NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 15:33 ast
13:33 msk

Отчет Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2013 год
Заключение к отчету Правительства Республики Казахстан
09.07.2014 / политика и общество

esep.kz

Макроэкономические условия исполнения республиканского бюджета в 2013 году
Макроэкономические показатели уточнялись Правительством Республики Казахстан в мае и октябре 2013 года. Параметры республиканского бюджета дважды утверждались законодательно и 23 раза корректировались.
При формировании и корректировке макропоказателей Правительством не в полной мере была учтена ситуация на мировых товарных рынках, в частности, сокращение спроса и снижение цен на казахстанскую продукцию, ориентированную на внешний рынок.
Как следствие, фактически номинальное значение валового внутреннего продукта (далее – ВВП) сложилось ниже на 2481,7 млрд. тенге от одобренного прогноза, на 304,3 млрд. тенге – от уточненного и составило 34140 млрд. тенге. При этом дефлятор по факту(106,2%) сложился с заниженным значением на 0,8% от уточненного прогноза (107%).
Все это повлияло на качество исполнения доходов бюджета. Доходы республиканского бюджета сложились ниже на 152,0 млрд. тенге от утвержденного объема и составили 5179,5 млрд. тенге.
На 1 января 2014 года центральными государственными органами не использовано 43,2 млрд. тенге, местными исполнительными органами неосвоены, возвращены в бюджет неиспользованные и использованные не по целевому назначению целевые трансферты на сумму 26 млрд. тенге. Остатки средств на контрольных счетах наличности (далее – КСН) субъектов квазигосударственного сектора составили 62,6 млрд. тенге, из них 54,3 млрд. тенге составляют неосвоенные средства, выделенные на увеличение уставного капитала.
В целом, в 2013 году экономическое развитие страны происходило на фоне макроэкономической и социальной стабильности.
Уровень инфляции сложился ниже запланированного коридора (6-8%) и составил 4,8%,что на 1,2 процентного пункта ниже уровня 2012 года.
Цены и тарифы на платные услуги выросли на 8,0% (декабрь 2012 года – 9,3%) из-за значительного повышения цен на подачу воды и услуг канализации в начале 2013 года. Рост цен на продовольственные товары составил 3,3% (5,3%), непродовольственные товары – 3,3% (3,5%).
В декабре 2013 года среднедушевые денежные доходы населения составили 64,8 тыс. тенге и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в номинальном выражении на 7,7%, в реальном – на 2,8%.
Среднемесячная номинальная заработная плата составила137 тыс. тенге и возросла в среднем за 2013 год на 7,5%. Реальная заработная плата за январь-декабрь 2013 года увеличилась на 1,6%.
Уровень безработицы снизился на 0,1% к уровню прошлого года и составил 5,2% к экономически активному населению.

ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ЗА 2013 ГОД
Оценка исполнения поступлений республиканского бюджета
В 2013 году поступления в республиканский бюджет составили 6375,6 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 2012 годом на 307,5 млрд. тенге.
Доля доходов в республиканском бюджете в общем объем поступлений составила 77,3%, доля погашенных бюджетных кредитов – 1,3%, доля поступлений займов – 16,5%.

Оценка исполнения доходов республиканского бюджета
При плане исполнения доходов республиканского бюджета на 2013 год в сумме 5152,7 млрд. тенге фактически поступило 5179,5 млрд. тенге, или 100,5%. В общей сумме доходов налоговые поступления составили 3510,6 млрд. тенге, или 68,1%, поступления трансфертов – 1559,2 млрд. тенге, или 30,1%, неналоговые поступления – 100,7 млрд. тенге, или 1,9%, поступления доходов от продажи основного капитала – 9,0 млрд. тенге, или 0,2%.
По сравнению с предыдущим годом доходы республиканского бюджета выросли на 416,1 млрд. тенге, или на 8,7%, в том числе объем налоговых поступлений увеличился на 535,0 млрд. тенге, или на 18,0%,трансфертов-на 38,5 млрд. тенге, или на 2,5%.
Сумма неналоговых поступлений снизилась на 149,2 млрд. тенге, или в 2,5 раза, поступлений от продажи основного капитала – на 8,3 млрд. тенге, или на 92,2%.
Поступления подоходного налога составили 1032,7 млрд. тенге, или 29,4% от налоговых поступлений, план поступлений не исполнен на 8,8%. Поступление налогов на международную торговлю и внешние операции составило 880,0 млрд. тенге, или 25% от налоговых поступлений.
Не выполнены планы по поступлению налога на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора, 7-ми видов акцизов на импорт товаров, таможенных пошлин, распределяемых Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
В течение 2013 года возросла зависимость доходов республиканского бюджета от уплаты налогов и платежей 300 налогоплательщиками, находящимися на мониторинге. Сумма поступлений по ним составила 2063,2 млрд. тенге, или 58,8% от всех налоговых поступлений в республиканский бюджет, по сравнению с 2012 годом указанная доля возросла на 17,2 процентных пункта (2012 год – 1236,5 млрд. тенге, или 41,6%).
Уплата налогов юридическими лицами-субъектами крупного предпринимательства составила 66,9%, среднего предпринимательства – 14,2%, малого предпринимательства – 18,5%.
Утвержденный план по поступлениям корпоративного подоходного налога (далее – КПН) с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КБК 101101) на 2013 год составлял 737,1 млрд. тенге, скорректирован до 650,7 млрд. тенге, или с сокращением от утвержденного на 86,3 млрд. тенге. Фактически в бюджет поступило 605,4 млрд. тенге, или 93% к плану.
По состоянию на 1 января 2014 года образовалась значительная сумма превышения налога на добавленную стоимость (далее – НДС) – 1417,6 млрд. тенге, что составило 40,4% от суммы всех налоговых поступлений республиканского бюджета. Сумма превышения НДС, подлежащая возврату налогоплательщикам-экспортерам, составила551,0 млрд. тенге, что больше соответствующей суммы, имевшейся на начало 2013 года, на 119,3 млрд. тенге, или на 27,6%.
Таким образом, все это в определенной степени влияет на исполнение плана доходов республиканского бюджета 2014 года из-за накопленных невозмещенных сумм превышения НДС, подлежащих возврату из бюджета.
За 2013 год поступление таможенных платежей и налогов (далее – ТПиН) при прогнозе в размере 1731,8 млрд. составило 1732,8 млрд. тенге, или 100,1%. По сравнению с 2012 годом рост поступлений составил 258,2 млрд. тенге, или 17,5% (за 2012 год – 1 474,6 млрд. тенге).
Поступление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты за 2013 год составило 582,1 млрд. тенге при плане 552,9 млрд. тенге, или 105,3%.
Перечисленная Республикой Казахстан сумма ввозных и защитных таможенных пошлин за 2013 год в бюджет государств-участников Таможенного союза (далее – ТС) составила 291,6 млрд. тенге, в том числе в Российскую Федерацию – 276,8 млрд. тенге, Республику Беларусь – 14,8 млрд. тенге.
Сумма встречных перечислений, полученных из государств-членов ТС, составила 250 млрд. тенге. В результате за 2013 год сложилось отрицательное сальдо в размере 41,6 млрд. тенге.
Сложившееся соотношение импорта каждой страны ТС за период сначала действия Соглашения адекватно установленному проценту распределения ввозных таможенных пошлин: Российская Федерация – 87,97%, Республика Беларусь – 4,7%, Республика Казахстан – 7,33%.
В то же время за 2013 год по отношению к 2010 году отмечен более высокий темп роста импорта в Республику Казахстан (164,2%) по сравнению с импортом в Российскую Федерацию и Республику Беларусь (140% и 125,4% соответственно).
По оценке Счетного комитета, в течение последних лет имеет место тенденция достижения исполнения планов по доходам республиканского бюджета за счета авансирования в счет будущих периодов. При этом проблемы потерь бюджета, связанные с вопросами эффективности налогового и таможенного администрирования, внесения соответствующих изменений в законодательство, направленных на обеспечение экономической безопасности государства, не решены.

Оценка эффективности налогового и таможенного администрирования
За 2013 год камеральным контролем налоговых органов выявлено 1170 контрагентов, имевших взаиморасчеты на сумму 194,2 млрд. тенге с 135 юридическими лицами, признанными судами лжепредприятиями. В результате из указанной суммы более 60% (117,6 млрд. тенге) являются безнадежными для начисления и взыскания налогов в связи с истечением сроков исковой давности, ликвидации контрагентов, признания самих контрагентов лжепредприятиями.
Данные о переданных налоговыми органами материалах в отношении юридических лиц, имеющих признаки лжепредпринимательства, свидетельствуют о том, что ежеквартально в среднем 5,2 тыс. юридических лиц, в том числе 1,8 тыс. вновь созданных, уклоняются от уплаты налогов. Обороты по реализации, по которым не начислены налоги, составляют от 271,2 млрд. тенге до 771,2 млрд. тенге ежеквартально.
В 2013 году по сравнению с предыдущим годом количество запланированных налоговых проверок снизилось с 3314 до 2574, или на 20%. Удельный вес завершенных проверок составляет 59%, тогда как по итогам 2012 года он составлял 62%. При этом выявляемость нарушений по налогоплательщикам с высокой степенью риска снизилась с 43% в 2012 году до 37% в 2013 году.
Применение многоуровневых схем взаимодействия подрядчиками государственного органа с контрагентами, уклонившимися от исполнения налоговых обязательств, свидетельствует об отсутствии в налоговом законодательстве оперативных механизмов устранения нарушений, ведущих к потерям бюджета.
В течение последних нескольких лет не решается вопрос о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство по конкретному противодействию мошенническим схемам уклонения от уплаты налогов.
Слабо прорабатываются вопросы сопоставимости статистики взаимной торговли Республики Казахстан с другими странами. Только разница между импортом товаров из КНР (6,1 млрд. долларов США), по данным Комитета таможенного контроля Министерства финансов, и экспортом товаров из КНР в Казахстан (9,3 млн. долларов. США), по данным Главного таможенного управления КНР, за 9 месяцев 2013 года составила 3,3 млрд. долларов США.
Оценка исполнения расходов республиканского бюджета
В 2013 году уточненные расходы республиканского бюджета составили 6359,8 млрд. тенге, уменьшившись по сравнению с изначально запланированным объемом на 186,0 млрд. тенге, или на 2,8%.
Фактические расходы составили 6316,6 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 2012 годом на 4,1%.
Доля расходов в ВВП уменьшилась с 20% в 2012 году до 18,8% в2013 году.
В структуре расходов значительный удельный вес занимают затраты (90,3%), которые по сравнению с 2012 годом увеличились на 441,4 млрд. тенге, или на 8,4%.
Дебиторская задолженность в 2013 году составила 121,9 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 2012 годом на 27,1 млрд. тенге и на 29 млрд. тенге по отношению к 2011 году.
Основными причинами роста дебиторской задолженности являются несоблюдение финансовой дисциплины, предоплата за получаемые товары и услуги, отсутствие анализа рисков, слабая претензионно-исковая работа и затягивание исполнения судебных решений.
Сумма кредиторской задолженности в 2013 году по сравнению с 2012 годом снизилась на 7,6 млрд. тенге и составила 28,4 млрд. тенге, в том числе с истекшим сроком исковой давности – на 6,8 млрд. тенге.
Кредиторская задолженность образовалась в связи с невыполнением договорных обязательств поставщиками по поставке товаров (работ и услуг), несвоевременным предоставлением счетов-фактур, возвратом счетов к оплате, внеплановыми командировочными расходами.

Оценка исполнения затрат республиканского бюджета
Объем затрат в 2013 году по сравнению с 2012 годом вырос на 8,4% и составил 5 700,8 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 23,8%.
Исполнение затрат республиканского бюджета в 2013 году осуществлялось в разрезе 15-ти функциональных групп по 656-и бюджетным программам, администрируемым 38 государственными органами.
Плановые значения затрат составили 5743,7 млрд. тенге, уменьшившись по сравнению с утвержденным показателем на 280,0 млрд. тенге, или на 4,6%.
Несмотря на проведенные уточнения, на конец отчетного периода по затратам не использовано 42,9 млрд. тенге. При этом годовые значения затрат не выполнены по десяти функциональным группам.
Неисполнение затрат в разрезе функциональных групп сложилось следующим образом: "Прочие" – на 18,5 млрд. тенге (7,2%), "Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения" – на5,9 млрд. тенге (3,1%), "Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность" – на 4,9 млрд. тенге (1,0%), "Государственные услуги общего характера" – на3,6 млрд. тенге (1,3%), "Здравоохранение" – на 3,3 млрд. тенге (0,7%), "Образование" – на 3,0 млрд. тенге (0,7%), и др.
Основная часть неосвоенных средств приходится на министерства финансов – 20,3 млрд. тенге, из них 17,0 млрд. тенге – нераспределенная сумма резерва Правительства, окружающей среды и водных ресурсов – 4,4 млрд. тенге, по чрезвычайным ситуациям – 3,2 млрд. тенге, образования и науки – 3,0 млрд. тенге, внутренних дел – 1,5 млрд. тенге, сельского хозяйства – 1,5 млрд. тенге.

Оценка использования бюджетных кредитов
Объем бюджетного кредитования при уточнении республиканского бюджета на 2013 год составил 122,1 млрд. тенге, увеличившись от утвержденного на 5,6 млрд. тенге. При этом по сравнению 2012 годом он уменьшился на 52,4 млрд. тенге, или на 30,0%.
В отчетном периоде бюджетные кредиты выделялись по 6-ти бюджетным программам, 4-м администраторам республиканских бюджетных программ на социальное обеспечение и социальную помощь, обеспечение конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, развитие жилищно-коммунального хозяйства, поддержку субъектов агропромышленного комплекса.
Для содействия развитию предпринимательства на селе в рамках программы "Дорожная карта занятости 2020" на бюджетное кредитование выделено 23,9 млрд. тенге, что по сравнению с 2012 годом больше в 1,9 раза.
По данным местных исполнительных органов, получателями микрокредитов стали 11,2 тыс. человек, при этом средний размер микрокредита при плане 2103,0 тыс. тенге составил 2140,9 тыс. тенге. Максимальная ставка вознаграждения по предоставленным кредитам для конечных заемщиков сложилась на уровне 6,2%.
Из числа получателей микрокредитов 7,9 тыс. человек открыли собственное дело. Выделенные средства освоены в полном объеме.
Для реализации мер социальной поддержки специалистов на бюджетное кредитование местными исполнительным органам выделено 6732,7 млн. тенге, которые освоены на 99,7%.
Вследствие экономии по районам, а также в связи с недостаточностью средств на приобретение одного дома, неиспользованный остаток составил 17,7 млн. тенге.
В рамках программы "Доступное жилье-2020" на строительство кредитного жилья для всех категорий граждан выделено 29,4 млрд. тенге. Освоение составило 28,0 млрд. тенге, или 95%. Срок освоения кредитных средств – 2013-2014 годы.
При плане ввода кредитного жилья на 2013 год площадью 271,7 тыс. кв. м. введено 314,6 тыс. кв. м., или 115,8%. В 2013 году на поддержку субъектов агропромышленного комплекса выделено 60,0 млрд. тенге, из которых освоено 59,5 млрд. тенге, или 99% от плана, с выплатой вознаграждения 0,01% годовых. По кредитам, выданным в 2012 году на формирование стабилизационного фонда, выявлены факты планирования расходов без учета фактической потребности, имеются случаи порчи и недостачи, недопоставки, поставки продукции низкого качества или при отсутствии сертификатов. Кроме того, допускаются завышение цен при закупе продукции, убытки при реализации продукции и оплата фактически неоказанных услуг. Нарушения при формировании и использовании стабфондов составили на сумму 12,1 млрд. тенге.

Оценка расходов на приобретение финансовых активов
За последние три года из республиканского бюджета на приобретение финансовых активов выделено 867,5 млрд. тенге. Вместе с тем, динамика расходов свидетельствует о значительном снижении объема расходов на эти цели в 2013 году. Если на приобретение активов в 2011 году израсходовано 338,3 млрд. тенге, то в 2012 году – 361,7 млрд. тенге, в 2013 году – 167,5 млрд. тенге.
Вместе с тем, расходы на приобретение финансовых активов по сравнению с 2012 годом снизились на 194,2 млрд. тенге, или на 53,7%.
На формирование и увеличение уставного капитала25акционерных обществ выделено 165,2 млрд. тенге.
Однако, остаток на КСН данных субъектов квазигосударственного сектора в органах казначейства составил 54,3 млрд. тенге, в том числе остатки средств 2013 года-42,3 млрд. тенге, или 25,5% от общего объема средств, выделенных на увеличение уставных капиталов.

Оценка дефицита бюджета и источников его финансирования
Дефицит республиканского бюджета на 2013 год первоначально утвержден в размере 785,2 млрд. тенге, уточнен в июне 2013 года в сторону увеличения до 870,6 млрд. тенге, в ноябре 2013 года скорректирован до 790,6 млрд. тенге.
На конец 2013 года дефицит бюджета сложился в размере 718,0 млрд. тенге, что ниже скорректированного на 72,6 млрд. тенге.
В течение 2011 – 2013 годов, несмотря на многократные уточнения и корректировки, допускались значительные отклонения фактического и уточненного объема дефицита бюджета от планируемого показателя.
Фактическая сумма привлеченных займов для покрытия дефицита бюджета на конец года составила 1103,1 млрд. тенге, что ниже запланированного на 7,6 млрд. тенге и скорректированного – на 2,9 млрд. тенге.
В 2011-2013 годах основными кредиторами в лице международных финансовых организаций являлись Международный банк Реконструкции и Развития (66,5%), Азиатский банк Развития (29%), Европейский Банк Реконструкции и Развития (3,5%), Исламский Банк Развития (1%).
В рамках заимствования на внутреннем рынке капитала размещены государственные эмиссионные ценные бумаги номинальной стоимостью 982,5 млрд. тенге.
Ежегодное погашение Правительством заимствований, используемых для финансирования дефицита бюджета, за 2011-2013 годы варьируется в границах 23%-35%.
Размер ненефтяного дефицита бюджета страны за 2013 год составил 2123,6 млрд. тенге. По сравнению с 2012 годом он снизился на 162,8 млрд. тенге (7%), а по сравнению с 2011 годом вырос на 347,7 млрд. тенге (20%).

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВРЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
Оценка эффективности реализации программных документов
В 2013 году Счетным комитетом осуществлен контроль эффективности и оценка реализации 2-х государственных и 13-ти отраслевых программ.
На реализацию проверенных государственных и отраслевых программ из запланированных 2 810,7 млрд. тенге освоено 2 731,6 млрд. тенге, в том числе по республиканскому бюджету – 1231,2 млрд. тенге, по местным бюджетам – 9,6 млрд. тенге, по внебюджетным средствам – 1490,8 млрд. тенге.
При этом размер выявленных нарушений бюджетного и иного законодательства составил 229,2 млрд. тенге, неэффективно использованы 26,1 млрд. тенге.

Оценка эффективности реализации государственных программ
При реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011 – 2015 годы из выделенных 89,2 млрд. тенге отдельными государственными органами не использованы 10,6 млрд. тенге.
Только в 2013 году, несмотря на произведенное перераспределение неиспользованных бюджетных средств при уточнении республиканского бюджета на 2013 год, остались неосвоенными 1,2 млрд. тенге. В ходе контроля установлены нарушения на общую сумму 1,8 млрд. тенге.
Установлено, что из 3 целевых индикаторов Отраслевой программы развития онкологической помощи в Республике Казахстан на 2012 – 2016 годы не достигнуты 2. Смертность от онкологической патологии на 100 тыс. населения при плане 101,0 случаев составила 103,9, а удельный вес 5-летней выживаемости больных со злокачественными новообразованиями при плане 51,6% фактически составил 50,3%.
Только в 2013 году выделено 21,3 млрд. тенге, или на 41,8% меньше запланированного. Вместе с тем, на 1 июля 2013 года остались неосвоенными 7,5 млрд. тенге.
Итоги промежуточной оценки Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы (далее – ГПФИИР) показали, что из-за недостаточно выработанных и согласованных методологических подходов в рамках ГПФИИР предусмотрены мероприятия, не связанные с ее целями и задачами, на реализацию которых в 2011-2012 годах направлено 21,9 млрд. тенге.
При этом установлено, что из 64 мероприятий плана по реализации ГПФИИР Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан владело информацией об исполнении лишь 34.
Уполномоченными органами на низком уровне проводилась отраслевая экспертиза проектов. В результате по состоянию на 1 октября 2013 года по 563 проектам, введенным в эксплуатацию в 2010-2012 годах и первом полугодии 2013 года, 131 проект (23,3%) не достиг плановой мощности, в том числе по 45 проектам освоение плановой мощности составило менее50%.
Из-за несоблюдения отдельных норм бюджетного и иного законодательства допущены нарушения в размере 22,3 млрд. тенге, неэффективное использование средств республиканского бюджета составило 20,5 млрд. тенге.
Промежуточной оценкой реализации Программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в РК на 2010 – 2014 годы установлено, что не достигаются показатели по внедрению новых технологий и опытно-конструкторских разработок, созданию совместно с крупными зарубежными компаниями высокотехнологичного производства, формированию отраслевых центров, эффективности государственных расходов на науку и инновации.
В Программу инноваций включен показатель по увеличению количества инженерно-технического персонала на 100 тыс. человек населения, не учитываемый официальными органами статистики. В результате данные по нему отсутствуют и не подвергаются контролю и мониторингу.
В связи с низкой заинтересованностью отечественных производителей, а также отсутствием необходимых условий для создания опытных образцов, отмечается низкая коммерческая реализация проектов, отобранных через технопарки, офисы коммерциализации, конструкторские бюро.
Промежуточная оценка эффективности Программы по развитию легкой промышленности в Республике Казахстан на 2010-2014 годы показала, что преимущества страны по наличию сырьевых ресурсов, транспортной инфраструктуры производственного потенциала, а также близости к крупнейшим рынкам в полном объем не использованы. Тем самым, не решен вопрос по повышению уровня конкурентоспособности продукции, износа основных фондов, на рынке практически отсутствуют товары отечественных производителей, сохраняется недостаток квалифицированных кадров.
Вследствие некорректного определения 5 из 8 индикаторов были исключены из программы.
Доля отечественного производства в общем объеме ресурсов снизилась с 32,7% в 2008 году до 16,6% в 2013 году, что значительно ниже утвержденного целевого уровня.
В ходе реализации Программы по привлечению инвестиций, развитию свободных экономических зон и стимулированию экспорта в Республики Казахстан на 2010-2014 годы из 14 целевых индикаторов недостигнуты 5.
Из 74 пунктов плана по реализации Программы инвестиций 64мероприятия предусматривают разработку нормативных правовых актов, которые косвенно влияют на выполнение ее задач и целевых индикаторов.
Предусмотренные Программой инвестиций задачи по привлечению займов и инвестиций не реализуются, строительство объектов инфраструктуры осуществляется практически за счет государственных средств. Объем вложенных инвестиций за 12 лет с момента создания СЭЗ составил 156,0 млрд. тенге, или 5% от заявленной стоимости всех проектов.
Действующая нормативная правовая база государственного регулирования в области исследования недр не в полной мере обеспечивает реализацию Программы по развитию минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы.
Оценка эффективности Программы по развитию горно-металлургической отрасли в Республики Казахстан на 2010-2014 годы (далее – Программа) свидетельствует о сохраняющихся рисках невыполнения ее целевых индикаторов. Из 13 показателей не достигнуты результаты по 8, в частности, по объемам выпуска предельного чугуна, плоского проката стали, белой жести, оцинкованного железа, труб, катодной меди, необработанного цинка, свинца.
Остаются актуальными проблемы в горно-металлургической отрасли. Среди них низкие объемы производства продукции высоких переделов, высокая степень износа активов, неразвитость транспортной и энергетической инфраструктур, низкий уровень внедрения инновационных разработок, недостаточный объем финансирования на разработки инновационных технологий, а также риски по сбыту продукции.
В ходе реализации Программы общая сумма допущенных нарушений составила 3141,0 млн. тенге.
Проведенная оценка хода реализации Программы по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов в Республики Казахстан на 2010-2014 годы показала, что при наличии определенных положительных сдвигов и достижении результатов отечественные предприятия строительной отрасли в настоящее время не способны полностью удовлетворить внутренний рынок стройматериалами в связи с неконкурентоспособностью продукции и неполной загруженностью мощностей.
Доля отечественного производства строительных материалов в 2013 году составила 71,8% в общем объеме ресурсов, в том числе по производству керамических плитки и плит – 1,2%, кровельных материалов – 29,5%.
Оценка эффективности Программы "Дорожная карта бизнеса 2020" показала, что региональными координационными советами принимались решения о финансировании проектов, не содержащих достаточные обоснования для оказания государственной поддержки. Бюджетные средства выделялись на подведение производственной инфраструктуры для нефункционирующих и не принятых в эксплуатацию объектов, имели место необоснованные отказы в субсидировании процентных ставок по кредитам.
Для субсидирования предпринимателей на 2013 год первоначально запланировано 13,6 млрд. тенге, которые за счет заключения дополнительных соглашений были увеличены до 14,0 млрд. тенге. Причиной послужило то, что расходы на гранты изначально не были предусмотрены, соответствующие расчеты в бюджетных заявках местных исполнительных органах и в сводных расчетах отсутствовали.
В ходе оценки реализации Программы по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010-2014 годы установлено, что ее цель по обеспечению сбалансированного и эффективного развития нефтегазовой отрасли в полной мере не достигается.
Не осуществлено достижение запланированного объема добычи углеводородов, обеспечение потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах и газе, увеличение уровня казахстанского содержания в нефтегазовых компаниях и снижение негативного воздействия на окружающую среду.
В Казахстане не выполняются прогнозные показатели по казахстанскому содержанию в закупках нефтегазовых компаний по товарам до 16%, по работам и услугам – до 85%. На данных показателях также отражается отсутствие обязательств по местному содержанию в заключенных контрактах с иностранными нефтедобывающими компаниями.
Общая сумма нарушений при реализации Программы нефтегазового сектора составила 3,8 млрд. тенге.

Оценка эффективности реализации отраслевых программ
При реализации Программы "Ак булак" на 2011-2020 годы в Комитете по водным ресурсам Министерства окружающей среды и водных ресурсов, в Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Южно-Казахстанской областях и городе Астане выявлены нарушения на общую сумму 42,0 млрд. тенге.
Не решена задача по тарифообразованию для обеспечения рентабельной работы водохозяйственных организаций, а также рационального потребления воды населением.
Из 16 предусмотренных Программой "Модернизация жилищно-коммунального хозяйства на 2011-2020 годы" мероприятий не исполнено 6.
Из-за слабой проработки Программы активность собственников жилья в управлении объектами кондоминиума и проведении ремонтных работ остается низкой, система отчислений населения для накопления средств на капитальный ремонт общедомового имущества не функционирует.
Как показали результаты контроля, по итогам реализации мероприятий модернизация коммунальной инфраструктуры не обеспечена. По данным опроса антикоррупционного комитета при ОО "Казпотребнадзор", 79,8% опрошенных граждан недовольны качеством капитального ремонта общедомового имущества.
В результате отсутствия должного контроля за использованием бюджетных средств, допущены нарушения требований бюджетного и иного законодательства на общую сумму 18,7 млрд. тенге.
Оценка эффективности реализации Программы "Доступное жилье" показала, что в большинстве регионов предоставление гражданам арендного жилья не осуществляется. По состоянию на 1 июля 2013 года договоры аренды 75 квартир заключены только в Костанайской области.
Установлены факты расходования средств республиканского бюджета на мероприятия, не отвечающие требованиям Программы "Доступное жилье".
Отсутствие мониторинга и должного контроля за ходом реализации Программы "Доступное жилье" привело к тому, что, согласно данным АО "Жилстройсбербанк", по состоянию на 1 июля 2013 года сдано в эксплуатацию 264,7 тыс. кв. м, а по информации Министерства регионального развития – 302,0 тыс. кв. м, с разницей в 37,3 тыс. кв. м.
Из-за отсутствия должной организации, координации и мониторинга использования средств республиканского бюджета при реализации Программы "Дорожная карта занятости – 2020" (далее – Программа ДКЗ-2020)допущены факты нарушений бюджетного и иного законодательства на общую сумму 5,3 млрд. тенге и неэффективного использования на сумму 3,8 млрд. тенге.
В связи с отсутствием данных о кадровом потенциале на краткосрочную и долгосрочную перспективы и потребности в специалистах, необходимых для реализации инвестиционных проектов, профессиональное обучение и подготовка специалистов в рамках Программы ДКЗ-2020 не увязана с реальной потребностью в квалифицированных кадрах в разрезе отраслей экономики.
Местными исполнительными органами не на должном уровне ведется мониторинг трудоустройства участников Программы ДКЗ-2020 в разрезе отраслей экономической деятельности, что затрудняет отслеживание изменений на рынке труда. В 2013 году отсутствовало сотрудничество с частными агентствами занятости, для расширения возможностей трудоустройства. Не определена ответственность работодателей, участвующих в реализации Программы, определяющих потребность профессионального развития кадрового потенциала и обеспечивающих трудоустройство в разрезе специальностей по отраслям экономики.

Оценка реализации стратегических планов государственных органов
В 2013 году Счетным комитетом осуществлена оценка реализации стратегических планов 14 государственных органов. По ее итогам выявлен ряд проблем, как при их разработке, так и при реализации.
Государственными органами при разработке стратегических планов зачастую включались необоснованные показатели. При выделенных определенных объемах бюджетных средств обеспечивалась реализация показателей, в разы превышающих плановые, а в отдельных случаях показатели проставлялись ниже значений, достигнутых в предыдущие годы.
Отсутствие должной координации работы центральных государственных и местных исполнительных органов при реализации мероприятий стратегического плана приводит к неэффективному освоению целевых трансфертов. Как результат, бюджетные средства не осваиваются, объекты в эксплуатацию своевременно не сдаются, поставленные цели не достигаются.
Законодательство по регулированию распределяемых бюджетных программ несовершенно. Прозрачность отчетов об исполнении администраторами бюджетных программ отсутствует. Кроме того, не выработан единый механизм отражения распределяемых бюджетных программ в стратегических планах государственных органов. У одних администраторов бюджетных программ объемы выделенных средств распределяемых программ включаются в стратегические планы, но индикаторы и показатели по ним не разрабатываются, у других – объемы по распределяемым программам отсутствуют.
Оценка эффективности использования активов государства субъектами квазигосударственного сектора
По оценке Счетного комитета, оптимизация субъектов квазигосударственного сектора осуществляется на недостаточном уровне. Это выражается в росте количества акционерных обществ с участием государства, убыточности отдельных из них, недостижении поставленных перед ними конечных результатов, нарушениях бюджетного и иного законодательства при реализации инвестиционных проектов. По итогам 2013 года количество убыточных АО и ТОО достигло 30-ти, увеличившись по сравнению 2012 годом на 5, при этом допущены убытки на 3,4 млрд. тенге.
В целом за последние три года в доход республиканского бюджета поступило 203,4 млрд. тенге дивидендов, или 1,1% от общего объема поступлений в бюджет (17774,9 млрд. тенге за 3 года).

Оценка эффективности реализации республиканских бюджетных инвестиционных проектов
На реализацию инвестиционной политики в 2013 году из республиканского бюджета выделено 328,6 млрд. тенге, что на 18 млрд. тенге, или на 5,5% меньше по сравнению с прошлым годом. При этом остались не освоенными 12,8 млрд. тенге.
Если при утверждении республиканского бюджета объем инвестиций составлял 571,7 млрд. тенге, то после уточнений и корректировок сумма ассигнований уменьшилась почти в 2 раза или на 243,1 млрд. тенге.
При этом количество приоритетных республиканских бюджетных инвестиционных проектов в результате уточнений по итогам 2013 года увеличилось на 98 единиц.
Вместе с тем, из утвержденного перечня исключено 22 проекта общей стоимостью 28,5 млрд. тенге. Тем самым временно отвлеченные средства республиканского бюджета могли быть направлены на социально-значимые сферы и оказать определенный эффект на такие сферы как образование, здравоохранение, сельское хозяйство, недропользование, государственные услуги общего характера.
Установлено, что объектами контроля в 2013 году при реализации инвестиционных проектов бюджетные средства в сумме 80,9 млрд. тенге использованы неэффективно.
Таким образом, некачественное планирование бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов, несоблюдение действующих законодательных актов в области строительной деятельности, неосвоение бюджетных средств приводит к их неэффективному использованию.
Основными причинами многочисленных удорожаний проектов являются:
некачественное составление технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации инвестиционных проектов и их некачественная экспертиза;
несоответствие объемов финансирования утвержденным срокам строительства, влекущее несоблюдение нормативного срока строительства;
отклонение от проектных решений при строительстве и включение дополнительных объемов работ в утвержденные проекты;
ненадлежащий контроль со стороны заказчика за соблюдением сроков и качеством строительства. Действующая нескоординированная и неспособная противостоять коррупционным проявлениям система экспертизы инвестиционных проектов приводит к неэффективному использованию значительных объемов государственных инвестиций на развитие, неполному достижению стратегических целей и задач.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА В РЕГИОНАХ
Оценка эффективности использования трансфертов в регионах
Размеры целевых трансфертов, выделяемых регионам из республиканского бюджета, ежегодно растут.
В 2013 году объем выделенных целевых трансфертов составил 1043,5 млрд. тенге, что на 18,1% выше уровня 2012 года.
По сравнению с 2012 годом сумма субвенций сократилась на 14,8 млрд. тенге, из которых 11,4 млрд. тенге, или 77,0% приходится на город Астану.
В структуре средств, выделяемых из республиканского бюджета, за последние три года наблюдается увеличение целевых текущих трансфертов, при одновременном снижении трансфертов на развитие.
Увеличение объемов межбюджетных трансфертов снижает налоговые стимулы к пополнению местных бюджетов и ответственность местных исполнительных органов за решение региональных социально-экономических проблем.
В 2013 году свыше 50% собственных доходов местных бюджетов имеют только 4 региона (Атырауская, Мангистауская, Павлодарская области, город Алматы). В остальных регионах этот показатель не превышает 39,7%.
По мнению Счетного комитета, это связано с тем, что применяемый коэффициент учета бедности, который предусматривается методикой расчетов трансфертов общего характера, не достаточно точен для определения объемов субвенций.
Из выделенных из республиканского бюджета целевых трансфертов в размере 1043,6 млрд. тенге администраторами бюджетных программ неосвоено 8,5 млрд. тенге, из которых текущие трансферты составляют 3,3 млрд. тенге и трансферты на развитие – 5,2 млрд. тенге.
В 2013 году, сумма неиспользованных или использованных не по целевому назначению трансфертов, возвращенных местными исполнительными органами в республиканский бюджет, сложилась на 9,3 млрд. тенге ниже уровня 2012 года, но превысила сумму возврата 2011года на 108,7 млн. тенге.
Таким образом, местными исполнительными органами с учетом возврата целевых трансфертов не освоено 26 млрд. тенге.
Увеличивающиеся объемы целевых трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета регионам, несовершенство межбюджетных отношений, отсутствие должного взаимодействия между центральными государственными и местными исполнительными органами приводят к росту нарушений бюджетного и иного законодательства при их использовании.
В 2013 году при формировании и использовании трансфертов центральными государственными органами допущены финансовые нарушения на сумму 96,9 млрд. тенге, местными исполнительными органами – на 76,8 млрд. тенге.
По оценке Счетного комитета, основными причинами нарушений являются некачественное планирование объемов целевых трансфертов, которое зачастую осуществляется без детальных проверок расчетов и анализа достоверности требуемого обоснования, необходимых заключений и экспертиз уполномоченных органов, отсутствие должного контроля со стороны администраторов бюджетных программ.

Оценка реализации инвестиционных проектов в регионах
В 2013 году объем целевых трансфертов, выделенных из республиканского бюджета на реализацию инвестиционных проектов, по сравнению с прошлым отчетным годом уменьшился на 34,1 млрд. тенге и составил 529,1 млрд. тенге.
Согласно утвержденному республиканскому бюджету, на реализацию бюджетных инвестиционных проектов планировалось направить 447,3 млрд. тенге. Однако, в течение 2013 года, после уточнений и корректировок объем ассигнований увеличился до 529,1 млрд. тенге, которые были освоены на 99%.
По информации местных исполнительных органов не освоено 5,2 млрд. тенге целевых трансфертов на развитие.
В ходе реализации инвестиционных проектов, по данным, представленным местными исполнительными органами, образовалась дебиторская задолженность в размере 34,9 млрд. тенге. Кредиторская задолженность составила 1,4 млрд. тенге.
В 2013 году обеспечивалась реализация 1669 инвестиционных проектов (программ), из них в 2013 году предусматривалось завершить 959, остались не завершенными 97 проектов в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, развития транспортной инфраструктуры.
Основными причинами срыва реализации 97 проектов являются неисполнение поставщиками услуг договорных обязательств, приостановка строительства в связи с судебными разбирательствами, необходимость проведения работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, недостаток средств вышестоящего бюджета в планируемом году, отсутствие конкурсных процедур.
Таким образом, использование инвестиций из республиканского бюджета, направленных на развитие регионов, сопровождается срывами сроков ввода в эксплуатацию, нарушениями законодательства о строительной деятельности, а также систематическим удорожанием сметной стоимости проектов. При выделении средств из республиканского бюджета на реализацию инвестиционных проектов в регионах не прорабатывается комплексный подход по вопросам софинансирования из местного бюджета. Тем самым объекты "замораживаются", проекты своевременно в эксплуатацию не вводятся, в дальнейшем ТЭО и ПСД устаревают, в связи с чем изменения в них вносятся при дополнительном выделении бюджетных средств.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Выводы
1. Макроэкономическая ситуация в республике в целом оказала положительное влияние на исполнение республиканского бюджета за 2013 год. Уточненные основные параметры доходов и расходов республиканского бюджета выполнены. Вместе с тем, не использованы отдельные резервы увеличения налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, а также повышения эффективности использования бюджетных средств.
2. Для выполнения планового значения по доходам на 2013 год используется механизм авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу и приостановления возврата перевыполнения НДС по нулевой ставке.
В результате увеличиваются суммы переплат по КПН и к возмещению по НДС, а также растет дебетовое сальдо по НДС, составившие в 2013 году 77,5 млрд. тенге, 551,0 млрд. тенге и 1417,6 млрд. тенге соответственно.
Деятельность налоговых органов, вследствие недоработок и слабого администрирования, не способствует увеличению поступлений в бюджет, налоговый потенциал страны в полном объеме не изучается и неиспользуется. Отсутствует адекватная зависимость роста валовой добавленной стоимости отраслей и поступлений в бюджет.
3. В 2013 году неосвоенными остались средства республиканского бюджета на сумму 43,2 млрд. тенге, субъектами квазигосударственного сектора в финансовом году не использованы средства бюджета в размере 62,6 млрд. тенге, не освоены, возвращены в доход республиканского бюджета целевые трансферты из областей на сумму 26 млрд. тенге.
В свою очередь неэффективно использованы средства республиканского бюджета на сумму 191 млрд. тенге. В результате упущена возможность дополнительного мультипликативного эффекта бюджетных средств на рост экономики.
4. За период реализации государственных и отраслевых программ не в полной мере решены предусмотренные задачи и достигнуты поставленные цели. Основными причинами недостижения являются некачественное планирование, недостаточная проработка организационных мероприятий и отсутствие своевременного и полного финансирования.
5. Отсутствие в ряде инвестиционных проектов индустриальной и инновационной направленности не обеспечило должный эффект на социально-экономическое развитие регионов.
6. Государственными органами при разработке стратегических планов включались необоснованные показатели. При выделенных бюджетных средствах обеспечивалась реализация показателей, в разы превышающих плановые, а в отдельных случаях показатели проставлялись ниже значений, достигнутых в предыдущие годы.
7. Действующее законодательство в сфере регулирования распределяемых бюджетных программ несовершенно. Отсутствует единый механизм отражения их результатов в стратегических планах государственных органов, что приводит к искажению их оценки проводимой уполномоченным органом по государственному планированию.
8. Бюджетным законодательством не регламентируются требования ко всем этапам бюджетного процесса в отношении конечных заемщиков, в том числе их ответственности, как субъектов бюджетного кредитования.
9. Сохраняется практика пересмотра в течение финансового года перечня инвестиционных проектов при уточнениях и корректировках бюджета, что влечет включение новых слабо проработанных проектов с поздними сроками доведения финансирования по ним до конечных потребителей. Как следствие, это приводит к несвоевременному освоению средств и нарушениям сроков реализации проектов, их удорожанию. Отдельные проекты, ранее одобренные к финансированию, исключаются из указанного перечня, что влияет на преемственность принимаемых решений и отвлечение средств республиканского бюджета от социально-значимых сфер.
10. Уточненный перечень республиканских бюджетных инвестиционных проектов 2013 года (отсутствуют 45 инвестиционных проектов стоимостью 45,6 млрд. тенге) не соответствует перечню, утвержденному в Прогнозе социально-экономического развития на 2013-2017 годы (далее-Прогноз), что свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между параметрами Прогноза и включенными в него инвестиционными проектами.
11. При выделении средств из республиканского бюджета на реализацию инвестиционных проектов в регионах комплексный подход по вопросам софинансирования из местного бюджета не применяется. Тем самым проекты своевременно в эксплуатацию не вводятся, объекты "замораживаются", технико-экономическое обоснование и проектно-сметная документация устаревают, изменения в них вносятся с дополнительным выделением бюджетных средств.
12. Многочисленность видов трансфертов, усложненность планирования, несовершенство механизма передачи средств конечным получателям, размытость ответственности между администраторами и местными исполнительными органами, ослабление самостоятельности регионов в принятии решений приводят к неосвоению и неэффективному использованию трансфертов.
13. Действующий механизм выделения трансфертов не стимулирует регионы к увеличению доходной части бюджета и способствует сохранению и развитию иждивенческих настроений.

Рекомендации
1. В целях увеличения объемов поступлений в доход республиканского бюджета провести комплекс мер по сокращению переплаты по КПН и обеспечению полного и своевременного их поступления в бюджет.
2. Для поддержки отечественных товаропроизводителей обеспечить своевременный возврат НДС по нулевой ставке и сократить суммы дебетового сальдо по НДС.
3. Выявить и обосновать причины расхождения сопоставительной таможенной статистики взаимной торговли между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой.
4. Усилить взаимодействие информационных систем Налогового комитета с другими информационными системами Министерства финансов и государственных органов с целью своевременного выявления фирм-однодневок и повышения качества налогового администрирования.
5. Обеспечить прозрачный механизм отражения исполнения распределяемых бюджетных программ при оценке стратегических планов государственных органов с внесением изменений в действующее законодательство по системе государственного планирования.
6. Внести изменения в бюджетное законодательство по регламентации перечня условий реструктуризации бюджетного кредитования, урегулированию вопросов бюджетных процедур в отношении конечных заемщиков по предоставлению бюджетных кредитов, в том числе за их нецелевое использование.
7. Разработать механизм взаимодействия в рамках реализации программы "Дорожная карта занятости 2020" с другими государственными и отраслевыми программами по вопросам создания новых рабочих мест и обеспечения занятости в регионах.
8. Рассмотреть вопрос о формировании консолидированных бюджетов на кассовой основе субъектами квазигосударственного сектора.
9. Совершенствовать методику определения бюджетных средств, планируемых на увеличение, пополнение уставных капиталов акционерных обществ с участием государства. Определить критерии и показатели эффективности функционирования различных субъектов квазигосударственного сектора. На основе анализа этих критериев и показателей предусмотреть механизм выделения средств из республиканского бюджета на формирование, увеличение уставных капиталов акционерных обществ, ТОО, РГП и РГКП. Установить причины увеличения количества убыточных РГКП и принять системные меры по их оптимизации.
10. Внести изменения в законодательство о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в части утверждения единых правил в области дивидендной политики, типовой учетной политики для субъектов квазигосударственного сектора.
11. Повысить качество планирования инвестиционных проектов, ужесточив контроль обоснованности строительных документов (ТЭО, ПСД) с усилением ответственности уполномоченных организаций за проводимые экспертизы. При выделении средств из республиканского бюджета на инвестиционные проекты проводить анализ эффективности и возможности софинансирования из местного бюджета и внебюджетных средств.
12. Рассмотреть введение ответственности уполномоченных государственных органов за некачественное планирование при формировании бюджетов, совершенствование методик расчетов трансфертов общего характера и прогнозирования поступлений доходов в местные бюджеты с учетом уровня социально-экономического развития, налогового потенциала, нормативов бюджетной обеспеченности, состояния воспроизводственной базы и уровня развития производительных сил в регионах.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.07.2014
О первом заседании Совета по переходу к "зеленой" экономике при Президенте РК 31.07.2014
В стране добыто 36,7 млн тонн нефти за первую половину 2014 года 31.07.2014
В Министерстве труда и социальной защиты населения РК состоялось расширенное заседание коллегии 31.07.2014
В МТСЗН РК состоялось заседание Координационного совета в области защиты прав инвалидов 31.07.2014
Отчет акима Мангистауской области за 1 полугодие 2014 года 31.07.2014
"Пресс-службе "Эйр Астаны", прежде чем удивляться заявлениям депутатов, следовало бы изучать и заявления своего руководства" 31.07.2014
УДП и МЧС РК провели семинар по разъяснению норм нового закона о гражданской защите 31.07.2014
Судебные итоги 31.07.2014
Сирия: зверства священного Рамадана 31.07.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz