Арслан Жармухамбетов, координатор проектов ЦСПИ "Стратегия"
"Мещанство подразумевало спокойное следование большинству, для ведения средней умеренной жизни, оно пытается осесть посредине между крайностями, в умеренной и здоровой зоне, без яростных бурь и гроз". Герман Гессе
Перед тем как написать статью, я долго не мог подобрать подходящее название. Рассматривая все возможные варианты, я неожиданно вспомнил беседу студенческих лет, когда мой товарищ, профсоюзный активист, критиковал студентов за их пассивность в общественной жизни. Именно тогда он употребил термин "мещанин" – редкоупотребляемое слово с нестандартным генезисом. Социально-психологический тип мещанства возник в Новое Время и связан с формированием класса мелких буржуа. В их сознании сформулировалась установка обогащения "методичным, каждодневным трудом, благодаря трудолюбию, следованию намеченному плану, солидности, добровольной бережливости, терпению и упорству, осторожности" (1). Дальнейшее развитие капиталистических отношений, с одной стороны, приводит к образованию класса предпринимателей-горожан, а с другой – к возникновению социально-культурных установок мещанства: "недоверчивости, понимания счастья как состояния насыщения, застоя, прозаичности, ориентации на среднее, стремления к видимости добродетели, которая измеряется исключительно полезностью" (2). Следовательно, первоначально мещанство рассматривалось как класс мелких буржуа, а затем оно трансформировалось идейное мировоззрение соответствующей прослойки общества. Современный подход к трактовке феномена "мещанства" учитывает разные смысловые оттенки понятия (3). В связи с этим возникает вопрос: кто же такой мещанин нашего времени? Обратимся к историческому примеру. Возникновение мещанства непосредственно связано с процессами урбанизации. Следовательно, параллельно с завершением урбанизации складывается мещанский класс. Итак, бывшая масса сельских жителей переселяется в город. В городской среде перед ними наиболее остро стоит вопрос выживания. Часть из них опускается "на дно жизни", образуя люмпен-пролетариат. Другая часть прилагает все усилия, чтобы вырваться из бедности. Это активные, мотивированные люди, постепенно адаптирующиеся к городской среде. Их доходы приближаются к достатку среднестатистического горожанина. Постепенно трансформируются их социальные установки. Они стараются быть так же, как все и не выделяться из общей массы. Для наглядной иллюстрации социально-психологического портрета современного мещанина, обратимся к данным проекта "Евразийский монитор" за 2007, 2009, 2011-12, 2014 гг. Нам было интересно проследить динамику следующих показателей социального самочувствия: удовлетворенность жизнью, самооценка материального положения, оценка материального положения в стране. Принято считать, что население живет "в своем закрытом мире". В таких условиях каждый индивид предоставлен сам себе, т.е. его жизнь протекает в обывательском, инертном течении, без существенных перемен. Зафиксированные исследованием высокие показатели жизненной удовлетворенности (суммарные показатели по вариантам ответа "вполне" и "скорее удовлетворен" не опускаются ниже 70%) являются подтверждением потребительско-приспособленческого отношения населения к жизни (см. диаграмму 1). Т.е. люди довольствуются тем, что у них есть, не желая изменять жизненный уклад. И даже вмешательство внешних факторов (мировой экономический кризис 2009 г.) существенно не повлияло на общие оценки.
Диаграмма 1. – В ЦЕЛОМ, ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ИЛИ НЕ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЖИЗНЬЮ, КОТОРУЮ ВЫ ВЕДЕТЕ?

При этом нельзя утверждать, что в стране возник настоящий средний класс, способный удовлетворять широкий круг материальных потребностей. Выяснилось, что основной контингент населения представлен бедным и "околосредним" классом с доходами (4) менее 1 ПМ (19 996 KZT) и от 1 до 2 ПМ. Несмотря на не самый высокий уровень доходов, население достаточно высоко оценивает свое материальное положение. Динамический ряд сравнительных данных показывает преобладание таких оценок материального положения семьи, как "среднее" и "хорошее". Можно предположить, что доминирование посредственных усредненных оценок связано с мещанскими поведенческими установками: средне, значит как у всех, не хуже и не лучше других. В подтверждение приведем данные 2009 года: кризис 2009 г. наиболее сильно отразился на благосостоянии "зажиточных" слоев (экономическое положение семьи "очень хорошее" или "хорошие", см. диаграмму 2). В то время как соотношение долей семей среднего материального достатка не претерпело существенных изменений.
Диаграмма 2. – КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МАТЕРИАЛЬНОЕ (ЭКОНОМИЧЕСКОЕ) ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ?

Еще более консервативным выглядит отношение населения к государственной политике. Мещанин живет по принципу: чем меньше я вмешиваюсь в дела государства, тем лучше для меня. В 2012 г. респондентам было предложено ответить на вопрос: "необходимы ли какие-либо изменения в жизни страны?" Более половины ответивших – 54% – указали, что в целом довольны ситуацией, но при этом отдельные сферы требуют изменений. Очевидно, что приверженцы подобных традиционно-охранительских взглядов олицетворяют современное мещанство. Кто же составляет социальную базу мещан? Социально-профессиональная дифференциация показала, что мещанская прослойка представлена домохозяйками, работниками сферы услуг, самозанятыми и работниками бюджетной сферы, см. таблицу 1.
Таблица 1. – НЕОБХОДИМЫ ЛИ КАКИЕ-ЛИБО ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ СТРАНЫ? (в разрезе социально-профессиональных групп,%)
| Работник Бюджетной сферы | Работник торговли и сферы услуг | Самозанятый | Домохозяйка | В целом я доволен ситуацией, но отдельные сферы требуют изменений | 60,5 | 61,4 | 60,5 | 62 |
Диаграмма 3. – КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАШЕЙ СТРАНЫ?

Не менее интересная картина складывается в отношении оценок населением материального положения страны. С одной стороны, двойственность мещанского мышления проявляется в том, что мы должны жить не хуже того, как живет государство (между показателями 2-ой и 3-ой диаграмм очевидна корреляционная связь). С другой стороны, мещанство создает и владеет экономическими активами, иногда платит налоги. И в лице государства оно видит гаранта сохранности своего имущества. Таким образом, между мещанством и государством заключен негласный общественный договор: размеренная мирная жизнь и неучастие в общественно-политической жизни в обмен на гарантии защиты собственности от внешних посягательств. В итоге мещанин оценивает экономический потенциал государства сквозь призму собственных меркантильных интересов. Какие же выводы можно сделать на основании проведенного исследования? Идет процесс формирования нового общественного пласта – мещанства. Мещанство следует рассматривать также и как социо-культурный феномен, в основе которого лежат три взаимосвязанных явления: повышение роли городов в жизни общества, укоренившийся бытовой традиционализм, адаптация к жизненным трудностям. Первое и второе являются причинами мещанства, а третье – следствием. Таким образом, следуя стандартным ценностным ориентирам – индивидуализму, страсти быстрой наживы, вульгарному материализму, социальной инертности, псевдокультурным ценностям, мещанство формирует большинство, которое мы можем рассматривать как основу современного общества: "Потребительская психология, разобщая людей на основе эгоистического благополучия, в то же время оказывает определенное объединяющее воздействие на общество в целом. Она превращает массу потребителей в стандартизированную, конформистски настроенную "одинокую толпу", в "молчаливое большинство" (5).
---------
Примечания: Социальный конформизм – Некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам. (1) http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8667/МЕЩАНСТВО (2) См. так же (3) http://www.slovochel.ru/meshanstvo.htm (4) Имеются ввиду доход на 1 члена семьи, по результатам исследования 2014 г. (5) Б.В. Колодкин "Мещанство и общество потребления: социально-философский анализ", http://sevntu.com.ua/jspui/bitstream/123456789/5309/1/126_10.pdf |