NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 20:58 ast
18:58 msk

Глобальный Лидер, востребованный эпохой
К.Токаев: Ведущие политики предсказывали Казахстану печальную участь. Сложная внутриполитическая, экономическая, демографическая ситуация, отсутствие правового статуса границы, мол, не позволят бывшей союзной республике обрести подлинную независимость, стать полноправным участником мирового сообщества. Но они не учли ключевую роль Нурсултана Назарбаева, в начале 90-х годов вступившего на тернистый путь Лидера
08.07.2014 / политика и общество

"Казахстанская правда", 4 июля

"Как бывший сотрудник ООН…" – так начал свой ответ на один из вопросов в интервью председатель Сената Парламента Касым-Жомарт Токаев. В этой фразе, пожалуй, весь Токаев. Только человек по-настоящему скромный может так говорить о себе, до недавнего времени являясь одним из самых высокопоставленных фигур в иерархии мировой политики – заместителем генерального секретаря Организации Объединенных Наций – генеральным директором отделения ООН в Женеве, генеральным секретарем Конференции по разоружению. Касым-Жомарту Токаеву, работавшему долгие годы министром иностранных дел РК, довелось быть свидетелем разных встреч, переговоров между Президентом Нурсултаном Назарбаевым и руководителями многих государств, а являясь заместителем генсека ООН, иметь возможность в планетарном масштабе сравнить нашего Елбасы с лидерами ведущих стран мира. Журналист Сауытбек Абдрахманов обратился к председателю Сената Парламента РК Касым-Жомарту Токаеву с просьбой ответить на ряд вопросов.
– Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, в нынешнем году День Астаны совпадает со своеобразным юбилеем – ровно 20 лет назад, 6 июля 1994 года, по предложению Президента было принято историческое решение о переносе столицы из Алматы в Акмолу. Мой первый вопрос такой: по вашему мнению, что побудило Президента в то смутное время приступить к осуществлению такого, скажем прямо, дерзновенного плана?
– Зная, что вы системно занимаетесь пушкинистикой, выпустили несколько книг на эту тему, отвечу на ваш вопрос строфой из стихотворения "Стансы": "Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье, не презирал страны родной, он знал ее предназначенье!". Так писал Пушкин о Петре Великом. Именно так можно определить то, что сделал для государства наш Президент. Он хорошо знает предназначенье своей страны.
Настоящий стратег отличается от заурядного политика прежде всего своим видением.
Да, уже в 1994 году Нурсултан Абишевич Назарбаев обнародовал план переноса столицы в Акмолу. 6 июля Президент поделился своей сокровенной мечтой: построить новую столицу нового государства, построить ее в самом центре страны. Смятение, скепсис, даже сопротивление – такая была реакция общества на это решение. Хотя тогда было принято решение с перевесом голосов "за", далеко не все, в том числе включая соратников Президента, поняли истинное величие идеи Нурсултана Абишевича. Но очень вскоре Президент предстал как государственный деятель, который смотрит дальше всех и видит больше всех.
Он мечтал о стране, которая живет в достатке, о государстве, которое предоставляет наилучшие возможности для своих граждан, о родном Казахстане, который пользуется уважением и доверием всего мирового сообщества. Уже сегодня мы имеем именно такую страну. Теперь же мы воздаем должное ему за реализацию этого масштабного геополитического проекта, ставшего по сути национальной идеей.
Именно в Астане бьется сердце нашего государства, именно в этом городе принимаются судьбоносные решения, касающиеся Казахстана и всего миропорядка.
Наша столица всего за 15 лет обрела статус международного центра с мировой известностью.
В Астане проведены важнейшие мероприятия высокого международного уровня. В уникальном здании Дворца Независимости состоялся исторический Саммит ОБСЕ, там же недавно был подписан Договор о создании Евразийского зкономического союза, в Астане проходили встречи на высшем уровне СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, Организации исламского сотрудничества, религиозные саммиты, парламентские форумы ОБСЕ, конференции под эгидой ООН, антикризисные форумы, а через три года состоится выставка "ЭКСПО-2017". В великолепном театре Аstаnа Opеrа выступают звезды мировой культуры.
В Астане построены здания, не имеющие аналогов в мире. Все это стало возможным благодаря финансовому потенциалу современного Казахстана. В нынешних кризисных условиях ни одно государство не может позволить себе такого грандиозного строительства.
Астана признана мировым сообществом столицей динамично развивающегося казахского государства. Город стал воплощением национальной идеи.
– 27 июня, накануне Дня работников связи и информации, мне довелось выступить на радио "Шалқар" в прямом эфире. Во время передачи один слушатель высказал сомнение о целесообразности такого количества публикаций и передач о Президенте. Что вы сказали бы по этому поводу?
– Да, о Президенте Нурсултане Абишевиче Назарбаеве сейчас пишут статьи и книги, ему посвящают стихи, о нем снимают фильмы. В связи с этим действительно может возникнуть вопрос: не является ли все это пропагандистской кампанейщиной?
Думаю, мы, опираясь на факты, должны дать обстоятельный, вдумчивый ответ на подобного рода сомнения, которые время от времени подбрасываются недругами нашей страны и подхватываются людьми несведущими, наивными.
С высоты сегодняшнего дня, когда Казахстан известен в мире как страна, ставшая на путь успешных реформ, устойчивого развития, и пользуется уважением в мировом сообществе, кое-кому, особенно молодому поколению, достигнутые успехи могут показаться как само собой разумеющиеся.
Но мы, участники и свидетели государственного строительства, ведь знаем, что это не так.
Ведущие политики, включая Горбачева, и известные эксперты, например Бжезинский, предсказывали Казахстану печальную участь. Сложная внутриполитическая, экономическая, демографическая ситуация, отсутствие правового статуса границы, мол, не позволят бывшей союзной республике обрести подлинную независимость, стать полноправным участником мирового сообщества.
Но они не учли ключевую роль Нурсултана Назарбаева, в начале 90-х годов вступившего на тернистый путь Лидера.
Именно он взял на себя всю полноту ответственности за строительство нового Казахстана. В те драматические дни, когда после распада Советского Союза экономика пришла в полный упадок, предприятия остановились, началась эпидемия забастовок, полки магазинов опустели, а инфляция превысила 3-тысячную отметку, среди народа усилились настроения депрессии, паники, многим казалось, что независимость государства так и останется красивой декларацией.
Что довелось пережить нашему Президенту, принимая в тот критический период трудные решения по реформам, известно только ему самому.
– Мне очень импонирует ваша трактовка феномена Назарбаева, в одной из своих статей я уже цитировал ее. 15 июля 2005 года в "Казахстанской правде" вы опубликовали статью "Верность избранному курсу", где писали: "Феномен Нурсултана Назарбаева возник на стыке двух частей света – Европы и Азии, двух цивилизаций – восточной и западной, двух политических систем – тоталитаризма и демократии". Как бы вы расшифровали эти преимущества Президента Казахстана?
– Могу еще раз сказать, что Нурсултан Назарбаев сумел синтезировать в своей политике как европейский реформизм, прагматизм и приверженность демократической процедуре, так и азиатский традиционализм, который зиждется на тесной связи с основами общества. Таким образом, Назарбаев, по сути, стал воплощением нового типа мирового политика, своей деятельностью он сближает страны и народы, культуры и менталитеты. Ведь только Президенту Казахстана удалось в наше сложное время, когда самые авторитетные философы, мыслители рассуждают о конфликте цивилизаций, усадить за один стол переговоров представителей разных верований, провести уже 4 съезда лидеров мировых и традиционных религий. Такое под силу лишь крупнейшим фигурам в мировой истории, каковым и является наш Президент. Могу с твердой уверенностью сказать, что наше государство не стало бы столь успешным, если бы во главе его все эти годы не стоял Нурсултан Абишевич Назарбаев. Во всем, и в политике, и в экономике, он был и остается генератором и гарантом всех преобразований. Говорил и говорю: как самобытная нация, возродившаяся и занявшая достойное место в мировом сообществе государств, мы, казахстанцы, обязаны своими успехами прежде всего своему Президенту. Несомненна выдающаяся роль Нурсултана Назарбаева в возрождении казахской государственности.
Казахстану реально повезло, что его главой является общенациональный лидер глобального масштаба. Посмотрите, что происходит в странах, народы которых так и не смогли выдвинуть из своих рядов сильных лидеров, эти страны погрязли в череде конфликтов, революций и даже войн, породив серьезную угрозу международной безопасности.
– В прошлом году вышел на экраны фильм "Путь Лидера". Как бы вы охарактеризовали своеобразие жизненного пути нашего Лидера?
– Путь нашего Лидера – это прежде всего преодоление. Преодоление инерции и стереотипов прошлого, недоверия населения, никогда не жившего в условиях рыночной экономики, и части госаппарата, вышедшего из советской шинели. Но благодаря решительности и воле Президента механизм реформ все же был запущен, и вскоре они стали необратимыми, послужив основой строительства демократического общества.
Находясь у истоков независимости Казахстана, Президент проявил себя как сильная личность, незаурядный реформатор. Он заявил о первоочередной важности экономического строительства без лишних слов и политиканства. На него обратили внимание за рубежом, Джордж Буш, Маргарет Тэтчер, Франсуа Миттеран после обстоятельных бесед с ним дали ему высочайшую оценку как самому перспективному руководителю политического пространства того времени. Здесь не последнюю роль играли и чисто человеческие качества Президента, его многогранная личность. Нурсултана Назарбаева отличает особая притягательность. "Самый обаятельный мужчина, которого я когда-либо встречала" – так отозвалась о нем Маргарет Тэтчер еще в начале 90-х годов. Уже тогда "железная леди" по достоинству оценила Лидера Казахстана, предрекала ему скорое вхождение в мировую элиту.
– К этому можно, пожалуй, добавить блистательный юмор Нурсултана Абишевича. Позвольте процитировать отрывок из вашей книги "Он делает историю": "Доверительные личные контакты сложились у Н. Назарбаева с генеральным секретарем НАТО англичанином Джорджем Робертсоном. Именно с ним была установлена практика регулярных телефонных бесед по вопросам сотрудничества в рамках "Программы во имя мира" и ситуации в Центрально-Азиатском регионе. Во время одного из посещений нашей страны Робертсон сказал, что все мужчины в его семье, в том числе отец, дядя и братья, стали полицейскими, и только он выбрал другую жизненную стезю. "Черный баран в стаде белых овец" – так он назвал себя, на что Н. Назарбаев в присущей ему манере среагировал мгновенно: "Не расстраивайтесь, зато Вы стали мировым жандармом". Как и многие британцы, Робертсон тонко чувствует юмор и поэтому долго и заразительно смеялся. Сравнение с "мировым жандармом" явно польстило самолюбию генерального секретаря НАТО".
– Таких примеров предостаточно. Как харизматическая личность, он умеет сходиться с самыми различными людьми. Уже почти 30 лет зная его лично (впервые сопровождал Нурсултана Абишевича во время поездки советской делегации в 1985 году, когда он был Председателем Совета министров Казахской ССР, в качестве сотрудника посольства в Пекине) и больше 20 лет близко наблюдая за деятельностью Президента, не перестаю удивляться его редкой работоспособности. Для Президента характерна открытость в общении с людьми, он может слушать и слышать собеседников, что свидетельствует о нем как о мудром человеке.
– Особо можно выделить и огромную жажду знаний Нурсултана Абишевича. Могу подтвердить это таким примером. В 2010 году состоялся визит Президента Казахстана в Южную Корею. В последний день, рано утром, журналистам сообщили, что время вылета президентского лайнера откладывается на неопределенное время. Оказывается, вечером, во время одной встречи, Нурсултан Абишевич услышал об успехах академического городка в городе Тэчжоне и решил перед возвращением на родину ознакомиться с ним. А этот Тэчжон находится в 250 километрах от Сеула… Сев на электрический поезд, который развивает скорость до 300 километров в час, Нурсултан Абишевич, потратив на дорогу туда и обратно 2 часа и побывав в академическом городке еще час, через 3 часа вернулся в Сеул. Об этом написано в моей книге репортажей "Оседлавший скакуна Казахстан", кстати, вышедшей с вашим предисловием, чем очень горжусь.
– Да, Президент обладает огромной работоспособностью, он вникает в детали каждой проблемы. И еще одно качество: он много читает, хорошо осведомлен, не говоря о политической и экономической литературе, в вопросах истории, прекрасно знает мировую классику, отечественную литературу. Честно говоря, каждый раз удивляюсь, когда в печати появляется информация о письмах Президента литераторам по поводу их новых книг. В этом проявляется и такое важное качество Елбасы, как широта души, ведь Нурсултан Абишевич прекрасно знает, что его добрые слова способны вдохновить мастеров пера на новые творения.
– В России и западных странах сейчас популярно мнение, что только Нурсултану Назарбаеву была по плечу задача спасения советского государства от развала, вывода его на траекторию развития.
В то время Нурсултан Назарбаев, пожалуй, был самым авторитетным руководителем в Советском Союзе. Как вы думаете, почему же Нурсултан Абишевич отказался от поста вице-президента СССР?
– История эта хорошо известна. Президент СССР желал иметь своим заместителем человека, который смог бы вернуть пошатнувшееся доверие к власти. Нурсултан Абишевич как-то откровенно сказал об этом так: "Горбачев хотел сделать меня декоративным заместителем президента. Я же с этим не был согласен. В мои планы входила тесная, напряженная работа со всеми республиками". Затем руководителю Казахстана хотели предложить пост премьер-министра страны. Но этот план разрушили путчисты. В политической литературе много писали о том, что тот секретный разговор о новом государственном устройстве СССР, в котором участвовали Горбачев, Ельцин и Назарбаев, был подслушан КГБ, и это обстоятельство в определенной степени послужило толчком к созданию ГКЧП. Но мы должны быть благодарны Судьбе, что Нурсултан Абишевич взял на себя тяжелую ношу лидерства именно Казахстаном, превратив его в ключевую страну Центрально-Азиатского региона, важного международного игрока. И в его решительном отказе от поездки в Беловежье, где руководители трех республик обсуждали планы расчленения страны, проявились крепость характера и политическая дальновидность нашего Президента.
– На ваш взгляд, в чем причины успеха реформ, осуществленных под руководством Президента Назарбаева?
– Политическая воля Президента, его стратегическое видение и твердая вера в свой народ – вот слагаемые феномена, который в мире называют казахстанской моделью форсированного развития.
В самые трудные годы экономической депрессии, мировых финансовых кризисов, когда многим казалось, что страна стоит на краю пропасти, Нурсултан Абишевич показал себя настоящим Лидером. Запомнились его пророческие слова, сказанные в разгар азиатского финансового кризиса в 1998 году: "Казахстан никогда не упадет, надо работать, и успех обязательно будет".
Казахстан приступил к строительству своей государственности в худших условиях по сравнению с большинством союзных республик, но именно наша страна стала экономически прогрессивной, политически стабильной. Многие же страны СНГ погрузились в хаос революций, войн, застоя, регресса.
Реформы Президента Назарбаева изучаются за рубежом как своеобразное пособие по построению успешного государства в условиях резкого перехода от командно-административной системы к открытой экономике на основе выверенной долгосрочной стратегии. За рубежом Нурсултана Абишевича называют выдающимся реформатором. Никто из руководителей постсоветских стран такого эпитета так и не удостоился.
– Как человеку, многие годы возглавлявшему наше внешнеполитическое ведомство – МИД, не могу не задать вопрос о дипломатическом искусстве Президента. В первую очередь хочется спросить о роли Елбасы в международно-правовом оформлении Государственной границы Казахстана с сопредельными странами.
– Делимитация и демаркация государственной границы протяженностью более 13 тысяч километров – еще одно подтверждение стратегического мышления Елбасы. Международно-правовое оформление границы и подписание договоров с Китаем, Россией, Узбекистаном и другими соседними странами с учетом нынешней ситуации в мире имеет непреходящее значение с точки зрения территориальной целостности и безопасности нашего государства, девятой территории в мире.
Всем хорошо известно, что административная граница Казахстана до обретения им независимости не имела четких юридических координат. Между тем юридически оформленная граница – это гарантия соблюдения двух основных принципов международного права – принципа нерушимости границ и принципа территориальной целостности государства. Вслед за обретением независимости Президентом перед дипломатической службой была поставлена задача стратегической важности – определить и оформить пограничные рубежи со всеми сопредельными государствами. Нурсултан Абишевич не только поставил эту задачу, по сути дела, сам возглавил эту работу, вникал во все детали, в ходе переговоров на высшем уровне проявил твердость, убедительно обосновывал нашу точку зрения по данному вопросу. Значение завершения делимитации границы для Казахстана трудно переоценить. Бесконфликтно решен территориальный вопрос с различными по экономическому уровню и динамике развития странами, обеспечены международно-правовые гарантии безопасности рубежей во всех направлениях.
Надо сказать, что внешняя политика – полная прерогатива Главы государства. Благодаря заботе Президента об этой сфере уже на заре независимости голос Казахстана был слышен на всех многосторонних форумах. В советское время дипломатия в Казахстане практически отсутствовала. Республиканский МИД выполнял лишь консульские и протокольные функции. Министерство иностранных дел независимого государства, разрабатывая основные аспекты концепции внешней политики Казахстана, в первую очередь опиралось на принципы и задачи, которые излагались в фундаментальной работе Нурсултана Назарбаева "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства", где Президент определил и ориентиры международного курса страны.
– Как говорится, большое видится на расстоянии. До недавнего времени вы работали заместителем генерального секретаря Организации Объединенных Наций – генеральным директором отделения ООН в Женеве, генеральным секретарем Конференции по разоружению. С высоты этой авторитетнейшей организации каким видится личность нашего Президента?
– Как бывший сотрудник ООН, хотел бы заявить, что наш руководитель пользуется искренним уважением и авторитетом в мировом сообществе, его считают политиком глобального масштаба. И это не протокольная фраза.
Еще в 1991 году Президент подписал знаменитый Указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, затем Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия, к Договору о всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия, по инициативе Президента создана зона, свободная от ядерного оружия, в Центральной Азии. Каждый год, 29 августа, в день подписания Указа о закрытии полигона, ООН отмечает Международный день борьбы против испытаний ядерного оружия.
На Вашингтонском, Сеульском, Гаагском саммитах нашего Президента назвали лидером глобального антиядерного движения. Такой чести не удостоился ни один современный политик.
В 1992 году он выдвинул в ООН инициативу о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. А недавно в Шанхае успешно проведен 4-й Саммит СВМДА.
По предложению Президента в ООН принята резолюция о сближении культур и цивилизаций.
Нашего Лидера знают как эксперта по острейшим проблемам мировой экономики, с ним консультируются главы государств и правительств.
Основатель СНГ и инициатор создания Евразийского экономического союза, Президент является убежденным сторонником интеграции. Общепризнанным является факт, что, не будь миротворческих усилий главы казахстанского государства, СНГ в начале 90-х годов могло бы повторить балканский сценарий. Его посреднические усилия по урегулированию кризиса в Кыргызстане получили высокую оценку в ООН и ОБСЕ. Весомо прозвучал голос Казахстана и во время украинского кризиса, поэтому в ходе Гаагского саммита Нурсултан Абишевич оказался самым востребованным политиком.
Убежден: в современном мире нет политика, равного Президенту Казахстана по опыту, видению, воле, мудрости. С уходом с международной арены Тэтчер, Миттерана, Коля, Ли Куан Ю, многие главы государств и правительств стали популярными благодаря политтехнологиям, появился даже термин "пиар-президент".
Нурсултан Абишевич Назарбаев сделал себе имя еще до наступления информационной эпохи. Еще в начале 90-х годов прошлого столетия он стал самым заметным и авторитетным политиком в постсоветском пространстве, потому что действовал как прагматичный и ответственный государственный деятель.
– Естественно, тему деятельности Президента невозможно осветить в одной беседе. Поэтому вынужден Вас поблагодарить за сказанное и попросить подытожить беседу. Чем дорог нам Первый Президент Независимого Казахстана – Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев?
– Исторической заслугой Президента является то, что он сумел повернуть менталитет народа в сторону рыночной экономики, других ценностей современного мира. В самые трудные годы была запущена программа "Болашақ", которая позволила 10 тысячам молодых казахстанцев получить образование в лучших вузах за рубежом и стать частью управленческого актива страны. Во всех областях открыты интеллектуальные школы, успешно функционирует вуз мирового класса – "Назарбаев Университет". Новый импульс получили казахстанская культура, медицина, спорт высоких достижений.
Еще, казалось бы, вчера, на заре нашей независимости, Президент решал вопросы снабжения продовольствием бастующих рабочих, а сегодня речь идет о втором этапе индустриально-инновационной программы, причем абсолютно просчитанной, подкрепленной финансовыми ресурсами и поддержанной международными институтами. Еще совсем недавно сельхозпроизводители терпели нужду, а теперь получают огромную помощь от государства. Когда-то Казахстан просил кредиты за рубежом, теперь же сам оказывает помощь бедным странам. В самое трудное время государственного строительства разве могли мы думать, что в скором будущем Казахстан привлечет 70 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, что его валютные резервы достигнут 105 млрд. долларов, а на поддержку малого и среднего бизнеса государство сможет дополнительно выделить 1 трлн. тенге, или 5,5 млрд. долларов. Подобных примеров казахстанского успеха много. Все это бесспорная заслуга нашего Лидера.
Но это только начало "великого похода". Вглядываясь в далекий 2050 год, Елбасы ставит стратегическую задачу вхождения Казахстана в первую группу самых развитых государств и с этой целью – дальнейшего реформирования экономики и госаппарата, адаптирования страны к новым мировым реалиям, которые будут определяться ускоренным научно-техническим прогрессом и небывалой трансформацией международных отношений.
Вся деятельность Президента, направленная на укрепление государственности, вывела нашу страну в ряды региональных держав и позволила обозначить задачу вхождения страны в тридцатку наиболее развитых стран мира. А это задача неимоверно трудная. Поэтому Президент совершенно справедливо предупреждает: ни в коем случае нельзя впадать в самоуспокоение, успехи не должны кружить голову, нужно заниматься нерешенными вопросами, нас ожидают новые трудности и опасности, поэтому всем казахстанцам, в первую очередь правительству, парламенту, акимам, нужно много трудиться.
Президент в своем Послании говорил о серьезных вызовах времени, предупредил о потенциальных опасностях. С первых дней Независимости и до настоящего времени кредо нашего Лидера: говорить народу только правду, выполнять все обещания.
Поэтому наш народ называет его Елбасы. В этом видится искренняя благодарность за все, что сделано им для нашего государства.
Лидерство Нурсултана Абишевича Назарбаева – это история успеха в сложнейших геополитических условиях, на фоне мировых финансово-экономических кризисов, это прыжок Барса из старой формации в новую историческую эпоху.
С именем Елбасы и его лидерством народ связывает свое будущее. Он прошел сложный путь зачастую не благодаря, а вопреки всем обстоятельствам. Как всякому лидеру, ему приходилось оставаться в одиночестве. Но всем наперекор он шел вперед, принимал исторические решения и добивался их выполнения. Он вел за собой народ и продолжает указывать ему путь в этом конфликтном, непредсказуемом мире.
Президент провозгласил актуальную, желанную народом концепцию Мәңгілік Ел.
Но концепцию Мәңгілік Ел, Вечного народа, невозможно претворить в жизнь без вечного имени Елбасы. Другого Елбасы в Казахстане не будет.
Мы, современники Елбасы и очевидцы строительства независимого Казахстана, должны знать и помнить, что именно Нурсултан Абишевич Назарбаев является основателем нашего государства, признанного мировым сообществом в качестве успешной страны и важного международного игрока.
Зная не понаслышке о том, как трудится Нурсултан Абишевич, чтобы сделать наше государство процветающим и обеспечить ему достойное место в этом сложном мире, уверен, что имя нашего Лидера прочно войдет и в национальную, и в мировую летопись как великого Президента, сделавшего невозможное явью.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.07.2014
О первом заседании Совета по переходу к "зеленой" экономике при Президенте РК 31.07.2014
В стране добыто 36,7 млн тонн нефти за первую половину 2014 года 31.07.2014
В Министерстве труда и социальной защиты населения РК состоялось расширенное заседание коллегии 31.07.2014
В МТСЗН РК состоялось заседание Координационного совета в области защиты прав инвалидов 31.07.2014
Отчет акима Мангистауской области за 1 полугодие 2014 года 31.07.2014
"Пресс-службе "Эйр Астаны", прежде чем удивляться заявлениям депутатов, следовало бы изучать и заявления своего руководства" 31.07.2014
УДП и МЧС РК провели семинар по разъяснению норм нового закона о гражданской защите 31.07.2014
Судебные итоги 31.07.2014
Сирия: зверства священного Рамадана 31.07.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz