Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 18 февраля
Развитие технопарков. Этот вопрос рассмотрели сегодня в Комитете Мажилиса по социально-культурному развитию под председательством Дариги Назарбаевой. Парламентарии заслушали доклад и ответы на вопросы вице-министра индустрии и новых технологий РК Ерлана Сагадиева, а также выступления депутатов Мажилиса Екатерины Никитинской и Валихана Бишимбаева. Позицию АО "Национальное агентство по технологическому развитию" высказал председатель правления Айдын Кульсеитов. О развитии университетской науки: создании научных парков рассказал вице-министр образования и науки Такир Балыкбаев. Перспективы развития технопарков в технических университетах прозвучали в докладе ректора Казахского национального технического университета имени К. Сатпаева Жексенбека Адилова. Как отмечено на заседании, в феврале 2013 года по итогам заседания Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию депутатами даны рекомендаций по повышению эффективности деятельности региональных технопарков и сопутствующим вопросам развития инноваций. Министерством индустрии и новых технологий, сообщил в своем докладе вице-министр Ерлан Сагадиев, данные рекомендации, общее количество которых составило 27, были приняты во внимание и учтены в работе. Работа в данном направлении разделена на 4 основных блока: – по выводу технопарков на безубыточный уровень; – по дальнейшей концепции развития технопарков; – по взаимодействию с научной средой; – по внедрению новых технологий в производство. По первому блоку реализованы следующие мероприятия: – ликвидирован Северо-Казахстанский региональный технопарк "Кызылжар"; – завершается реорганизация Алматинского регионального технопарка путем присоединения к Технопарку "КазНТУ"; – на уровень технопарков передано проведение мероприятий по стимулированию и мониторингу инновационной активности в регионах; – проведена оптимизация штатной численности технопарков; – с Фондом "Даму" достигнуты договоренности по размещению на базе технопарков "Сарыарка" и "Алгоритм" Центров обслуживания предпринимателей; – внедрена Единая методика расчета арендной ставки технопарков. – реализуется бюджетная программа оказания услуг технологического бизнес-инкубирования, где операторами в регионах являются технопарки. Справочно: с 2010 года по программе ТБИ профинансировано 116 проектов, из них 70 завершены. В 2014 году планируется завершение еще 23 проектов. В целом, предпринятые меры позволили сократить общие убытки технопарков с 303,9 млн. тг. в 2009 году до 7,2 млн. тенге в 2013 году. По второму блоку с целью выработки Концепции развития региональных технопарков и повышения их эффективности, проведен анализ инновационной активности в регионах, определены востребованные инноваторами услуги технопарков, а также изучен передовой зарубежный опыт функционирования технопарков. С учетом проведенного анализа, а также рекомендаций Мажилиса, Министерством разработан проект Концепции развития региональных технопарков до 2020 года. Кроме того, реализация новой стратегии развития технопарков будет осуществлена посредством изменений в разрабатываемый законопроект "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам стимулирования инновационной деятельности", который будет внесен в Мажилис в текущем году. С целью развития конкурентной среды и повышения качества услуг инновационной инфраструктуры главными новшествами законопроекта должны стать нормы по введению права создавать и управлять технопарками всем желающим участникам рынка и частным лицам, т.е. сделать деятельность технопарков более бизнес-ориентированной и заинтересовать бизнес сообщества и инвесторов в инновационную инфраструктуру. Правительство главным образом должно создавать привлекательные условия для существования и развития технопарков. Третий блок рекомендаций Мажилиса затрагивает научно-исследовательскую сферу и вопросы участия науки в технологическом развитии. В четвертом блоке рекомендаций Мажилиса – вопросы коммерциализации и внедрения технологий. О стимулирующих механизмах развития инноваций. Так, с целью стимулирования предпринимателей к участию в создании технопарков и внедрению результатов инновационных проектов в производство в статью 76 Закона "О недропользовании" внесены дополнения, обязывающие недропользователей осуществлять отчисления в размере не менее 1% от совокупного годового дохода по контрактной деятельности. Для стимулирования процессов внедрения в производство результатов научно-технической деятельности в Налоговый кодекс внесена норма, предусматривающая право налогоплательщика на уменьшение налогооблогаемого дохода на 50% от фактически понесенных в соответствующих налоговых периодах расходов НИОКР, в случае внедрения результата указанных работ на территории Казахстана. Для обеспечения заинтересованности со стороны бизнеса, при реализации грантовых программ, внедрен принцип софинансирования. Например, гранты на промышленные исследования предоставляются непосредственно по заявкам со стороны бизнеса. Также предусмотрен механизм софинансирования созданных отраслевых конструкторских бюро с последующим возмещением затрат через роялти. В рамках разработки законопроекта по вопросам стимулирования инновационной деятельности планируется внесение изменений и дополнений в законодательные акты в части выработки механизмов финансирования целевых технологических программ. Целевая технологическая программа – это новый инструмент, который по большому счету предполагает подробный план развития той или иной критической технологии, включая вопросы подготовки инфраструктуры, кадров, проведения необходимых научных исследований. Как показывает мировая практика, наиболее эффективным для бизнеса механизмом софинансирования аналогичных целевых технологических программ является грантовая форма. Однако по действующему законодательству финансирование инновационных грантов имеет ограничение до 150 млн. тенге. Этого крайне не достаточно для реализации ЦТП, как крупных инновационных проектов. Кроме того, имеющийся механизм гарантированного заказа, указанный в Законе "О гос.поддержке индустриально-инновационной деятельности" на практике не работоспособен. В этой связи, для государственных органов, недропользователей, национальных холдингов и компаний будет законодательно закреплена возможность заключения долгосрочных договоров на поставку изделий, внедряемых на основании технологических меморандумов, еще на этапе освоения их производства. Работа в этом направлении ведется, и она дает определенные результаты. Так, доля инновационных компаний только в 2012 году увеличилась до 7,6%. |