Зарема ШАУКЕНОВА, директор Института философии, политологии, "Казахстанская правда", 28 января
Результаты недавнего мониторинга мировоззренческих взглядов современной казахстанской семьи показали, что, несмотря на происходящее в обществе возрождение традиций религиозности, в семьях сохраняется светская ориентация. Семья – это уникальная социальная группа, общность близких не только по крови, но и по духу людей, которая сопровождает каждого человека всю его жизнь. На благополучии семей строится стабильность страны. Поэтому наряду с Конституцией, которая защищает институт семьи, наше государство разработало законодательную базу и ряд государственных программ, направленных на поддержку "ячейки общества". В связи с задачами консолидации казахстанского общества на основе базовых ценностей ученые нашего института инициировали социологические исследования в рамках грантового проекта "Институт семьи как фактор стабильности казахстанского общества" (научный руководитель – доктор философских наук, профессор Грета Соловьева). Исследования были проведены НИА "Институт демократии" под руководством кандидата социологических наук Юлии Кучинской. Не секрет, что мировоззренческая атмосфера каждого общества, в том числе по такой демаркационной линии, как "светскость/религиозность", постоянно изменяется под влиянием различных факторов. Поэтому для ученых было важно выявить общие контуры при выборе каждой семьей мировоззренческих предпочтений. Анализ показал, что уклад, традиции и система ценностей сегодня достаточно специфичны и отображают не только тенденцию возрастания интереса к религии, но и изменения в соотношении светских (30,3%), светско-религиозных (21,3%) и религиозных (46,8%) семей. Новизна социальной ситуации сфокусировала научный интерес на масштабах религиозного компонента в жизни наших семей. Так, мониторинг проявил обстоятельства, в соответствии с которыми собственно религиозный образ жизни (включающий обрядность и прежде всего соизмерение своего образа жизни с религиозными канонами) свойствен не более чем 14% семей. Следование только светскому образу жизни характерно примерно для 10% семей. Более 70% респондентов так или иначе связывают жизнь своей семьи с обращением к религиозной традиции, причем выясняется, что в их числе свыше 43% вполне допускают совмещение и религиозности, и светскости. Преимущественной точкой зрения респондентов стало суждение о том, что процесс формирования духовно-нравственных ценностей не зависит от религиозной или светской ориентации (так считает почти каждый третий – 31,6%). В семьях, исповедующих традиционные религии, больше возможностей для формирования духовно-нравственных ценностей, потому что именно в них четко определены критерии добра, любви, ненасилия, утверждает почти каждый четвертый респондент (23,3%). И примерно каждый шестой (17,3%) полагает, что наиболее благоприятная духовно-нравственная атмосфера создается в светско-религиозных семьях, где сочетаются эти ценности. 11,5% уверены в том, что ни в светских, ни в религиозных семьях нет стремления к духовно-нравственному развитию из-за культа материального потребления. 9,2% казахстанцев ответили, что только в светских семьях создается должная духовно-нравственная атмосфера. Затруднились с ответом на вопрос 6,9%. В связи с возрастанием роли религии сегодня в семьях стали проявляться нетипичные в прошлом ситуации, когда члены одной семьи становятся приверженцами различных религий и, соответственно, переходят к новому образу жизни. Распределение суждений здесь выявило палитру мнений. Анализ общей установки на оценку прочности семьи в случае несовпадения религиозных убеждений показывает: почти половина респондентов (46,9%) убеждены, что принадлежность к различным конфессиям членов одной семьи не является препятствием для ее прочности. Но в то же время почти каждый третий респондент (33,9%) высказал противоположное мнение о том, что несовпадение мировоззренческих предпочтений членов семьи неминуемо приведет к ее распаду. Итак, исследование религиозности в проекции на семейную идентичность выявило тенденцию сохранения устойчивости казахстанского общества, его стремления к консолидации, достижению стабильности и духовного возрождения, высокую степень толерантности к мировоззренческим предпочтениям, уважение религиозного выбора. И главное – спокойное восприятие процессов религиозной конверсии. Итоги мониторинга религиозности (включая не только это, но и другие исследования), думается, выявляют актуальность и необходимость религиоведческого обучения молодежи. И оно должно быть направлено как на информирование, так и на формирование у молодежи представлений о многообразии религий, их культурообразующей роли, различных функций в истории и современности, а также понимание молодыми людьми механизмов и целей использования религии как политического ресурса. То есть новый предмет, появившийся в системе светского образования, – религиоведение – должен помочь в понимании общечеловеческих ценностей как сплава светских и религиозных духовно-нравственных концептов, которые существенным образом влияют на жизнь казахстанцев и их семей. |