Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 20 февраля
Депутатами Парламента подготовлен законопроект "О минимальных социальных стандартах и гарантиях". Презентация инициированного парламентариями проекта закона состоялась сегодня в Комитете Мажилиса по социально-культурному развитию. С докладом по проекту нового Закона выступила член этого Комитета Светлана Ферхо (тезисы): Глава государства в своем Послании народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050": Новый политический курс состоявшегося государства" огласил принципы социальной политики страны, основой которой должны стать минимальные социальные стандарты. Депутатами Мажилиса и Сената, членами фракции партии "Нур Отан" при широком участии представителей государственных органов, НПО был разработан и затем инициирован в Мажилисе законопроект с сопутствующими поправками "О минимальных социальных стандартах и гарантиях". Получены заключения Правительства на законопроекты. Комитетом по социально-культурному развитию создана рабочая группа под руководством Председателя Комитета Дариги Назарбаевой. В группу вошли депутаты, руководители центральных государственных органов, эксперты. Основной законопроект содержит ряд таких понятий, как социальные права граждан, социальные гарантии, минимальный социальный стандарт, социальные услуги. Цели и задачи применения минимальных социальных стандартов: – реализация конституционных прав граждан в вышеуказанных сферах. – обеспечение реализации государственной социальной и экономической политики по повышению качества жизни граждан. – установление общих принципов формирования системы минимальных социальных стандартов. Для достижения данных целей законопроектом предусмотрено решение следующих задач: 1) нормативное обеспечение формирования и использования бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством, на социальные нужды; 2) обеспечение государственной поддержки развития социальной сферы; 3) оценка уровня жизни граждан; 4) обеспечение разработки социальных программ в процессе управления и регулирования социально значимыми общественными отношениями, а также документов Системы государственного планирования Республики Казахстан. Социально-экономические последствия. Проект закона обеспечивает: – финансовую основу реализации прав и законных интересов граждан Республики Казахстан, гарантированных Конституцией Республики Казахстан; – приведение действующих финансовых нормативов в соответствие с изменившейся социально-экономической ситуацией; – поэтапное качественное повышение стандартов качества жизни, увязанное с ростом экономики; – повышение значения социальных стандартов как основного инструмента государственного регулирования в социальной сфере; – модернизацию макроэкономический политики государства, в частности бюджетной политики; – повышение обоснованности, эффективность и прозрачность бюджетного финансирования; – совершенствование межбюджетных отношений. Эти параметры выполнимы при соблюдении основных принципов формирования и применения минимальных социальных стандартов. Сферы применения минимальных социальных стандартов и гарантий следующие: это определение правовых основ применения государственных минимальных социальных стандартов и гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан на жилье, жилищную помощь, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, труд и занятость, доступ к услугам государственных организаций культуры и спорта. Порядок определения данных стандартов прописан в статье 7 законопроекта. Они устанавливаются законодательством РК на основе норм и нормативов и не могут быть ниже них. Стандарты дифференцируются по административно-территориальным единицам РК и пересматриваются не реже одного раза в три года. Порядок применения данных стандартов прописан в статье 7 законопроекта. Они применяются за счет соответствующих бюджетных, средств организаций и иных источников и реализация минимальных социальных стандартов гарантируется государством. Получателями минимальных социальных стандартов являются физические лица, которые имеют право: – на равный доступ к их получению, – на достоверную информацию о минимальных стандартах, – на обращение за их получением, – на получение минимального объема социальных услуг и денежных выплат; – на обжалование решения, действия (бездействие) организации, предоставляющих стандарты, – на обращение с иском в суд по защите своих нарушенных прав. В проекте сопутствующего закона вносятся изменения и дополнения: – в Кодексы РК об административных правонарушениях, Трудовой, о здоровье народа и системе здравоохранения, о браке (супружестве) и семье, – в Законы об адресной социальной помощи, о пособиях семьям, имеющим детей, о прожиточном минимуме, государственных специальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, об образовании, о культуре, о физической культуре и спорте, о жилищных отношениях, о гарантированной государством юридической помощи. На заседании Комитета отмечено, что мирового опыта идеальной и универсальной модели социальной политики нет. Также как и нет ни одного общества, где все граждане были бы удовлетворены существующей социальной системой. В чистом виде модели социальной защиты не встречаются, существующие модели носят смешанный характер. Тем не менее, законы о социальных стандартах приняты в ряде стран СНГ (Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Украина), а также в Великобритании, Швеции, Германии, есть также модельный закон. *** Решено продолжить рассмотрение законопроекта в рабочей группе с учетом высказанных сегодня замечаний и предложений. |