Выступление Илеуовой Гульмиры на круглом столе "Динамика социальных изменений в современном Казахстане: 1991-2014 гг." Астана, 30 сентября 2014
Методические замечания В презентации приведены данные общенациональных массовых опросов населения Казахстана, проведенных сотрудниками нашей организации в рамках социологических "волн" проекта "Евразийский монитор" в 2007, 2009, 2011 и 2014 годах. Выборки во всех случаях квотные, объемы используемых выборок чаще всего 1100 респондентов (реже 1600).
Тезисы На протяжении длительного периода времени мы отмечаем стабилизацию социальных настроений населения Казахстана. Например, в течение последних восьми лет 70% и выше опрошенных отмечали, что удовлетворены той жизнью, которую они ведут (диаграмма 1).
Диаграмма 1. – В ЦЕЛОМ, ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ИЛИ НЕ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЖИЗНЬЮ, КОТОРУЮ ВЫ ВЕДЕТЕ? (сравнительные данные 2007, 2009, 2011 и 2014 г.г.)

Схожие данные получены и при оценке других аспектов социальных настроений населения. Так, 75-80% опрошенных и более склонны оценивать уровень материального положения свой и своей семьи как средний и хороший (диаграмма 2).
Диаграмма 2. – КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МАТЕРИАЛЬНОЕ (ЭКОНОМИЧЕСКОЕ) ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ? (сравнительные данные 2007, 2009, 2011 и 2014 г.г.)

Чаще всего при объяснении данного феномена использовалось определение, по которому казахстанцам свойственен "значительный уровень социальной адаптации". Высокий уровень адаптивности неоднократно фиксировался нами и в сравнительном разрезе, при сопоставлении результатов исследований в других странах постсоветского пространства. Но что такое "адаптация", "адаптивность"? Процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды (Википедия) Адаптация в биологии – развитие любого признака, который способствует выживанию вида и его размножению…Может рассматриваться как процесс, посредством которого генетический материал повышает свои шансы на сохранение в последующих поколениях (Академик.ру) Как видно даже по этим определениям, адаптация – постоянный, бесконечный процесс, который свойственен любой форме жизни. В нашем случае, очевидно, что, сколько бы мы не использовали это определение в своих выводах о ситуации в Казахстане, это не приведет нас ближе к пониманию социальных процессов в стране, например, состоянию социальной структуры общества. И к тому же, вообще, сколько еще мы будем говорить именно о способности выживаемости казахстанцев? Когда мы можем сказать – вот достигнуто относительно стабильное существование для значительной части населения, и оно просто живет, а не просто постоянно адаптируется и в этом находит смысл существования. Когда я делала анализ данных по теме: каков социальный запрос общества в Казахстане (для Конгресса социологов), то обнаружила, что за последние 10 лет произошла определенная унификация интересов значительной части казахстанцев в экономической, социальной, внутри- и внешнеполитической, духовной сферах. Это позволило мне, вслед за Татьяной Заславской, сделать вывод о формировании в Казахстане "базового слоя общества". По определению Заславской: "Базовый социальный слой охватывает более 2/3 российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна – это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус". На сегодня заметно, что основная часть населения довольно, полностью или частично, сложившимся положением дел в стране. Эти граждане не хотят что-либо менять, а если менять, то только отдельные части системы. О том, что нужно кардинально и многое менять в 2013 году говорила четверть опрошенных казахстанцев (диаграмма 3).
Диаграмма 3. – НА ВАШ ВЗГЛЯД, НЕОБХОДИМЫ ЛИ КАКИЕ-ЛИБО ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ СТРАНЫ? (сравнительные данные 2012 и 2013 г.г.)

Другое интересное наблюдение я сделала при анализе структуры потребления наших сограждан. В основном, расходы казахстанцев касаются материальной сферы (помимо, безусловно, приоритетных расходов на продукты питания, сюда входят покупки одежды/обуви, крупной или мелкой бытовой техники, автомобилей, предметов роскоши и т.п.). При этом расходы на образование, повышение квалификации или переобучение, на культурную сферу в структуре потребления имеют самую малую долю. Также в контексте выступления хотелось бы обратить внимание на самозанятых. Много о них говорится-пишется. Но чаще всего с точки зрения их якобы "обездоленности", "неприкаянности". Я уже отмечала в других выступлениях, что представители этой группы, в целом, "хорошо устроились", не платят налогов и других социальных отчислений. А в дальнейшем они будут претендовать на пенсии, создавая значительное давление на бюджет. Но ведь и сейчас, сами практически ничего не отчисляя, они требуют и пользуются, также как и другие категории населения, бесплатными больницами и поликлиниками, школами и детсадами и т.п., в общем, всем объемом социальной инфраструктуры, которая есть в стране. При этом если рассмотреть результаты социологических исследований сквозь призму потребительского потенциала, то заметим, что самозанятые – это не самый бедный слой нашего общества (таблица 1).
Таблица 1. – ОЦЕНКА ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП СВОЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
КАКОЙ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ВЫ МОГЛИ БЫ СЕБЯ ОТНЕСТИ? | Предпри-ниматель | Само-занятый | Наемный работник частного сектора | Наемный работник госуд. сектора | Студент | Пенси-онер | Домо-хозяйка/ домо-хозяин | Безра-ботный | Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты | - | 1,6% | 1,2% | 0,6% | 1,9% | 3,4% | 2,1% | 11,1% | На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения | - | 12,7% | 11,2% | 13,9% | 7,8% | 24,8% | 16,7% | 40,3% | Денег хватает на продукты и на одежду. Но вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для нас затруднительной | 42,1% | 57,9% | 57,1% | 52,4% | 51,5% | 48,3% | 61,1% | 38,9% | Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Однако для нас затруднительно приобретать действительно дорогие вещи (недвижимость) | 52,6% | 26,2% | 28,2% | 30,1% | 33,0% | 18,1% | 18,1% | 8,3% | Мы можем позволить себе достаточно дорогостоящие вещи – квартиру, дачу и многое другое | 2,6% | 0,8% | 1,5% | 0,6% | - | - | 1,4% | - |
Все вышесказанное и многое другое подвело меня к тому, что наблюдаемое явление, должно быть определено, точнее, названо. В истории развития всех западных стран, Российской империи существовал и существует до сих пор слой, который в русском языке звучит как "мещане" (мелкая буржуазия – во Франции, филистеры, бюргеры – в Германии). Он достаточно хорошо описан в научной и художественной литературе и с точки зрения его социально-экономической сущности, и в этическом отношении. Если проанализировать современную научную литературу, то чаще всего мещанство рассматривается как предтеча среднему классу, но не тождественно ему. (Важное замечание: в Казахстане до сих пор не выработано определение "среднего класса". Можно выделить два важных критерия, вокруг которых строится понятие среднего класса – доход и потребление. Довольно часто употребляемое определение СК – это группа, представители которой имеют типовое потребление). Приведу несколько определений, которые показывают некоторые стороны описываемого слоя: Мещанство, с юридической и социологической точки зрения, – социальная группа, имеющая определенный род занятий, правовой статус, исторически сложившуюся ментальность. Как сословие мещанство было сформировано в Российской империи Екатериной II, юридическое оформление оно получило благодаря Жалованной грамоте городам 1785 г. (Википедия) Обладание собственностью, рост доходов, сытая и уютная жизнь – основные ценности мещанства, полагал А.И.Герцен. "Это трафаретность. Символ веры мещанства и его заветнейшее стремление – это "быть как все"; мещанство как группа есть поэтому та "сплоченная посредственность, которая всюду и всегда составляла толпу, доминирующую в жизни". С понятием мещанства А.И. Герцен связывал "совокупность нравов", "воззрение на жизнь", приоритеты, образ жизни, ценности людей, ориентированных на потребление. С XIX в. в русской мысли понятие мещанства использовалось и в этическом значении. Концепт "мещанство" рассматривался как "соседнее понятие" по отношению к интеллигенции. Мещанство – это та среда, в неустанной борьбе с которой происходил процесс развития русской интеллигенции. (Е.Л.Сараева "Понятие мещанства в текстах А.И.Герцена и Иванова-Разумника: диалог идей") Таким образом, говоря о современных мещанах Казахстана, я имею в виду массовый слой, прежде всего мелких собственников, мелких буржуа, ремесленников, которые широко представлены в нашем обществе. Их основной приоритет – это потребление, но прежде – создание материальных, экономических основ безбедного (в их представлении) существования. Мещан можно видеть повсюду и в городах, и в селах, но особенно выпукло процесс формирования мещанства мы можем наблюдать в рамках развертывания процесса урбанизации в РК: в города, заселяя вначале пригороды, потом спальные районы, стекаются люди, которые хотят "подняться" из "низов", точнее, из бедности на более высокий уровень. Достигнув определенного, "как у всех" неплохого, жизненного уровня, они хотели бы зафиксировать, законсервировать те условия, которые позволили им достигнуть успеха. Отсюда их отношение к политике: они не хотели бы ничего менять. Казалось бы, присоединяясь к большинству, они сами это большинство составляют, и в итоге представляют собой широкую социальную опору действующему политическому режиму. В своем выступлении я не касалась этических сторон описываемого явления, хотя, безусловно, здесь широкое поле для исследований. Для меня главное было – обозначить, определить явление, и, надеюсь, начать дискуссию по этой очень интересной, на мой взгляд, теме. |