NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 16:45 ast
14:45 msk

Мажилис – МСХ: Растениеводство: проблемы диверсификации и механизации
А.Мамытбеков: Преобладание зерновых культур в общей посевной площади, без учета рыночной конъюнктуры спроса на производимую продукцию приводило к перепроизводству зерна в урожайные годы
18.11.2014 / политика и общество

Астана, 17 ноября, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Палаты Дариги Назарбаевой состоялся Правительственный час.
Министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков выступил перед депутатами с докладом на тему: "Растениеводство: проблемы диверсификации и механизации" (тезисы):
До начала своего доклада я хотел бы проинформировать о ходе уборочных работ в текущем году.
Уборка этого года проходит в сложнейших погодных условиях.
Лето началось очень жарким и засушливым, что негативно сказалось на всходах первых посевов. В третьей декаде июня начались дожди, которые продолжались почти все лето. Осадков в основных зерносеющих регионах выпало гораздо больше нормы. Дождливая погода одновременно сопровождалась с похолоданием.
Осадки, конечно, были нужны. Но низкий температурный фон и недостаток солнечных дней привели к длительной вегетации зерновых культур и позднему созреванию урожая. Осень текущего года также была обильной на осадки, что усложнило уборку урожая. В результате в отдельных районах Костанайской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областей до сих продолжается уборка.
По оперативным данным акиматов на сегодня зерновые культуры в целом по стране убраны с площади более14,5 млн. га или 96,5% от уборочной площади, намолочено около 18,3млн. тонн зерна при средней урожайности 12,6 ц/га.
Масличные культуры убраны с 64% площадей, овощебахчевые и картофель – с 99,6%. Урожайность выше прошлогодней по овощным культурам на 12,1 ц/га, картофелю – на 15,9 ц/га.
Для организованного проведения уборочных работ со стороны Правительства и Министерства были приняты все необходимые меры.
В целом следует отметить, что сельхозтоваропроизводителями, несмотря на сложнейшие погодные условия, показали неплохие результаты по темпам уборки. Потери могли быть гораздо больше. К примеру, в прошлом, более благоприятном по погодным условиям году, на 17 ноября было убрано 99,6% уборочной площади. То есть разница не слишком большая.
Объем валового сбора зерна урожая текущего года в весе после доработки прогнозируется на уровне порядка 17,6 млн. тонн, что позволяет довести экспортный потенциал до 7,0 млн. тонн.
Теперь разрешите перейти непосредственно к теме доклада.
На повестке дня один из самых важных вопросов развития сельского хозяйства – растениеводство, проблемы диверсификации и механизации.
При этом вопрос диверсификации растениеводства важен с точки зрения обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства, приведения структуры производства в соответствие с рыночной конъюнктурой.
В рыночной экономике очень важным является правильное определение объемов производства продукции с тем, чтобы было выгодно продать и получить доход для дальнейшего воспроизводства. К сожалению, до последнего времени у большинства хозяйствующих субъектов АПК не было колебаний при выборе сельхозкультур для выращивания, и устойчиво превалировал стереотип мышления о том, что чем больше засеешь пшеницу, тем больше будешь иметь дохода.
Во многих странах вопросам диверсификации уделяется большое внимание, а структура посевных площадей сельхозкультур варьируется в зависимости от конъюнктуры рынка и других факторов.
К примеру, в провинции Саскачеван Канады, расположенной в сходных с Казахстаном почвенно-климатических условиях, удельный вес пшеницы в структуре посевных площадей в 2014 году составил 43%, масличных культур – 23%, бобовых культур – 16%.
В Казахстане по причине недостаточных темпов диверсификации посевных площадей до последнего времени преобладала монокультура – пшеница. Например, в 2009 году доля площадей под пшеницей доходила почти до 70% (69,2%) в общей площади посевов. Доля всего зерновых культур превышала 81%.
Преобладание зерновых культур в общей посевной площади, без учета рыночной конъюнктуры спроса на производимую продукцию приводило к перепроизводству зерна в урожайные годы.
В такие годы зерна производилось гораздо больше, чем мы могли продать на внутреннем рынке и экспортировать на наши традиционные рынки, это рынки Средней Азии, Афганистана, частично Ирана и Кавказа. То есть совокупное предложение зерна было гораздо больше выгодного спроса на него. Наше внутреннее потребление это около 6,4 млн. тонн – на цели продовольствия около 2 млн.тн, семена 2 млн тонн, и фуражные и технологическая переработка около 2 млн тн. Традиционные рынки потребляют вне зависимости от уровня цен (и в годы когда пшеница стоило у нас 100 $ и в годы когда стоило 400 $) всегда стабильно. Около 6,2 млн. тн.
Поэтому перепроизводство приводит к "срабатыванию" классических законов рынка. Превышение объемов предложения над спросом приводит к снижению цен. Все это усугубляется нехваткой зернохранилищ, зерновозов и низкой пропускной способности транспортных коридоров.
Здесь играет роль географическое положение Казахстана – ее глубоко континентальное расположенность. Транспортные расходы на перевозку 1 тонны зерна до Черного или Балтийского моря превышают 100 долл. Поэтому экспортировать казахстанскую пшеницу (за исключением высоко протеиновой и органической), на рынки стран Европейского Союза, Северной Африки, Ближнего Востока через черноморские и балтийские порты с учетом затрат на транспортировку, экономически невыгодно. Необходимость осуществления высоких транспортных затрат приводит к обвалу цен на внутреннем рынке. На этом (дополнительно розданном) слайде вы видите, что в 2009 и 2011 годах разница между мировыми ценами и ценами на внутреннем рынке очень большая, почти в 2 раза. Но если проанализировать это как раз и соответствует величине транспортных расходов. Все это приводило к убыточности зернового производства. От высоких урожаев фермеры, как ни парадоксально, несли убытки.
Но убытки несли не только частные фермеры. В такие годы из-за дефицита элеваторных мощностей и вагонов-зерновозов требовалось выделение значительных бюджетных средств на перемещение зерна внутри республики, организацию закупа излишков зерна с рынка Продкорпорацией, для чего также нужны были изыскание огромных финансовых средств.
Кроме того, в высокоурожайные 2009 и 2011годы, чтобы создать дополнительный спрос на пшеницу и не допустить ухудшения финансового положения в аграрном секторе, приходилось из государственного бюджета субсидировать транспортировку зерна на альтернативные рынки. В эти годы на цели субсидирования было потрачено порядка 36 млрд. тенге (35,9 млрд.), которые могли быть использованы на другие, не менее важные цели, в т.ч. на поддержку аграрного сектора. Очевидно, что такое положение дел влекло убытки и для бюджета.
В ноябре 2011 года Президентом нашей страны Н.А. Назарбаевым на Форуме работников агропромышленного комплекса было дано поручение: "Излишние посевные площади зерновых надо оптимизировать. Надо расширить площади под кормовые, крупяные, бобовые и масличные культуры. Поэтому Правительству необходимо разработать для фермеров стимулирующие механизмы, которые бы обеспечили диверсификацию посевных площадей, заботу крестьян о повышении плодородия почв".
После чего Министерством сельского хозяйства начата усиленная работа по диверсификации растениеводства. Приняты следующие меры:
1. В целях стимулирования диверсификации сокращены нормы субсидирования производства пшеницы, за счет этих, а также выделения дополнительных средств установлены повышенные нормативы субсидий для других приоритетных культур.
2. В целях диверсификации площадей, исключения негативного воздействия монокультуры пшеницы в 2012 году между Минсельхозом и акиматами областей были заключены меморандумы, предусматривающие сокращение площадей пшеницы и расширение площадей зернофуражных, бобовых, масличных и кормовых культур.
3. Начата работа по внедрению механизмов рационального использования земель, которыми будет предусмотрено обязательное требование по севооборотам сельхозкультур. Для этого МСХ инициированы изменения в Земельный Кодекс и другие подзаконные акты.
В результате, площадь посевных площадей под пшеницей в 2014 году составила12,4 млн. га, в сравнении с "пиковым" годом площади пшеницы уменьшились на 2,4 млн. га.
При этом увеличились площади масличных, кормовых, бахчевых культур.
В результате удалось сбалансировать спрос и предложение на пшеницу, исключить предпосылки для возникновения демпинга цен.
Так, если среднегодовой объем производства пшеницы за 2009-2011 годы составил в среднем 16,5 млн. тонн, что больше объема уровня спроса на указанную культуру (12,6 млн. тонн, в том числе на внутреннее потребление – 6,4 млн. тонн, на экспорт традиционным импортерам – 6,2 млн. тонн) на 3,9 млн. тонн, то за последние три года (2012-2014 годы) среднегодовой объем производства пшеницы составил 12,4 млн. тонн, что примерно равно объему выгодного спроса на пшеницу.
При этом снижаются переходящие остатки пшеницы, которые составили на 1 июля 2013 года 4,6 млн. тонн, на 1 июля 2014 года – 3,6 млн. тонн, против остатка на 1 июля 2012 года в объеме 9,4 млн. тонн, который оказывал давление на внутренний рынок и способствовал демпингу цен, особенно во время уборки.
Так, если в 2009-2011 годах на внутреннем рынке во время уборки цена на пшеницу 3 класса падала аж до 80 долларов США (или 12-15 тыс. тенге), а на ячмень до 40 долларов США, то в этом году пшеница 3 класса стоит не ниже чем 40-42 тыс. тенге. Такой уровень не случайный, его невозможно установить административным путем, это является следствием сбалансированности объемов производства, т.е. предложения и выгодного спроса на рынке зерна. И если опять взглянуть на дополнительный слайд, мы видим что цены на внутреннем рынке даже выше чем на мировых. Это означает, что мы можем, до сих пор отрицательно влиявший, фактор глубоко контительного расположения нашей страны, превратить в позитивный. Здесь мы должны исходить из того, что до наших соседних стран-покупателей зерна ближайшие зерновые рынки расположены также далеко.
Следует отметить, что в текущем году из-за сложных погодных условий некоторые сельхозтоваропроизводители могут потерять часть урожая при уборке, что приведет к определенным убыткам или, вернее, к недополученным доходам. В то же время в случае сохранения посевных площадей зерновых культур в прежних размерах (в 2009 году – 17,2 млн. га, в 2011 году – 16,2 млн. га) эти убытки были бы гораздо больше.
При этом следует учитывать, что недополученные доходы компенсируются более высокими ценами на продукцию. Цена даже на 5 класс пшеницы в этом году составляет 30 тыс тг, что выше чем цены во время уборки прошлого года на кондиционную пшеницу. В итоге доходы фермера с одного гектара пашни выше, чем в предыдущие, более благоприятные по погодным условиям, годы.
Принятые меры по диверсификации в совокупности с мерами по увеличению объемов государственной поддержки, внедрению современных технологий, отрасли создали предпосылки для роста объемов производства растениеводческой продукции, укрепления кормовой базы животноводства.
Так, за 2011-2013 годы среднегодовой объем производства по масло семянам, овощам, картофелю, бахчевым культурам рост составил более 0,5 млн. тонн по каждому виду продукции.
Аналогично, возросли объемы производства переработки растениеводческой продукции: растительного масла на 31,0 тыс. тонн или 42%, консервированных овощей и плодов – на 1,5 тыс. тонн – 10%.
Увеличение производства продукции, а также рост уровня цен в результате сбалансированности цен на продукцию, адекватно способствует росту доходов сельхозпроизводителей. Так, за 2011-2013 годы от реализации зерна, муки и маслосемян на экспорт в общей сложности получен доход на сумму около 5,9 млрд. долларов США, что на 10% больше, чем за предыдущие три года.
Среднегодовой объем производства валовой продукции отрасли растениеводства за последние три года составил более 1,2 триллиона тенге или возрос к уровню предыдущих трех лет в 1,5 раза.
Параллельно принимаются меры по решению проблемы обеспечения населения плодоовощной продукцией и ранними овощами. В целях развития плодоводства и виноградарства за 2011-2013 годы на закладку новых садов и виноградников и на уход за ними выделены бюджетных средства в размере 4,5 млрд. тенге. Это дало возможность расширить площади садов и виноградников до 56,3 тыс. га.
Среднегодовой объем производства плодовых культур и винограда за 2011-2013 годы по сравнению с предыдущими тремя годами возрос на 49,0 тыс. тонн или 23%.
На начало 2014 года площади сооружений закрытого грунта составили 576 гектаров, в том числе промышленных теплиц – до 230 га и возросли по сравнению с 2010 годом в 3 раза.
В то же время в некоторых областях не достигнуты индикативные показатели, предусмотренные меморандумами по диверсификации посевных площадей.
Основными причинами, сдерживающими темпы диверсификации, являются:
1) недостаток свободных пахотно пригодных земель, особенно для расширения площадей кормовых культур;
2) ухудшение мелиоративного состояния орошаемых земель;
3) недостаточное развитие инфраструктуры хранения, переработки, транспортной логистики;
4) мелкотоварность производства.
Практически все остальные проблемы связаны с недоступностью финансирования для фермеров, а также рядом других проблем в этой плоскости.
Для обеспечения доступности сельхозтоваропроизводителей к финансированию в программе "Агробизнес 2020" предусмотрены следующие меры:
1) совершенствование системы страхования;
2) выделение инвестиционных субсидий по приоритетным направлениям;
3) субсидирование процентной ставки по кредитам и лизингу:
4) введение механизмов гарантирования и страхования займов для решения вопроса отсутствия залогового обеспечения.
Данные меры позволят привлечь в отрасль финансирование и инвестиции из внебюджетных источников.
Необходимо также активизировать работу на местах по повышению эффективности субсидирования. Там, где целенаправленно используются выделенные на субсидирование бюджетные средства, там достигается желаемый результат.
К примеру, в Карагандинской области в 2013 году за счет исключения базового субсидирования мягкой пшеницы смогли значительно увеличить господдержку зернофуражных и кормовых культур.
В Акмолинской и Костанайской областях значительно снижен норматив базовой субсидии на пшеницу.
В то же время местные исполнительные органы других регионов все еще колеблются. Поскольку сейчас все рычаги по субсидированию переданы акиматам, в вопросе диверсификации очень много зависит от устремленности и настойчивости местных исполнительных органов. Все бюджетные ассигнования переданы в МИО через механизм трансфертов общего характера и нормативы субсидий устанавливаются постановлениями акиматов.
В части механизации сельскохозяйственного производства необходимо отметить следующее.
Анализ текущего состояния сельскохозяйственного производства свидетельствует о том, что республика обеспечена достаточным количеством сельхозтехники для проведения сезонных сельскохозяйственных работ.
Тем не менее, темпы обновления машинно-тракторного парка по основным видам сельхозтехники остаются невысокими и составляютоколо 2%.
Ежегодная средняя потребность по тракторам составляет 10000 единиц, комбайнам – 1500 единиц и посевным комплексам – 1400 единиц.
При этом, из вышеуказанной потребности по тракторам (5-8 класса) фактически приобретается только 10%.
Несмотря на наличие мощностей по сборке и производству сельхозтехники, таких, как ТОО "СемАЗ", г. Семей, АО "Агромашхолдинг" и ТОО "Агротехмаш", г. Костанай основной объем сельхозтехники импортируется из зарубежных стран.
Надо отметить, что в целом вопросы развития машиностроения, в том числе сельхозмашиностроения, находятся в министерстве по инвестициям и развитию.
В то же время, в целях технического перевооружения АПК страны Министерством сельского хозяйства принимается ряд мер:
1) В холдинге Казагро открыта специальная кредитная программа для финансирования проектов по организации производств и сборке сельхозтехники. Например: ТОО "СемАЗ" мощностью 1000 тракторов в год – один из успешных проектов этой программы. На этом предприятии уже выпущено более 5 тыс. ед. тракторов МТЗ-80.
2) в рамках стимулирования приобретения сельскохозяйственной техники с 2013 года реализуется программа по удешевлению до 7% процентной ставки вознаграждения по лизингу сельскохозяйственной техники, по технике и оборудованию применяемой в животноводстве и кормопроизводству ставка удешевляется на 10%. Т.е. если Казагрофинанс финансирует обычно под 12%, то фермеру лизинг будет обходиться всего под 2% в год.
3) кроме того, ежегодно с 2012 года КазАгроФинансом реализуется новый лизинговый продукт "Урожай". В рамках обозначенной программы, направленной на поддержку мелких крестьянских хозяйств, СХТП имеют возможность приобрести уборочную технику в лизинг по упрощенной схеме с отсрочкой первоначального взноса и без залога.
В целях обеспечения АПК республики высокопроизводительной сельскохозяйственной техникой ведется работа по организации сборочных производств с мировыми лидерами сельскохозяйственного машиностроения.
Возможными проектами является привлечение компаний JohnDeere и Claas по организации сборочного производства сельхозтехники в Казахстане. В настоящий момент идет проработка этих проектов. Реализация подобных проектов позволят обеспечить большую доступность современной сельхозтехники для наших сельхозтоваропроизводителей.
Говоря в целом о диверсификации площадей и механизации в сельском хозяйстве, хочу отметить, что определенные положительные изменения уже есть и они очевидны.
Программой "Агробизнес-2020", разработанной по поручению Главы государства, предусмотрен ряд механизмов государственной поддержки по этим и другим направлениям. Реализация этих мер поддержки позволит агропромышленному комплексу страны совершить качественный рывок для того, чтобы быть конкурентоспособным на мировом рынке.
***
С содокладом на тему Правительственного часа выступил председатель Комитета Мажилиса по аграрным вопросам Ромин Мадинов (см. www.parlam.kz). Затем министр ответил на депутатские вопросы. После выступлений парламентариев кратким заключительным словом Правчас завершила вице-спикер Дарига Назарбаева (тезисы):
Как уже было отмечено в докладе министра сельского хозяйства, работа в сфере диверсификации сельхозпроизводства у нас проводится скромно, но все же, результаты работы есть.
… Конечно, наше современное сельское хозяйство тоже переживает свою пору становления. Конечно, мы очень хотели бы дожить до того времени, когда все будет построено так, как надо.
На сегодня что получается? Очень трудно что-либо заранее планировать и государству, и предпринимателям, если нет уверенности в объемах предстоящего урожая, и ситуацией управляет природа. Чтобы снизить зависимость от погодных условий необходимо стимулировать внедрение новых технологий, о чем мы сегодня говорили, и диверсифицировать сельхозпроизводство. Ведь научились же арабы успешно выращивать хлеб, овощи, фрукты и даже пальмы в условиях пустыни?
Страхование не работает, о чем сегодня мы говорили. Как преодолеть проблемы, мешающие ускорить модернизацию в сельском хозяйстве? Как помочь аграриям поднять уровень конкурентоспособности их продукции? Самое главное – как им помочь в сбыте их продукции и на внутреннем, и на внешнем рынках?
Мы часто слышим, что главной проблемой является низкий уровень субсидирования сельского хозяйства. Но сегодня мы не обсуждали, насколько эффективно используется уже имеющийся ныне объем субсидирования этой отрасли, мы об этом не услышали ни одного слова.
А как узнать, каким должен быть объем субсидирования, если до сих пор нет обоснованных расчетов о потребностях внутреннего рынка и о возможных внешних рынках сбыта отечественной продукции? Мы даже имеющиеся объемы продукции затрудняемся продать. И как вообще у нас поставлена внешняя торговля сельскохозяйственной продукцией, какая организация за это отвечает и насколько хорошо она справляется с этой задачей? И это вопрос, который относится не только к сельскохозяйственной продукции, в целом ко всем отраслям, которые сегодня что-то производят в нашей стране.
Никто профессионально не занимается торговлей. Раньше это было Министерство индустрии и технологий, теперь – небольшой департамент в Министерстве инвестиций и развития. Собственно говоря, сфере торговли – как отдельной, очень большой и важной отрасли, уделяется мало внимания. Это то, о чем мы с вами, уважаемые коллеги, должны говорить Правительству. Поэтому у нас все программы буксуют. Возьмите ФИИР, возьмите сельское хозяйство.
Что бы мы ни производили, какие бы мы инновации ни внедряли, если нет сбыта, если нет продажи, то какой это все имеет смысл? Поэтому мы имеем заводы, которые открылись и закрылись, потому что не знают, куда продавать свою продукцию.
А как у нас обстоят дела с хранилищами для сельскохозяйственной продукции? Ведь не секрет, что высокий урожай означает катастрофу из-за нехватки хранилищ и холодильников. Сколько нам их нужно и где? Кто должен инвестировать создание этой инфраструктуры? Сегодня, пожалуй, не найдется частной организации, которая бы на себя взяла такие риски. Это все-таки, наверное, на основе государственно-частного партнерства должно делать государство, создать их, построить на концессионных условиях, отдать предпринимателям.
У Министерства сельского хозяйства есть несколько программ, касающихся животноводства. Мы говорим о кормах. Сегодня о кормах практически ничего сказано не было. В этой таблице, которая была представлена, с 2005-2014 годы, посмотрите, какая динамика по кормам, практически ровненькие столбики. Вроде бы огромные деньги вкладываем в то, чтобы увеличить поголовья скота, огромные деньги вкладываем, чтобы улучшить породу, ввозим скот из-за рубежа с большими рисками и потерями, а в итоге что мы имеем, чем его кормить? Вот проблема.
Говорят, что наше мясо неконкурентоспособно, Вы не так давно, Асылжан Сарыбаевич, говорили на собрании фракции, потому что корма дорогие, а корма дорогие, потому что дефицит, и львиную долю кормов мы все-таки импортируем откуда-то извне. Вот вам и себестоимость.
Есть еще программа, касающаяся переработки, машиностроения. В итоге представленная презентация не показывает взаимосвязи отрасли растениеводства с другими программами министерства. Нет информации об уровне потребности в кадрах, качестве подготовки специалистов и развитии научного потенциала в этой области. Здесь прозвучали вопросы коллег, но пока только мы видим намерения, которые еще не получили каких-то четких очертаний.
Мы не знаем, что ожидает отрасль в рамках Экономического союза, а после вступления в ВТО что ожидает нашу отрасль, и как она будет развиваться.
Вот такие непростые вопросы, которые мы задаем сегодня Министерству и ждем на них ответы в ближайшее время.
В ходе дискуссий депутаты высказали ряд замечаний и пожеланий, которые, думаю, будут приняты во внимание Министерством и озвучены на следующем Правительственном часе по данному вопросу. К проблемам растениеводства мы вернемся еще не раз, и наш профильный Комитет возьмет эти вопросы на контроль.
***
Высказанные депутатами замечания и предложения будут обобщены в соответствующих Рекомендациях Министерству.

-----

ПРАВЧАС: СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА ("РАСТЕНИЕВОДСТВО: ПРОБЛЕМЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ")
Астана, 17 ноября, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час (www.parlam.kz), на котором содоклад сделал председатель Комитета Мажилиса по аграрным вопросам Ромин Мадинов (тезисы):
В развитии экономики Казахстана ведущую роль занимает агропромышленный комплекс, от которого зависят общее состояние страны, ее продовольственная безопасность и благополучие населения.
Как отметил Глава государства в своем Послании народу Казахстана "Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее", глобальная потребность в продовольствии с каждым годом будет только возрастать, а наша республика имеет все возможности для производства экологически чистой продукции.
Так, развитию сельского хозяйства способствует, прежде всего, наличие огромного земельного фонда с обширными площадями сельскохозяйственных угодий. Многообразие природных условий Казахстана, а также выгодное географическое положение с большими рынками сбыта обуславливают значительные потенциальные возможности для всех отраслей агропромышленного комплекса.
Сегодня в растениеводстве занято большинство трудоспособного населения села, и оно считается главной отраслью сельского хозяйства.
В последние годы наблюдается рост валовой продукции сельского хозяйства. Необходимо отметить, что именно по растениеводству Казахстан уже выполнил поручение Главы государства – войти в число 30 ведущих государств мира, потому что мы занимаем первое место в мире по производству пшеницы на душу населения, мы занимаем первое место в абсолютных цифрах по экспорту муки, и мы стабильно входим в десятку ведущих экспортеров пшеницы на мировом рынке.
Конечно, есть определенные результаты, но это не повод для того, чтобы нам сейчас почивать на лаврах и думать, что у нас все хорошо. Потому что сегодня нужно понимать, что в этой отрасли, в растениеводстве, то именно сейчас, когда мы находимся на самом пике, вверху, начинается складываться проблема, которую необходимо решать. В первую очередь это проблема недостаточного финансирования сельского хозяйства.
Казахстан является членом Евразийского экономического союза, что подразумевает равную конкуренцию с Россией и Беларусью, но на сегодня уровень поддержки сельского хозяйства в Казахстане 6 процентов, в России – 12, а в Беларуси – 17 процентов от валового объема сельского хозяйства. То есть фактически получается, что уже сегодня наши сельхозтоваропроизводители на старте, работают в неконкурентной борьбе, мы уже уступаем нашим соседям. Поэтому Правительство в кратчайшие сроки должно предпринять меры по устранению этого дисбаланса. Нужно провести необходимую работу, посмотреть эти конкретные цифры, где и по каким позициям мы отстаем от наших соседей, наших партнеров по Таможенному союзу. В ближайшее время этот диспаритет нужно устранить, иначе мы с вами будем вынуждены, то, что мы сегодня имеем, засилие аналогичных товаров наших партнеров по Таможенному союзу на наших прилавках. Но эта работа будет только первым этапом, потому что в ближайшее время мы вступаем в ВТО, а там, в ведущих экономиках государств, субсидирование сельского хозяйства еще выше, и это выше на порядок.
В связи с этим Лидер Нации поставил для нас конкретную задачу – войти в состав 30-ти ведущих государств мира. Правительству уже сейчас необходимо тщательно проанализировать, изучить, как устроена работа Министерства сельского хозяйства, изучить механизмы финансирования отраслей. Хотя мы сегодня все с вами считаем, что программа "Агробизнес-2020" очень масштабная, но за деревьями нам надо видеть лес. Необходимо в разы увеличивать субсидирование сельского хозяйства, потому что все ведущие страны уже делают это, и другого выхода у нас просто нет.
Комитет по аграрным вопросам Мажилиса Парламента очень тесно сотрудничает с Аграрным комитетом Бундестага Германии. Мы регулярно туда выезжаем, смотрим их работы. На последнем выезде мы попросили показать нам экономику фермерских хозяйств. Мы были в хозяйствах, которые занимают 500 гектар, имеют 1000 и 4000 гектар. Мы посмотрели, у них хороший надой, 12 тысяч литров. У них привес более 1 килограмма в день. После этого, когда мы посмотрели экономику, мы увидели, что у них везде прибыль, и прибыль их составляет миллионы евро. Но затем мы попросили показать субсидии, которые они получают от государства, и получилось фактически, что субсидии, умноженные на гектар, которыми владеют эти хозяйства, являются балансовой прибылью этих хозяйств. То есть фактически, получается, ведущие агроформирования Европы работают ровно в ноль, а прибыль, с которой они платят налоги, с которой они платят проценты банкам, с которой они развиваются, является субсидией от государства. Если исходить из этого, если даже не брать фантастические субсидии 300-400 евро на гектар, который существует в Германии, а брать в среднем 150-200 долларов в Европе, то сегодня только в растениеводстве, даже в пересчете, что у нас урожайность в четыре раза ниже, мы должны по пшенице платить минимально 30-40 долларов субсидий. Мы обязаны будем это делать, это нужно высчитать экономически, не от того, что этого хотят сельхозтоваропроизводители, это экономическая реальность.
Еще раз подчеркиваю, все ведущие страны мира субсидируют сельское хозяйство. Если мы хотим оказаться наравне с ними, мы обязаны это будем делать.
Также среди основных проблем растениеводства является высокая зависимость от складывающихся природно-климатических условий, которые связаны с отсутствием интенсивного фактора в производстве в зависимости от финансового положения сельхозтоваропроизводителей. Здесь государство должно проводить политику, направленную на снижение пагубной метеозависимости сельского хозяйства, но, к сожалению, текущий год еще раз показал, что мы на 60-70 процентов зависим от погоды. Какие бы мы не применяли влагосберегающие технологии, новую технику, на сегодня необходимо понять, что от природы мы зависим очень сильно.
В связи с этим у нас фактически не работает страхование. То, что мы сделали обязательное страхование в растениеводстве, но при этом создали общество взаимного страхования, фактически это уход от реальной действительности. Мы видим, что страхование в этом году не сможет покрыть убытки тех товаропроизводителей, особенно на севере, где не успели вовремя завершить уборку. Я считаю, что над этим вопросом нам нужно отдельно поработать вместе с Правительством, поменять систему страхования в корне и, может быть, рассмотреть вопрос, что субсидии выплачивают только при наличии страхового полиса, тогда это, с одной стороны, исключило бы коррупционность на местах, с другой – позволило бы нашим сельхозтоваропроизводителям иметь очень прочную основу для дальнейшего развития.
Несмотря на сложные погодные условия в этом году, необходимо отметить, что если не было бы той диверсификации и той механизации, которая произошла в последнее время, ситуация была бы гораздо хуже. Сегодня необходимо отметить, что, несмотря на сложнейшие погодные условия, страна будет с хлебом – раз; мы обеспечим наших соседей, традиционные рынки пшеницей – два. Это потому, что произошли реформы.
В связи с повесткой нашего сегодняшнего собрания необходимо отметить, что диверсификация и то, что мы снизили посевы пшеницы до 12 миллионов гектаров, мое понимание, что на этом нужно остановиться. Дальше объемы, засеваемые пшеницей, снижать уже нельзя, потому что это может сказаться на продовольственной безопасности страны, и этот год нам четко показывает это. Мы сами потребляем примерно 7 миллионов, 5 миллионов уходят на продовольственные рынки наших традиционных соседей, а также в связи с тем, что открывается рынок Китая, начиная с прошлого года, мы активно экспортируем туда пшеницу. Для Китая потребление пшеницы – порядка 600 миллионов тонн в год, наши 3-5 миллионов тонн большой погоды для Китая не сделают, а для нас это реальный, хороший рынок.
Поэтому еще раз мое понимание, что по растениеводству в данном случае уже необходимо остановиться по диверсификации и дальше не уменьшать посевные площади под пшеницу.
По сельхозтехнике, механизации. Сделано очень многое, но по сельскохозяйственной технике необходима совместная программа вместе с Министерством по инвестициям и развитию. Чем хорош в данном случае рынок сельскохозяйственной техники? Он прогнозируем, не эластичный, но при этом мы четко понимаем, сколько техники нужно в каждом году. Поэтому все разговоры о том, что у нас в стране будут производиться комбайны, достаточно хорошие сеялки и мощные тракторы, сегодня остаются разговорами. Мне кажется, в рамках текущих программ необходима государственная программа, которая будет рассчитана на века. Каждый год мы понимаем, что определенное количество техники у нас будет выходить из строя, опыт того же Семея, того же Костаная показал, что мы можем собирать самую современную технику и производить у нас, с другой стороны, это дополнительные рабочие места и налоги, которые будут оставаться в нашей стране.
Да, мы очень правильно двигаемся, что сегодня лизинг техники уже доходит до десяти лет, но опять же нужно взять западный опыт, где лизинг техники составляет 12-15 лет. В этом плане тоже нужно четкое понимание, что лизинг техники нам необходимо увеличивать до этого срока, который есть в западных странах. Здесь не нужно ничего придумывать. Это бюджетные деньги. Я думаю, принципиально для "КазАгро" не имеет значения, если это будут бюджетные деньги, лизинг давать на восемь лет или двенадцать лет, а для сельхозтоваропроизводителей это будет конкретная поддержка.
Последний вопрос. Сегодня перед заседанием нам раздали сравнение казахстанских цен на пшеницу с мировыми ценами. Вот этот слайд наглядно показывает, что сегодня казахстанская пшеница, несмотря на то, что она является биржевым товаром, продается ниже 100 долларов, о чем сегодня говорил министр. С одной стороны, это хорошо с точки зрения нашего внутреннего рынка, с другой – это достаточно плохо, когда мы продаем товар на экспорт нашим традиционным соседям, если они покупали (что они и делают сегодня) по биржевым ценам пшеницу на мировом рынке, то цена составляла бы около 300 долларов. Я считаю, что этот вопрос нужно урегулировать, а для этого нужно, чтобы мы максимально приблизили наши экспортные цены к мировым ценам.
Глава государства дал нам конкретное поручение по созданию единого зернового холдинга, на сегодня холдинг формально, де-юре создан, а фактически отдачи от его работы сегодня ни сельхозтоваропроизводители, ни экономика страны не почувствовали. При этом посмотрите, разница в 100 долларов, если мы по этой экспортной цене поставляли нашим соседям, а они сегодня покупают по мировым ценам, когда у нас цена высокая, это был бы дополнительный прилив средств в нашу экономику, сельское хозяйство. Порядка 300-500 миллионов долларов приходило бы в экономику нашей страны ежегодно. Вот это вопрос, над которым мы все с вами должны поработать.
В заключение хотелось бы отметить, что у нас есть все возможности для увеличения, расширения сельскохозяйственной продукции, ведь возрастающая потребность в сельскохозяйственной продукции для обеспечения населения продовольствием обуславливает объективную необходимость увеличения объемов субсидирования и финансирования сельскохозяйственного производства.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указ Президента Республики Казахстан от 18 ноября 2014 года №960 28.11.2014
Отклики зарубежной общественности в связи с ежегодным Посланием Президента народу Казахстана "Нурлы жол – Путь в будущее" 28.11.2014
К. Масимов выступил с приветствием в адрес участников 25-й сессии Конференции по Энергетической хартии 28.11.2014
Кабибулла Джакупов объявил о завершении работы МПА ЕврАзЭС 28.11.2014
Первый заместитель Премьер-Министра РК Б. Сагинтаев провел селекторное совещание по вопросам реализации поручений Главы государства 28.11.2014
Сегодня прошло заседание коллегии оборонного ведомства 28.11.2014
О заседании Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью 28.11.2014
Послание народу Казахстана "Нурлы Жол – путь в будущее" обсудили на коллегии министерства сельского хозяйства 28.11.2014
В Берлине состоялась презентация биографической книги о Президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве 28.11.2014
В Казахстане предстоящий понедельник будет выходным в связи с празднованием Дня первого президента 28.11.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz