Астана, 10 февраля, Дом Мажилиса
Сегодня в Комитете Мажилиса по аграрным вопросам с участием вице-спикера Палаты, руководителя парламентской фракции партии "Нур Отан" Дариги Назарбаевой состоялась презентация правительственного законопроекта "О государственно-частном партнерстве". О проекте нового Закона и сопутствующих поправках депутатам доложил первый вице-министр национальной экономики Марат Кусаинов. Законопроект разработан во исполнение поручения Главы государства о необходимости комплексного регулирования всех аспектов долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса в инвестиционной сфере. Целью законопроекта является формирование и усиление долгосрочного сотрудничества между государством и частным сектором путем объединения ресурсов для повышения уровня доступности и качества общественных благ и услуг. Как отметил разработчик, в законодательстве закреплены две основные формы ГЧП: контрактное (концессия) и институциональное. На сегодня ГЧП в Казахстане представлено преимущественно концессией, которая применима к наиболее сложным и капиталоемким проектам, и нормами Закона "О государственном имуществе" об аренде и доверительном управлении государственным имуществом. Институциональное ГЧП – это участие в ГЧП субъектов квазигосударственного сектора, к настоящему времени остается только законодательно продекларированным, однако конкретные формы взаимодействия не урегулированы. Наряду с этим имеется ряд других недостатков действующего законодательства. Не в полной мере используются возможности по привлечению частного сектора к управлению и развитию государственных активов в рамках законодательства о государственном имуществе. Закон о государственном имуществе предусматривает возможность выплат с бюджета на трехлетний период (возмещение необходимых расходов, произведенных доверительным управляющим при доверительном управлении государственным имуществом), однако бюджетное законодательство не содержит механизмов возмещения затрат и государственной поддержки для инвесторов, осуществивших инвестиции. Новый закон направлен на законодательное обеспечение системного развития института ГЧП в Казахстане с учетом международной практики и решения ряда вопросов. Законопроектом предлагается следующее. Определяется круг участников и сфера применения ГЧП, наряду с базовыми сферами, такими как образование, здравоохранение и строительство автодорог законопроект предполагает развитие ГЧП во всех отраслях и сферах экономики. Запрет устанавливается только по отдельным объектам соответствующим указом Главы государства (например, станции крови, центры ВИЧ/СПИД, плотины, гидроузлы). Законодательно определяется круг участников ГЧП, включая финансовые организации, национальные отраслевые операторы (КТЖ, КЕГОК, Казахтелеком и другие), Национальную палату предпринимателей (далее – НПП). Предусматривается существенно расширить контрактные формы ГЧП за счет внедрения контрактов жизненного цикла, контрактов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (инновационное ГЧП), сервисных контрактов, лизинговых механизмов. Определяются механизмы реализации институционального ГЧП, предполагающие создание совместного предприятия между государственным и частными партнерами для реализации проекта. Институциональное ГЧП направлено на привлечение прямых инвестиций через вовлечение субъектов квазигосударственного сектора, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству. Институциональное ГЧП предполагает внедрение в законодательстве элементов опционных соглашений ("exit" из проекта) и соглашений акционеров в казахстанскую практику. Указанные соглашения позволят более гибко управлять капиталом и корпоративным контролем в проектах ГЧП, урегулировать корпоративные отношения собственников компании, в том числе вопросы выхода из проекта. Институциональное ГЧП станет реальной альтернативой капитализации за счет бюджета, так как вместо единовременной капитализации субъектов квазигоссектора, поддержка проекта будет осуществляться определенными выплатами через меры государственной поддержки в долгосрочном периоде. Законопроектом определяется структура Договора о ГЧП, интегрирующая все аспекты взаимоотношений государства и бизнеса, включая инвестиционную составляющую, меры государственной поддержки, вопросы разрешения споров, что даст сторонам определенность в долгосрочном контракте. Наряду с применяемыми одно и двух этапными конкурсами, законопроектом предполагается внедрение новых механизмов выбора частного партнера, таких как заключение договора о ГЧП путем прямых переговоров, и проведение конкурса по упрощенным процедурам по малым формам ГЧП. Заключение договора путем прямых переговоров будет осуществляться при наличии у частного партнера готового объекта для реализации на его базе проекта ГЧП. Частный партнер вправе самостоятельно инициировать переговорный процесс с государством и заключить соответствующий контракт. Аналогичный механизм возможен в сфере инноваций. В случае если у частного партнера имеются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности. Законопроектом также внедряются малые формы ГЧП по объектам малой проектной мощности, по которым предусматривается проведение конкурса по упрощенным процедурам. Сопутствующим законопроектом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан в области государственно-частного партнерства" вносятся поправки в 3 кодекса и 14 законов, в том числе Гражданский, Бюджетный и Земельный кодексы, законы о концессиях, инвестициях, акционерных обществах, автомобильных и железных дорогах и другие. Отмечая актуальность и необходимость принятия соответствующего законопроекта, выступивший с содокладом на заседании руководитель рабочей группы, депутат Мажилиса Роман Ким сообщил, в частности, что представленный документ "очень сырой" и имеет существенные недостатки и недоработки. Отдельные главы проекта закона не соответствуют действующему законодательству и носят "чисто декларативный" характер. Нет четких и единых толкований, определений понятийного аппарата. Зачастую законопроект дублирует отдельные положения, закрепленные в действующем законодательстве. Кроме того, имеются оценочные нормы, которые не находят отражения в тексте законопроекта. По мнению Р. Кима, проект закона в целом требует доработки. Затем вице-министр М.Кусаинов ответил на вопросы депутатов Д.Назарбаевой, З.Балиевой, Р.Шаекина, А.Тойбаева, А.Соловьевой, С.Романовской, Г.Щегельского, Ж.Дуйсебаева, Ш.Утемисова, Н.Сабильянова, Е.Каппеля и других. Дальнейшее обсуждение законопроектов будет продолжено в рабочей группе.
----
В Мажилисе представлен проект закона о ГЧП Пресс-служба Министерства национальной экономики РК, 10 февраля
Сегодня на заседании Комитета Мажилиса по аграрным вопросам был презентован проект закона "О государственно-частном партнерстве". Как отметил Первый вице-министр национальной экономики РК Марат Кусаинов "Целью Законопроекта является формирование и усиление долгосрочного сотрудничества между государством и частным сектором путем объединения ресурсов для повышения уровня доступности и качества общественных благ и услуг". Задачами Законопроекта являются: – привлечение частного сектора к управлению государственными активами; – снижение нагрузки на бюджет; – привлечение инвестиций; – участие субъектов квазигосударственного сектора в реализации ГЧП проектов. По словам Марат Кусаинова, сейчас определяется круг участников и сфера применения ГЧП, наряду с базовыми сферами, такими как образование, здравоохранение и строительство автодорог. Запрет устанавливается только по отдельным объектам соответствующим указом Главы государства, к примеру станции крови, центры ВИЧ/СПИД, плотины, гидроузлы. Законодательно определится круг участников ГЧП, включая финансовых организации и национальных отраслевых операторов. Кроме того, Законодательством будут закреплены две основные формы ГЧП – контрактное и институциональное. Законопроект "О государственно-частном партнерстве" даст возможность урегулировать круг участников и сферу применения ГЧП, расширить контрактные формы ГЧП, урегулировать вопросы институционального ГЧП, определить структуру договоров ГЧП, внедрить частную финансовую инициативу, определить формы участия квазигосударственных компаний в ГЧП проектах. |