Астана, 10 ноября, Дом Мажилиса
В Комитете Мажилиса по социально-культурному развитию презентован проект законодательных нововведений по вопросам образования. О предлагаемых изменениях мажилисменам рассказал вице-министр образования и науки РК Такир Балыкбаев. Законопроект направлен на совершенствование системы образования. В соответствии с поручениями Главы государства законодательно предлагается закрепить обязательность прохождения студентами производственной практики на предприятиях, начиная со второго курса обучения. По мнению разработчиков, это обяжет работодателей предоставлять рабочие места для прохождения практики, повысит ответственность отраслевых государственных органов, национальных компаний, предприятий в подготовке кадров. Кроме того, закрепляется понятие "дуальное обучение", что также позволит установить ответственность работодателя и учебного заведения при подготовке квалифицированных кадров с преобладанием производственного обучения и практики на предприятии. Данная система успешно функционирует во многих европейских и азиатских странах (Германия, Франция, Китай и др.). В законопроекте предусматривается закрепление компетенции уполномоченного органа по определению порядка организации и проведения обязательной производственной практики студентов ВУЗзов, а также организации дуального обучения. Считается целесообразным, что государство в рамках своих конституционных гарантий должно обеспечить бесплатное предоставление одного образования, имеющего практическое значение для трудоустройства гражданина. С этой целью законопроектом предусматривается в качестве государственной гарантии бесплатное предоставление технического и профессионального образования с присвоением выпускникам установленного и повышенного уровня рабочей квалификации. Ожидается, что это повысит доступность и привлекательность получения молодежью технического и профессионального образования, предоставит возможность получить первую рабочую профессию. Указанное положение также позволит реализовать рекомендацию Международной организации труда в Казахстане, снизит молодежную безработицу, повысит уровень трудоустройства молодежи и участия в Программе индустриально-инновационного развития страны. Наряду с этим законопроектом предлагается в рамках предоставления особого статуса предоставить ВУЗам, соответствующим четким критериям, определенный уровень гибкости в управлении, что связано с необходимостью усиления конкуренции университетов в международном академическом пространстве. В школьном образовании предлагается определить возраст приема в школу с 6 лет. В целях повышения качества преподавания в школе для учителей планируется создать методические кабинеты в областных центрах. Также предполагается повысить ответственность местных исполнительных органов за обеспечение школ учебниками. Презентация законопроекта сопровождалась оживленной дискуссией. Больше всего вопросов у мажилисменов вызвала норма, предполагающая прием детей в школы с 6 лет. Обсуждение состоялось и вокруг обязательного прохождения производственной практики. Работа над законопроектом продолжится в рабочей группе, руководителем которой является Гульмира Исимбаева.
-----
В Казахстане предлагают наделить университеты правом присвоения ученых степеней АСТАНА. КАЗИНФОРМ, 10 ноября
В Казахстане предлагают наделить университеты правом присвоения ученых степеней. Об этом сообщил вице-министр образования и науки РК Такир Балыкбаев в ходе презентации проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам образования" в Мажилисе Парламента РК. "С учетом поручений Главы государства о необходимости поэтапного перехода университетов к автономии, законопроект направлен на решение данной задачи путем совершенствования содержания особого статуса организаций образования, а именно высших учебных заведений", – сказал Т.Балыкбаев. По его словам, высшее учебное заведение, имеющее особый статус, будет иметь право: самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры; самостоятельно определять правила текущей, промежуточной и итоговой аттестации, в соответствии с государственным стандартом; самостоятельно устанавливать соотношение обучающихся к профессорско-преподавательскому составу в пределах норм, установленных законом; самостоятельно присваивать степени доктора PhD//доктора по профилю и звания; самостоятельно устанавливать квалификационные характеристики профессорско-преподавательского состава; осуществлять образовательную деятельность на основе самостоятельно разработанных норм учебной нагрузки, форм и размеров оплаты труда. |