Астана, 17 февраля, Дом Мажилиса
На совместном заседании Социального совета при фракции партии "Нұр Отан" и Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию, которое состоялось сегодня в режиме "онлайн-видеоконференции" с регионами Казахстана, обсуждены вопросы законодательного обеспечения по развитию форм устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Акцентировав внимание на актуальности рассматриваемого вопроса, Председатель Социального совета при фракции партии "Нұр Отан" Айткуль Самакова отметила, что благодаря принимаемым государством мерам в последние годы наблюдается уменьшение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом А.Самакова подчеркнула и вклад парламентариев в решение данных вопросов. – Совершенствуется законодательство, в частности, это касается соблюдения прав на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Теперь в льготной очереди первыми стоят ветераны войны, а за ними – дети-сироты. И этого добились депутаты Парламента через национальное законодательство, – сказала депутат Мажилиса. По словам А.Самаковой, на протяжении нескольких лет в Казахстане действует программа по стимулированию патронатных родителей. С 2004 года им выплачивается заработная плата, а также пособие на содержание ребенка. С 2011 года производится ежемесячная выплата пособий опекунам-попечителям на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 10 МРП. Кроме того, с января текущего года гражданам Казахстана, усыновившим детей, будет выплачиваться единовременная денежная выплата в размере 75 МРП. Отдельное внимание депутат Мажилиса, Председатель Социального совета уделила проблемным вопросам. Среди них – возвращение усыновленных детей обратно в детский дом, лишение родителей родительских прав, а также усыновление ребенка в целях получения пособия, т.е. "заработка". О мерах по совершенствованию законодательной базы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью участникам совместного заседания рассказал вице-министр образования и науки Есенгазы Имангалиев. По словам вице-министра, в Казахстане 32 362 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В том числе: 21 350 детей-сирот воспитываются в семьях казахстанских граждан под опекой, попечительством, 1 820 детей – на патронатном воспитании, 9 192 детей воспитываются в детских домах. Вместе с тем ежегодно в республике выявляется до 8 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Говоря о законодательном аспекте рассматриваемых вопросов, Е.Имангалиев отметил, что на сегодняшний день свыше 40 законодательных актов регулируют правоотношения в вопросах защиты прав детей, в том числе и прав детей-сирот. Вместе с тем, по мнению вице-министра, есть необходимость совершенствовать законодательство. Необходимо изменить и подходы в работе с детьми-сиротами. – Существует проблема постинтернатной адаптации воспитанников детских домов. Длительное проживание в детском доме требует специальных социально-педагогических программ по подготовке к самостоятельной жизни этих детей. Необходимо создать систему механизмов по социализации воспитанников. На уровне самих детских домов организовать жизнедеятельность с элементами семейной жизни через развитие таких альтернативных форм семейного воспитания, как гостевой режим, гостевая или приемная семья, – сказал Е.Имангалиев. Также, по предложению вице-министра, необходимо разработать систему института социальных работников, оказывающих интегрированные специальные социальные услуги семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В целях же преодоления причин самого явления вице-министр высказал мнение о необходимости принятия мер на законодательном уровне к родителям, которые намеренно отказываются или бросают своих детей, определив их на полное государственное обеспечение. Заместитель Генерального прокурора Андрей Кравченко проинформировал о принимаемых органами прокуратуры мерах по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, это касается права детей-сирот на получение жилья из государственного жилищного фонда. Кроме того, в целях обеспечения прозрачности деятельности интернатных организаций и предупреждения насилия над детьми Генеральной прокуратурой инициировано включение детских учреждений в перечень объектов национального превентивного механизма. Особое внимание заместитель Генерального прокурора уделил вопросам усыновления. По информации А.Кравченко, в течение 2013-2014 годов наблюдался рост преступлений, связанных с торговлей детьми. Если в 2012 году таких преступлений было 2, то в 2013 году – 25 и 15 в 2014 году. За это осуждено в 2012 году 7 лиц, за период 2013-2014 годов – 34 лица. При этом из 15 фактов 4 в прошлом году были связаны с покупкой детей потенциальными усыновителями. Среди причин А.Кравченко кроме корысти назвал несовершенство процедуры усыновления детей. – Для создания более эффективной процедуры усыновления полагаем важным создать единый банк данных детей, в который могли бы автоматически поступать систематизированные сведения о детях-сиротах со всех регионов, а также о кандидатах-усыновителях. Непосредственный доступ к этому банку данных официально зарегистрированных кандидатов-усыновителей позволил бы исключить субъективное вмешательство некоторых недобросовестных чиновников в процесс выбора ребенка. Одновременное включение в такой банк данных всех детей-сирот обеспечило бы их равными шансами на усыновление и исключило бы факты сокрытия информации о том или ином ребенке, – отметил заместитель Генерального прокурора. Обсуждение вопросов повестки заседания завершилось принятием соответствующих рекомендаций Совета. |