NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 12:40 ast
10:40 msk

Учебные тревоги
Бурная деятельность Министерства образования все чаще смахивает на имитацию таковой
14.02.2014 / политика и общество

Альбина Юрченко

Практически у каждого республиканского ведомства нет – нет, да и случается неприятный период, когда его одним за другим начинают преследовать всяческие неприятности и сотрясать разнокалиберные скандалы. У одних такие болезненные периоды случаются чуть чаще, у других чуть реже, но все же некоторые паузы для передышки бывает практически у всех. Ну, за исключением нескольких уж особо беспокойных госструктур, для которых период лихорадки является если не нормой, то, по крайней мере, весьма привычным условием существования.
Вот, например, Министерство образования и науки, из года в год живет по одному и тому же замкнутому циклу "реформа-скандал-отставки-реформа". Иногда, для разнообразия, в эту цепочку попадают еще и аресты, но, как проявило, устоявшийся порядок стараются не менять.
Поэтому сказать, что прошедший год был для этого министерства излишне богат на скандалы (а со стороны может показаться, что даже очень богат), пожалуй, будет не совсем верным. По меркам этого министерства, в общем-то, год как год, разве что с несколькими многообещающими заделами, которые вполне способны неприятно аукнуться в будущем. То есть, в нынешнем и даже будущих годах.
Если же вкратце перечислить "очки-метры-секунды", то 2013 год начавшийся бойким продолжением "ранее начатых реформ", закончился шумным провалом программы внедрения системы электронного обучения "е-learning", на которую уже было израсходовано порядка 44 миллиардов тенге при 205 запланированных). Тратили, собственно говоря, два года подряд. Но лишь под конец прошлого года, как-то неожиданно выяснилось, что компьютеры для большинства школ закупали по изрядно завышенным ценам, интернет в некоторые учебные заведения так до сих пор и не провели, а сломавшуюся технику вообще некому ремонтировать. Короче говоря, общий вердикт был крайне неутешителен: "Практически во всех регионах наблюдаются сбои в функционировании системы. По причине ненадлежащего проведения обучения преподавательского состава в большинстве школ система фактически не используется…"
Был в прошлогодней истории министерства и арест вице-министра Саята Шаяхметова, обвиненного в растрате бюджетных средств, и сентябрьская отставка самого главы ведомства Бакытжана Жумагулова, а чуть позже шумное снятие с должностей двух вице-министров. Фигурировали и масштабные проверки деятельности министерства со стороны финансовой полиции, закончившиеся последовательным возбуждением трех уголовных дел и признанием фактов хищения в МОН РК на сумму свыше 200 миллионов тенге. А в качестве перемен позитивных были произведены новые назначения в лице очередного министра Аслана Саринжипова, двух его заместителей и, конечно же, прошло торжественное объявление о старте новых судьбоносных реформ.
Вообще, по недавним оценкам депутатов парламента (более подробно к этому вопросу и к их мнению мы вернемся чуть позже), с начала 2000-х годов в министерстве сменилось семь руководителей, каждый из которых неминуемо начинал какую-то серьезную реформаторскую работу. Так что для развала системы образования действительно было сделано немало. Алгоритм действий, повторюсь, был отлажен до мельчайших деталей. Каждый новый министр приходил со своими далеко идущими планами, некоторое время министерство (а вместе с ним и все подведомственные структуры) отчаянно трясло, затем все как-то приноравливались и потихоньку дотягивали до министерской отставки. И так по бесконечному кругу.
Вот и новый руководитель отечественных ученых и педагогов не стал тянуть с соответствующими заявлениями, и дал отмашку очередным реформам буквально с первых же дней своего пребывания в должности.
Здесь, правда, возник один небольшой казус. У многих наблюдателей тогда сложилось впечатление о том, что какую-то выбранную цель человек действительно видит достаточно четко, но подвести под нее аргументированное обоснование у него почему-то не получается. Формулировки грядущих преобразований, озвучиваемые как самим новым министром, так и его непосредственными подчиненными были такими туманными, что ничего кроме паники в обществе вызвать не могли. В результате, на свет появилась знаменитая гневная тирада, обращенная в адрес руководства МОН Президентом Назарбаевым в ходе очередного правительственного совещания: "Саринжипову я вчера звонил… Надо нормально объяснять, не будоражить народ. Кто-то что-то сказал, у нас же каждый здесь сидящий болтает где угодно, не следит за своим языком, а потом отвечают все…"
Высказанная главой государства критика была не единственной. Как выяснилось, достаточно много вопросов к министерству накопилось и у премьер-министра Серика Ахметова, причем часть из них напрямую касались такого больного вопроса как эффективное освоение бюджетных средств.
Реакция нового назначенца последовала незамедлительно – в отставку были отправлены (по собственному желанию, конечно же) оба вице-министра, и началась очередная кадровая ротация. Очевидно, в связи с не очень большим опытом работы в области образования (до своего назначения Аслан Бакенович как экономист-международник поработал в МИДе, затем трудился в качестве координатора проектов Всемирного банка и лишь в последние годы попал в сферу образования, возглавив тогда еще АО "Новый университет Астаны") кадровый потенциал был усилен опытным специалистом в деле управления высшими учебными заведениями. На вакантную должность вице-министра был приглашен Такир Балыкбаев, знаменитый тем, что за последнюю пятилетку он смог последовательно поруководить аж четырьмя разноплановыми вузами страны – Национальной академией образования имени Алтынсарина, Павлодарским государственным педагогическим институтом, Казахским университетом технологии и бизнеса и наконец, Международной академией бизнеса. Так что, крупный специалист по вузовскому обучению, и, соответственно, человек, знающий все проблемы высшего образования не понаслышке, теперь всегда был рядом.
Теперь к реформам и преобразованиям можно было приступить полным ходом. И для начала, на очередном заседании правительства в октябре прошлого года была озвучена идея разгосударствления ведущих казахстанских вузов и передача их в частные руки. Особенно неожиданно эта мысль прозвучала на фоне обещания данного буквально неделю тому назад, когда новый министр заверял, что окажет государственным вузам всяческую поддержку и, в частности, примет участие в строительстве новых общежитий.
– Системным решением это является, – сообщил Аслан Бакенович несколько ошарашенным коллегам. – Это позволит усилить конкуренцию среди вузов за ресурсы, профессорско-преподавательский состав и студентов…
Какая связь между конкуренцией и приватизацией, министр тогда так толком не пояснил, как, впрочем, не рассказал, почему он вдруг остыл к идеи расширения общежитий, в результате чего вызвал целый шквал критических оценок инициативы со стороны, как самого профессорско-преподавательского состава, так и от общественных деятелей и депутатов разного уровня.
– Приватизировать государственные вузы – глупость! – заявил в те дни доктор наук, академик Гани Калиев. – Это опять слепое копирование зарубежного опыта, забывая, что надо изучать разные страны, а не какую-то одну. В Германии, например, все высшее образование сейчас сидит на бюджете государства. Государственные вузы, конечно, тоже не святые. Но все-таки именно там еще остались настоящие ученые и прекрасные педагоги. После приватизации их попросят на улицу и тоже начнут "выписывать" дипломы, а не давать знания…
Безусловно, некоторые преобразования в системе государственного обучения необходимы, но по мнению большинства специалистов в этой отрасли здесь необходим крайне взвешенный, поэтапный подход. Да и в формулировках, какой вуз считать полностью государственным, а какой нет, похоже, так же требуется уточнение.
– Ситуация сейчас такова: по грантам в государственных вузах в среднем обучаются 5–10 процентов студентов, – подчеркнул в одном из своих интервью доктор экономических наук, президент Ассоциации высших учебных заведений Рахман Алшанов. – То есть, 90 процентов студентов платят за свое образование сами. Это означает, что государство заинтересовано лишь в подготовке десятой части специалистов. Так, быть может, проще разместить госзаказ на какие-то конкретные специальности в частных вузах? Кроме того, если коммерческих отделений в вузе в несколько раз больше бюджетных, надо честно называть такой вуз коммерческим, а не государственным. Этот шаг, кстати, позволит оптимизировать количество учебных заведений – слабые игроки уйдут с рынка…
Со стороны же депутатского корпуса заметили, что вопрос образованием вообще и высшим образованием в частности является для государства стратегическим, поэтому особо спешить с радикальными изменениями, которые, похоже, не до конца просчитаны по последствиям (как положительным, так и отрицательным), может пока и не надо. А лучше сосредоточится на вопросах материально-технического обеспечения и искоренению коррупции.
Затем была озвучена идея сделать бесплатным обучение в колледжах. Что ж, идея может и неплохая, даже хорошая, тем более, что эта норма фактически заложена в Конституции, первый пункт 30-й статьи которой так и гласит: "Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях". Правда, в профильном законе "Об образовании" тут же начинаются уточнения про гранты, особенно в части, кому они положены, а кому нет, и конституционные положения плавно отходят в сторону. В сторону ушло и само обсуждение вопроса. Заодно выяснилось, что, по мнению самих чиновников Минобра, в связи с тем, что обучение в колледже стоит дороже, чем в школе, платить за него все же придется. Зачем тогда было министру поднимать вопрос в принципе, и опять будоражить размечтавшуюся было о бесплатном средне-специальном образовании общественность, в итоге, так и осталось загадкой.
Следующая инициатива Аслана Саринжипова сделала его знаменитым уже в пространстве чуть ли не всего СНГ. Опять-таки на заседании правительства в ходе презентации плана работы министерства на 2014-2016 годы прозвучала идея обучать нынешних школьников неким "пока еще несуществующим" профессиям.
– Науки обновляются каждые три года, каждые пять лет полностью обновляются, соответственно появляются специальности, которые мы еще не знаем, – заявил тогда министр и, как говорят в беллетристике, "на следующий день проснулся знаменитым". Интересная мысль бурно обсуждалась не только в стране, но и за ее пределами, и стала поводом для шуток в ток-шоу ближнего зарубежья и многочисленных интернет-мемов. В общем-то, если вдуматься в слова министра, то они окажутся не такими уж абсурдными, как видятся на первый взгляд. По большему счету, глава МОН всего лишь предложил научить детей учиться. То есть, научить молодых людей добывать информацию, систематизировать ее, самостоятельно обучаться, чтобы впоследствии они в нужный момент смогли овладеть новыми специальностями. Почему это разъяснение было не сделать в более доступной и укладывающейся в понимание форме, увы, то же осталось за кадром. И как следствие, отклики казахстанцев составили богатую палитру мнений от откровенного негодования: "Система образования развалена! Какие к черту специальности будущего, когда сейчас обычных специалистов нехватка. Что за эксперименты над нашими детьми?" до тонкого сарказма: "Обучать профессиям, которых еще нет, уже начали в вузах, которых еще нет, на бюджетные деньги, которых еще нет.."
Первыми стали терять терпение народные избранники. И в декабре прошлого года в ходе правительственного часа в парламенте министру пришлось держать ответ буквально по всем пунктам, а заодно выслушивать далеко не самые приятные отзывы в адрес руководимого им ведомства и положения с образованием в стране.
Например, мажилисмен Турсунбек Омурзаков возмутился качеством школьных учебников и их постоянным переизданием, которое больно бьет по карману, как республиканский бюджет, так и родителей. Более того, новых учебников выпускается не так уж и много, что позволяет перекупщикам каждый сентябрь устраивать ажиотаж и поднимать цены.
Министр наличие проблемы охотно признал, назвал это безобразие "системными недоработками, и… переложил вину на "смежников":
– За обеспечение учебниками у нас отвечают местные исполнительные органы, они должны заранее планировать. Что касается непосредственно выпуска учебников, то эта система декларируется как конкурентная. Но на самом деле есть проявления монополии. В определенных моментах мы видим, что рынок поделен.
Ну а конечная мысль, уже по традиции захватывала своей парадоксальностью. Как выяснилось, бороться за эффективность и прозрачность системы выпуска, министр намерен… путем издания новых учебников. Тогда же, очевидно, к ним автоматически приложится и качество исполнения, тем более что новый стандарт внедрят уже в 2015 году.
Коснулись в дебатах и вопроса "профессий будущего".
– Что касается неизвестных специальностей, во-первых, я рад, что в обществе начали этот вопрос обсуждать. И этот вопрос поднимал еще Клинтон, а потом Обама, – порадовался глава всех педагогов страны и для усиления эффекта, добавил что "об этом говорят вообще все развитые страны".
Дальше тезисов и краткого политико-географического экскурса, впрочем, дело не пошло, и подробного рассказа как именно, и по каким методикам школьники смогут получить навыки критического мышления и стимул самостоятельного развития, депутаты так и не услышали.
Затем достаточно бурно были обсуждены проблемы, возникающие при сдаче ЕНТ, зарплаты школьных учителей (здесь министр тактично отмолчался) и трудности при устройстве детей в дошкольные учреждения. Как выяснилось – последняя тема главе МОН оказалась очень близка.
– Я сам как родитель, вот у меня дочке 3,5 года мы стояли в очереди 3,5 года, но слава богу недавно этот вопрос решился, после того как меня назначили – место получила. От моей должности один плюс есть… – похвастался Аслан Бакенович. Подошла ли у него законная очередь, или "вопрос решился", он уточнять не стал, но в любом случае, стало ясно, что чаяния простых смертных ему знакомы не понаслышке.
А вот часть выступления, посвященного очередным реформаторским планам, в тот день оказалась несколько скомканной. Обстоятельное перечисление запланированных шагов смазалось после эмоционального выступления содокладчика министра в лице мажилисмена Дариги Назарбаевой, в котором подробно перечислялись дефицит квалифицированных кадров, плохое качество учебников, нерациональность учебных программ и, наконец, сами реформы, часть из которых носит противоречивый характер, а часть элементарно не доведены до логического конца.
– У министерства образования и науки не простая судьба – с 2000 года в отрасли сменилось семь первых руководителей, и каждый из них начинал свою деятельность с очередных крупномасштабных реформ, но ни одна из них так и не была доведена до конца. Огромные финансовые вливания в данную отрасль дали более чем скромный результат. Мне, как и многим, хотелось бы сказать: оставьте образование в покое, от реформ уже тошнит.
Правда, в этом же докладе депутат Назарбаева уточнила, что тошноту в настоящее время позволить себе нельзя и поэтому реформы проводить все же стоит, но максимально корректно. Да и по возможности, более экономно: "При нашем качестве образования мы тратим на него в разы выше, чем развитие европейские страны".
Не знаю, насколько министр внял наказам народных избранников, но нынешний год, так -же начался с новых реформаторских планов. Заодно были проведены некоторые организационные мероприятия, в ходе которых на свет народился "Консорциум ректоров", объединивший руководителей восьми вузов (включая университет, на ректорском посту которого трудился сам Саринжипов), которые для начала объявили о создании рабочей группы по рассмотрению вопросов об академической автономии.
При этом, словам главы МОН, именно эти вузы "могут поделиться своим видением реформы образования с целью ее модернизации в соответствии с европейской системой".
Что ж, может оно итак. Правда не совсем понятно само название новой организации (термин консорциум, все же больше применим для сугубо промышленных и финансовых структур), да кроме того в стране уже существуют советы ректоров и большинство актуальных рабочих вопросов вполне продуктивно решалось на них. Кроме того, если уж говорить о каких-то стандартах, то министру не мешало бы навести некоторый порядок в делах своего предыдущего места службы.
Не так давно, в СМИ появились данные о том, что вопреки положениям действующего законодательства предписывающего "соблюдение принципа прозрачности и обеспечение информационной открытости по всем направлениям своей деятельности", руководство университета (как нынешнее, так и бывшее, в лице теперешнего министра) так и не соизволило ни разу опубликовать данные по консолидированной финансовой отчетности, или хотя бы указать какое количество профессорско-преподавательского состава и персонала в целом числится в университете согласно штатному расписанию. Да и количество зачисленных студентов, варьирующееся в разные года от 484 до 506 человек (чуть ли не единственный показатель доступный общественности), тайну распределения немалых финансовых потоков, составляющих порядка 15 миллиардов тенге, и состояние дел в целом особо не раскрывают. О качестве получаемого там образования, наверное, говорить еще рано, университет слишком молодой, но что касается платы (особенно для иностранных студентов), то она впечатляет своей монументальностью
– Здесь у нас в Астане такая же точно программа будет как за рубежом, такой же точно сертификат и такие же точно преподаватели, соответственно, и цена обучения такая же – 12 000 фунтов стерлингов в год, – рассказывал Аслан Саринжипов еще в бытность пребывания на ректорском посту.
Так что, в итоге, наверное, хотелось бы все-таки знать: насколько ожидания от качества образования, получаемого в стенах этого учебного заведения (при таком то бюджетном финансировании, сопоставимого с половиной средств выделяемых на развитие всего сельское хозяйства страны и платы за обучение) соответствует получаемому результату...
Но вернемся к очередным надвигающимся реформам. На этот раз, в числе таковых значатся введение новых принципов выдачи государственных грантов, предоставления вузам полной независимости и апробация такого интересного нововведения, как права готовить докторов наук на возмездной основе.
В республиканских СМИ тут же прозвучали мнения о том, что "если позволить вузам готовить докторов наук за деньги, то такую степень будут получать все, у кого есть деньги. Это приведет к нивелированию научной степени, а докторов наук станет в Казахстане больше, чем во всем остальном мире". Да и на фоне недавних депутатских высказываний про то, что "Все покупается: зачеты, экзамены, дипломы, диссертации. Кого мы обманываем?", подобная новация на самом деле выглядит достаточно странно.
И видимо поэтому, несколько отвлекшись от обозначенных ранее целей, министерство в последнее время опять вернулось к проверке качества вузовского обучения, и, в очередной раз констатировав низкий уровень такового, объявило о новом витке отзыва лицензий…
В общем, как бы там ни было, но пока приходится констатировать то, что полугодичная бурная деятельность нового министра каких-то ощутимых сдвигов по выведению отрасли из перманентного кризиса своих плодов таки и не принесла. Конечно, может все это еще впереди, тем более, что даже по прогнозам наиболее маститых казахстанских экстрасенсов "темой года в стране станет образование". Правда, со знаком плюс или минус, ясновидящие, к сожалению, так и не уточнили. Может быть потому, что досконально разобраться в сложных хитросплетениях и зачастую алогичных действиях казахстанского министерства образования, не всегда способны даже люди с паранормальными способностями.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Заявление Главы государства 28.02.2014
Указ Президента Республики Казахстан №757 28.02.2014
Сенаторы рассмотрели законопроекты о дорожном движении 28.02.2014
Под председательством Премьер-Министра РК С. Ахметова состоялось расширенное заседание коллегии министерства финансов 28.02.2014
Премьер-Министр РК С. Ахметов провел с главами диппредставительств РК за рубежом видеоконференцию по вопросам привлечения инвестиций 28.02.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 2014 года №138 28.02.2014
Мажилис – "Нур Отан": гражданская служба 28.02.2014
Политика по вопросам жилищного строительства будет направлена на повышение доступности жилья 28.02.2014
О заседании Общественного совета при Генеральной прокуратуре 28.02.2014
Состоялось первое заседание Координационного Комитета деловых консультационных услуг в Казахстане 28.02.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz