оклада, по определенным категориям персонала; – систематизировать систему доплат и надбавок, с их разделением на компенсирующие и стимулирующие. Внедрение такой модели восстановит значение основной заработной платы/должностного оклада, обеспечить ее зависимость от конечных результатов деятельности и будет стимулировать карьерный и профессиональный рост. По-прежнему в числе актуальных вопросов трудовых отношений остается состояние производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В текущем году в Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Алматинской и Кызылординской областях в пилотном режиме внедряется практика добровольного декларирования работодателями соответствия условий труда на предприятии государственным стандартам охраны труда. В случае положительной оценки региональной трехсторонней комиссии (с возможным привлечением независимых экспертов) предприятие получает сертификат соответствия и включается в реестр предприятий, гарантированно соблюдающих трудовые права работников. Такие предприятия не подлежат плановым проверкам в течение 3 лет, что снимет административные барьеры и снизит издержки работодателей. В целях повышения заинтересованности работодателей в постоянном улучшении условий труда внесено изменение в законодательство о пенсионном обеспечении. Работодатели освобождаются от уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов в случае отсутствия вредных (особо вредных) и опасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации производственных объектов. IV. Организация адекватной системы социального обеспечения и социальной поддержки населения. В настоящее время совместно с Нацбанком завершается выработка комплекса мер по дальнейшей модернизации пенсионной системы. Эти меры направлены на расширение охвата занятого населения пенсионной системой, легализацию их трудовой деятельности, обеспечение своевременного и регулярного отчисления пенсионных взносов, что увеличит пенсионные накопления. В соответствии с поручением Президента РК, с 1 июля 2015 года размеры социальных пособий по инвалидности и по утере кормильца будут увеличены на 25%. Совместно с партией "Нур Отан" обсуждены и принимаются к реализации мероприятия по реализации Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в РК. С учетом поручений Главы государства они предусматривают: -создание безбарьерной среды для лиц, с ограниченными возможностями; – содействие трудоустройству лиц с ограниченными возможностями; – повышение социальной ответственности бизнеса в поддержке данной категории граждан; – активизация информационно-пропагандистской работы в целях формирования позитивного отношения к инвалидам. Начиная с 2009 года, реформируется система социального обслуживания. На первом этапе в практику организации и управления социальным обслуживанием внедрены принципиально новые подходы. Утвержден перечень гарантированных видов специальных социальных услуг, внедрены механизмы определения индивидуальной нуждаемости и стандарты предоставления ССУ, развивается частно-государственное партнерство, созданы соответствующие информационные системы. Тем не менее, подчеркнула глава ведомства предстоит большая работа по совершенствованию институциональной базы социального обслуживания за счет расширения сети малокомплектных учреждений, расширение участия бизнеса и НПО в оказании ССУ и развитие института социальных работников. V. От социальной помощи – к социальному прогрессу. Будет изменен порядок предоставления адресной социальной помощи. В соответствии с ним безусловная помощь предоставляется тем гражданам, которые по объективным причинам (возраст, состояние здоровья, инвалидность и иная социальная уязвимость) не могут преодолеть бедность самостоятельно. Претендентам на получение помощи, сохранившим трудоспособность, поддержка будет предоставляться с условием участия в активных программах (профессиональная подготовка, участие в общественных работах, трудоустройство и др.). Таким образом, выплаты станут обусловленными. При этом не только повысятся доходы семей, но и повысится личная ответственность получателей помощи за свое благосостояние. Внедрение данных технологий в пилотном режиме начато в текущем году в Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях. |