Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 26 февраля
Сегодня Мажилис на пленарном заседании под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина одобрил законопроект о ратификации казахстанско-вьетнамского Соглашения о взаимной правовой помощи по гражданским делам. Соглашение совершено в Ханое 31 октября 2011 года, пояснила руководитель рабочей группы Загипа Балиева. В рамках Соглашения термин "гражданские дела" включает гражданские, брачные и семейные, деловые, коммерческие и трудовые вопросы. В соответствии с положениями Соглашения Стороны оказывают друг другу следующую взаимную правовую помощь по гражданским делам: – вручение документов, касающихся взаимной правовой помощи; – сбор и передача доказательств; – вызов свидетеля и эксперта; – признание и исполнение судебных постановлений, решений и арбитражных решений; – обмен правовой информацией и материалами, касающимися взаимной правовой помощи; – исполнение других просьб об оказании взаимной правовой помощи в соответствии с Соглашением. И сегодня Палата одобрила законопроект "О ратификации Конвенции о создании процедуры установления минимальной заработной платы (Конвенция 26)". В ходе рассмотрения законопроекта Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин высказал предложение к вопросам установления минимальной заработной платы подходить дифференцированно, особенно в отношении профессий, характеризующихся особыми условиями труда. – Когда мы будем рассматривать законопроект о минимальных социальных стандартах, инициированный группой депутатов, с сопутствующими законодательными актами, наверное, нам надо посмотреть и те вопросы, о которых сегодня шла речь: о минимальных стандартах, об установлении минимальной заработной платы, особенно для тех профессий, которые характеризуются особыми условиям труда. Это и есть тот социальный базис, который создает условия труда и жизни наших граждан, – отметил Спикер. Согласно статье 1 Конвенции каждый член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется ввести или сохранить процедуру, с помощью которой могут устанавливаться минимальные ставки заработной платы трудящихся, занятых в определенных отраслях или секторах промышленности (и, в частности, в домашнем производстве), в которых не существует установленной процедуры эффективного регулирования заработной платы посредством коллективного договора или иным путем и где заработная плата исключительно низка. На состоявшемся пленарном заседании депутаты дали также "добро" законопроекту "О ратификации Конвенции об охране заработной платы (Конвенция 95)". Конвенция об охране заработной платы (Конвенция 95) принята в Женеве на 32-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда 1 июля 1949 года, отметил руководитель рабочей группы Куаныш Султанов. В соответствии с Конвенцией термин "заработная плата" означает, независимо от названия и метода исчисления, всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме предприниматель уплачивает трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны. После принятия ратификационных законопроектов Мажилис в этот день направил в законодательное производство Палаты проекты новых законов. Так, для подготовки заключения в профильный комитет по решению Мажилиса поступил законопроект "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года". Протокол предусматривает приведение норм Соглашения об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года в соответствие с нормами Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, пояснил, выступая перед депутатами, председатель Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев. Одновременно Протоколом предусматривается внесение изменений в Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года, которые позволят регулировать в рамках международного сотрудничества распределение объемов тарифных квот на отдельные виды сельскохозяйственных товаров между странами-членами Таможенного союза. Палатой принят в работу и законопроект о ратификации казахстанско-китайского Соглашения о строительстве гидроузла "Достык" на реке Хоргос. Документом регламентируются вопросы данного строительства на условиях солидарного финансирования, пояснил, выступая перед Палатой, председатель Комитета Палаты по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев. В соответствии с Соглашением пограничные органы государств Сторон обеспечивают пересечение госграницы рабочим персоналом, перевозку оборудования, сырья и материалов в упрощенном порядке и контролируют соблюдение режима государственной границы. И сегодня Палата поручила профильным комитетам продолжить работу над законопроектами с сопутствующими поправками: "О частной детективной деятельности" и "О государственном регулировании генно-инженерной деятельности". Мажилис определился также с поправками Сената по вопросам реорганизации банков второго уровня.
-----
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС МИД: ПРИЗЫВАЕМ МИД РК ВНЕСТИ ЖИРИНОВСКОГО И ЛИМОНОВА В СПИСОК ЛИЦ, КОТОРЫМ ЗАПРЕЩЕН ВЪЕЗД НА ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к министру иностранных дел РК Идрисову Е.А. обратился депутат Парламента Николай Логутов: "Как Вам известно, казахстанская общественность резко осудила недавнее скандальное заявление члена Комитета Государственной Думы Российской Федерации по обороне, председателя Либерально-демократической партии России Владимира Жириновского. В частности, 23 февраля сего года В.Жириновский выступил на митинге в честь Дня защитника Отечества, где призвал лишить независимости государства Центральной Азии. Он заявил: "…никаких республик в Средней Азии… вместо них – Среднеазиатский федеральный округ с главным городом Верный! Сегодня у него чужое название Алмата... Это придумали Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Казахстан...". Когда Министерство иностранных дел нашей страны выразило озабоченность высказываниями, затрагивающими суверенитет и территориальную целостность Республики Казахстан, со стороны российского политика Эдуарда Лимонова, казахстанское внешнеполитическое ведомство подчеркнуло, что г-н Лимонов не имеет официального статуса и не может высказываться от лица Российской Федерации. Однако в данном случае аналогичные комментарии поступили от высокопоставленного официального лица. Мы не можем не учитывать, что господин Жириновский, помимо прочего, является лидером парламентской партии в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и членом Государственного совета РФ, что, по нашему мнению, должно накладывать на него самую серьезную ответственность за его публичные высказывания. Господин Жириновский переходит все границы, делая подобные оскорбительные заявления публично, от лица партии и посягая на суверенитет и независимость нашей Родины. Суверенитет, независимость и территориальная целостность Казахстана, оплаченные самой дорогой ценой – вековым трудом и кровью наших предков – незыблемы и неприкосновенны, и любые попытки посягательства на них должны встречать решительный отпор. Усилиями лидеров наших государств отношения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией стали ярким примером союзничества и стратегического партнерства. Мы являемся партнерами по Таможенному союзу и тесно сотрудничаем в создании Евразийского экономического союза. Мы полагаем, что публичные высказывания г-на Жириновского бросают тень на партнерство между нашими странами и исторически сложившееся братство между нашими народами. Следует учесть, что одним из важнейших достижений нашего государства является единство его многонационального и многоконфессионального народа, и заявления господина Лимонова и господина Жириновского могут быть использованы недоброжелателями. Считаем, что оскорбительные высказывания В.Жириновского должны быть публично дезавуированы официальными представителями Российской Федерации. Мы также призываем МИД РК внести г-д Жириновского и Лимонова в список лиц, которым запрещен въезд на территорию Республики Казахстан". Под этим запросом подписались также руководитель фракции партии "Нұр Отан" в Мажилисе Н.Нигматулин, руководитель фракции ДПК "Ақ жол" А.Перуашев, руководитель фракции "Народные коммунисты" В.Косарев и руководитель депутатской группы "Ассамблея народа Казахстана" Ж.Алиев.
------
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: РЖЕВ – ПАМЯТНИК КАЗАХСТАНЦАМ
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Серикжан Канаев: "В годы Великой Отечественной войны в городах Алматы и Актобе были сформированы 100-я и 101-я отдельные казахстанские стрелковые бригады, которые приняли участие в операции "Марс" в составе Калининского фронта в самом кровавом в истории войн сражении на "Ржевском выступе". По официальным данным только в этой битве погибло 1325000 советских солдат, безвозвратные потери казахстанских соединений составили порядка 80%. В канун 65-летия Великой Победы по поручению Главы государства Н.А.Назарбаева для увековечения памяти героев-казахстанцев на Ржевской земле был установлен мемориал воинам 100-й и 101-й стрелковых бригад. Однако, по имеющейся информации, памятник воинам-казахстанцам в настоящее время имеет неприглядный вид и нуждается в капитальном ремонте. В связи с этим, отдавая дань памяти нашим землякам, просим предусмотреть в республиканском Плане юбилейных мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, проведение ремонта и реставрации мемориала на месте гибели воинов 100-й и 101-й отдельных казахстанских стрелковых бригад. Ответ просим дать в установленном порядке". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Н.Абдиров, С.Аимбетов, К.Жабагиев, Н.Кузьмин, М.Пшембаев, В.Рогалев.
--------
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС МОСиВР: ТЕХНОГЕННЫЕ ОТХОДЫ – ЕСТЬ ЛИ ПРОГРАММА?
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к министру окружающей среды и водных ресурсов Каппарову Н.Д. обратился депутат Парламента Андрей Бегенеев: "На территории Казахстана накопилось более 30 миллиардов тонн вторичных ресурсов. И в том числе 20 миллиардов тонн техногенных отходов горнометаллургического комплекса. Нурсултан Абишевич Назарбаев на казахстанском международном Конгрессе по минеральным ресурсам и металлургии отметил, что их необходимо рассматривать как самостоятельную сырьевую базу. В настоящее время, к сожалению, они никоим образом не используются, и идет их накопление. Вместе с тем недропользователи расширяют земельные площади под их дальнейшее складирование. Хотя сегодня многие страны успешно их применяют. Например, в производстве строительных материалов и в других отраслях экономики. Расчеты свидетельствуют, что вовлечение в переработку одного процента отходов позволит достигнуть снижения инвестиций в минерально-сырьевой комплекс до двух процентов. А для получения бетона, при использовании отходов металлургических шлаков, расход цемента снижается на 30-40 процентов. В Послании народу Казахстана Глава государства сказал, что "Нам важно повысить эффективность традиционных добывающих секторов". С учетом вышеизложенного вопрос: разработана ли Вашим Министерством Программа по использованию техногенных отходов, и каковы ее дальнейшие перспективы?". Просим рассмотреть и предоставить ответ в установленном законодательством порядке". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А.Мурадов и М. Бегентаев.
--------
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: О ГОСКОНТРОЛЕ И НАДЗОРЕ
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратилась депутат Парламента Меруерт Казбекова: "В Послании народу Казахстана "Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее", а так же в ходе презентации проектов Карты индустриализации и церемонии награждения лауреатов и вручения специальных премий конкурсов "Алтын сапа" и "Парыз" Главой государства была отмечена необходимость принятия дополнительных мер по оптимизации сферы государственного контроля и надзора. По официальным статистическим сведениям, только с начала внедрения в органах прокуратуры проекта по электронному приему жалоб со стороны проверяемых субъектов в адрес Комитета правовой статистики обратилось более 22 тысяч предпринимателей. Из общего числа поступивших в 2013 году сообщений – в 75% случаях факты нарушений нашли свое подтверждение. В порядке пресечения необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность отказано в регистрации 1 890 актов о назначении проверок. Всего в 2013 году органами прокуратуры было выявлено 961 незаконных проверок в отношении субъектов частного предпринимательства, в регистрации 2 738 актов о назначении незаконных проверок было своевременно отказано. Только по г. Алматы прокуратурой города в сфере защиты прав предпринимателей в 2013 году по результатам 28 проведенных проверок было выявлено свыше 1 тыс. 300 нарушений законности. Как всем известно, в целях упорядочения контрольной и надзорной деятельности и оптимизации проверок 6 января 2011 года был принят Закон "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан". Вместе с тем, определенную настороженность и непонимание вызывает стремление некоторых государственных органов вывести часть своих контрольно-надзорных функций из-под действия норм Закона Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре". Только в 2012 году путем внесения всевозможных изменений в действующий Закон из сферы его действия был выведен контроль в сфере нефтегазопромысловой инфраструктуры, промышленной безопасности и функционированием платежных систем. Аналогичная тенденция наблюдается и в поступившем на рассмотрение Мажилиса проекте Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации контроля и надзора за работой объектов электроэнергетики". Нормами Закона не охватывается осуществление контроля и надзора, связанного с карантином растений, санитарно-карантинным, ветеринарным контролем; осуществлением государственного контроля и надзора по ветеринарии и карантину растений на объектах внутренней торговли; контролем на территории субъекта, осуществляющего производство отдельных видов подакцизных товаров, посредством акцизных постов, а также проведением контрольного учета этилового спирта и алкогольной продукции в организациях, осуществляющих производство этилового спирта и алкогольной продукции; соблюдением требований финансового законодательства Республики Казахстан. И это – далеко не полный перечень изъятий. Принимая во внимание сложившееся на сегодняшний день состояние законности в области защиты предпринимателей, представляется целесообразным прекратить практику вывода какой-бы то ни было сферы отношений из-под действия профильного Закона. Одной из дальнейших мер по оптимизации системы государственного контроля и надзора на современном этапе предлагается внедрение практики составления ежегодных докладов по состоянию законности в данной отрасли. В качестве положительного примера в данном вопросе можно рассмотреть опыт Российской Федерации и ряда стран Европейского союза, где уже внедрена практика составления национальных докладов о состоянии государственного контроля и надзора. Вместе с тем, наиболее эффективной мерой совершенствования системы государственного контроля и надзора на ее современном этапе, по нашему мнению, будет являться практика охвата всех видов существующих на сегодня проверок сферой действия единого Закона, без каких-либо изъятий – в Законе "О государственном контроле и надзоре". В связи с вышеизложенным, уважаемый Серик Ныгметович, депутатская фракция ДПК "Ак жол" просит Вас предоставить информацию о мерах, принимаемых Правительством РК по вопросам дальнейшего совершенствования системы государственного контроля и надзора, а также по оптимизации проверок. О результатах рассмотрения запроса просим сообщить в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А.Перуашев, Е.Никитинская, А.Абильдаев, Т.Ергалиев, Н.Жазылбеков, С.Кадралиева, А.Туртаев.
---------
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС МИНЗДРАВУ: В НАШЕЙ СТРАНЕ, КАК И В СТРАНАХ СНГ, ОТМЕЧАЕТСЯ РОСТ ЧИСЛА БОЛЬНЫХ ЭПИЛЕПСИЕЙ
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к министру здравоохранения РК Каирбековой С.З. обратилась депутат Парламента Надежда Петухова: "Поводом для депутатского запроса явилось обращение Ассоциации врачей невропатологов Казахстана. Актуальность проблемы лечения больных с эпилепсией заключается в том, что неэффективность его приводит к инвалидизации и снижению качества жизни граждан. Высокие показатели инвалидности во многом связаны с отсутствием четкой системы оказания специализированной медицинской помощи данной категории больных. В нашей стране, как и в странах СНГ, отмечается рост числа больных эпилепсией. Распространенность этого заболевания в популяции довольно высока. Но при правильном лечении и реабилитации 80% больных имеют стойкую многолетнюю ремиссию. В связи с этим комиссия по Европейским делам Международной Лиги Борьбы с эпилепсией (ILAE) сочла необходимым выработать единые требования к уровню оказания медицинской помощи больным эпилепсией, пригодные к выполнению в любой стране. Эти требования представляют собой стандарт диагностической, лечебной и реабилитационной помощи. К сожалению, в Казахстане до сих пор нет такового регистра больных данной категории. Препараты для лечения в рамках бесплатного гарантированного объема также требуют пересмотра и дополнения. Разработанная специалистами "Дорожная карта" по неврологии, где предусматривается приобретение аппаратов для видеомониторирования и обучения специалистов, до сих пор не утверждена. В связи с этим, просим Вас принять меры по созданию эффективной эпилептической службы в Казахстане и в установленном законодательством сроке ответить в наш адрес письменно". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Г. Иксанова, В. Бишимбаев, А. Нуркина, К. Каракен, И. Аронова, С. Ферхо, А. Самакова, О. Киколенко.
-------
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: ПРИНЯТЬ МЕРЫ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ БЕСКОНТРОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СКОТА ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ НА НАШУ ТЕРРИТОРИЮ
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Роман Ким: "В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" обращаемся к Вам с настоящим депутатским запросом. Поводом для данного депутатского запроса послужила тревожная ситуация, связанная с непрекращающимся бесконтрольным перемещением скота на территорию страны со стороны сопредельного Кыргызстана, что ухудшает и без того сложную эпизоотическую ситуацию в южных регионах республики. Несмотря на принимаемые меры, данная проблема остается актуальной до сих пор. Из приграничных районов инфекция распространяется и в другие части страны, что влечет за собой большую дополнительную опасность. Усложняет ситуацию и то, что при задержании такого скота в национальном законодательстве в области ветеринарии отсутствует компетенция по немедленному уничтожению сельскохозяйственных животных неизвестного происхождения (отсутствие владельцев и сопроводительных документов). Вместе с тем, даже при наличии в местных бюджетах финансовых средств, в Бюджетном кодексе нет статьи, регламентирующей оплату расходов на содержание таких животных. На практике животные, по которым ведутся следственные мероприятия, содержатся на территории застав и крестьянских хозяйствах на ответхранении. Судебные процессы длятся продолжительное время, встает вопрос о персональной ответственности за данных животных, другими словами: кто должен их содержать, кормить и т.д? То есть фактически эти животные остаются бесхозными. Нередки случаи сокрытия зараженного скота, незаконного попадания больных животных на рынки страны. Другая проблема связана с наложением карантина и ограничений при вспышках особо опасных заболеваний. Так решения местных исполнительных органов об установлении ограничительных мероприятий или карантина должны проходить антикоррупционную экспертизу, согласно постановления Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года за №598, которая длится, как правило, 1,5 месяца и более, что в конечном итоге приводит к бессмысленности проведения этих крайне важных ветеринарно-санитарных мероприятий. Учитывая вышеизложенное, просим Вас принять меры по пресечению бесконтрольного перемещения скота через границу на нашу территорию, недопущению заноса и распространения особо опасных болезней животных, а также устранению других выявленных недостатков. Ответ просим дать в установленные законом сроки в письменной форме". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса С.Дьяченко, К. Жабагиев, Н.Логутов А.Маковский У.Садибеков А.Тойбаев Ю.Тимощенко.
------
Пресс-служба Министерства юстиции, 27 февраля
Сегодня Министр юстиции Берик Имашев ознакомил мажилисменов с проектом Закона "О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Социалистической Республикой Вьетнам о взаимной правовой помощи по гражданским делам". Целью подписания Соглашения является оказание правовой помощи по гражданским делам гражданам двух государств на основе принципов взаимности и уважения суверенитета. Граждане и юридические лица Сторон будут пользоваться на территории другой Стороны Соглашения правовой защитой своих личных и имущественных прав, что и граждане другой Стороны. Компетентные органы двух государств оказывают друг другу правовую помощь путем: – вручения документов, касающихся взаимной правовой помощи; – сбора и передачи доказательств; вызова свидетеля и эксперта; – признания и исполнения судебных постановлений, решений и арбитражных решений; – обмена правовой информацией и материалами, касающимися взаимной правовой помощи; – исполнения других просьб об оказании взаимной правовой помощи в соответствии с Соглашением. Кроме того, Соглашением регулируются условия и порядок оказания правовой помощи, а также обстоятельства, исключающие возможность ее предоставления. Просьба об оказании взаимной правовой помощи выполняется в течение девяноста (90) дней с даты ее получения. Соглашением предусмотрено, что Сторона может отсрочить исполнение просьбы об оказании взаимной правовой помощи в случае, если считает, что немедленное исполнение просьбы может затруднить текущее расследование или уголовное преследование. При этом одна Сторона должна уведомить другую Сторону о причинах отсрочки в течение тридцати (30) дней с даты получения просьбы. Также Сторона может отказать в оказании взаимной правовой помощи в случае, если считает, что исполнение просьбы об оказании взаимной правовой помощи может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или основным принципам национального законодательства, либо запрашиваемая помощь не относится к полномочиям ее компетентных органов. Стороны уведомляет друг друга о причинах отказа в течение тридцати (30) дней с даты получения просьбы. Следует отметить, что согласно статье 14 Соглашения документы, которые изготовлены или заверены компетентными органами и переданы по каналам связи в рамках Соглашения, освобождаются от требований по легализации. Таким образом, Соглашение значительно упрощает процедуру оказания правовой помощи гражданам одного государства на территории другого государства. Взаимодействие в рамках Соглашения осуществляется через Министерства юстиции Сторон. Соглашение не требует последующего приведения национального законодательства в соответствие с ним. Соглашение регулирует вопросы, относящиеся к компетенции органов юстиции, органов прокуратуры и судов Казахстана. Соглашение направлено на защиту прав человека, поэтому согласно статье 11 Закона "О международных договорах Республики Казахстан" подлежит ратификации. На сегодня такие Соглашения уже заключены с 13 странами, такими как Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Республика Узбекистан, Корейская Народно-Демократическая Республика, Исламская Республика Пакистан, Грузия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Туркменистан, Монголия, Азербайджан, Литва и Турция. Кроме того, Республика Казахстан является участником двух ратифицированных многосторонних международных договоров – Минской и Кишиневской Конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. |