NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 21:56 ast
19:56 msk

Со всей ответственностью
Необходимо полностью избавить отечественный бизнес от излишнего давления чиновников
18.03.2014 / политика и общество

Руслан Идрисов

Буквально через полмесяца, с начала апреля этого года вступает в силу объявленный Главой государства мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Помимо введения моратория, Президент Назарбаев также поручил правительству принять ряд конкретных мер в целях дальнейшего улучшения условий для ведения бизнеса.
Обычно, после таких новостей казахстанские предприниматели издавали дружный вздох облегчения. Игнорировать распоряжения Президента у нас в стране, мягко говоря, не принято, поэтому можно было предположить, что на некоторое время никаких бюрократических препонов со стороны чиновничьего аппарата отечественным бизнесменам быть не должно.
Однако, достаточно резкое заявление, озвученное в первых числах марта депутатом Мажилиса и лидером фракции партии "Ак жол" Азатом Перуашевым о том, что "Позиция госорганов по поддержке среднего бизнеса прямо противоречит ясным и недвусмысленным поручениям Президента о поддержке как малого, так и среднего бизнеса", показала что нынешняя ситуация с МСБ, увы, не столь оптимистична.
С мнением Перуашева полностью солидарны и лидеры других общественных организаций по поддержке и защите интересов малого и среднего бизнеса, которые призвали рассматривать проблему более широко:
– Есть надежда, что новый мораторий даст возможность еще раз пересмотреть работу госорганов, их требования к предпринимателям с учетом реальной жизни, потому что зачастую эти требования слишком завышены и не отвечают реалиям дня, – подчеркнула в своих комментария казахстанским СМИ исполнительный директор Ассоциации "Форум предпринимателей Казахстана" Мунавара Палташева.
– Очередной мораторий свидетельствует о том, что руководство страны серьезно озабочено положением в секторе экономики. Понятно, что 56 контрольно-надзорных органов, которые сегодня существуют, не способствуют развитию экономики. Административные барьеры просто неисполнимы, – считает президент Алматинской Ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев.
Сам же Азат Перуашев предпочитает оперировать фактами и цифрами. А заодно прямо ставит вопросы, которые до сего времени оказывались несколько сглаженными. В частности, он акцентировал внимание на то, что привычная формулировка "малый и средний бизнес" включает в себя именно разные формы хозяйствующих субъектов, тогда как, на деле чаще речь идет о малом предпринимательстве, а интересы среднего бизнеса, к сожалению, остаются в стороне:
– Если Президент постоянно требует принятия конкретных мер для поддержки малого и – подчеркиваю! – среднего бизнеса, то правительственные структуры упорно ограничивают такие шаги только малыми предприятиями и не хотят слышать о средних. В законодательство вносятся преференции исключительно для малого бизнеса: это касается и налогового кодекса, и закона о госзакупках, и профильного закона "О частном предпринимательстве", и любых других актов, предусматривающих какие-либо меры поддержки, – говорит лидер партии "Ак жол"
Что же касается фактов административного давления на предпринимателей, то они не могут не впечатлять. Так, согласно официальным данным Генеральной прокуратуры, с начала введения приема электронных жалоб от предпринимателей по поводу незаконных проверок, в адрес Комитета по правовой статистике обратились более 22 тысяч предпринимателей. В результате проверок этих сообщений Генпрокуратурой в 2013 году выяснилось: 75% этих жалоб подтвердились, то есть проверки были либо необоснованными и незаконными, либо проведены с многочисленными нарушениями. Всего же за прошлый год со стороны контролирующих органов были проведено 138 тысяч проверок.
Да и само количество обращений в прокуратуру вряд ли можно считать абсолютной цифрой, ведь вполне очевидно, что за правовой поддержкой обращаются далеко не все и не всегда, зачастую предпочитая "решать проблемы на месте", или вообще смиряясь с ситуацией.
Но вернемся непосредственно к сегодняшней ситуации вокруг малого и среднего бизнеса. Безусловно, малый бизнес по-прежнему нуждается в защите и поддержке. То есть, здесь идет речь о сфере торговли, оказания услуг и фермерских хозяйствах, то есть там, где невелика численность персонала и не самый большой оборот денежных средств.
А вот что касается среднего бизнеса, то есть, предприятий с несколько большим количеством рабочих мест (а в эту категорию по факту входят большинство перерабатывающих предприятий), то нынешнее положение дел не может не настораживать.
В подтверждение своих слов, Азат Перуашев привел вполне конкретный документ, в виде правительственного ответа на депутатский запрос, направленный еще в декабре прошлого года. Рассмотрев обращение фракции с предложением об освобождения от проверок МСБ в первые годы деятельности, чиновники от исполнительно власти ответили, что ""целесообразно придерживаться позиции об освобождении от проверок… только субъектов малого предпринимательства".
В результате, по словам Азата Перуашева, у него сложилось мнение, что это не отписка и тем более не случайная оговорка, а принципиальная позиция госорганов, прямо противоречащая поручениям Президента. Отказ поддерживать средний бизнес прямо противоречит и Стратегии развития Казахстана до 2050 года, цитату из которой также привел Перуашев: "Задача сегодняшнего дня – создание необходимых условий и предпосылок для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних", а поэтому необходимо "Поощрять стремление малого и среднего бизнеса…, создать систему их поддержки и поощрения".
И где же эта система? Где эти условия и предпосылки? Вместо этого, как отметил глава партии бизнесменов, "мы демотивируем малый бизнес расти дальше, переходить в средний и крупный бизнес. Предпринимателю выгоднее раздробить единую деятельность на несколько ИП, чтобы меньше платить налогов. И такие случаи повсеместны".
Естественно, кто же будет вкладывать деньги в основные средства и оборот, если из-за этого лишишься льгот и придется платить одного только НДС в 4 раза больше! Проще уж выжимать соки из старого оборудования, да и то, оформлять его на разные ИП. "Фактически это означает отказ от модернизации и расширения бизнеса, без которых невозможно инновационное и технологическое развитие экономики, отказ от инвестиций, привлечение которых Президент обозначил как одну из важнейших задач в нынешнем Послании" – констатировал Перуашев.
И здесь неминуемо встает другой вопрос: как можно бороться с подобными бюрократическими "закидонами"? Как показала многолетняя практика деятельности Национальной экономической палаты "Союз "Атамекен" (в настоящее время, это Национальная палата предпринимателей), наиболее оптимальными является два пути: оказание предпринимателям квалифицированной юридической помощи и собственная законотворческая деятельность, благодаря которой на свет появился целый блок предложений по совершенствованию налогового администрирования. В результате проведенной масштабной работы, пакет нововведений предложенных "Атамекеном" состоял из 105 поправок в четыре кодекса и пять законов, которые помимо всего прочего, предусматривают введение презумпции невиновности налогоплательщика, исключение понятия "лжепредприятие", сокращение перечня оснований для остановки счетов, исключение плановых тематических проверок, ограничение срока проведения документарных проверок, сокращение срока исковой давности до трех лет, и введение предупреждения в КоАП при первом нарушении. Безусловно, далеко не все инициативы удалось провести в жизнь. Так, из предложенных в 2012 году 107 поправок к Налоговому кодексу в конечном итоге было принято и внесено 33 поправки. Примерно аналогичная ситуация наблюдалась и в вопросах совершенствования таможенного законодательства. В том же, 2012 году, Палата предоставила в Министерство экономического развития и торговли 118 предложений, из которых были приняты четыре поправки, касающиеся вопросов взаимодействия таможенного органа с бизнесом. Заодно были исключены некоторые разночтения и противоречия, имеющихся в ТК ТС при помещении товаров по таможенные процедуры временного ввоза и переработки вне таможенной территории. Конечно, это уже было небольшой победой, но достигнутый результат, "атамекеновцев" отнюдь не удовлетворил и они инициировали направление совместного письма от Бизнес-диалога в ЕЭК с предложением исключить из подготовленного законопроекта все поправки ухудшающие положение предпринимателей. То есть, фактически пошли от обратного, с мастерством шахматистов разыграв блестящую комбинацию.
Во всех этих процессах, самое непосредственное участие принимал и сам Азат Перуашев, так что опыт отстаивания прав предпринимателей на законодательном уровне у него и его однопартийцев накоплен весьма и весьма солидный.
Прямым следствием этого стал презентованный в начале текущего года законопроект "О государственной поддержке малого и среднего бизнеса", в котором предлагался ряд конкретных мер направленных на развитие политики Главы государства по всемерному содействию предпринимателям.
Как указывалось в пояснительной записке к этому документу: "Анализ законодательств участниц стран Таможенного союза – России и Белоруссии показывает, что там действуют специальные Законы, посвященные господдержке среднего предпринимательства. Наличие законов по поддержке среднего бизнеса характерно как для стран СНГ (Армения, Украина), так и для большинства экономически развитых государствах (Япония, Германия, Италия, Франция, США, Китай и др.).
Предлагаемый проект Закона РК "О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" должен восполнить существующий пробел в правовом регулировании по данному вопросу в законодательстве Казахстана. Принятие законопроекта предполагает следующие положительные правовые и социально-экономические последствия:
– упорядочение системы поддержки не только субъектов малого, но и субъектов среднего предпринимательства;
– увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта".
В числе же конкретных первоочередных мер "акжоловцами", в частности, было предложены освобождение от проведения плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства в течение первых трех лет с момента их создания и безвозмездная передача в собственность объектов, переданных в аренду или доверительное управление для тех организаций, которые смогли выполнить все ранее предусмотренные условия.
Кроме того, проектом предусматривалось введение института "презумпции добросовестности" субъектов МСБ. И как было подчеркнуто в официальном релизе посвященному презентации законопроекта: "Не секрет, что в ходе многочисленных проверок (налоговой, СЭС, противопожарной и т.д.) предприниматель всегда виноват. Согласно предлагаемой норме, субъект малого и среднего предпринимательства считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа (должностного лица), рассмотревшего в пределах своих полномочий дело. Это означает, что они не обязаны доказывать свою невиновность. Любые сомнения в виновности толкуются в пользу субъекта малого и среднего предпринимательства. В его же пользу должны разрешаться и сомнения, возникающие при применении законодательства РК".
Проведенная правовая экспертиза, осуществленная под руководством доктора юридических наук Рамазана Нуртаева, показала, что законопроект выполнен на уровне всех существующих норм и правил. Да и актуальность самого проекта и затрагиваемых в нем проблем так же была признана вполне убедительной: "Резонным будет признать сформулированный авторами законопроекта вывод о том, что меры дифференцированной регламентации вопросов оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в нашем национальном законодательстве до настоящего времени не нашли должного урегулирования".
Кроме того, экспертная комиссия согласилась с мнением разработчиков в том, что действующая налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков.
Да и в целом: "Следует согласиться с мнением членов партии "Ак жол", что реализация данных инициатив способна сыграть важную роль в придании предпринимательству массового характера и в поддержке конкурентоспособности казахстанского бизнеса в рамках Таможенного союза и других интеграционных объединениях, включая ВТО".
Безусловно, некоторые шероховатости в документе были, но в целом вердикт экспертов был весьма положительным: "Представленный на научную правовую экспертизу проект Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" может быть внесен на дальнейшее рассмотрение после устранения указанных недостатков и учета замечаний".
Следующим этапом, было обсуждение законопроекта на межведомственной комиссии Министерстве юстиции, в ходе которого было решено вместо отдельного закона, внести его нормы специальной главой в разрабатываемый проект Предпринимательского кодекса.
Ведь, как известно, Президент Назарбаев поручил правительству страны провести совместно с Национальной палатой предпринимателей полную ревизию соответствующего законодательства в срок до первого июня нынешнего года. Кроме того, согласно поручению Президента, правительство до первого апреля 2014 года должно внести в парламент проект закона по вопросам разрешений и уведомлений, до первого сентября 2014 года – проект закона по кардинальному улучшению условий для предпринимательской деятельности и, наконец, до первого января 2015 года – проект закона по вопросам деятельности саморегулируемых организаций.
И как особо подчеркнул Нурсултан Назарбаев:
– Для удобства бизнеса в проекте Предпринимательского кодекса должны быть консолидированы все нормы законов о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Будет законодательно закреплен принцип регуляторного воздействия, принятого в странах ОЭСР, и в Казахстане будет введен новый институт бизнес-омбудсмена. Его основная задача – защита прав предпринимателей.
Как видим, последовательная политика партии "Ак жол" получила полную поддержку на самом высоком уровне. А твердая гражданская позиция руководителя фракции Азата Перуашева, не постеснявшегося назвать многие нелицеприятные вещи своими именами и призвавшего некоторых представителей отечественного бюрократического корпуса не торпедировать инициативы Президента, вызывает искреннее уважение в предпринимательской среде. Ведь проблемы, поднятые Азатом Турлыбековичем (и особенно, это касается предприятий и фирм, относящихся к категории среднего бизнеса, активно участвующих в индустриальном развитии страны, и при этом, находящихся в настоящее время фактически на положении "бедных родственников"), впоследствии грозили целым рядом серьезных экономических проблем. Да и сейчас, как говорилось в упомянутом в начале этой статьи заявлении – "Вместо постоянно требуемого Президентом роста вклада МСБ в экономику страны, который должен превысить 50%, последние 10-15 лет мы топчемся на месте".
Что ж, будем надеяться, что все сказанное мажилисменом и главой парламентской фракции не останется без внимания со стороны адресатов. И часть озвученных им претензий, будет снята еще до принятия всего блока законов, призванных облегчить жизнь казахстанских бизнесменов всех уровней. Ведь, в конце концов, надо раз и навсегда понять, что исполнительная власть и бизнес не должны быть находящимися в перманентном противостоянии антагонистами. А путем взаимных компромиссов и принятием оптимальных решений, вместе работать на дальнейшее развитие страны. Потому что иного пути у нас попросту нет.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.03.2014
Премьер-Министр РК С. Ахметов провел заседание Правительства 31.03.2014
На встрече в Семее Председатель Сената призвал молодежь к усердию и мобильности 31.03.2014
В Москве состоялось очередное заседание Совета Евразийской экономической комиссии 31.03.2014
В МИНТ обсудили новые подходы развития казсодержания в нефтегазовом машиностроении 31.03.2014
О заседании коллегии Генеральной прокуратуры 31.03.2014
Бюро Мажилиса: повестка палаты 31.03.2014
Прошла встреча министра внутренних дел РК с региональным представителем Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Центральной Азии 31.03.2014
В Афинах презентована книга Президента РК Н.Назарбаева "G-global: мир XXI века" 31.03.2014
Переселения китайцев на север Казахстана не будет 31.03.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz