NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 07:30 ast
05:30 msk

Рабочий график Главы государства
Участие в открытии четвертой сессии Парламента Республики Казахстан
03.09.2014 / политика и общество

"Ак Орда", 2 сентября

Участие в открытии четвертой сессии Парламента Республики Казахстан
В своем выступлении Президент Казахстана отметил важность слаженной работы Парламента и Правительства для того, чтобы умело воспользоваться открывающимися "окнами возможностей".
– Одна из главных задач, связанных с вхождением Казахстана в 30 развитых стран – продолжение административной реформы и создание эффективной системы госуправления с профессиональным и компактным госаппаратом. Как вам известно, уже реализовано решение о новой структуре Правительства. Подписан и реализуется Указ о разграничении полномочий между уровнями государственного управления. Это дает возможность сократить многоступенчатость и дублирование в работе государственного аппарата, – сказал Глава государства.
Нурсултан Назарбаев также подчеркнул, что в рамках реализации задач по вхождению Казахстана в 30 развитых стран необходимо продолжить работу по структурным реформам с учетом передового мирового опыта.
– Основная цель – это создание максимально благоприятных условий ведения бизнеса, стимулирование притока инвестиций, защита предпринимательства, а также повышение качества госуслуг, – сказал Президент Казахстана.
В связи с этим, Глава государства поделился своим видением относительно направлений структурной реформы, по которым следует провести законотворческую работу. В их числе, завершение процесса принятия кодексов нового поколения – Предпринимательского и Гражданского процессуального кодексов, полноценное развитие арбитража, интеграция всех существующих государственных систем и баз данных на платформе "Электронного правительства" до 2017 года.
Кроме того, предполагается расширение применения принципа "одного окна" для инвесторов, сокращение количества разрешений на 50% в течение 2015 года, максимальное упрощение таможенных процедур. Также поручено провести ревизию законодательства и максимально сузить требования о нотариальном заверении документов, обеспечить выдачу справок для населения по принципу "одного окна", требуемых при трудоустройстве, выезде за рубеж и получении водительских прав.
Президент Казахстана назвал законопроекты, которые необходимо рассмотреть в приоритетном порядке в ходе четвертой сессии. Среди них, законопроекты по вопросам недропользования, блок изменений в налоговое законодательство для повышения производительности в АПК, по совершенствованию системы академического управления автономных организаций образования, миграции населения.
Также Глава государства обратился к депутатам с просьбой рассмотреть возможность сокращения времени депутатских каникул.
– Такое решение позволило бы депутатскому корпусу работать слаженно и в едином ритме со всеми государственными органами во благо народа, – сказал Нурсултан Назарбаев.
Президент Казахстана обратил внимание, что Правительством проработан ряд мер, исходя из оптимистичных и пессимистичных сценариев развития экономики.
– У нас уже есть четкий план действий по обеспечению экономической безопасности страны. При всех возможных вариантах развития, Правительству поручено не сокращать финансирование социальных обязательств государства. Это очень важно. Мы располагаем всеми необходимыми ресурсами для обеспечения стабильного благосостояния народа, – сказал Глава государства.
В ходе открытия четвертой сессии, Нурсултан Назарбаев также принял присягу ряда новых депутатов народу Казахстана.

-----

Выступление Президента Казахстана Н.Назарбаева на открытии четвертой сессии Парламента РК пятого созыва

Құрметті Мәжіліс және Сенат депутаттары!
Баршаңызды жаңа парламенттік маусымның ашылуымен шын жүректен құттықтаймын! Жұмыстарыңызға табыс тілеймін. Еліміздің әлеуметтік-экономикалық дамуында жылдар бойғы оңтайлы үдерістердің қалыптасуы Парламентіміздің жұмысымен де тікелей байланысты екенін ерекше атап өткім келеді. Парламент алдағы уақытта да осы қарқыннан таймай, халық өкілі ретіндегі өз міндетін абыроймен атқаратынына сенімдімін. Қазіргі таңда біз дамудың ең шешуші сатысы – "Қазақстан 2050" Стратегиясын жүзеге асырудамыз. Бұл құжатты заңнамалық тұрғыдан қамтамасыз ету сіздердің айрықша міндеттеріңіз болып табылады.
Төртінші сессияның өз ерекшелігі бар. Ол өздеріңізге белгілі, 2008 жылғы қазанда сайланған Парламент Сенаты депутаттарының өкілеттік мерзімінің аяқталуына байланысты. Жаңа сенаторларды сайлау мерзімі биылғы жылдың 1 қазанына белгіленіп отыр. Еліміздің жоғары заң шығарушы органына 16 өңірден бір-бір депутаттан сайланатын болады. Парламент Сенатына сайлауға дайындық ашық, жария түрде өтіп жатыр және қоғамда шынайы қызығушылық тудырып отыр. Халық арасында саяси белсенділік пен құқықтық мәдениет артып келеді. Сондықтан біздің алдымызда әділ және ашық сайлау өткізу міндеті тұр. Азаматтардың құқықтары мен бостандықтарын құрметтеу, Конституцияның нормалары мен қағидаттарын сақтау Қазақстан Республикасының тұрақты демократиялық дамуының кепілі болып табылады. Осыны естен шығармағанымыз абзал.
Уважаемые депутаты!
Новая сессия Парламента начинается в непростых условиях. Сохраняется непредсказуемость в мировой экономике. Углубляются геополитические риски, в том числе, связанные с осложнением международных отношений из-за событий в Украине. Взаимные санкции применили друг против друга государства, производящие в общей сложности 60 процентов мирового ВВП. Все это влечет серьезные коррективы и изменения в сложившиеся экономические отношения и миропорядок. Это приведет к снижению роста экономики наших партнеров, что повлияет и на нас. Поэтому важно сделать все, чтобы предупредить возможные негативные вызовы для экономики, благосостояния народа и безопасности Казахстана. Этим по моему поручению занимается Правительство.
Сегодня необходима слаженная работа Парламента и Правительства, чтобы умело воспользоваться открывающимися "окнами возможностей". Одна из главных задач, связанных с вхождением Казахстана в 30 развитых стран – продолжение административной реформы и создание эффективной системы госуправления с профессиональным и компактным госаппаратом. Как вам известно, уже реализовано решение о новой структуре Правительства. Подписан и реализуется Указ о разграничении полномочий между уровнями государственного управления. Это дает возможность сократить многоступенчатость и дублирование в работе государственного аппарата.
В основе этого процесса заложены следующие подходы.
Во-первых, в сегодняшней экономической ситуации Правительство должно сосредоточиться на стратегических вопросах по реализации основных направлений социально-экономической политики. Необходимо передать министерствам компетенцию по принятию подзаконных актов – различных правил, инструкций, положений и т.д. Каждый министр должен будет иметь все необходимые полномочия по курируемой сфере и нести полную ответственность за принятые решения. Это требование надо законодательно урегулировать.
Во-вторых, комитетам министерств, наряду с контрольными и реализационными функциями, предоставляются полномочия по принятию решений, обеспечивающих осуществление государственной политики в соответствующих сферах. Прежние функции комитетов по централизованному контролю за обеспечением эффективного регулирования отрасли, должны сохраниться за территориальными органами. Например, в сфере энергонадзора мы с 1 января 2015 года переходим к формированию единого рынка мощности. Поэтому контроль за энергетической системой должен осуществляться централизованно. На центральном уровне должны оставаться контроль и надзор в некоторых других важных сферах и отраслях. Это я своим Указом определил. С 2017 года необходимо трансформировать Комитет по оплате медицинских услуг Министерства здравоохранения и социального развития, создав Фонд обязательного медицинского страхования. Ныне действующая Единая национальная система здравоохранения будет базой для данного Фонда.
В-третьих, акиматам необходимо передавать функции, которые более эффективно исполняются на уровне регионов. Это, прежде всего, функции местного значения. В пользу этого говорит и широкий международный опыт. При этом одна функция должна быть закреплена только за одним государственным органом. Дублирования быть не должно. Центральные госорганы должны следить за тем, чтобы качество контроля и надзора за соблюдением всех норм законодательства не снижалось. Считаю, что и по сельскому хозяйству нужно расширить спектр полномочий местных органов власти. Важно также обеспечить укрепление акиматов в сфере ветеринарного контроля с передачей функции и соответствующего штата специалистов.
Безболезненно можно передать в ведение акимов и отдельные функции, связанные с оказанием услуг населению в сфере теплоснабжения. Например, вопросы функционирования объектов теплоснабжения и подготовки к отопительному сезону должны полностью быть в руках местного акима. В то же время, передача функций местным органам – это не только наделение их большими полномочиями.Это их новая ответственность за реализацию и достижение всех целевых показателей.
В-четвертых, в рамках разграничения полномочий необходимо продолжить работу по передаче государственных функций в негосударственный сектор. Эти функции во многих странах осуществляют саморегулируемые организации. Для этого надо приступить к созданию сети таких независимых организаций. Я остановился только на основных подходах, используемых в моем Указе по разграничению полномочий между уровнями госуправления. Поручаю Правительству внести в текущем месяце в Парламент соответствующий законопроект, направленный на реализацию данного Указа. Рассмотрение этого законопроекта необходимо сделать срочным.
Уважаемые депутаты!
В рамках реализации задач по вхождению Казахстана в 30 развитых стран необходимо продолжить работу по структурным реформам с учетом передового мирового опыта. Основная цель – это создание максимально благоприятных условий ведения бизнеса, стимулирование притока инвестиций, защита предпринимательства, а также повышение качества госуслуг.
Я вижу следующие направления структурной реформы, по которым нужно провести законотворческую работу.
Первое. Необходимо завершить процесс принятия кодексов нового поколения – Предпринимательского и Гражданского процессуального кодексов.
Второе. Для эффективной инвестиционной деятельности необходимо полноценное развитие арбитража. Не секрет, что сейчас инвесторы, особенно иностранные, предпочитают обращаться за разрешением возникающих споров, в зарубежные арбитражные инстанции. Это говорит о слабом доверии к нашей судебной системе и ее решениям. Следует рассмотреть возможность принятия комплекса мер по развитию отечественного арбитража, работающего по общепринятым международным стандартам. Поручаю Правительству до 1 апреля 2015 года разработать и внести в Парламент единый Закон об арбитраже.
Третье. Необходимо упростить оказание государственных услуг населению и бизнесу. Надо расширить функционал "Электронного правительства". Поручаю Правительству до 2017 года интегрировать все существующие государственные системы и базы данных на платформе "Электронного правительства". Надо идти по пути дальнейшего упрощения регистрации юридических лиц. Следует также упростить процедуры ликвидации субъектов частного предпринимательства. Ставлю задачу – с 1 января 2016 года расширить применение для инвесторов принципа "одного окна". Для тех инвесторов, которые заключили инвестиционные контракты по приоритетным проектам, этот принцип должен начать действовать с 1 января 2015 года.
Четвертое. Необходимо продолжить работу по переводу выдачи разрешений и уведомлений в электронный формат. В течение 2015 года Правительство должно сократить количество разрешений на 50 процентов. Также надо существенно снизить количество проверок бизнеса.
Пятое. Следует максимально упростить таможенные процедуры. С 1 января 2015 года таможенный контроль должен быть перенесен с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров. До конца текущего года в целях поддержки отечественных экспортеров надо выработать меры по снижению стоимости перевозки грузов, сокращению сроков таможенного оформления и контролю их соблюдения. Поручаю Правительству инициировать изменения в соглашение Таможенного союза о единых принципах и правилах технического регулирования на предмет признания международных сертификатов соответствия. Это позволит существенно снизить затраты наших предпринимателей.
Шестое. При проведении реформ мы не должны забывать о повседневных проблемах, с которыми сталкивается население. Считаю необходимым провести ревизию законодательства и максимально сузить требования о нотариальном заверении документов. Предусмотреть по принципу "одного окна" выдачу справок для населения, требуемых при трудоустройстве, выезде за рубеж и получении водительских прав. Начиная с 2015 года, отменить техосмотр личного автотранспорта, не используемого в коммерческих целях, со сроком эксплуатации до 7 лет, а также доверенность на управление транспортным средством. Основные законодательные изменения по структурным реформам Правительство должно учесть в проекте Закона по вопросам кардинального улучшения условий ведения предпринимательской деятельности. Поручаю Правительству внести в Парламент данный законопроект в сентябре текущего года. Его рассмотрение я объявляю приоритетным.
Уважаемые депутаты!
Сегодня в правовой сфере проведен ряд реформ, нацеленных на эффективную борьбу с коррупцией. Но их недостаточно. До конца текущего года необходимо принять Антикоррупционную стратегию Республики Казахстан до 2025 года. Государство должно создать условия, при которых использование служебных полномочий в корыстных целях, станет невыгодным и невозможным. Для этого надо перенять лучший мировой опыт в этой работе. В настоящее время ведется подготовка законодательных изменений по переходу на всеобщее декларирование доходов и расходов населения. Полное внедрение декларирования необходимо обеспечить с 2017 года.
Наиболее высокие коррупционные риски сохраняются в сфере государственных закупок. Для решения проблем предпринимателей и снижения коррупционных рисков до конца 2014 года Правительство должно разработать и внести в Парламент проект Закона "О государственных закупках" в новой редакции. Кроме того, в ходе четвертой сессии необходимо рассмотреть в приоритетном порядке следующие законопроекты.
Первое. На рассмотрении в Парламенте находится законопроект по вопросам недропользования. Его принятие обеспечит значительное упрощение процедур получения права недропользования, снижение административных барьеров, прозрачность принятия решений.
Второе. Особое значение приобретает развитие агропромышленного комплекса. Сегодня в АПК работают порядка 7 тысяч крупных агроформирований, 184 тысячи сельхозпроизводителей и занято около 2 миллионов человек. Только в текущем году на развитие отрасли предусмотрено 302 миллиарда тенге, из них 40 миллиардов тенге на возвратной основе. Ежегодно растут объемы предоставляемых государством субсидий. По сравнению с прошлым годом объем субсидий вырос почти в 2 раза – с 88,7 миллиарда тенге до 156 миллиарда тенге. С начала года финансовую поддержку в виде кредитов и лизинга уже получили более 6,6 тысяч субъектов агробизнеса на сумму более 72,5 миллиарда тенге. На проекты перерабатывающих производств будет направлено 25 миллиардов тенге из выделенных 100 миллиарда тенге из Нацфонда. За эффективным расходованием средств должен быть строгий контроль и отчетность.
Сегодня развитие АПК также требует законодательного обеспечения. Правительством разработан блок изменений в налоговое законодательство для повышения производительности в АПК. Этой осенью данный законопроект должен быть внесен в Мажилис Парламента. Также поручаю Правительству до конца текущего года разработать проект Закона "О сельскохозяйственной кооперации".
Третье. Сейчас на рассмотрении Парламента находится законопроект, направленный на совершенствование системы академического управления автономных организаций образования, Правительству и депутатам надо внимательно подойти к этому вопросу. У нас эту реформу руководители образовательных учреждений не должны понимать, как возможность делать "что они захотят" и без контроля.
Четвертое. Поручаю Правительству в сентябре этого года внести в Парламент законопроект по вопросам образования, предусматривающий обязательное прохождение производственной практики на предприятиях с учетом дуальной системы.
Пятое. Приоритетного рассмотрения требует и законопроект по вопросам миграции населения. Поручаю Правительству внести этот законопроект на Ваше рассмотрение до конца текущего года.
Уважаемые депутаты!
Как видите, у Парламента прибавляется работы. Но все это необходимо для успешного развития страны. Вызовы XXI века таковы, что требуют активной и синхронизированной деятельности всех институтов государственной власти. Все мы – я, Правительство, Администрация Президента, все исполнительные органы – каждый день работаем в интенсивном режиме. Поэтому обращаюсь к вам с просьбой рассмотреть возможность сокращения времени депутатских каникул, как в летний период, так и в течение года. Как это принято в других парламентах мира. Думаю, что фракция партии "Нур Отан" внимательно изучить вместе с вами этот вопрос. Тем более, я знаю, что среди вас эта тема неоднократно обсуждалась и обращения ко мне по этому поводу также имели место. Такое решение позволило бы депутатскому корпусу работать слаженно и в едином ритме со всеми государственными органами во благо народа.
Сегодня перед нами стоят непростые задачи. Нам нельзя опаздывать с принятием решений. Время сжимается и требует ускорять наши действия. Сегодня необходимо формировать экономическую политику с учетом возникающих рисков, меняющейся геополитики и появляющихся новых возможностей. Важно сохранить достигнутый уровень развития, предотвратить возможный спад производства и снижение социального самочувствия населения. Это также задача акиматов всех уровней.
По моему поручению Правительство уже проработало ряд мер, исходя из оптимистичных и пессимистичных сценариев развития экономики. У нас уже есть четкий план действий по обеспечению экономической безопасности страны. При всех возможных вариантах развития, Правительству поручено не сокращать финансирование социальных обязательств государства. Это очень важно! Мы располагаем всеми необходимыми ресурсами для обеспечения стабильного благосостояния народа.
Еще один важный вопрос – это празднование в следующем году 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Поручаю Правительству обеспечить выплату единовременной материальной помощи ветеранам войны и труженикам тыла. Ни один ветеран не должен остаться без внимания государства. Также следует предусмотреть для ветеранов оплату их расходов на проезд и проживание для участия в праздничных мероприятиях в Астане и Москве.
Уважаемые депутаты!
Как я уже отметил, через месяц, 1 октября, в ходе очередных выборов на одну треть будет обновлен состав Сената Парламента. Сегодня я хочу поблагодарить за профессионализм и активную работу тех сенаторов, чей срок полномочий заканчивается. Парламент Казахстана – одна из основ правового государства, одна из прочных опор стабильности, мира и согласия в нашем обществе. Еще раз поздравляю всех вас с началом работы четвертой сессии. Желаю всем плодотворного законотворчества на благо государства и народа Казахстана!

-----

Телеграмма соболезнования семье видного государственного деятеля, обладателя звания "Қазақстанның Еңбек Ері" Валентина Двуреченского в связи с его кончиной
В телеграмме отмечается, что Глава государства с прискорбием воспринял весть о кончине В.Двуреченского.
Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что Валентин Иванович, посвятив всю свою трудовую биографию сельскохозяйственной отрасли, прошел путь от агронома до секретаря ЦК Компартии Казахстана и министра сельского хозяйства республики, внеся значительный вклад в развитие отечественного агропромышленного сектора.
"Его всегда отличали высокий профессионализм, преданность своему делу, качества подлинного патриота нашей Родины. Заслуги В.Двуреченского отмечены высоким званием "Қазақстанның Еңбек Ері" и многими другими государственными наградами. Светлая память о нем навсегда останется в сердцах всех, кто его знал", – говорится в телеграмме.

-----

Встреча с представителями общественности и предпринимателями Костанайской области
Перед встречей Президент Казахстана осмотрел сельскохозяйственные угодья региона.
Аким Костанайской области Н.Садуакасов доложил Главе государства об основных итогах социально-экономического развития региона и задачах на предстоящий период. С кратким отчетом о деятельности также выступил министр сельского хозяйства А.Мамытбеков.
В своем выступлении Глава государства отметил, что Костанайская область собирает наибольший урожай зерновых культур, составляющий 25% от всего объема, собираемого в Казахстане.
Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что регион является ведущим производителем сельскохозяйственной продукции в стране, и что за последние 6 лет агропромышленному комплексу области оказана серьезная государственная поддержка.
При этом Президент Казахстана обратил внимание, что положение в этой отрасли в регионе не во всем является удовлетворительным. Это касается и сохранения монокультуры зерновых, в ущерб развитию животноводства. Вместе с тем имеются большие площади пастбищных земель, которые используются по назначению только наполовину.
– Существующий потенциал области позволяет увеличить поголовье крупного рогатого скота с 400 тысяч голов до полутора миллиона, – сказал Глава государства.
Нурсултан Назарбаев также отметил, что в области не наблюдается должного эффекта от внедрения влагосберегающих технологий и диверсификации посевов.
– В области 83% площадей занимают зерновые, посевы овощей картофеля почти не выросли, а кормовые сократились на 15 тысяч га, – сказал Президент Казахстана.
Глава государства подчеркнул, что вопрос загруженности новых перерабатывавших производств в Костанайской области вызывает серьезную обеспокоенность.
– Построили завод по переработке мяса, он работает на 50%, государственные деньги были потрачены нерационально, – сказал Глава государства.
В этой связи, Нурсултан Назарбаев отметил, что для эффективной реализации проектов еще до стадии финансирования необходимо осуществлять тщательные расчеты и хорошо изучать рынок.
Президент Казахстана указал на необходимость оказания внимания развитию города Аркалыка, у которого в связи с открытием новой железной дороги появляются новые перспективы и рабочие места.
Кроме того, Глава государства подчеркнул, что в регионе необходимо заниматься трудоустройством сельской молодежи.
– Если молодые люди остались на селе и хотят работать, то нужно научить их заниматься хозяйством, – сказал Президент Казахстана.
Нурсултан Назарбаев также указал и на другие проблемные вопросы – высокий уровень смертности и заболеваемости туберкулезом в регионе, необходимость обеспечения питьевой водой и детскими дошкольными учреждениями.
Президент Казахстана обратил внимание, что по всем указанным вопросам требуется принятие неотложных мер.
В завершении встречи Глава государства пожелал участникам встречи благополучия и успехов.
В свою очередь, представители аграрных предприятий области поблагодарили Нурсултана Назарбаева за постоянное внимание к вопросам сельского хозяйства и отметили своевременность принятия мер по развитию отрасли.

-----

Участие в праздничном мероприятии, посвященном 60-летию АО "ССГПО"
Выступая на центральном стадионе города, Глава государства поздравил всех жителей Рудного с юбилейным праздником – 60-летием работы Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения.
В своем выступлении Президент Казахстана отметил, что ССГПО прошло славный путь развития.
Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что большая заслуга в становлении и развитии ССГПО принадлежит ветеранам, заложившим основы предприятия.
– История ССГПО – это, прежде всего, история людей, стоявших у его истока и бережно хранящих добрые горняцкие традиции. В сложный период, когда были разорваны экономические связи между республиками бывшего Советского Союза, мы вместе прошли непростой путь становления нового независимого Казахстана, – сказал Президент Казахстана.
Глава государства напомнил, что за годы независимости в экономику нашей страны были привлечены многомиллиардные инвестиции, Казахстан вошел в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, а его экономика признана одной из самых динамично развивающихся.
Нурсултан Назарбаев отметил, что сегодня предприятие является одним из лидеров промышленного производства в республике, здесь произведена глубокая модернизация, реализуются крупные инвестиционные проекты, создаются новые рабочие места.
– ССГПО, как и вся наша страна, имеет четкий план развития, который дает уверенность людям в завтрашнем дне, – сказал Президент Казахстана.
Глава государства также выразил уверенность в достижении коллективом ССГПО новых свершений.
– Вместе мы сможем реализовать все наши смелые мечты и сделать Казахстан процветающим государством, – сказал Нурсултан Назарбаев.
В заключение Президент Казахстана пожелал работникам предприятия благополучия и успехов во благо процветания страны.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2014
На конференции в Сенате обсуждены вопросы профессионально-технического образования 30.09.2014
Дружба народов в "плавильном котле" 30.09.2014
В Астане состоялись казахстанско-российские межмидовские консультации 30.09.2014
Правильный путь один – свой 30.09.2014
Мудрое решение Президента 30.09.2014
Председатель Президиума НПП РК Тимур Кулибаев провел в Атырау рабочее совещание 30.09.2014
Молодежная безработица – под контролем 30.09.2014
Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 30.09.2014
Рабочий график Главы государства 29.09.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz