Канат САРСЕМБАЕВ, государственный инспектор отдела государственного контроля и организационно-территориальной работы Администрации Президента Республики Казахстан, кандидат юридических наук, "Казахстанская правда", 30 ноября
Успешная реализация Стратегии-2050 во многом зависит от эффективной работы госаппарата на всех уровнях – от села до столицы. Главная цель проводимой по поручению Президента Республики Казахстан – Лидера нации Нурсултана Назарбаева масштабной административной реформы – обеспечить быстрое и качественное решение ежедневных насущных проблем населения на местах, а также высокий уровень развития регионов страны и отраслей экономики. В связи с этим принят комплекс кардинальных мер по повышению эффективности госаппарата и, что особенно важно, самостоятельности и ответственности отраслевых и региональных госорганов. Так, в прошлом году в рамках реформы государственной службы почти в 8 раз сокращено количество политических должностей (до 439 человек). В итоге в сфере формирования региональной и отраслевой политики обеспечено единоначалие. Данная функция закреплена за акимами регионов и министрами, а также их заместителями. Сельские акимы (91,7% всех акимов страны) стали административными служащими. Акимы районов и городов, ответственные секретари министерств и другие (539 чел.) вошли в административный управленческий корпус "А" с 4-летним контрактом и ежегодной оценкой их деятельности. В целях повышения стабильности и профессионализма госаппарата законом введен запрет на внеконкурсные переводы между госорганами, что снизило количество перемещений госслужащих в 40 раз. Прозрачность отбора на госслужбу обеспечен вновь созданным институтом общественных наблюдателей от неправительственных организаций, СМИ и других, которые также отслеживают, чтобы на работу в первую очередь принимались лица, ранее вошедшие в кадровый резерв. В целом результаты административной реформы в сфере госслужбы прямо повлияли на повышение рейтинга Казахстана в 2014 году на 14 пунктов в ежегодном индексе восприятия коррупции "Транспаренси интернешнл" и получили высокую оценку Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), состоящей только из самых развитых стран мира (34 государства). Одновременно с реформой госслужбы министерствам и акиматам всех уровней передан целый ряд госфункций и госуслуг с необходимым финансированием и штатной численностью. Так, в августе 2013 года впервые в стране введена система выборов сельских акимов маслихатами с учетом мнения местного населения с высокими требованиями к их образованию, стажу и опыту работы. За акимами закреплено 67 функций, для исполнения которых их аппараты в целом по стране увеличены на 5 000 человек. Для пополнения сельских бюджетов акимам предоставлено право сбора штрафов за нарушение правопорядка, сдачи в аренду коммунального имущества, взимания платы за размещение наружной рекламы и так далее. Так, на 2 457 сельских специальных счетах уже аккумулировано свыше 300 млн. тенге, которые будут направлены на местные нужды. Не случайно, что основной упор административной реформы в прошлом году сделан на село, на нижний уровень госуправления, где работает 13% всех госслужащих (13 тыс. человек), обслуживающих половину населения страны. В первую очередь необходимо было улучшить механизмы решения ежедневных вопросов граждан на местах. Именно от эффективности реализации административной реформы на селе зависит ее успех в целом. При этом укрепление института сельских акимов продолжается. Парламент рассматривает законопроект о передаче им функций сбора 4 налогов (на транспорт, землю, имущество физических лиц, доход индивидуальных предпринимателей). После его принятия сельские акимы значительно расширят свои финансовые возможности по решению местных вопросов. В августе нынешнего года, согласно Указу Президента "О мерах по разграничению полномочий между уровнями государственного управления", произошло самое большое в истории Казахстана сокращение количества министерств (до 12), ликвидация всех агентств с созданием Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, уменьшение количества комитетов с 54 до 41. Главным нововведением стало наделение министров правом самостоятельно регулировать вопросы текущего развития соответствующих отраслей: сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения, образования и так далее, а также контролировать исполнение установленных требований. Для этого в течение месяца с момента принятия указа были изменены 147 законов. За Правительством сохранены функции общего контроля, по разработке основных направлений социально-экономической политики государства, обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка. Министерствам переданы 1 606 стратегических, регулятивных, реализационных и контрольно-надзорных функций, а также полномочия по утверждению и реализации стратегических планов. Если ранее согласование и решение отраслевого вопроса на уровне Правительства занимало несколько месяцев, то теперь правила, порядки и так далее утверждаются министрами. Это повысило оперативность управления отраслью и установило персональную ответственность первых руководителей центральных госорганов за состояние курируемых сфер. В свою очередь министерства передали регионам 261 контрольно-надзорную функцию в сферах строительства, управления земельными ресурсами, растениеводства, ветеринарии, безопасности пищевой продукции, естественных монополий, транспорта, энергетики, туризма, образования, здравоохранения и другие. В целях выполнения данных функций акиматам передается около 2 000 человек с соответствующим материально-техническим обеспечением. Таким образом, акиматы стали напрямую контролировать стройки, производство местной продукции, качество медицинских и образовательных услуг и прочее. Также в целях повышения эффективности госуправления акимам Астаны, Алматы и областей предоставлено право определять с учетом социально-экономических особенностей регионов структуру акимата и менять ее раз в год. С областного на районный уровень переданы 14 социальных функций, такие как утверждение схемы и порядка перевозки в общеобразовательные школы детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах; обеспечение деятельности районных и городских неспециализированных детско-юношеских школ и др. При этом за министерствами сохраняются функции по контролю за деятельностью местных исполнительных органов в названных сферах. Кроме того, в результате административной реформы ряд госфункций передан в частный сектор. Так, с 1 января 2015 года организацией конкурсов на соискание премии Президента Республики Казахстан "Алтын сапа" и "Лучший товар Казахстана" будет заниматься Национальная палата предпринимателей. Таким образом, проводимая в последние два года административная реформа позволила сформировать "компактное" Правительство, усилить самостоятельность и ответственность министерств и акиматов, оптимизировать документооборот, приблизить оказание государственных услуг к потребителям. В целом административная реформа, наряду с кардинальным улучшением условий ведения бизнеса в стране, является ключевым фактором успешной реализации новой экономической политики "Нұрлы жол – путь в будущее" и достижения поставленной Главой государства в Стратегии-2050 цели по вхождению Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира. |