NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Четверг 3.12.2020 00:34 ast
21:34 msk

О совещании по вопросам взаимодействия государственных органов с участниками национального превентивного механизма против пыток
Ж.Асанов: Пытки являются серьезным преступлением и ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы. Искоренение пыток и других незаконных методов ведения следствия – одна из ключевых задач, стоящих перед правоохранительными органами. В прошлом году по фактам применения пыток было возбуждено 35 уголовных дел, осужден 31 сотрудник правоохранительных органов
19.05.2014 / политика и общество

Пресс-служба Генеральной прокуратуры, 16 мая

Сегодня в Генеральной прокуратуре состоялось совещание по вопросам взаимодействия государственных органов с участниками национального превентивного механизма против пыток (НПМ) в Казахстане. Организаторами его выступили Генеральная прокуратура, Уполномоченный по правам человека в РК и Международная тюремная реформа в Центральной Азии.
В работе совещания приняли участие представители Администрации Президента, Конституционного совета, ряда государственных органов, депутаты Парламента, члены Общественного совета при Генеральной прокуратуре, члены Координационного совета при Уполномоченном по правам человека, по видеоконференцсвязи – прокуроры областей, руководители территориальных государственных и правоохранительных органов.
Открывая заседание, заместитель Генерального Прокурора Жакып Асанов отметил, что пытки являются серьезным преступлением и ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы. Искоренение пыток и других незаконных методов ведения следствия – одна из ключевых задач, стоящих перед правоохранительными органами. В прошлом году по фактам применения пыток было возбуждено 35 уголовных дел, осужден 31 сотрудник правоохранительных органов. Несмотря на латентный характер преступлений, связанных с пытками, благодаря принятым системным мерам, принципиальному реагированию на факты применения недозволенных методов следствия в целом за последние пять лет количество возбужденных уголовных дел этой категории возросло в более чем в десять раз.
Как отмечалось на совещании, за последние годы в стране сделаны серьезные шаги по закреплению международных стандартов в области прав человека, приняты эффективные меры по предупреждению пыток. В частности, Казахстан присоединился к ряду международных конвенций, касающихся соблюдения прав человека, в том числе ратифицировал Конвенцию ООН против пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения и наказания. Приведены в соответствие с международными стандартами нормы уголовного закона об ответственности за применение пыток, а также о недопустимости доказательств, полученных с применением пыток.
Национальный превентивный механизм против пыток создан во исполнение Факультативного протокола названной Конвенции и впервые наделяет представителей гражданского общества правом беспрепятственного посещения учреждений закрытого типа с целью предупреждения пыток, а также оперативного и эффективного расследования всех обращений и жалоб о применении пыток. Участниками НПМ являются члены общественных объединений, которые будут работать под эгидой Уполномоченного по правам человека. В соответствии с правозащитным мандатом они будут посещать исправительные учреждения, следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие объекты, предусмотренные законом.
Практическая реализация НПМ в Казахстане выявила ряд проблемных вопросов, отметил в своем выступлении Омбудсмен А. Шакиров. Учитывая определенную новизну данного механизма, в настоящее время проводится разъяснительная работа руководителями и сотрудниками подлежащих мониторингу государственных учреждений.
В ходе заседания состоялся всесторонний обмен мнениями по многим практическим вопросам, связанным с запуском Национального превентивного механизма, согласованным взаимодействием между государственными органами и гражданским обществом в рамках мандата НПМ. Участниками совещания была отмечена определяющая роль в данном процессе Генеральной прокуратуры, осуществляющей высший надзор и координацию исполнения конституционных норм, соблюдения прав и свобод граждан.
Также обсуждались вопросы налаживания продуктивного сотрудничества между участниками НПМ с учреждениями, подлежащими мониторингу, в том числе вопросы оперативного устранения выявленных нарушений прав задержанных и осужденных, предупреждения конфликтных ситуаций, прав и обязанностей участников мониторинга.
По солидарному мнению участников совещания, Национальный превентивный механизм против пыток является одним из передовых международных стандартов в области прав человека. Поэтому его создание стало для Казахстана одним из важнейших шагов, направленных на усиление гарантий защиты прав человека.
Новый правовой институт станет действенным инструментом укрепления законности в стране, усиления общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов, что послужит главным залогом успеха предстоящей работы, подчеркнул Ж.Асанов.

-----

Выступление заместителя Генерального Прокурора Жакипа Асанова на совещании по вопросам взаимодействия государственных органов с участниками национального превентивного механизма против пыток (НПМ) в Казахстане (16.05.2014г.)

В 2008 году Казахстан стал участником Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток.
В этот период каждый год по фактам пыток, в среднем, регистрировалось по 2-3 преступления. Но после присоединения к Факультативному протоколу эта картина стала резко меняться.
Число обращений о совершении пыток увеличилось почти в 100 раз. То есть люди, вовлеченные в уголовный процесс, с одной стороны, перестали бояться и начали верить в правосудие. Как итог – существенный рост числа сотрудников правоохранительных органов, осужденных за пытки.
Если в 2008 году было возбуждено всего 3 уголовных дела и осужден 1 сотрудник полиции, то в13 году возбуждено 35 уголовных дел, осужден 31 полицейский.
Понятно, что такой тренд – это не результат лишь одного факта присоединения к Факультативному протоколу. Это последствия корректировки уголовной политики и связанные с ними конкретные шаги государства.
Во-первых, это приказ правоохранительных и специальных органов совместно с Минюстом и Минздравом. Этот документ содержит два важных положения – по каждому факту телесных повреждений лицам, находящимся в ИВС, СИЗО и исправительных учреждениях, в суточный срок извещается территориальный прокурор и назначается судебно-медицинская экспертиза.
Во-вторых, приказ руководителей правоохранительных и специальных органов от 2 февраля10 года. Этот документ обязал немедленно регистрировать любое сообщение о пытках, принимать исчерпывающие меры по их рассмотрению, а также впервые разрешил институтам гражданского общества принимать непосредственное участие при производстве таких проверок.
В-третьих, Генеральный Прокурор в том же 10 году утвердил специальную Инструкцию, которая детально раскрывает порядок организации проверок по фактам пыток на всех стадиях уголовного процесса и отбывания наказания. Каждый материал доследственной проверки и каждое уголовное дело берется прокурорами на особый контроль, а предварительное следствие по ним поручается специальному прокурору.
В-четвертых, в Уголовно-процессуальный кодекс внесены поправки, которыми диспозиция статьи "пытки" в Уголовном кодексе приведена в соответствие с Конвенцией ООН и исключена ведомственная корпоративность при расследовании пыток. То есть если пытки совершены полицейским, то и предварительное следствие ведется другим органом уголовного преследования.
В-пятых, на местах утверждены и реализуются планы мероприятий по реализации закона об НПМ на 13-15 годы. С участием сотрудников правоохранительных и государственных органов проведены тренинги по профилактике преступлений, связанных с применением пыток.
Все эти меры, как уже было сказано, дали положительный эффект. Конечно, уголовные наказания – это не самоцель. Важнее превентивные меры, чтобы исключить всякие условия для совершения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В тоже время мы нередко сталкиваемся с голословными заявлениями о применении пыток. Понятно, что это один из методов защиты обвиняемых и подсудимых.
Другой проблемой является латентный характер этих преступлений и трудности в доказывании, особенно когда нет никаких объективных следов.
Принципы деятельности НПМ для нас известны давно. Мониторинг пенитенциарных учреждений общественными наблюдательными комиссиями проводится с 2006 года.
В тоже время каждый из этих двух институтов имеет свои особенности.
Прежде всего, у них разные процедуры формирования. Если наблюдательные комиссии образуются по инициативе общественных объединений, то НПМ состоит из граждан на основании их личных заявлений. Состав НПМ обновляется каждый год и поэтому его работа должна стать более эффективной.
Во-вторых, НПМ в отличие от наблюдательных комиссий имеет более широкий мандат полномочий. Если общественные наблюдательные комиссии вправе посещать только исправительные учреждения и СИЗО, то участники НПМ могут посещать практически все закрытые учреждения. И не только органов внутренних дел, но и учреждений, которые находятся в ведении министерств здравоохранения, обороны, образования. Таких учреждений в стране около 600. Это:
– исправительные учреждения, СИЗО, гауптвахты;
– спецучреждения и помещения временной изоляции;
– специализированные противотуберкулезные, наркологические организации и психиатрические стационары для принудительных мер медицинского характера;
– центры адаптации несовершеннолетних, спецорганизации образования и спецшколы.
То есть это права сотни тысяч людей.
Уже первые посещения показали, что персонал ИВС Павлодара, Шымкента, Костаная не пускал участников НПМ, поскольку не знает и не слышал, что такое НПМ и какая у них миссия. Потребовалось вмешательство из центра.
Администрация одной из колоний Северо-Казахстанской области попыталась выдворить представителей НПМ после 9 вечера, мотивируя тем, что время пропуска истекло. А в это время более 20 родственников заключенных дежурили у ворот колонии и ждали результатов работы НПМ. Только после вмешательства прокуратуры участники НПМ смогли продолжить свою работу.
Отчасти это вина вышестоящих инстанций, которые своевременно не довели до них необходимую информацию.
Поэтому цель данного совещания – наладить эффективное взаимодействие между правоохранительными и госорганами и участниками НПМ. И не случайно сегодня в онлайн-режиме присутствуют руководители всех учреждений превентивного посещения. Мы ожидаем, что после сегодняшнего дня отношение к НПМ кардинально изменится.
В рамках подготовки к совещанию мы совместно с офисом Омбудсмена подготовили ряд информационных материалов для госструктур и участников НПМ.
Первое. Мы разработали справочник. Что в нем содержится? Там указаны служебные адреса, телефоны, имэйлы ответственных сотрудников учреждений превентивных посещений по всей республике, контакты Уполномоченного по правам человека, участников НПМ, правоохранительных и государственных органов. По нему легко сориентироваться и в случае возникновения препятствий связаться с ответственными из прокуратуры вплоть до Генпрокуратуры.
Второе. Это руководство для НПМ. Туда вошла вся нормативная правовая база. Это – Конвенции, законы, постановления Правительства, приказы уполномоченных госорганов. Также в нем содержатся рекомендации Уполномоченного по правам человека, образцы составляемых документов. Эти материалы в раздатке на CD-дисках и размещены наинтернет-ресурсах Омбудсмена и госорганов.
Третье. Подготовлен проект совместного приказа с Агентством финансовой полиции, КНБ, министерствами обороны, здравоохранения, внутренних дел, образования и науки. Он предварительно согласован с Уполномоченным по правам человека. Этот акт подробно регламентирует порядок взаимодействия правоохранительных и госорганов по обеспечению деятельности участников НПМ и направлен на оказание им содействия. Принятие этого приказа, как мы полагаем, существенно повлияет на текущую ситуацию.
Теперь о задачах, которые могут возникнуть в ходе деятельности НПМ. Их, как минимум, семь.
Первая. Беспрепятственный допуск на объекты.
За любую необоснованную попытку перекрыть доступ участникам НПМ каждый руководитель будет нести не только дисциплинарную, но и административную ответственность за воспрепятствование деятельности участников НПМ. И полномочия по возбуждению дела возложены на прокуроров, а рассмотрение дел отнесено к подведомственности суда. Если по чьей-то вине создаются искусственные барьеры для работы участников НПМ, то эти сотрудники могут быть оштрафованы судом от 20 до 40 МРП или почти до 70 тысяч тенге.
Но и участники НПМ должны понимать, что это режимные объекты. Там должен соблюдаться установленный законом порядок, в том числе есть четкий перечень предметов, запрещенных проносу на их территорию.
Поэтому участники НПМ, также как и персонал этих учреждений, будут проходить досмотр. К этому нужно относиться нормально. Это нужно и для того, чтобы исключить возможности для разного рода провокаций во время превентивных посещений.
Вторая задача. Участники НПМ должны отнестись с пониманием, что закон запрещает без разрешения администрации фото и видеосъемки объектов, обеспечивающих безопасность и охрану. Фото-, видео аппаратура нужна только для фиксации телесных повреждений и других доказательств пыток.
А чтобы поговорить с самим заключенным, снять его на фото и видео, конечно, нужно их согласие.
Третья. Есть определенные требования и к самим участникам НПМ. Они должны:
– регистрировать все сообщения о пытках и передавать их Уполномоченному по правам человека;
– не допускать вмешательство в деятельность учреждений;
– не разглашать сведения, которые стали им известны во время посещений.
Кроме того, участник НПМ обязан отказаться от участия в превентивном механизме, если есть сомнения в его беспристрастности. Если есть конфликт интересов, если речь идет о знакомых, родственниках участника НПМ, т.е. если есть определенная заинтересованность, то он должен об этом прямо заявить и воздержаться от превентивного посещения, чтобы этим занялись другие коллеги. Здесь можно провести аналогию с самоотводом у судей, как это предусмотрено в наших процессуальных кодексах.
Четвертая задача. Безопасность участников НПМ в ходе посещений.
Эта обязанность возложена Законом на администрацию учреждений.
Но нужно иметь в виду, что в пенитенциарных учреждениях95% контингента – это осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. Среди них убийцы, насильники, религиозные радикалы, которым, говоря откровенно, нечего терять. Нельзя исключать случаев захвата заложников. Поэтому администрации обязаны принять все необходимые меры.
Следует иметь в виду, что во время посещений в ночное время, а также в выходные и праздники могут возникнуть сложности. В эти дни в сменах дежурят ограниченное число сотрудников. Их задача – сопровождать участников НПМ, хотя они одновременно должны обеспечивать правопорядок среди тысячи заключенных.
На наш взгляд, в такие дни должны проводиться специальные превентивные посещения, т.е. точечно только по конкретным сообщениям и в исключительных случаях.
Пятая. Длительность посещения.
Закон не ограничивает время пребывания участников НПМ на территории объектов мониторинга. Но, конечно, время посещения в пенитенциарных учреждениях должно быть разумным. Мониторинг не может проводиться в ущерб стабильной деятельности учреждения и ни в коем случае не должен ослаблять режим.
Шестая задача. Закрепление доказательств.
Все понимают, что фиксация следов пыток должна быть юридически грамотной. От этого напрямую зависит судебная перспектива уголовного дела.
По каждому факту прокуратурой будет проводиться тщательная проверка с принятием процессуального решения.
И если НПМ будет выявлять на местах пытки или другие виды насилия, на которые никак не реагируют местные правоохранительные органы, в т.ч. и прокуратура, то, безусловно, адекватную реакцию со стороны Генеральной прокуратуры мы гарантируем.
И седьмая задача. Это порядок взаимодействия с правоохранительными органами.
По Закону участник НПМ при получении сообщения о пытках обязан его зарегистрировать и передать Омбудсмену, который, в свою очередь, включает их в доклад и может направить материалы в правоохранительные органы. После получения доклада госорганы в течение 3-х месяцев информируют Уполномоченного по правам человека о принятых мерах.
Согласитесь, процедура довольно сложная и не позволяет оперативно реагировать на каждый подобный сигнал.
Между тем за эти 3 месяца доказательства о применении пыток, в т.ч. телесные повреждения, могут попросту исчезнуть.
Эту ситуацию могут усугубить два фактора.
Во-первых, речь идет о пытках в закрытых учреждениях, где потенциальные жертвы не могут свободно обратиться в полицию, суд, медицинские учреждения и др.
Во-вторых, потенциальная угроза исходит не от рядовых граждан, а со стороны сотрудников этих учреждений.
Поэтому очень важно проводить проверки, что называется, по горячим следам. Иначе предпринятые действия ни к чему не приведут.
Возможные решения всех этих вопросов мы попытались заложить в проект совместного приказа. Данный приказ предварительно согласован с заинтересованными госорганами и в проекте учтены все их предложения и замечания.
Поэтому мы просим руководителей правоохранительных и государственных органов подписать его.
Мы планируем снова вернуться к вопросу о деятельности НПМ на заседании Общественного Совета в конце этого года. К этому времени уже сможем сделать какие-то выводы, насколько налажено взаимодействие НПМ с госорганами и итоги работы национального превентивного механизма.
С другой стороны, обращаюсь к прокурорам областей, что завтра по результатам оценки НПМ может встать вопрос, а насколько эффективен прокурорский надзор на этом участке, насколько адекватны ваши акты реагирования и, в целом, владеет ли та или иная прокуратура реальной ситуацией в поднадзорных объектах.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.05.2014
Договор о Евразийском экономическом союзе 30.05.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2014 года №429 30.05.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2014 года №476 30.05.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2014 года №508 30.05.2014
Спикер Сената и глава МИД Аргентины обсудили межпарламентские связи 30.05.2014
Подписан Меморандум о реализации межправительственного соглашения о воздушном сообщении между Монголией и Казахстаном 30.05.2014
Обеспечивая взаимодействие и безопасность 30.05.2014
Главы МИД Казахстана и Монако обсудили двустороннее сотрудничество 30.05.2014
Кадровый сдвиг по фазе 30.05.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
03.12.20 Четверг
90. ГРИГОРЬЕВ Владислав
87. ЮНУСОВ Бахит-Жан
74. ОМАРОВ Кайсар
72. КАЛТАЕВ Ануарбек
71. СУЕРБАЕВ Роберт
69. САРСЕМБАЕВ Зейнулла
66. БИСЕМБАЕВ Кадр
63. ЗВОНАРЕВ Олег
61. ТИЛЕШЕВ Изетали
60. ДАРИМБЕТОВ Байдалы
60. КАМБАРОВА Халида
60. ТИЛЕУБЕКОВ Гани
58. ЧИЛЯН Бо
56. АХАБАЕВ Зеин
51. БЕКЖАНОВ Сакен
...>>>
04.12.20 Пятница
82. ГУСЕВА Галина
74. ТОРЕГОЖИН Оралды
72. НУРГАЖИН Сармантай
70. НУРБАТУРОВ Канапия
67. ТУНГЫШБЕКОВ Санат
64. АРТЫКАЛИЕВ Берали
64. ТУРБЕКОВ Серик
62. АЛЕСКОВСКИЙ Сергей
60. КИРГИЗБАЕВ Ербол
59. ОСПАНОВ Ермек
58. ИСАБАЕВ Бейбит
56. БИСЕМБАЕВА Багила
56. ДЖАРАСОВА Шолпан
50. ПОТЛОВ Дмитрий
49. ШУБАЙ Асыл
...>>>
05.12.20 Суббота
83. ЖАРАСОВ Шакен
82. ОСПАНОВ Билис
79. МИРЗАБЕКОВ Оразбек
78. АЙЖУЛОВ Турсун
77. АЙТМУХАМБЕТОВ Абай
77. ДАУЕНОВ Михаил
76. ДАИРОВ Манарбек
75. ВЕСНИН Виктор
75. КАДЫРЖАНОВ Кайрат
72. ЖАНАКОВ Бауыржан
71. ТУРЛЫБЕКОВ Ерлан
69. КАНАФИН Арсен
66. САПАРБАЕВ Абдижапар
65. ДЮСЕНОВ Боран
65. УКЫБАСОВА Талшын
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz