NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 04:52 ast
02:52 msk

Парламентские фракции должны иметь право участия в экспертных советах министерств на стадии подготовки законопроектов
Н.Жазылбеков: Партия "Ак жол" считает, что в ходе предпринятой реформы госуправления необходимо усилить ответственность чиновников за принимаемые решения, а также усилить полномочия Парламента
19.09.2014 / политика и общество

18 сентября 2014 года, пресс-служба ДПК "Ак жол"

Парламентские фракции должны иметь право участия в экспертных советах министерств на стадии подготовки законопроектов – об этом заявил Нурлан Жазылбеков сегодня в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций, посвященного ходу реализации поручений Главы государства, данных на открытии IV сессии Мажилиса Парламента. Полный тест выступления прилагается ниже. Выступление Н.Жазылбекова
на брифинге в СЦК, 18 сентября 2014 г.
Демократическая партия "Ак жол" и ее парламентская фракция представляющая интересы бизнес – сообщества в Парламенте, выражает поддержку целого комплекса кардинальных и взаимосвязанных мер, обозначенных Главой государства в выступлении на открытии нынешней сессии Парламента.
Для нас очень важно, что инициативы Президента страны отвечают тем ожиданиям, которые возлагает общество на экономическую политику государства.
Считаю необходимым отметить ряд моментов.
Первое. Одной из главных задач, отмеченных Президентом, является продолжение административной реформы и создание эффективной системы государственного управления с профессиональным и компактным госаппаратом.
Вчера, на пленарном заседании Мажилиса Парламента, во втором чтении был принят проект Конституционного закона Республики Казахстан "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Казахстан "О Правительстве Республики Казахстан", а также проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления".
В этой связи, партия "Ак жол" считает, что в ходе предпринятой реформы госуправления необходимо усилить ответственность чиновников за принимаемые решения, а также усилить полномочия Парламента.
Мы значительно разгружаем Правительство от излишнего объема постановлений и "развязываем руки" министерствам для деятельности. Их работа станет более динамичной и оперативной. Но одновременно, общество вправе требовать более высокую ответственность чиновников за принимаемые решения.
Однако у нас в законах, касающихся деятельности государственных уполномоченных органов с некоторых пор убрано понятие "ответственности" госоргана, его заменили термином "компетенция". Но если посмотреть содержательно, то в компетенцию включены лишь их полномочия, ни о какой ответственности речи не ведется. Поэтому было бы правильным, в связи с нынешней реформой, вернуть в законы нормы об ответственности госорганов и их должностных лиц за ущерб, наносимый интересам бизнеса или граждан.
Кроме того, возникает вопрос о качестве документов, так как их принятие теперь отнесено к прерогативе ведомств. Насколько будут проработаны такие решения и каковы риски усиления узковедомственных интересов – вопросы остаются открытыми. Представители госоргана-разработчика отвечают, что документы будут, как и прежде, проходить межведомственные согласования и регистрироваться в Министерстве юстиции, и тем самым якобы будут отсекаться попытки необъективных подходов, однако это не совсем так.
В качестве примера можно привести прошлогоднюю острую дискуссию вокруг законопроекта "О гражданской защите", который с соблюдением всех процедур постановлением Правительства был внесен в Парламент. При всем этом, депутатами было внесено более двух тысяч поправок, законопроект был переработан на 85%, внесены новые разделы и статьи. Мы его практически написали заново, хотя разработчик считал его готовым при внесении.
На совместном заседании палат Парламента по итогам прошлой сессии Председатель Мажилиса Кабибулла Кабенович Жакупов указал на этот закон как самый неподготовленный. А если теперь мы отдаем принятие решений самим министерствам – возникают определенные сомнения – кто защитит экономику и общество от узковедомственных интересов.
Мы считаем, что сделать это можно, если предоставить парламентским фракциям право участия в экспертных советах министерств, обсуждающих документы еще на стадии их подготовки. Но тогда работу этих советов необходимо сделать более прозрачной и регулярной.
Кроме того, депутаты постоянно требуют у разработчиков вносить проекты законов вместе с проектами нормативных актов по его практической реализации.
Но эти требования так никто и не выполняет. Парламент принимает законы, а потом исполнительный уполномоченный орган интерпретирует этот закон так, как считает нужным. Думаем, пришло время сделать это требование нормой закона и тем самым снизить риски необоснованных решений министерств, при разработке собственных документов без участия Правительства.
После принятия Конституционного закона Республики Казахстан "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Казахстан "О Правительстве Республики Казахстан", необходимо переработать и вытекающие из него подзаконные акты. К примеру, раздел 6.6 Регламента Правительства (принятого еще в 2002 году), противоречит даже нормам Конституции РК, принятой в 2007 году. Этот пункт Регламента Правительства предусматривает, что заключение Правительства требуется на все инициированные депутатами законопроекты, включая законопроекты, затрагивающие бюджетные доходы и расходы. Между тем, п.6 ст.61 Конституции прямо предусматривает необходимость заключения Правительства только для проектов, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов. Следовательно, на все остальные законопроекты депутатов, не касающиеся бюджета, заключения Правительства не требуется.
На практике же, в результате сложившегося анахронизма, все законопроекты, инициируемые депутатами, автоматически направляются на согласование в Правительство. Более того, уже не только законопроекты, но и альтернативные предложения депутатов в правительственные проекты законов разработчики стремятся направлять на заключение Правительства, чтобы затем отклонить под предлогом отрицательного заключения. Причем, если эти предложения не касаются бюджета – теперь разработчики требуют, чтобы предложения депутатов еще и соответствовали концепции правительственного законопроекта. "Однако никаких требований к законодательной инициативе депутатов "соответствовать концепции Правительства" в Конституции попросту нет. Если законопроект не соответствует ожиданиям экономики и общества – то это проблемы разработчиков, а не Парламента. Это повод разработчикам задуматься над своей позицией, а не подвергать цензуре инициативы депутатов.
Надо отметить, что блок законопроектов, уже принятых Мажилисом после выступления Главы государства на открытии нынешней сессии, связан с глубокой системной реформой государственного управления, и мы надеемся, что благодаря этим законам произойдет четкое распределение и уточнение полномочий не только по вертикали – между Правительством, министерствами и местными органами власти, но также между Правительством и Парламентом.
Вопросы, которые регулярно поднимает партия "Ак жол", представляющая интересы бизнес – сообщества в Парламенте, во многом созвучны подходам Президента.
На открытии сессии, Глава государства среди основных задач по вхождению Казахстана в тридцатку развитых стран вновь отметил создание максимально благоприятных условий для ведения бизнеса, стимулирование притока инвестиций и защиту предпринимательства.
2 апреля текущего года фракция "Ак жол" выступила с предложением ввести мораторий на создание новых госпредприятий. В своем запросе мы заявили о поддержке инициативы Главы государства относительно необходимости проведения второй волны широкомасштабной приватизации и передаче в частные руки предприятий нестратегического характера.
Считаем, что приватизация должна быть напрямую привязана к снижению доли государства в экономике. В противном случае госорганы, продавая одни предприятия, одновременно могут создавать другие, взамен прежних.
Эти опасения обоснованы на отсутствии запретительных норм для создания новых государственных юридических лиц в отраслях, подпадающих под вторую волну приватизации, а также отмечаемый рост госпредприятий и выдавливание ими частного бизнеса из наиболее привлекательных секторов экономики.
Этим летом из СМИ стало известно, что данное предложение партии "Ак жол" Правительством услышано. Правительство одобрило законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам ограничения участия государства в предпринимательской деятельности" и сегодня он уже внесен на рассмотрение депутатов Мажилиса. Эту новость в "Ак жоле" расценивают как весьма положительную. Это правильное и важное решение по созданию благоприятных условий для равной конкуренции и развития частного бизнеса.
Буквально на прошлой неделе, нашей фракцией вновь поднят вопрос об эффективной реализации Комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы в исполнение соответствующего поручения Главы государства. В связи со спорной ситуацией вокруг приватизации объектов, партия "Ак жол" предложила создать Общественный совет либо Парламентскую группу по мониторингу второй волны приватизации.
Напомним, что в соответствии с Комплексным планом приватизации, Фондом "Самрук-Қазына" в 2014-2020 годах планируется предложить к реализации различные пакеты акций и доли владения в 106 дочерних организациях группы "Самрук-Қазына", а также организации, занимающиеся благоустройством населенных пунктов и вывозом твердых бытовых отходов, ремонтом автомобильных дорог, автобусные и троллейбусные парки, социальные объекты. Программа призвана сократить участие государства в экономике страны и упрочить ее основы за счет увеличения в ней доли частного сектора.
Тема предстоящей приватизации заслуживает самого пристального общественного внимания. Вызывает озабоченность прозрачность проведения второй волны приватизации. Нам необходимо учесть ошибки первого опыта приватизации 90-х годов, в результате которой некоторые из проданных за смешные деньги объектов – например здания детских садов – государству потом пришлось выкупать обратно за счет бюджетных средств. Крайне важно, обеспечить широкий общественный доступ к процессу приватизации, прежде всего – отечественного бизнеса, а не ограниченного круга лиц, обладающих инсайдерской информацией.
Как известно, для прозрачности приватизации запущена единая электронная торговая площадка на портале Реестра государственного имущества, но там не полностью предоставлена информация об объектах приватизации, отчетные данные о прошедших торгах не детализированы, отсутствует единый методологический подход в работе комиссии в регионах. К числу наиболее проблемных вопросов относятся также: слабое освещение хода второй волны приватизации на местном уровне, отсутствие информации о времени, месте продажи объектов, количестве участников торгов, результатах торгов, предложенных ценах, цене продажи и конечных приобретателях.
Согласно данным размещенным на портале Реестра государственного имущества из 306 объектов, выставленных на продажу на 2014 год, уже продано 43 лучших без широкого оповещения общественности, включая потенциальных участников торгов в лице предпринимателей. Минфин отказался размещать информацию о его победителях, сославшись на коммерческую тайну.
Но действующим законодательством под коммерческой тайной подразумевается информация о коммерческой деятельности. Государство же не относится к субъектам, занимающимся коммерческой деятельностью. Итоги приватизации государственной собственности не могут относиться к коммерческой тайне, так как они затрагивают интересы всех граждан Казахстана.
6 августа т.г. в ходе расширенного заседания Правительства, Президент Н.Назарбаев дал жесткое поручение проводить приватизацию открыто и прозрачно, при этом обойтись в процессе приватизации без участия "братьев, сватов, племянников".
В этой связи, фракция "Ак жол" считает необходимым усилить прозрачность мероприятий второй волны приватизации, а также создать Общественный совет либо Парламентскую группу по мониторингу данного процесса, куда должны войти экономисты, представители бизнес- ассоциаций, всех парламентских партий и общественные деятели.
"Наиболее высокие коррупционные риски сохраняются в сфере государственных закупок. Для решения проблем предпринимателей и снижения коррупционных рисков до конца 2014 года Правительство должно разработать и внести в Парламент проект Закона "О государственных закупках" в новой редакции", – подчеркнул Президент.
У партии "Ак жол" имеется масса предложений, озвученных в виде депутатских запросов, поправок к проектам законов, по закупкам нацкомпаний, по введению моратория на создание предприятий с госучастием, прозрачности зарубежных счетов высокопоставленных чиновников, отмене техосмотра, предотвращению коррупции и вымогательств при кредитовании предпринимателей, видеонаблюдению на таможенных постах, рабочих группах Парламента, в залах судебных заседаний, др. Такие предложения есть и у других партий.
Считаем, что необходима борьба с коррупцией на системном уровне. В конце прошлой сессии был озвучен запрос фракции "Ак жол" о необходимости создания Общественного совета по контролю за расходованием 1 трлн. тенге, выделенных Главой государства на поддержку бизнеса и экономики.
Совет создан, но представителей "Ак жола" не включили, и есть письменный ответ, что "Нацбанк считает, что в Совет входит представитель Национальной палаты предпринимателей, который представляет интересы, в том числе и демократической партии Казахстана "Ак жол", т.к. членом правления НПП является депутат партии "Ак жол". Но согласно Конституции и Закона "О партиях", никто не может представлять интересы партии, кроме его председателя, либо руководящих органов, либо лиц по доверенности.
Уважаемые участники брифинга, как вы знаете, на открытии новой сессии Парламента Глава государства особо подчеркнул важность предупреждения возможных негативных вызовов для Казахстана создавшейся в мире ситуации. Сохраняется непредсказуемость в мировой экономике, углубляются геополитические риски, в том числе связанные с осложнением международных отношений.
О том, что Казахстан понесет определенные риски из-за ситуации на Украине недавно говорил и председатель нашей партии Азат Перуашев в одном из интервью СМИ.
"Сама тенденция решать политические вопросы языком экономических санкций контрпродуктивна, – сказал он, отвечая на вопрос о взаимных санкциях ЕС и России. – Проблемы должны решаться адекватными инструментами".
Мы находимся с Россией в Таможенном союзе, а с первого января – и в Евразийском экономическом союзе, – и взаимные экономические санкции, конечно, будут на нас влиять. Но это влияние разнонаправлено: уже заявлено, что продукция, которая будет реэкспортироваться из Казахстана в ту же Россию будет пресекаться, экспортная продукция, произведенная на совместных с Россией предприятиях, либо реэкспортируемая из России – также может оказаться под риском таких санкций. И Казахстан однозначно понесет определенные издержки.
Мы понимаем, что новая сессия Парламента начинается в непростых условиях.
Только за полмесяца, прошедших с начала сессии фракцией, кроме перечисленных в выступлении тем, подняты вопросы введения протекционистских мер в ответ на принятую Россией новую программу утилизации автомобилей, введения запрета на наркотик метадон, ответственности госорганов за оповещение об угрозе землетрясений, и др. В рабочем порядке продолжается работа над законопроектами: уже внесено более 100 предложений и замечаний в 10 законопроектов.
Надеемся, что реформа госуправления и четкое уточнение полномочий между Правительством, министерствами и местными органами власти, между Правительством и Парламентом помогут умело воспользоваться открывающимися окнами возможностей.
Наша фракция продолжает работу по реализации предвыборной платформы и защите интересов своих избирателей.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2014
На конференции в Сенате обсуждены вопросы профессионально-технического образования 30.09.2014
Дружба народов в "плавильном котле" 30.09.2014
В Астане состоялись казахстанско-российские межмидовские консультации 30.09.2014
Правильный путь один – свой 30.09.2014
Мудрое решение Президента 30.09.2014
Председатель Президиума НПП РК Тимур Кулибаев провел в Атырау рабочее совещание 30.09.2014
Молодежная безработица – под контролем 30.09.2014
Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 30.09.2014
Рабочий график Главы государства 29.09.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz