Аса құрметті Нұрсұлтан Әбішұлы! Құрметті Үкімет мүшелері! Қазақстан Республикасының әлеуметтік-экономикалық дамуының 2013 жылғы қорытындылары мен 2014 жылға арналған даму перспективалары туралы баяндауға рұқсат етіңіздер. Өткен жылы ел экономикасы әлемдегі экономикалық өсудің бәсеңдеуі жағдайында дамыды. Халықаралық валюта қорының деректері бойынша 2013 жылы әлемдік экономиканың өсуі 3,0%-ды құрады. Ағымдағы жылы әлемдік экономиканың 3,7% деңгейінде неғұрлым жоғары өсуі күтілуде. Әлемдік экономиканың неғұрлым жоғары даму қарқынына дамыған елдердегі экономикалық өсудің қалпына келуі ықпал ететін болады. 2014 жылы АҚШ экономикасының өсуі 2013 жылғы 1,9%-ға қарағанда 2,8% деңгейінде болжанып отыр. Еуро аймағы экспорт көлемін арттыру және тұтынушылық сұранысты қалпына келтіру нәтижесінде рецессиядан өсуге өтеді. Екі жылғы құлдыраудан кейін алғаш рет 1,0%-ға өсу күтіліп отыр. Дамушы экономикаларда өсу қарқынының бәсеңдеуі күтілуде. Мәселен, Қытай экономикасының өсуі 7,5% деңгейінде болжанып отыр, бұл 2013 жылғы 7,7%-дан төмен. 2013 жылғы 1,3%-ға дейінгі қатты құлдыраудан кейін Ресей экономикасының өсуі 2,0%-ға дейін артады. Вместе с тем, сохраняются системные риски, связанные с высоким уровнем безработицы и долга в Еврозоне, а также сокращением программы количественного смягчения в США. Несмотря на слабый рост мировой экономики в прошедшем году, рост ВВП Казахстана в 2013 году составил 6% и был обеспечен за счет роста внутреннего спроса, высокой инвестиционной активности, и высоких темпов роста в агропромышленном комплексе, машиностроении и строительной индустрии. Высокая инвестиционная активность была обеспечена за счет роста заемных средств на 86,5% и собственных средств на 6,3%. В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал собственные средства составляют 51,5%, заемные – 20,4%. Рост промышлености в 2013 году составил 2,3%, в том числе горнодобывающая промышленность выросла на 3,1%, обрабатывающая промышленность на 1,6%. В обрабатывающей промышленности наиболее высокие темпы показала отрасль машиностроения с ростом 14,6%, что обеспечило 88% роста всей перерабатывающей промышлености. За последние 4 года, с момента реализации ГПФИИР, среднегодовые темпы роста обрабатывающей промышленности на уровне 6,3% опережали среднегодовые темпы роста горнодобывающей промышленности на уровне 2,9%. Несмотря на опережающие темпы роста, нужно отметить, что доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП снизилась с 11,3% в 2010 году до 10,5% в 2013 году. Планируемое увеличение добычи нефти будет оказывать дальнейшее давление на снижение доли обработки в структуре ВВП, что обуславливает необходимость и впредь обеспечения опережающих темпов роста обрабатывающей промышленности. Рост сельского хозяйства составил 111,6% на фоне высокого урожая в прошлом году и низкой базы 2012 года. Основным фактором роста ВВП стало увеличение роста сферы услуг. В 2013 году рост производства услуг составил 7,6%, вклад в прирост экономики составил 4,0 п.п., при этом вклад производства товаров составил 1,4 п.п. В разрезе услуг наибольший рост в 2013 году отмечался в информации и связи (14,0%), торговле (12,7%), транспорте и складировании (7,5%). Вследствие сокращения спроса на металлургическую продукцию, а также снижения цен на металлы, в 2013 году экспорт сократился на 4% и составил 83,4 млрд. долл. США. Импорт вырос на 1% и составил 49,6 млрд. долл. США. В результате, сальдо торгового баланса уменьшилось на 10,6%, составив 33,8 млрд. долл. США. Снизился профицит счета текущих операций на 81,6% и составил 118 млн. долл. США против 640 млн. долларов США в 2012 г. Многоуважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемые коллеги! В 2014 году работа будет сконцентрирована на реализации Стратегии развития Казахстана до 2050 года и Вашего послания народу Казахстану от 17 января текущего года. С учетом проведенной корректировки курса тенге пересмотрены параметры роста ВВП на текущий год. Реальный рост ВВП прогнозируется на ранее запланированном уровне 6%. Объем номинального ВВП в 2014 году увеличится дополнительно на 6,5 п.п. (113.5 п.п.) и составит 41,1 трлн. тенге (38,6 трлн. тенге). Министерство на системной основе проводит мониторинг экономической ситуации в стране и мире. В рамках Пошагового плана многоуровневого антикризисного реагирования отслеживаются пороговые индикаторы, определяющие устойчивость экономики к воздействию внешних и внутренних шоков. С учетом сложившейся ситуации, в 2014 году основными рисками для экономики Казахстана остаются: 1) Сохранение слабого спроса и возможное снижение цен на основные экспортные товары 2) Состояние банковского сектора на фоне сохранения высокого уровня "неработающих" займов, что сдерживает кредитование реального сектора экономики 3) Риски снижения роста потребительского спроса 4) Структурные дисбалансы в экономике Для недопущения замедления темпов роста казахстанской экономики, дальнейший рост должен быть основан, прежде всего, на технологической модернизации основных фондов, повышении производительности труда, качества человеческого капитала и институциональной среды. С учетом указанных рисков определены следующие приоритеты работы в 2014 году. Первый приоритет. Обеспечение устойчивого роста экономики на уровне 6%. Во-первых, будет обеспечена макроэкономическая стабильность и координация экономической политики. С учетом нового курса тенге, для обеспечения макроэкономической стабильности будут приняты меры по сдерживанию роста инфляции. Вклад платных услуг в инфляцию останется на ранее утвержденном уровне 1,2%. Министерством совместно с отраслевыми государственными органами будут пересмотрены целевые индикаторы роста по всем отраслям экономики. Основным фактором роста экономики Казахстана в 2014 году станут рост внутреннего спроса и улучшение внешних условий для экспорта. Положительная динамика развития ожидается в отрасли машиностроения, добыче нефти и природного газа, в сфере услуг. Для поддержки внутреннего спроса в экономике будет обеспечено приоритетное финансирование государственных и отраслевых программ, которые дают наибольший мультипликативный эффект на рост экономики и занятость. Во-вторых, для поддержания технологической модернизации отраслей экономики будут приняты меры по росту инвестиций в основной капитал. За последние четыре года наблюдается чистый отток инвестиционных доходов по ранее вложенным прямым иностранным инвестициям на уровне 22,5 млрд. долл. США в год. В связи с этим, для поддержания долгосрочного роста экономики и главное, трансферта передовых технологий, начата работа по привлечению новой волны прямых иностранных инвестиций. Для этого будет обеспечено поэтапное внедрение в Казахстане лучших стандартов и принципов ОЭСР, усовершенствовано национальное законодательство в сфере инвестиционной деятельности, в том числе в части привлечения целевых инвесторов в реализацию конкретных проектов обрабатывающего сектора, расширено участие инвесторов в инфраструктурных проектах через механизм ГЧП. В-третьих, сокращение прямого участия государства в экономике. С целью повышения эффективности управления государственными активами и обеспечения четкого разделения роли государства и частного бизнеса в экономике начата и будет активизирована приватизация государственных и квазигосударственных компаний. Создана Правительственная комиссия, проводится детальный анализ государственного и квазигосударственного сектора, выработаны подходы по отбору и передаче организаций с госучастием в конкурентную среду, также готовятся соответствующие изменения в нормативно-правовые акты. Второй приоритет. Бюджетная политика и планирование. Бюджетная политика будет направлена на создание условий для устойчивого роста экономики. Расходы республиканского бюджета на 2014 год запланированы с ростом на 12,1% по сравнению с прошлым годом, в том числе на социальную сферу – на 13,3%. Проект бюджета на 2015-2017 годы будет формироваться на основе лимитов расходов госорганов и лимитов на новые инициативы. Будет подготовлен очередной пакет поправок в Бюджетный кодекс, направленный на повышение самостоятельности госорганов при исполнении бюджета, обеспечение гибкости бюджетного процесса. С учетом ранее данных Вами поручений будет упрощен порядок выделения и освоения целевых трансфертов регионами, а также повышена самостоятельность местных исполнительных органов в реализации местных инвестиционных проектов за счет целевых трансфертов. При формировании проекта бюджета на следующий трехлетний период будет продолжен тренд снижения дефицита бюджета с 2,4% к ВВП в 2014 году до 1,9% к ВВП в 2016 году. Третий приоритет. Дальнейшее совершенствование системы государственного планирования. С учетом одобренных Вами подходов и новых задач, поставленных Вами в Послании по вхождению Казахстана в 30ку самых развитых стран мира, Министерством совместно с государственными органами будет проведена оптимизация государственных и отраслевых программ. Для обеспечения увязки стратегического и бюджетного планирования будут усовершенствованы форматы стратегического плана государственного органа, бюджетных программ и бюджетной заявки, их содержание должно давать четкое соответствие заявляемых расходов стратегическим направлениям, целям и индикаторам. Четвертый приоритет. Повышение эффективности системы государственного управления. Продолжится работа по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления для вхождения Казахстана в 30-ку наиболее развитых стран мира по международным рейтингам эффективности системы государственного управления и уровня коррупции. В этой связи, будут разработаны соответствующие изменения в законодательство, в том числе по дальнейшему разграничению полномочий между уровнями государственного управления, по усилению финансовой самостоятельности местного самоуправления, повышению ответственности местных органов власти за результаты своей работы. Спасибо за внимание! |